Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
19.01.2019
Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 3 четверти «В музыкальном театре: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки (3 действие)». Цели и задачи: - эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания; - раскрыть особенности звучания русской музыки в III действии оперы «Иван Сусанин» (сцена Суса¬нина с детьми - дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней); - познакомить с особенностями музыкальной драматургии, с понятием контраст, сопоставление в музыке; - развивать умение анализировать, сравнивать различные музыкальные эпизоды; - исполнять песни патриотической и героической тематики (о родном крае, о его доблестных защитниках), развивать умение выражать своё отношение к Родине, своему народу в процессе исполнения; - совершенствовать вокально-хоровые навыки; - прививать чувство любви к Родине, формировать патриотические чувства, дружеские отношения к одноклассникам; - воспитывать музыкальный вкус, формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке.
4 кл_Урок 3.2 Иван Сусанин.doc
Критская. Музыка, 4 класс 3 четверть Урок 2. В музыкальном театре: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки.   Тема:  «За Русь мы все стеной стоим...» Цели и задачи урока:  ­  эмоционально, осознанно, целостно воспринимать  музыку на уровне ключевого знания; ­   раскрыть   особенности   звучания   русской   музыки   в  III  действии   оперы   «Иван Сусанин» (сцена Сусанина с детьми ­ дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней); ­ познакомить с особенностями музыкальной  драматургии, с понятием контраст, сопоставление в музыке; ­ развивать умение анализировать, сравнивать различные музыкальные эпизоды; ­ исполнять песни патриотической и героической тематики (о родном крае, о его доблестных защитниках), развивать умение выражать своё отношение к Родине, своему народу в процессе исполнения; ­ совершенствовать вокально­хоровые навыки; ­   прививать   чувство   любви   к   Родине,   формировать   патриотические   чувства, дружеские отношения к одноклассникам; ­   воспитывать   музыкальный   вкус,   формировать   эмоционально­ценностное  отношение к музыке. ХОД УРОКА ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие ­ Здравствуйте! ­ Здравствуйте! ­ Прозвенел звонок. ­ Начался урок! ­ Что ж, тихонечко садимся И работать не ленимся.  2. Мотивация учебной деятельности учащихся ­ Сегодня мы вновь отправляемся в мир музыкального театра.   Отправляемся сейчас  В театр музыки тот час. Театр ­ и зрелище, и школа для народа, Будить сердца людей ­ вот в чём его природа! На путь неправедный он не даёт свернуть, Он к свету нас ведёт, открыв нам правый путь… (Г. Туккай) Музыканты забренчали, Люди в зале замолчали… (Д. Хармс) ­ Прослушайте музыкальные фрагменты. Скажите, что за музыка звучит: 3. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы Звучат аудиозаписи фрагментов польского акта из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. ­ Бальные танцы: полонез, мазурка, краковяк. ­ Какому народу они принадлежат? ­ Полонез, мазурка, краковяк – польские танцы.  ­ А в каком произведении звучат эти танцы? Кто является автором музыки? ­ Опера «Иван Сусанин» Глинки. ­ Как думаете, для чего композитор включил в русскую оперу мелодии польских танцев? ­ Чтобы показать многогранность образа польского народа. ­ А о каких событиях рассказывается в опере? ­   В   этой   опере   рассказывается   о   походе   поляков   на   Москву,   о   подвиге крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины. ­ Внимание на экран. Что увидите вы там? Демонстрируется видеофрагмент Арии Ивана Сусанина. ­ Ария Сусанина. ­ Каким здесь показан Иван Сусанин, каким вы его видите? Аргументируйте свой ответ. ­  В   арии   Сусанина   раскрывается   образ   героя   и   патриота: в   речитативе   «Чуют   правду»   мы   слышим     широкие,   неторопливые   и   уверенные песенные интонации, в арии «Ты взойдешь, моя заря» передаётся настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. Музыка ­ строгая и очень сдержанная, мелодия ­ простая и напевная. В мелодии повторяются выразительные, тёплые интонации, характерные для русской лирической песни. ­ Прослушайте фрагмент либретто оперы, предположите тему сегодняшнего нашего разговора: Действие 3. В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе дочери Антониды и ополченца Богдана Собинина. Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку,   в   Ипатьевском   монастыре,   куда   к   нему   стекается   вооруженный   люд.   Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место   тайного   сбора   ополченцев   Минина.   Сусанин   делает   вид,   что   подчиняется   требованиям поляков,   а   сам  тем  временем  обдумывает,   как спасти   Минина  и  собирающееся  русское войско. В голове его быстро созревает хитрый план: он заведёт врагов в лесную чащу, откуда они точно не смогут выбраться сами. А тем временем Ваня предупредит Минина, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии. ­ Как думаете, чему будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока? ­ Наверное, продолжим знакомиться с образом Ивана Сусанина. ­   Вы   правы,   ребята,   сегодня   мы   познакомимся   с   музыкой,   которая   полнее   и многограннее раскрывает нам образ Ивана Сусанина не только героя и патриота своей Родины, но и рисует его как любящего отца. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Работа по теме урока ­ Прослушайте фрагмент из III действия оперы: сцена Сусанина с детьми ­ дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей». Каким здесь показан Иван Сусанин? Как это подчёркивает музыка? 1) Слушание фрагмента Сцены из 3 действия – дуэт Сусанина и Антониды ­   Мелодия   звучит   напевно,   задушевно,   спокойно.   Музыка   рисует   простого человека, любящего свою семью, доброго, мягкого по характеру: очень душевно и по­ доброму он разговаривает со своей дочерью Антонидой. ­ Совершенно верно, музыка рисует образ простого русского человека – душевного, мягкосердечного, любящего отца. Человеколюбие, доброту Сусанина подчёркивает и то, что простой крестьянин, в семье которого не было особого достатка, усыновил сироту – приёмыша Ваню. Откройте   учебник   на   стр.   96.  Давайте   пропоём   музыкальную   фразу  «Ну   вот,   я дожил,   слава   Богу,   до   свадьбы   дочери   моей»,   ориентируясь   на   нотную   запись.   Какие особенности звучания русской музыки мы услышим? 2) Пропевание музыкальной фразы с разворота учебника «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей». ­ Мелодия поётся легко, очень напевная, похожа на русские лирические песни. ­   Действительно,   особенность   мелодии   –   в   её   необыкновенной   песенности,   что характерно для русских народных песен. И это подчёркивает «русскость» оперы. Прослушаем музыку дальше, ответим на вопросы: что же нарушает покой в семье Сусанина? Что  происходит в этот момент на сцене? 3) Слушание Сцены с поляками. ­ Слышатся интонации и ритмы полонеза. Музыкой полонеза характеризуются появившиеся в доме Сусанина поляки. ­ В дом Сусанина входят поляки. Они   предлагают ему показать им дорогу на Москву.   Полонез   звучит   воинственно,   самодовольно,   иногда   грозно,   угрожающе, особенно с хором поляков. ­ Далее в сцене слышится тема мазурки. ­ Какой характер польской щляхты изображён в мазурке? ­ В мазурке поляки изображаются гордыми, надменными и спесивыми. ­ Какими выразительными средствами рисует композитор их агрессивное кредо? ­   Композитор   использует   мазурку,   т.к.   именно   этот   танец   имеет   острый, пунктирный,   скачущий   ритмический   рисунок,   во   вступлении   звучат   властные, надменные, приказные, агрессивные интонации. ­ Давайте споём две мелодии ответа Сусанина (с. 96): «Велик и свят   наш край родной...» и «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую  Русь!».  Знакомы ли вам эти мелодии? 4) Пропевание мелодий со стр. 96 учебника Ответы учащихся. ­ А теперь прослушайте музыкальные фрагменты из этой же оперы, с которыми вы познакомились на уроках музыки в  III  классе. Похожи ли мелодии этих фрагментов на только что пропетые нами? 5)   Звучат   тема   финального   хора   «Славься!»   и   тема   хора   интродукции (вступления) «Родина моя!» Учащиеся вспоминают и называют музыкальные темы. ­ Да, эти мелодии похожи: «Велик и свят  наш край родной» схожа с мелодией хора «Славься!», а «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую   Русь!» звучит также, как мелодия из мужского хора «Родина моя!» ­ Совершенно верно. А подумайте, что ещё их объединяет? ­ Они поются широко, распевно – как в русских народных песнях. ­   Действительно,  родство   этих   исконно   русских   мелодий   широкого   дыхания   ­ очевидно.  В   полной   серьёзного   достоинства   музыкальной   реплике   Сусанина   из   3­го действия   «Велик   и   свят   наш   край   родной»,   подчёркивающей   характер   патриота   своей Родины, зарождается тема будущего хора гимнического характера «Славься!», который прозвучит в финале оперы. В интродукции оперы Глинка   также показывает силу, героизм и неустрашимость русского   народа.   Мелодия   мужского   хора   «Родина   моя!»   близка   русским   народным песням:   звучит   широко,   мужественно,   распевно.   Хор   ополчения   звучит   торжественно, уверенно,   смело,   душевно.   В   музыкальном   образе   ополченцев,   исполняемого   хором, композитор подчеркивает мысль о том, что народ – основное действующее лицо оперы. Народ защищает свою Родину, потому готов отдать за неё жизнь. Эта же мысль красной линией проходит и в похожей по мелодии музыкальной реплике Ивана Сусанина из 3­го действия оперы ­ «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую  Русь!» И именно в этом неслучайном повторении Глинкой одних и  тех же музыкальных тем в разных действиях  оперы – в 1­ом, 3­ем, 4­ом ­ заключаются  секреты  развития образов, особенности музыкальной драматургии.   завязка,     Музыкальная драматургия ­ воплощение в музыке драматического действия. В её основе   лежат   общие   законы   драмы   как   одного   из   видов   искусства:   наличие   ясно выраженного   центрального   конфликта,   раскрывающегося   в   борьбе   сил   действия   и противодействия,   определённая   последовательность   этапов   раскрытия   драматического замысла развязка).  Эти общие закономерности находят выражение в музыкальном спектакле  в соответствии с выразительными   музыкальными   средствами,   рисующими   музыкальные   образы   героев спектакля и их развитие. кульминация, (экспозиция, развитие,     2. Разучивание и повторение песен. Вокально­хоровая работа Цель:  подготовиться   к   школьному   празднику,   посвящённому   Дню   защитника Отечества (23 февраля). 1) «Шли солдаты на войну», муз. К. Чеснокова, сл. И. Русских; 2) «Быть мужчиной», муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука; 3) «Моя Россия», муз. Г. Струве   III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    1. Рефлексия ­ Какое основное качество русского человека изобразил в своей опере композитор М.И. Глинка? ­ Любовь к Родине, готовность её защищать. ­ Совершенно верно, беззаветная любовь к Родине, самоотверженность, преданность долгу – главные темы оперы «Иван Сусанн». Но место подвигу в нашем народе живёт на генетическом уровне. Скажите, пожалуйста, когда проявляются лучшие качества народа? ­ Во время сложных испытаний, во время войны. ­ Почему нам близки сюжеты, которые так далеки от нас во времени? ­ Мы сострадаем героям, чувствуем их переживания за судьбу своей Родины, за судьбу своих близких и родных людей.  ­ В нашей современной жизни тоже можно встретить героев, которые также самоотверженно могут защищать свою Родину и близких людей. Домашнее   задание.  Выучить,   выразительно   исполнять   разученные   песни, посвящённые Дню защитника Отечества. 2. Итог Именно первая   отечественная   опера   М.И.   Глинки   заложила   главный   принцип драматургии – контраст, противопоставила русской музыке польскую.  Созданная гением Глинки, эта опера будит в нас высокие чувства, вдохновляет на благородные   поступки.   Бессмертное   произведение   русской   оперной   классики   навсегда останется замечательным памятником русскому патриотизму. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) https://otvet.mail.ru/ 2) https://radiomayak.ru/ 3) https://rustih.ru/stixi­o­tvorchestve/  4) http://soundtimes.ru/

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2019