Конспект урока на тему "Международное значение русского языка" (9 класс. Русский язык)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект вводного урока по русскому языку в девятом классе на тему "Международное значение русского языка". В процессе групповой и индивидуальной работы учащиеся дифференцируют понятия "родной язык", "национальный язык", "язык межнационального общения", "мировой язык"; осознают роль языка в формировании личностного и национального самосознания; совершенствуют коммуникативные и креативные умения. В ходе урока используется видеофильм "Я русский бы выучил..." - победитель городского тематического конкурса, который прикрепить не получается из-за ограничений в объеме)))
Иконка файла материала 1. Введение. Международное значение русского языка.docx

Урок 1/1

Русский язык

9 класс

 

Тема урока: Введение. Международное значение русского языка

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий.

Планируемые результаты:

Ø    предметные УУД: понимание места и значения русского языка в современном мире, основных функций языка, роли русского языка как национального языка русского народа и языка межнационального общения; знание основных сведений о международном значении русского языка;

Ø    метапредметные УУД: умение самостоятельно находить способы решения проблем поискового характера, представлять результаты исследования; рефлексия способов действия; рефлексия понятийной сферы; умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вести конструктивную дискуссию, оперировать новыми терминами; осознание необходимости владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Ø    личностные УУД: ученик понимает определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; эстетическую ценность русского языка; уважительно относится к родному языку, испытывает потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремится к речевому самосовершенствованию.

Оборудование:

Ø  схема «Генеалогическое древо русского языка»;

Ø  ксерокопия текста для каждого учащегося;

Ø  в/ф «Я русский бы выучил…»

ХОД УРОКА

                                 I.            Организационный этап

1.      Информационное сообщение учителя о структуре курса, изучаемого в 9 классе.

2.      Подписание рабочих и контрольных тетрадей.

3.      Разделение класса на группы (разделение: учителем в соответствии с уровнем учебных достижений учащихся или по желанию учащихся).

 

                              II.            Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности

1.      Фронтальная беседа с одновременным выявлением национального состава класса:

-       На каком языке вы говорите в семье, думаете, видите сны, на каком языке сказали свое первое слово?

-       Как называется такой язык?

Промежуточный итог: о содержании понятия родной язык.

-       Судя по фамилиям, среди тех, кто считает родным языком русский, есть украинцы, евреи, грузин, литовка))) Почему так происходит? Как назовем украинский, иврит, грузинский, литовский языки?

-       На каком языке вы, представители разных национальностей, общаетесь между собой?

-       Почему?

Промежуточный итог: о содержании понятий национальный язык, язык межнационального общения.

2.      Работа со схемой «Генеалогическое древо русского языка».

Промежуточный итог (записывается в тетрадь): Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков.

 

                           III.            Формулирование темы и постановка целей урока

1.    Постановка проблемы: в чем отличие понятий родной язык, национальный язык, язык межнационального общения, мировой язык.

2.    Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока.

 

                            IV.            Работа над темой урока

1.      Выразительное чтение учащимися текста:

1.Национальный язык русского народа – русский. 2.Образование национального языка происходит одновременно с формированием наций. 3.Национальный язык является одним из важнейших признаков нации.

4.История русского национального языка начинается с XVII века, когда окончательно сложилась русская нация. 5.Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры русского народа.

6.Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения в этом многонациональном государстве. 7.Поэтому мы просто обязаны в совершенстве владеть родным русским языком.

8.По да(н,нн)ым уче(н,нн)ых в конце XX века в мире в той или иной мере вл..дели русским языком свыше 250 ми(л,лл)ио(ннн)ов человек. 9.Русский язык вместе с англий(с,сс)ким, францу(?)ским испанским китайским японским являет(?)ся рабоч..м и оф..ц..альным языком (О,о)рганизац..и (О,о)б(?)ед..не(н,нн)ых (Н,н)аций. 10.На нем написа(н,нн)ы важнейшие (между)народные дог..воры и согл..шения он использует(?)ся на научных конф..ренц..ях в которых уча(?)ствуют уче(н,нн)ые разных стран.

11.Русский язык(?) 12.Мы мож..м гордит(?)ся р..ботами великих людей написа(н,нн)ыми на русском языке. 13.Это произв..дения великой русской литературы труды уче(н,нн)ых хорошо извес(?)ных в других странах. 14.Многие изучают русский язык что(бы) читать в ор..г..нале произв..дения Пушкина Достоевского Толстого Гоголя и других русских писателей.

2.      Работа в группах: формулирование (на основе текста и собственного опыта) определений понятий национальный язык, язык межнационального общения, мировой язык.

3.      Социализация результатов работы в группах, дополнение и уточнение определений.

4.      Работа в группах: составление вопросов к тексту.

5.      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: социализация результатов работы в группах.

6.      Экспресс-тест: работа в группах (задания распределяются учителем в соответствии с составом группы или жеребьевкой).

а)      В предложении 1 укажите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков

б)      В предложениях 4-5 укажите синонимы.

в)      В предложениях 2, 6 укажите сложные слова.

г)      Назовите часть речи, которая встречается в данном тексте всего три раза.

д)      Среди предложений 4-8 укажите предложения с составным сказуемым

е)      Среди предложений 6-10 укажите предложения с однородными членами

а)      Язык, русского, русский.

б)      Нация, народ

в)      Одновременно, многонациональном

г)      Числительное

д)      5,6,7

е)      6,9,10

 

7.      Орфографический и пунктуационный практикум: списать два последних абзаца, вставить попущенные буквы и знаки препинания, объяснить свой выбор.

8.      Просмотр и обсуждение в/ф «Я русский бы выучил…»

-       Какие аспекты изучения русского языка значимы для создателей фильма – ваших ровесников?

-       С чем вы не согласны?

-       Чем можете дополнить мотивацию авторов?

9.      Разноуровневая самостоятельная работа:

творческий уровень: создать письменное монологическое высказывание «Я русский бы выучил…»

ИЛИ

репродуктивно-творческий уровень: списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, составить 5 вопросов к тексту.

Ра(с,сс)матр..вая народ как сущ..ство духовного п..рядка мы мож..м назвать язык, на котором он г..в..рит, его душ..й и тогда история этого языка буд..т зн..чительнее чем даже история политич..ских изм..нений этого народа с которыми однако история его тес(?)но связ..(н,нн)а.

История русского языка быть мож..т ра..кроет перед вами х..рактер народа г..в..рящ..го на нем. Св..бодный сильный б..гатый он воз(?)ник ран(?)ше чем уст..новилось кр..пос(?)ное рабство и д..сп..тизм.

10.  Социализация результатов самостоятельной работы.

                               V.            Подведение итогов урока, рефлексия – прием «Микрофон»

                            VI.            ДЗ: сочинить Похвальное слово русскому языку