Тип урока: Комбинированный Урок № Дата:
Тема: Кремний и его соединения
Цели урока: изучить кремний и рассмотреть его соединения
Используемая технология: педагогическая мастерская.
Цель урока:
сформировать знания учащихся о химическом элементе кремнии, о свойствах
образованных им простых и сложных веществ;
воспитывать доброжелательность, коммуникабельность;
развивать творческое мышление.
Методы и методические приемы: 1. Словесные: рассказ, беседа
2. Наглядные: презентация
3. Логические: анализ, синтез, обобщение
4. Организационные: фронтальная работа с классом
Оборудование: Технические и мультимедийные средства, ксерокопии для учащихся,
конверты с заданиями
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Введение новых знаний
4. Обобщение и закрепление полученных знаний. Рефлексия.
5. Домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие класса, проверка готовности. Знакомство с темой урока и целью урока.
2. Проверка домашнего задания
Что мы с вами изучили на прошлом уроке?
Карточки по теме «Углерод и его соединения».
3. Введение новых знаний
Обращаем внимание на запись на доске "Кремний основной элемент неживой природы."
Предлагается записать на листках свои чувства, ассоциации.
Стихотворение к уроку:
Силициум с латыни кремень означает
Берцелиус его открыл и так назвал
Ученый Гесс ввел русский термин кремний
Слышна в нем мощь утесов, скал
В земной коре второе место он прочно занимает,
Хотя в свободном виде в природе не встречают
Известен кремний стал лишь с 19 века,
Но неоценима его роль со времен древнего человека
Без него не построить себе особняк,
Чашки кофе не выпить без фарфора никак
Звон хрустальный не слышать
И как о берег бьют волны
Не носить топ моделям серьги, броши, кулоны.
Ну а чистый кремний хоть имеет структуру алмаза
Полупроводниковыми свойствами владеет без отказа
Способностью мага он обладает Энергией солнца вовсю управляет
Часам точный ход обеспечит кристалл
Прочность сталей усилишь, введя кремний в сплав
Живой организм кремний тоже имеет
Изза него человек силикозом болеет
Недостаток его скелет ослабляет
Если меньше 3х грамм, то и взгляд не сияет
Химической активностью кремний не блистает,
Но в щелочах и фтороводороде себя он окисляет.
Его оксид кислотный на редкость очень твердый
В воде не растворим,
Для получения разных стекол ничем не заменим.
Содержимое конвертов.
СОРЖИМОЕ КОНВЕРТА№1
КАРТОЧКА № 1
КРЕМНИЙ ЭТО
1. Простое вещество
2. Химический элемент
3. Химический элемент и простое вещество.
Как вы считаете, какое определение подходит
А) Для раскрытия темы "Кремний и его свойства"
Б) Для раскрытия темы "Соединения кремния и их свойства"?
Обоснуйте своё предположение.
После этого ознакомьтесь с содержанием конверта №2. Работая с заданием №1 и №2,
выберите правильные, на ваш взгляд, ответы, постарайтесь обосновать их, выбрав из набора
карточек те, что будут доказывать ваш выбор; разложите предполагаемые ответы на вашем
столе, перепишите их себе на лист; в качестве ответов принимаются формулы, уравнения
реакции, стихи, прозы, схемы все, что вы знаете или предполагаете. Принимаются даже
самые фантастические предположения.
УД АЧИ, РЕБЯТА!
ЗАДАНИЕ №1
Кремний и его свойства.
1. Положение кремния в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Химический знак кремния.
Относительная атомная масса.
Степень окисления.
2. Строение атомов кремния.
Распределение электронов по уровням и подуровням.
Степень окисления.
Валентность.
3. Химическая формула вещества кремния.
Молярная масса.
Степень окисления.
Химическая связь.
4. Нахождение в природе.
Физические свойства кремния.
Химические свойства кремния.
Получение Si в промышленности (выберите карточки с соответствующими уравнениями
реакций). Получение кремния в лаборатории.
Применение.
Вопрос: В чем причина сходства и различия простых веществ кремния и углерода?
Задание №2.
Соединения Si
1. Оксид кремния (4)
Физические свойства.
Химические свойства.
Нахождение в природе.
2. Кремниевая кислота (выберите карточки с соответствующими уравнениями реакций).
Запишите молекулярные и ионные уравнения.
получение.
химические свойства.
3. Силикаты (выберите карточки с соответствующими уравнениями реакций. Запишите
ионные и молекулярные уравнения).
получение.
физические свойства.
химические свойства.
применение.
Вопрос: в чем причина различия свойств кислородных соединений углерода и кремния?
Содержимое конверта №2.
(Карточки, ответы на задания №1 и №2. Могут быть и неверные ответы). Учащийся должен
выбрать правильные ответы на поставленные вопросы.
H2Si03 = H20+Si02
t
2MgO+Si = 2Mg+Si02
t
3Si+2N2=Si3
2Na+Cl2=2NaCl
Si+2Cl2=Si+4C14
К20*A1203*6Si02+C02+2H20=Al203*2Si02*2H20+4Si02+K2C03
ортоклаз каолинит
Si Ar (Si) =28 ст.ок=+4,4
Si+2F2=Si+4F4
02+2Mg =2MgO
Si M (Si) =28г\моль ст. ок.=о, ковалентная связь
SiO2+кислота не идет, кроме Si02+4HF = SiF4+2H20
t
SiCl4+2H2=Si+4HCl
t
Si02+2Mg=Si+2MgO Si02+2NaOH=Na2Si03+H20 силикат натрия
t
Si+02=Si+402
Si02+CaC03=CaSi03+C02 силикат кальция
Si02 +H20 не идет
t
Si02+2C=Si+2CO
3Si02+4Al=3Si+2Al203
Na2Si03+2HCl=2NaCl+H2Si03
Na2Si03+C02+H20=Na2C03+H2Si03
+4N4 нитрид кремния Na2Si03+C02+H20=CaSi03+2NaCL
K2Si03+2HCL=H2Si03+2KCL
Н2SiO3+ИНДИКАТОР (ЦВЕТ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ)
Si+2NaOH+H20=Na2Si03+2H2
SI+C=SiC КАРБИД КРЕМНИЯ ИЛИ КАРБОРУНД
Si+2Br2=SiBr4
t
Si+Mg=Mg2Sr4
Si+КИСЛОТА не идет, КРОМЕ 3Si+12HF+4HN03=3SiF4+4NO+8H20
Si+ГАЛОГЕНОВОДОРОДЫ не идет, КРОМЕ Si+4HF=SiF4+2H2
t
H2Si03=H20+Si02
5. Домашнее задание
_________________________________
Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.