Конспект урока на тему " Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных" (4 класс, русский язык)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
15.11.2018
Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных" для 4 класса позволяет обобщить знания учащихся по теме. Продуктивной деятельности учащихся способствуют различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, используются различные формы учебной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.конспект открытого урока
Имя прилагательное 4 класс.docx
Урок русского языка для 4 класса
Коваленко Вера Николаевна,
учитель начальных классов
ОСШ№3 имени Абая г.Талгар
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён
прилагательных.
Цели урока: систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
Задачи:
1
.
Повторить основные грамматические признаки имени прилагательного,
научить различать прилагательные по грамматическим признакам
(значение, вопросы, изменение в роде, числе, падеже); обратить внимание
на роль прилагательных в речи.
Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, определять
их род и число, совершенствовать орфографические умения и навыки;
Воспитывать в детях правильное отношение к общечеловеческим
ценностям; коммуникативные способности;
2
.
3
.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Методы работы на уроке: коллективная работа, беседа, индивидуальный и
фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в паре;
Дидактическое обеспечение урока: Демонстрационный материал, сюжетные
картинки, таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент
Вот звонок весёлый смолк,
Посадив всех на урок.
Время нам нельзя терять
Пора урок наш начинать.
Я желаю вам на нашем уроке удачи, пусть даже маленькой, ведь с маленькой удачи
начинается большой успех.
II. Определение темы урока
Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (Имя прилагательное) Сегодня на уроке мы повторим то, что знаем об имени прилагательном.
III. Актуализация знаний
Будьте все внимательны,
Узнайте прилагательные:
Котёнок – маленький, пушистый.
Ручей – прохладный, серебристый.
Зима – красивая и снежная,
А мама – добрая и нежная.
Назовите имена прилагательные (маленький, пушистый, прохладный, серебристый,
красивая, снежная, добрая, нежная).
Что такое имя прилагательное?
С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку
«Скромные просители»
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с
удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача:
не было у прилагательных собственных рода, числа и падежа.
А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время,
мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными.
Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным
свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и
живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными,
берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе –
дружба.
Как же определить род, число и падеж имён прилагательных?
Для чего нужны имена прилагательные в речи?
Работа по теме урока
IV.
1. Минутка чистописания
Прочитайте буквосочетания на доске:
ой ый ий ая яя ое ее ые ие
Что это за буквосочетания? (Окончания имён прилагательных)
Запишите эту строчку к себе в тетрадь.
2. Словарная работа. Игра «Прятки»
По именам прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой
безударной гласной в корне, запишите его, обозначьте орфограмму.
Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)
Сладкий, яблочный, шоколадный …(пирог)
Белые, лёгкие, пушистые, кучевые …(облака)
Овощной, продуктовый, книжный … (магазин)
Варёный, толчёный, жареный … (картофель)
Новое, меховое, дорогое, тёплое … (пальто)
3. Разбор предложения по членам Составить из слов предложение и разобрать по членам и частям речи.
Пушистые, по, плывут, облака, небу.
Каким членом предложения является имя прилагательное? (Имя прилагательное в
предложении является второстепенным членом – определением)
Выполним морфологический разбор имени прилагательного.
Пушистые (облака) – прил., какие?, н. ф. – пушистый, мн. ч., И. п., определение
4. Работа в паре.
Вставьте пропущенные окончания прилагательных, определите род и число имён
прилагательных.
Белень
к
светл
сильн
холод
высок
хитр
ранн
красив
лют
спящ
зайчик
небо
метель
утро
сосна
лиса
заморозки
лес
холод
медведь
У какого прилагательного вы не смогли определить род?
Почему?
V. Физминутка
Давайте немного отдохнем, поиграем в игру на внимание. Встали все. Если я
произнесу словосочетание, в котором слова мужского рода, то приседают мальчики,
женского рода, приседают девочки, среднего рода – все.
Белая берёза, яркое солнце, холодный ветер, хитрая лиса, хорошее здоровье,
солнечный зайчик, морозное утро, сильная буря, высокий дом, интересная игра,
ночной мороз, голубое небо.
VI.
Работа по учебнику
1. Работа с правилами с. 7677
2. Упражнение в определении падежа имён прилагательных № 204.
В вечернюю смену (В.п), в роскошном платье (П.п), со сладким творогом (Т.п), из сочного арбуза (Р.п), к красивой картине (Д.п), между весёлыми праздниками (Т.п)
с игривым настроением (Т.п), у мелкой лужи (Р.п), с ценными подарками (Т.п).
VII. Домашнее задание стр. 77 № 205
VIII. Подведение итогов урока
– Как отличить прилагательное от других частей речи?
– Сейчас я предлагаю вам выполнить тестовые задания.
1 вариант:
1. Имена прилагательные отвечают на вопросы...
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что?
в) что делает? что сделает?
2. Указать строчку, где все прилагательные женского рода:
а) душистое, красное, весеннее
б) известная, летучая, пёстрая
в) молодой, дружный, субботний
3. Сколько прилагательных в стихотворении? Подчеркнии их.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
а) 5; б) 4; в) 3.
4. Указать имя прилагательное с окончанием ая:
а) син… (лента);
б) осенн… (грязь);
в) лёгк… (задача).
5. Чем является прилагательное в предложении?
а) подлежащим
б) дополнением
в) определением
2 вариант:
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета;
2. Указать строчку, где все прилагательные мужского рода:
а) осторожная, запасливая, снеговая
б) пугливое, домашнее, ласковое
в) хищный, высокий, большой 3. Сколько прилагательных в этом стихотворении? Подчеркнии их.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
а) 6; б) 5; в) 4.
4. Указать имя прилагательное
а) зимовать
б) зимний
в) зимовка
5. Род, число и падеж имени прилагательного зависит от…
а) глагола
б) местоимения
в) существительного
Рефлексия
IX.
О чём сегодня говорили на уроке?
Всё ли было понятно на уроке?
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. ( На столе карточки)
Если вы считаете, что усвоили тему хорошо, покажите восклицательный знак (!).
Если у вас остались вопросы по теме урока, покажите вопросительный знак (?).
Конспект урока на тему " Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных" (4 класс, русский язык)
Конспект урока на тему " Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных" (4 класс, русский язык)
Конспект урока на тему " Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных" (4 класс, русский язык)
Конспект урока на тему " Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных" (4 класс, русский язык)
Конспект урока на тему " Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных" (4 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.