Конспект урока на тему "Личные окончания глаголов"

  • Работа в классе
  • docx
  • 28.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Класс, дата, предмет: 5 класс, 22. 09, русский язык Тема урока: «Личные окончания глаголов» Тип урока: Комбинированный Вид урока: Цели урока: Образовательные: а) продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся; б) совершенствовать умение по личной форме глагола находить инфинитив, сохраняя при этом его вид; в) сформировать умение определять спряжение глаголов с приставками, умение «видеть» в таких глаголах слово-исключение; г) научить ребят отбрасывать приставку вы- и определять правильное написание безударного окончания глагола, используя алгоритм-схему; Развивающие: а) продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память; б) диалектически анализировать; в) выделять главное и существенное; г) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка); д) устанавливать причинно-следственные связи; е) развивать устную и письменную речь учащихся, литературно-творческие способности; ж) развивать умение работать самостоятельно; Воспитательные: а) воспитывать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, интерес к физической культуре, занятиям спортом; б) воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.
Иконка файла материала мой конс ур по руск яз.docx
Разработка урока по русскому языку Класс, дата, предмет: 5 класс, 22. 09, русский язык Тема урока: «Личные окончания глаголов» Тип урока: Комбинированный Вид урока:  Цели урока: Образовательные:      а) продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные  навыки учащихся; б) совершенствовать умение по личной форме глагола находить  инфинитив, сохраняя при этом его вид; в) сформировать умение определять спряжение глаголов с приставками,  умение «видеть» в таких глаголах слово­исключение; г) научить ребят отбрасывать приставку вы­ и определять правильное  написание безударного окончания глагола, используя алгоритм­схему; Развивающие    :  а) продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся,  слуховую и зрительную память;  б) диалектически анализировать;  в) выделять главное и существенное;  г) продолжать формировать исследовательские умения (постановка  вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа, выработка гипотезы,  выбор методов решения, доказательство, проверка);  д) устанавливать причинно­следственные связи;  е) развивать устную и письменную речь учащихся, литературно­ творческие способности;ж) развивать умение работать самостоятельно; Воспитательные    :  а) воспитывать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу  жизни, интерес к физической культуре, занятиям спортом;  б) воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию,  которое досталось от наших предков. Оборудование: доска, Русский язык. 5 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред.  Н.М.Шанский/ ­ 2­е изд. – М.: Просвещение, 2012, карточка (приложение № 1) Ход урока: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Сообщение темы,  Учитель приветствует  Приветствуют учителя.  цели и задач урока.  Мотивация учебной  учащихся. Проверяет  присутствующих и  Говорят кто  присутствует и  деятельности учащихся отсутствующих. Учитель задает вопрос  отсутствует Учащиеся слушают и  учащимся: ­ Какую часть речи мы  отвечают: ­ Глагол Учащиеся слушают сейчас изучаем?  Слово учителя «Давайте, как на  спортивной тренировке,  вначале проведём  «глагольную разминку».  Мы вспомним  определения из раздела«Глагол» (вы их  повторяли дома) и  правописание слов­ терминов. Я называю  определение, а вы  записываете термин»  Учитель задает вопросы Вопросы учителя к  учащимся: 1.Начальная форма  глагола 2.Вид глагола, к  которому задают вопрос ­  Что делать?  3.Время глагола,  обозначающее действие,  которое произойдет? 4. Изменение глагола по  лицам и числам  Учащиеся отвечают на  вопросы Предполагаемые ответы: 1.Неопределенная 2. Несовершенный вид 3. Будущее 4. Спряжение Учащиеся слушают и  Слово учителя:  «Как вы уже догадались  записывают в тетрадь  число, классная работа и тема нашего  сегодняшнего урока –  тему урока «Личные  окончания глаголов» Личные окончания  глаголов. И сегодня нам  с вами предстоит  научится правильно  определять верноеокончание глагола, в  соответствии с его  спряжением » 2. Актуализация  Учитель проверяет  Учащиеся вместе с  опорных знаний, умений  и навыков (фронтальный домашнее задание по  учебнику. учителем проверяют  домашнее задание. опрос) Учитель берет на  проверку 2 тетради  Двое учащихся отдают  тетрадки учителю, а  учащихся, а остальные  учащиеся по цепочке по  остальные по цепочке по 1 предложению вместе с  1 предложению вместе с  учителем разбирают  учителем разбирают  упражнение 85. упражнение 85. После проверки  Учащиеся беседуют с  учителем и  домашнего задания  учитель организовывает  актуализовывают свои  знания по теме урока беседу с учащимися для  актуализации знаний по  теме урока Вопросы учителя к  Предполагаемые ответы  учащихся: учащимся: 1. Как узнать, к какому  1. Надо поставить  глагол в начальную  спряжению относится  глагол? форму и по окончанию  определить спряжение 2.Какие окончания у  2. На ­ ить, кроме Брить, Стелить глаголов II спряжения? 3. Какие окончания у  3. Все остальные, кроме  11 глаголов.глаголов I спряжения? Слово учителя:  Учащиеся слушают,  вспоминают глаголы и  «Давайте вспомним их» 3.  Объяснение нового  материала (правила), его Слово учителя: «Откройте ваши  восприятие и  осмысление учащимися учебники на странице  43, найдите 88  упражнение и  прочитайте задание к  нему» Учитель предлагает  озвучивают их: ­ Гнать, держать,  смотреть и видеть, Дышать, слышать,  ненавидеть, И обидеть, и вертеть, и  зависеть, и терпеть­ Вы запомните, друзья,  их на –Е спрягать  нельзя! Учащиеся открывают  учебники на 43  странице, находят 88  упражнение и читают  задание к нему Учащиеся слушают  учащимся поработать с  таблицей: учителя Учитель вместе с  учащимися спрягает  глаголы вести, петь,  говорить, молчать по  образцам таблицы. Учащиеся вместе с  учителем спрягают  глаголы вести, петь,  говорить, молчать по  образцам таблицы и  записывают в тетрадьВопрос учителя к  учащимся: Предполагаемые ответы  учащихся: ­ На основе записанного  в тетрадь назовите  ­ (­ешь, ­ет, ­ем, ­ете ,  ­ут (­ют); личные окончания  глаголов первого  спряжения? ­ Назовите личные  окончания глаголов  второго спряжения. Слово учителя: «Сейчас  ­ (­ишь, ­ит, ­им, ­ите,  ­ат (­ят). Учащиеся слушают 4. Первичное  закрепление знаний  (коллективные формы  я раздам вам карточки и  вы сначала выполните  работы) задания в них  самостоятельно, а затем  проверите друг у  друга». Учитель раздает  карточки (приложение  Учащиеся получают  карточки и выполняют  № 1), и дети выполняют  задание самостоятельно. задание в них, затем  поворачиваются к  Затем поворачиваются к соседу по парте и  соседу по парте и  проверяют друг у друга. проверяют друг у друга.  После этого учитель  Учащиеся вместе с  вместе с учащимися  проверяет правильность  учителем по цепочке  читают вслух,  выполнения задания.  проговаривая каждую  букву.5. Формирование умений и навыков на готовом  Учитель вместе с  учащимися выполняют    Учащиеся вместе с  учителем выполняют  материале в неизменных  условиях  упражнения 89 и 90 по  учебнику упражнения 89 и 90 в  своих тетрадях. (тренировочные  упражнения по образцу,  Вызывается 1 ученик,  который работает на  Один ученик выполняет  упражнение 89 на доске, заданию) доске по упражнению  89, а остальные  остальные в тетради, и  комментируетучащиеся работают в  тетради. написание орфограммы  и объясняет её. Упражнение 90  выполняется по цепочке Упражнение 90  учащиеся выполняют в  Учитель следит за  правильностью  выполнения работы Учитель обращает  6. Формирование умений тетради, но по цепочке – 1 предложение  выполняют на доске Учащиеся смотрят на  на основе применения  знаний в нестандартных  внимание учащихся на  доску, где для учащихся доску и выполняют тест  в своих тетрадях условиях (творческие  самостоятельные  приготовлен тест: Задания теста: упражнения) Предполагаемые ответы: А1. 1 А1. Какое утверждение  ошибочно? 1. Глаголы в  неопределенной форме  отвечают на вопрос «что делает?». 2. Глаголы могут стоять  в настоящем,  прошедшем и будущем  времени. 3.В предложении глагол  чаще всего играет роль  сказуемого.4.Глаголы в прошедшем  времени изменяются по  родам и числам. А2.Какой глагол  относится ко первому  спряжению?  А2. 3 1) жить 2) копать 3) плести 4) пилить А3. В каком ряду в  обоих словах пишется  Ь? 1.Они держат…ся,  стираеш… 2.Обращат…ся,  умоеш…ся 3.Имеет…ся, находиш… ся 4.Печеш…, смеркает… ся А3. 2 7 Подведение итогов,  Учитель проводит  Учащиеся отвечают на  домашнее задание итоговую беседу с  учащимися Вопросы к учащимся: ­ Какие личные  окончания у глаголов  вопросы учителя Предполагаемые ответы: ­ у(ю), ­ ешь, ­ ет, ­ ем,  ­ ете, ­ ут (ют)первого спряжения? ­ Какие личные  окончания у глаголов  второго спряжения? ­ Как определяем  спряжение глагола? После подведения  итогов учитель  ­ у (ю), ­ ишь, ­ ит, ­ им, ­ ите, ­ ат (ят) ­ Ставим глагол в  неопределенную форму После подведения  итогов учащиеся  осуществляют оценку  проводит рефлексивную беседу с учащимися урока и самооценку,  соотносят цель и  Вопросы к учащимся: ­Какую цель ставили? результаты, степень их  соответствия. Отвечают  на вопросы учителя Предполагаемые ответы: ­ изучить личные  окончания глаголов,  соотнести их со  спряжениями и узнать  слова ­ исключения ­ Да ­Удалось достичь  ­ Я поставлю себе  поставленной цели? ­Какие получили  пятерку, ведь я понял  материал и знаю теперь  результаты, какую  оценку вы теперь себе  поставите? какие окончания к  какому спряжению  относятся ­ слова­исключения­Что вызвало особые  затруднения? Учащиеся благодарят  учителя за урок После учитель говорит  учащимся спасибо за  урок и выставляет  оценки, если кто­то из  учащихся хорошо  работал на уроке Слово учителя: «А теперь давайте с  вами запишем домашнее  задание – достаем  дневники» Домашнее задание: п. 19, упр. 92 Учащиеся открывают  дневники и записывают  домашнее заданиеПриложение № 1. Карточка Если встан…шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд…шь поутру ­  галки стынут на ветру. Разгуля…тся денек, в полдень сяд…шь на пенек.  Смотр…шь – на припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн…т  горькая полынь. С поля тян…т мятой и травой примятой. Притрон…шься,  поглядишь – как нежны доверчивые первенцы весны! Как раздвин…шь кусты  да как глян…шь, даже оторопь сразу возьмет: все красиво!                                                                                              (Е,Благина)Список литературы: 1. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М.  Воителева. — М., 2006. 2. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева ; под ред. Е. И. Литневской. — М., 2006. 3. Методика   преподавания   русского   языка   /   М.   Т.   Баранов,   Т.   А.   Ла­ 4. дыженская, М. Р. Львов [ и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. — М., 2000.   Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина [ и др.] ; под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М., 2008.