Конспект урока музыки на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 3 четверти «В музыкальном театре: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки (3 действие)». Цели и задачи: - эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания; - раскрыть особенности звучания русской музыки в III действии оперы «Иван Сусанин» (сцена Суса¬нина с детьми - дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней); - познакомить с особенностями музыкальной драматургии, с понятием контраст, сопоставление в музыке; - развивать умение анализировать, сравнивать различные музыкальные эпизоды; - исполнять песни патриотической и героической тематики (о родном крае, о его доблестных защитниках), развивать умение выражать своё отношение к Родине, своему народу в процессе исполнения; - совершенствовать вокально-хоровые навыки; - прививать чувство любви к Родине, формировать патриотические чувства, дружеские отношения к одноклассникам; - воспитывать музыкальный вкус, формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Иконка файла материала 4 кл_Урок 3.2 Иван Сусанин.doc
Критская. Музыка, 4 класс 3 четверть Урок 2. В музыкальном театре: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки.   Тема:  «За Русь мы все стеной стоим...» Цели и задачи урока:  ­  эмоционально, осознанно, целостно воспринимать  музыку на уровне ключевого знания; ­   раскрыть   особенности   звучания   русской   музыки   в  III  действии   оперы   «Иван Сусанин» (сцена Сусанина с детьми ­ дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней); ­ познакомить с особенностями музыкальной  драматургии, с понятием контраст, сопоставление в музыке; ­ развивать умение анализировать, сравнивать различные музыкальные эпизоды; ­ исполнять песни патриотической и героической тематики (о родном крае, о его доблестных защитниках), развивать умение выражать своё отношение к Родине, своему народу в процессе исполнения; ­ совершенствовать вокально­хоровые навыки; ­   прививать   чувство   любви   к   Родине,   формировать   патриотические   чувства, дружеские отношения к одноклассникам; ­   воспитывать   музыкальный   вкус,   формировать   эмоционально­ценностное  отношение к музыке. ХОД УРОКА ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие ­ Здравствуйте! ­ Здравствуйте! ­ Прозвенел звонок. ­ Начался урок! ­ Что ж, тихонечко садимся И работать не ленимся.  2. Мотивация учебной деятельности учащихся ­ Сегодня мы вновь отправляемся в мир музыкального театра.   Отправляемся сейчас  В театр музыки тот час. Театр ­ и зрелище, и школа для народа, Будить сердца людей ­ вот в чём его природа! На путь неправедный он не даёт свернуть, Он к свету нас ведёт, открыв нам правый путь… (Г. Туккай) Музыканты забренчали, Люди в зале замолчали… (Д. Хармс) ­ Прослушайте музыкальные фрагменты. Скажите, что за музыка звучит: 3. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемыЗвучат аудиозаписи фрагментов польского акта из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. ­ Бальные танцы: полонез, мазурка, краковяк. ­ Какому народу они принадлежат? ­ Полонез, мазурка, краковяк – польские танцы.  ­ А в каком произведении звучат эти танцы? Кто является автором музыки? ­ Опера «Иван Сусанин» Глинки. ­ Как думаете, для чего композитор включил в русскую оперу мелодии польских танцев? ­ Чтобы показать многогранность образа польского народа. ­ А о каких событиях рассказывается в опере? ­   В   этой   опере   рассказывается   о   походе   поляков   на   Москву,   о   подвиге крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины. ­ Внимание на экран. Что увидите вы там? Демонстрируется видеофрагмент Арии Ивана Сусанина. ­ Ария Сусанина. ­ Каким здесь показан Иван Сусанин, каким вы его видите? Аргументируйте свой ответ. ­  В   арии   Сусанина   раскрывается   образ   героя   и   патриота: в   речитативе   «Чуют   правду»   мы   слышим     широкие,   неторопливые   и   уверенные песенные интонации, в арии «Ты взойдешь, моя заря» передаётся настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. Музыка ­ строгая и очень сдержанная, мелодия ­ простая и напевная. В мелодии повторяются выразительные, тёплые интонации, характерные для русской лирической песни. ­ Прослушайте фрагмент либретто оперы, предположите тему сегодняшнего нашего разговора: Действие 3. В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе дочери Антониды и ополченца Богдана Собинина. Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку,   в   Ипатьевском   монастыре,   куда   к   нему   стекается   вооруженный   люд.   Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место   тайного   сбора   ополченцев   Минина.   Сусанин   делает   вид,   что   подчиняется   требованиям поляков,   а   сам  тем  временем  обдумывает,   как спасти   Минина  и  собирающееся  русское войско. В голове его быстро созревает хитрый план: он заведёт врагов в лесную чащу, откуда они точно не смогут выбраться сами. А тем временем Ваня предупредит Минина, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии. ­ Как думаете, чему будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока? ­ Наверное, продолжим знакомиться с образом Ивана Сусанина. ­   Вы   правы,   ребята,   сегодня   мы   познакомимся   с   музыкой,   которая   полнее   и многограннее раскрывает нам образ Ивана Сусанина не только героя и патриота своей Родины, но и рисует его как любящего отца. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Работа по теме урока ­ Прослушайте фрагмент из III действия оперы: сцена Сусанина с детьми ­ дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей». Каким здесь показан Иван Сусанин? Как это подчёркивает музыка?1) Слушание фрагмента Сцены из 3 действия – дуэт Сусанина и Антониды ­   Мелодия   звучит   напевно,   задушевно,   спокойно.   Музыка   рисует   простого человека, любящего свою семью, доброго, мягкого по характеру: очень душевно и по­ доброму он разговаривает со своей дочерью Антонидой. ­ Совершенно верно, музыка рисует образ простого русского человека – душевного, мягкосердечного, любящего отца. Человеколюбие, доброту Сусанина подчёркивает и то, что простой крестьянин, в семье которого не было особого достатка, усыновил сироту – приёмыша Ваню. Откройте   учебник   на   стр.   96.  Давайте   пропоём   музыкальную   фразу  «Ну   вот,   я дожил,   слава   Богу,   до   свадьбы   дочери   моей»,   ориентируясь   на   нотную   запись.   Какие особенности звучания русской музыки мы услышим? 2) Пропевание музыкальной фразы с разворота учебника «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей». ­ Мелодия поётся легко, очень напевная, похожа на русские лирические песни. ­   Действительно,   особенность   мелодии   –   в   её   необыкновенной   песенности,   что характерно для русских народных песен. И это подчёркивает «русскость» оперы. Прослушаем музыку дальше, ответим на вопросы: что же нарушает покой в семье Сусанина? Что  происходит в этот момент на сцене? 3) Слушание Сцены с поляками. ­ Слышатся интонации и ритмы полонеза. Музыкой полонеза характеризуются появившиеся в доме Сусанина поляки. ­ В дом Сусанина входят поляки. Они   предлагают ему показать им дорогу на Москву.   Полонез   звучит   воинственно,   самодовольно,   иногда   грозно,   угрожающе, особенно с хором поляков. ­ Далее в сцене слышится тема мазурки. ­ Какой характер польской щляхты изображён в мазурке? ­ В мазурке поляки изображаются гордыми, надменными и спесивыми. ­ Какими выразительными средствами рисует композитор их агрессивное кредо? ­   Композитор   использует   мазурку,   т.к.   именно   этот   танец   имеет   острый, пунктирный,   скачущий   ритмический   рисунок,   во   вступлении   звучат   властные, надменные, приказные, агрессивные интонации. ­ Давайте споём две мелодии ответа Сусанина (с. 96): «Велик и свят   наш край родной...» и «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую  Русь!».  Знакомы ли вам эти мелодии? 4) Пропевание мелодий со стр. 96 учебника Ответы учащихся. ­ А теперь прослушайте музыкальные фрагменты из этой же оперы, с которыми вы познакомились на уроках музыки в  III  классе. Похожи ли мелодии этих фрагментов на только что пропетые нами? 5)   Звучат   тема   финального   хора   «Славься!»   и   тема   хора   интродукции (вступления) «Родина моя!» Учащиеся вспоминают и называют музыкальные темы. ­ Да, эти мелодии похожи: «Велик и свят  наш край родной» схожа с мелодией хора «Славься!», а «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую   Русь!» звучит также, как мелодия из мужского хора «Родина моя!» ­ Совершенно верно. А подумайте, что ещё их объединяет? ­ Они поются широко, распевно – как в русских народных песнях. ­   Действительно,  родство   этих   исконно   русских   мелодий   широкого   дыхания   ­ очевидно.  В   полной   серьёзного   достоинства   музыкальной   реплике   Сусанина   из   3­годействия   «Велик   и   свят   наш   край   родной»,   подчёркивающей   характер   патриота   своей Родины, зарождается тема будущего хора гимнического характера «Славься!», который прозвучит в финале оперы. В интродукции оперы Глинка   также показывает силу, героизм и неустрашимость русского   народа.   Мелодия   мужского   хора   «Родина   моя!»   близка   русским   народным песням:   звучит   широко,   мужественно,   распевно.   Хор   ополчения   звучит   торжественно, уверенно,   смело,   душевно.   В   музыкальном   образе   ополченцев,   исполняемого   хором, композитор подчеркивает мысль о том, что народ – основное действующее лицо оперы. Народ защищает свою Родину, потому готов отдать за неё жизнь. Эта же мысль красной линией проходит и в похожей по мелодии музыкальной реплике Ивана Сусанина из 3­го действия оперы ­ «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую  Русь!» И именно в этом неслучайном повторении Глинкой одних и  тех же музыкальных тем в разных действиях  оперы – в 1­ом, 3­ем, 4­ом ­ заключаются  секреты  развития образов, особенности музыкальной драматургии.   завязка,     Музыкальная драматургия ­ воплощение в музыке драматического действия. В её основе   лежат   общие   законы   драмы   как   одного   из   видов   искусства:   наличие   ясно выраженного   центрального   конфликта,   раскрывающегося   в   борьбе   сил   действия   и противодействия,   определённая   последовательность   этапов   раскрытия   драматического замысла развязка).  Эти общие закономерности находят выражение в музыкальном спектакле  в соответствии с выразительными   музыкальными   средствами,   рисующими   музыкальные   образы   героев спектакля и их развитие. кульминация, (экспозиция, развитие,     2. Разучивание и повторение песен. Вокально­хоровая работа Цель:  подготовиться   к   школьному   празднику,   посвящённому   Дню   защитника Отечества (23 февраля). 1) «Шли солдаты на войну», муз. К. Чеснокова, сл. И. Русских; 2) «Быть мужчиной», муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука; 3) «Моя Россия», муз. Г. Струве   III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    1. Рефлексия ­ Какое основное качество русского человека изобразил в своей опере композитор М.И. Глинка? ­ Любовь к Родине, готовность её защищать. ­ Совершенно верно, беззаветная любовь к Родине, самоотверженность, преданность долгу – главные темы оперы «Иван Сусанн». Но место подвигу в нашем народе живёт на генетическом уровне. Скажите, пожалуйста, когда проявляются лучшие качества народа? ­ Во время сложных испытаний, во время войны. ­ Почему нам близки сюжеты, которые так далеки от нас во времени? ­ Мы сострадаем героям, чувствуем их переживания за судьбу своей Родины, за судьбу своих близких и родных людей.  ­ В нашей современной жизни тоже можно встретить героев, которые также самоотверженно могут защищать свою Родину и близких людей. Домашнее   задание.  Выучить,   выразительно   исполнять   разученные   песни, посвящённые Дню защитника Отечества. 2. ИтогИменно первая   отечественная   опера   М.И.   Глинки   заложила   главный   принцип драматургии – контраст, противопоставила русской музыке польскую.  Созданная гением Глинки, эта опера будит в нас высокие чувства, вдохновляет на благородные   поступки.   Бессмертное   произведение   русской   оперной   классики   навсегда останется замечательным памятником русскому патриотизму. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) https://otvet.mail.ru/ 2) https://radiomayak.ru/ 3) https://rustih.ru/stixi­o­tvorchestve/  4) http://soundtimes.ru/