Конспект урока на тему Лишайники 6 класс
Оценка 4.6

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
биология
6 кл
16.03.2018
Конспект урока на тему Лишайники 6 класс
Учитель биологии: Байтимирова Гульшат Закировна Тема: «Царство грибы. Лишайники» Биология. 6 класс. Тема урока: Лишайники. Характеристика. Значение. Характеристика урока: Ввод новых знаний и закрепление имеющихся. Выполнение лабораторной работы, заслушивание сообщений и проведение исследовательской работы группой учащихся. Цель: - сформировать знания о внешнем и внутреннем строении лишайника, о размножении, значении и среде обитания лишайников. Закрепить понятие симбиоз. Задачи: - изучить строение лишайников, особенности их жизнедеятельности как симбиотических организмов; - продолжить развивать способность быстро отвечать на вопросы, использовать полученные раннее знания при освоении нового материала; - раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека; - воспитывать бережное отношение к природе, интерес к биологии.
конспект биология лишайники 6 класс.doc
Учитель биологии: Байтимирова Гульшат Закировна Тема: «Царство грибы. Лишайники»  Биология. 6 класс. Тема урока: Лишайники. Характеристика. Значение. Характеристика   урока:   Ввод   новых   знаний   и   закрепление   имеющихся.   Выполнение лабораторной работы, заслушивание сообщений и проведение исследовательской работы группой учащихся. Цель:   ­   размножении, значении и среде обитания лишайников. Закрепить понятие симбиоз.   сформировать   знания   о   внешнем   и   внутреннем   строении   лишайника,   о Задачи:  ­   изучить   строение   лишайников,   особенности   их   жизнедеятельности   как симбиотических организмов;               ­ продолжить развивать способность быстро отвечать на вопросы, использовать полученные раннее знания при освоении нового материала;               ­   раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека;               ­   воспитывать бережное отношение к природе, интерес к биологии. Подготовка:  ­   трое   учащихся   за   14   дней   до   урока   закладывают   опыт   (приложение   1), конверты с заданиями для игры «Дискуссия» (приложение 2). Оборудование:  ­   мультимедийный   проектор,   экран,   коллекция   гербариев   лишайников, микроскоп, микропрепараты (лишайники), учебник. Формируемые УУД  Личностные умения:  самоопределение к учебной познавательной деятельности; понимание собственных достижений при освоении учебной темы,  ценностное   отношение   к   умению   узнавать   лишайники   как   биоиндикатора    окружающей среды;  осознание   значимости   данного   умения   для   формирования   экологического мировоззрения   творческое   отношение   к   составлению   и   оформлению   диалога   в соответствии с этическими нормами общения ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;  Метапредметные умения:  Познавательные умения:   определять тему беседы и обосновывать своё мнение,  логические УУД,  работа с информацией,  моделирование понятий,  вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета,  отбирать  необходимую   информацию  из  содержания   учебного  параграфа  и обосновывать своё мнение,  различать дискуссию и ссору в диалоговом  общении и обосновывать своё мнение,  обобщение.  Регулятивные умения:  волевая саморегуляция,  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности,  выполнять учебное действие в соответствии с правилами,   выполнять самопроверку учебного задания,   учитывать характер ошибок, вносить коррективы,   целеполагание   на   уровне   принятия   практической   задачи   и   постановки учебной задачи  ориентироваться в разных способах выполнения задания  адекватно воспринимать оценку своих действий,   соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности  самооценка.  Коммуникативные умения:   умение слушать,  умение   с   достаточно   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии с задачами и условиями коммуникации,  слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;  учитывать мнение партнёра при работе в паре или в группе,  планирование учебного сотрудничества,  управление поведением партнёра;  Предметные умения:  Базовый уровень по стандарту и программе учащиеся должны знать:       основные понятия, относящиеся к строению про­ и эукариотической клеток; строение и основы жизнедеятельности клеток гриба; понятие о симбиозе; общую характеристику лишайников; типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль  лишайников.  По стандарту и программе учащиеся должны уметь:   давать общую характеристику бактерий и грибов;  объяснять строение грибов и лишайников;  приводить примеры распространенности грибов и лишайников;  объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.   Повышенный уровень:  составлять систематику лишайников;  характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах. Ход урока: 1. Самоопределение к деятельности. Учитель: Здравствуйте! Я рада вас всех видеть! Присаживайтесь. Желаю вам хорошего настроения и хороших отметок. 2. Актуализация знаний. Учитель:   Сегодня   на   уроке   мне   нужны   4   помощника   (список   готовиться   заранее (приложение 3). Вы получаете задание, по ходу урока я буду вызывать вас. Итак, что мы изучали на прошлом уроке? Учащийся: грибы. Учитель: Расскажите, что такое грибница. Учащийся: Грибница, или мицелий – это тонкие белые нити, которые образуют тело гриба и их можно разглядеть под микроскопом. Учитель: На какие две группы по способу питания делятся грибы? Кратко расскажите о  каждой группе. Учащийся: Грибы делятся на сапрофиты и паразиты. Они питаются готовыми  органическими веществами. Грибы ­сапрофиты питаются частичками отмерших  организмов, а грибы – паразиты питаются за счет других живых организмов. Учитель: Как размножаются грибы? Учащийся: Грибы размножаются несколькими способами: почкованием, кусочками  грибницы и спорами. Есть грибы, которые размножаются путём слияния специальных  половых клеток. Учитель: Какие грибы вы знаете? Учащийся: перечисляют Учитель: Расскажите о значении грибов в природе и жизни человека. Учащийся:   Грибы   участвуют   в   круговороте   веществ   в   природе.   Они   помогают образовывать плодородный слой почвы. Грибы используются для изготовления лекарств, например,   пенициллин,   а   также   в   качестве   продуктов   питания,   в   производстве хлебобулочных изделий. Кроме пользы грибы могут приносить и вред­ плесневые, паразиты и ядовитые грибы. Ядовитые грибы опасны для жизни людей и животных. Плесневые грибы портят   продукты,   вещи,   здания.   Грибы­паразиты   наносят   вред   сельскохозяйственным культурам. Учитель: Перечислите отличительные свойства симбиоза и паразитизма. Учащийся: Симбиоз – это взаимовыгодная форма совместного существования двух разных организмов,   а   паразитизм   –   это   другая   форма   существования   живых   организмов,   при котором один из организмов питается за счет другого. Часто гриб­паразит наносит вред растению­хозяину.   Симбиоз   может   возникнуть   между   растениями   и   грибами,   между растениями и бактериями. 3. Выход на тему. Учитель:   Сегодня   мы   изучим   еще   один   живой   организм,   для   которого   характерны симбиотические отношения. Таким представителем является лишайник. У вас на парте лежит   гербарий  с  лишайником,   рассмотрите   всех   представителей   и  подумайте,  почему лишайники   ученые   считают   симбиотическим   организмами?   При   рассматривании   и обсуждении, будьте друг к другу вежливыми, выслушивайте до конца своего собеседника. Учащийся: высказывают свои предположения. Учитель: Ваши предположения очень интересны, а кто из вас был прав, мы узнаем в ходе урока. Давайте начнём знакомится с этим удивительным организмом – лишайником. Как мы изучаем с вами новые организмы, по какому плану будем работать? Учащиеся:   мы   изучим   многообразие   лишайников,   как   они   различаются   по   внешнему строению, проведем лабораторную работу, чтобы узнать их внутреннее строение, а также узнаем способы размножения, значение лишайников. И в конце урока мы должны узнать, почему лишайник относится к симбиотическим организмам.   4. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению  содержанием темы урока. Учитель:   Рассмотрите   внимательно   гербарии.   После   подумайте,   как   можно   описать внешний   вид   данных   экземпляров,   на   какие   группы   по   внешним   признакам   можно разделить лишайники. Обсуждаем между собой тихо, не мешая друг другу, выслушивайте соседа по парте до конца, не перебивайте его. Учащийся: (описывает внешний вид лишайников используя гербарии). В зависимости от  этого можно разделить лишайники на 3 группы: кустистые, листоватые и накипные. Учитель: Верно! Все названные группы лишайников по внешнему виду, можно ещё сказать, что   это   разновидности   тел   лишайников,   а   тело   лишайника   называется   таллом   или слоевище. Как вы думаете, какую форму записи можно использовать для перечисления типов лишайников? Учащийся: для указания типов лишайников можно воспользоваться таблицей или схемой. Учитель:   пользуясь   текстом   параграфа   55   надо   будет   заполнить   таблицу.   Открываем тетради, записываем число, тему урока «Лишайники. Общая характеристика. Значение.» Обращаю ваше  внимание,  что последний  столбик  таблицы будем  заполнять вместе. На выполнение задания отводится 5­7 мин. Типы лишайников Особенности строения Примеры Накипные Листовые Кустистые  Имеют   вид   корочки   или   пены,   плотно сросшейся   с   субстратом.Обитают   на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Более   организованные.   Имеют   округлую форму,   часто   с   изрезанными   краями,   или рассечены   на   лопасти. Прикрепляется к субстрату ризоидами. Наиболее   высокоорганизованные.   Слоевище по внешнему виду напоминает кустарничек.    маленькие Леканора,   лецидея, плакодиум, графис, бацидия. Пармелия, ксантория, лобария, пельтигера. Кладония,   ягель, цетрария,   эверния, уснея. Учитель:   Посмотрите,   как   выглядят   представители   этих   типов.   Запишите   названия лишайников в соответствующую строку таблицы. Вы писали, вы устали, а теперь немножко отдохнём и работать вновь начнём.  (физминутка офтальмотренинг) Учитель: Как мы  узнали,  что приблизительно  75%  лишайников   имеют  очень  маленькие размеры, на основании  этого, какой  способ будем использовать  для изучения  строение лишайников? Учащиеся:   Для   изучения   строения   маленьких   организмов   можно   использовать увеличительный прибор ­ микроскоп. (Учащиеся рассматривают срез лишайника под микроскопом) Учитель: Что вы увидели под микроскопом? Учащийся: мы увидели тонкие нити. Слайд 8 Учитель: Часть, какого известного организма они вам напоминают? Учащийся: Они напоминают нити грибов. Учитель: Вы   правы   ­   это  действительно   нити   грибов.   Кто  же   первый   открыл   строение лишайника (вызывается учащийся 1 с интернет­заданием) Учащийся   1   –Впервые   строение   лишайников   было   открыто   в   1867   году   русскими ботаниками Андреем Сергеевичем Фаминцыным и Осипом Васильевичем Баранецким.  Учитель:   Чтобы   выяснить   строение   лишайника   они   провели   опыт.   Такой   же   опыт   мы повторили с группой ребят. Предоставим им слово. Учащиеся, проводившие опыт: Мы истолкли в ступки лишайник, увлажнили его, и держали в банке при температуре 60 С. Через две недели он потемнел и сгнил, но на дне банке и стенке банки появился зеленый налёт. (Демонстрируется полученный результат опыта). Учитель: Как вы думаете, что же в банке сгнило, а что осталось и стало хорошо заметно? (Учитель прослушивает предположения). Учитель: Русские ботаники ­ А.С. Фаминцын и О.В. Баранецкий ­ обнаружили, что зеленый налёт это ни что иное как одноклеточная водоросль. Учитель: Работа с микроскопом и проведенный опыт доказывает, что лишайник образован организмами, принадлежащими к 2 разным царствам: к царству грибов и растений. Как вы думаете, какие особенности этих организмов позволяют им существовать вместе, образовав единый организм? Учащиеся: Высказывают своё мнение. Учитель:   Верно!   Водоросль,   осуществляет   фотосинтез,   снабжает   себя   и   гриб органическими веществами. Гриб осуществляет прикрепление слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными   в   ней   минеральными   веществами.   Следовательно,   между   клетками водорослей и грибами существуют отношения. Как вы думаете, что за отношения и как их можно назвать? Учащийся:   Гриб   и   водоросль   имеют   взаимовыгодные   отношения,   которые   называются симбиотическими. Учитель: Правильно.  Учитель: Зная, что лишайник состоит из водоросли и гриба, назовите способы размножения характерные для них. Учащийся: В связи с тем, что тело лишайника образовано грибом и водорослью, получается следующие   способы   размножения:   гриб   образует   споры,   а   водоросли   размножаются преимущественно вегетативным путём. Учитель: Верно! Как размножаются лишайники нам расскажет учащийся 2  Учащийся   2   –Размножение   лишайников   во   много   сходно   с   размножением   грибов. Лишайники   размножаются   кусочками   слоевища,   а   также   особыми   группами   клеток, которые   образуются   внутри   слоевища.   Когда   лишайник   сильно   разрастается,   его   тело разрывается   и   эти   клетки   распространяются   ветром   или   дождем.В   жаркий   период лишайники высыхают, и кажется, что они погибли. Но это не так – едва пройдёт дождь, и сухие кусочки слоевища оживут.  Учитель: Теперь используя свои знания, подумайте, где растут лишайники, где их можно встретить? Учащиеся: перечисляют места обитания лишайников. Учитель: Вы назвали много мест где можно встретить лишайники, а как вы думаете у нас, в Оренбуржье есть лишайники и где они произрастают? Учащийся: Да, в Оренбуржье тоже есть лишайники, они растут повсюду: в лесу, в городе, на севере их очень много…. Учитель:   Верно,   приглашаю   выступить   с   сообщением   о   лишайниках,   занесённых   в «Красную книгу Оренбургской области» Учащийся 3  - в настоящее время в нашей республике насчитывается около 1000 видов лишайников,   из   них   на   грани   вымирания   находятся   около   100   видов,   они   занесены   в «Красную книгу Оренбургской области», они находятся под охраной закона. Учитель:   Известно,  что  в   тундре,  где   основным  видом   растительности  часто  являются различные  виды   лишайников,   очень  хрупкая экосистема   и ее  легко   разрушить.  Как  вы думаете,  как вредит  экосистеме  тундры тяжелая  техника, как  сказывается  чрезмерный выпас домашних олений на одних и тех же территориях? Учащийся:  Тяжелая  техника  разрушает растительный  покров, верхний почвенный слой. Олени вытаптывают и съедают весь корм, т.е. лишайники. А мы все знаем, что лишайники — это такие организмы, которые растут очень медленно, поэтому нам необходимо бережно относится к окружающей среде. Учитель: Верно! Сейчас мы узнаем, как взаимосвязан лишайник с атмосферным воздухом, для этого мы послушаем последнего учащегося с интернет­заданием. Учащийся   4   ­   Несмотря   на   свою   неприхотливость,   лишайники   чутко   реагируют   на загрязнение   атмосферы.   Наблюдая   за   состоянием   лишайников,   можно   сделать   вывод   о степени   загрязненности   воздуха   в   данной   местности.   При   значительном   загрязнении лишайники   погибают.   Следовательно,   если   в   конкретной   местности   растут   лишайники, можно с уверенностью сказать, что воздушная среда здесь чистая.  Учитель: Пользуясь текстом параграфа 55, напишите в тетради ответ на вопрос: каково значение лишайников в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека? (на выполнение задания даётся 5­7 мин, после чего учитель берет на проверку 2­3 тетради, а 2­3 ученика отвечают устно). Учащийся:   Значение   лишайников   в природе:   являются   первопоселенцами   безжизненных пространств, участвуют в разрушении горных пород, некоторые виды, живущие на стволах деревьев,   могут   защищать   их   от   проникновения   спор   грибов­паразитов   или   являться убежищем   для   насекомых­вредителей,   являются   пищей   для   многих   диких   копытных животных. Учащийся:   Значение   лишайников   в   жизни   и   хозяйственной   деятельности   человека: являются кормом для одомашненных северных оленей, некоторые виды используются в пищу человеком, являются сырьём для хим. промышленности, для получения различных природных красителей, используются в медицине, некоторые виды служат для определения возраста горных пород, являются индикатором загрязнения воздуха. 5. Закрепление пройденного материала.  Для закрепления материала коллектив делится на 3 группы. 1 группа составляет кроссворд на   тему   «Лишайники».   2   группа­   ребусы,   а   третья   создаёт   биологическую   задачу   или проблему, которую необходимо решить. 6. Рефлексия деятельности (итог урока). Учитель: Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать, что вы все подошли к выполнению заданий   ответственно,   творчески.   Старались   слушать   друг   друга   в   игре,   работали сплочённо. Что вы можете сказать об уроке? Что, на ваш взгляд удалось, а что нет? Что вас удивило,  что заставило задуматься?  Достигли ли мы нашей цели, получилось ли решетить  поставленную задачу? Что мы делали, чтобы узнать, что лишайник симбиотический  организм? Как вы оцениваете свою работу? Начните свой ответ с фразы: «Я узнал …. Мне  удалось…. Мне хотелось бы…» 7. Домашнее задание. Учитель: Какое бы домашнее задание вы могли предложить своим одноклассникам?  Учащиеся: Параграф 55, рис. 126 самим сделать обозначения рисунка. Посмотреть  имеются ли в окрестностях школы и вашего дома на деревьях лишайники, если есть, то  какие они, описать их. Интересные факты о лишайниках.   Лишайники (Lichenes) – своеобразная группа живых организмов, образованных симбиозом гриба  и водоросли. Водоросли могут быть либо зелеными водорослями, либо сине­зелеными водорослями.  На самом деле, сине­зеленые водоросли являются бактериями, их называют цианобактерии. Так что лишайник может быть симбиозом 1) гриба и водоросли, или 2) гриба, цианобактерии и водоросли,  или 3) гриба и цианобактерии. Иными словами, двигаясь от простого к более сложному, лишайники – это симбиотические  организмы, тело которых (таллом) образовано соединением грибных (микобионт) и водорослевых  и/или цианобактериальных (фотобионт) клеток во внешне кажущемся однородным организме.  Микобионт образует слоевище (таллом), внутри которого располагаются клетки фотобионта.  Отношения фотобионта и гриба можно описать как контролируемый паразитизм со стороны  последнего. Гриб, не способный синтезировать органические вещества, питается продуктами  фотосинтеза водоросли. В свою очередь, грибной мицелий служит для водоросли защитной  оболочкой, предохраняющей ее от высыхания и в то же время позволяющей ей беспрепятственно  получать необходимые для фотосинтеза углекислый газ и воду. Потоки веществ из гриба в  фотобионт не обнаружены.       Во взаимоотношениях компонентов наблюдается тонкий баланс, так, деление клеток фотобионта  согласовано с ростом гриба. Из известных видов грибов в образовании лишайников участвует около 20 %. А вот число  водорослей, составляющих лишайниковые фикобионты, очень невелико. Более половины видов  лишайников имеют в своем составе одноклеточную зеленую водоросль требуксию. Симбиоз, т.е. сожительство фотобионта и гриба, возникает, если их совместимые виды случайно  встречаются. Образование лишайников можно таким способом вызвать и в лабораторных условиях. Пищевая зависимость гриба от фотобионта у ряда лишайников, возможно, не полная, и микобионт  получает часть (реже – большинство) необходимых ему питательных веществ как паразит,  внедряясь своими гифами в живые мхи или другие лишайники. Группа лишайников насчитывает порядка 25 000 видов. Лишайники встречаются на всех континентах Земли, даже в Антарктиде.       Ряд лишайников служит важным кормом для животных, особенно на севере. Среди них, прежде  всего, ягель или олений мох – это лишайник, который служит кормом для северных оленей. Олени  поедают и другой лишайник – исландский мох, который при нехватке другой пищи едят иногда и  люди. Лишайники растут очень медленно, но живут очень долго. Они могут жить сотни и даже тысячи лет. Они являются одними из самых долгоживущих организмов Тело лишайника (иначе его называют таллом, слоевище), в отличие от растений, на корень, стебель  и листья не расчленено. По внешнему строению лишайники разделяются на три группы: Если слоевища плотно прилегают к  субстрату в виде налета, чешуек и корочек разной формы, то такие лишайники называются  накипными. Если слоевища лишайников имеют вид более или менее расчлененных пластинок  (лопастей), они называются листоватыми. Если лишайники имеют кустистое слоевище, состоящее из прямостоячих в разной степени разветвленных столбиков (подециев), то их называют кустистыми. Лишайники, не имея корней, довольно крепко прикрепляются к субстрату особыми выростами,  расположенными на нижней стороне таллома. Лишайники получили русское название за визуальное сходство с проявлениями некоторых кожных  заболеваний, получивших общее название «лишаи». Латинское название тоже происходит от  латинского lichen и переводится как «лишай».  Древнейшая признанная лишайниковая окаменелость, найденная в кремнистом сланце имеет  возраст около 400 млн лет.    Лишайники настолько выносливы, что растут даже там, где отсутствует другая растительность,  например, в Арктике и Антарктике. Живым организмам здесь приходится жить при очень низких  температурах. Осадки выпадают всегда в виде снега, а  лишайник не может поглощать воду в такой форме. Но его выручает чёрная окраска слоевища. Тёмная поверхность тела лишайника, благодаря  высокой солнечной радиации, быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попав на  нагретое слоевище, тает. Лишайник сразу впитывает появившуюся влагу, обеспечивая себя водой,  необходимой ему для дыхания и фотосинтеза. В жарком климате в сухую погоду лишайники пересыхают, иногда даже превращаются в пыль. Но  стоит пойти дождю, и крошечные пылинки растения вновь оживают. Таким образом, лишайники проникают в места, непригодные для продолжительного независимого  роста грибов и водорослей. Они первыми заселяют безжизненные поверхности, в частности камни,  и начинают почвообразовательный процесс, необходимый для освоения этой среды растениями.  Живые и отмершие лишайники, скопившаяся на них пыль и песчинки создают не обнажённом грунте тонкий слой почвы, в котором могут закрепиться мхи и другие наземные растения. Мхи и травы,  разрастаясь, затеняют наземные лишайники, засыпают их отмершими частями своих тел, и  лишайники исчезают со временем с этого места.  Определенные виды лишайников считаются в Китае и Японии деликатесами.  Другие лишайники обладают противомикробными свойствами и используются в медицине.  Лишайники – это организмы­биоиндикаторы; они растут только в экологически чистых местах,  поэтому их не встретишь в больших городах и промышленных зонах.

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс

Конспект урока на тему Лишайники 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018