Урок 1/1 |
Русский язык |
9 класс |
Тема урока: Введение. Международное значение русского языка
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий.
Планируемые результаты:
Ø предметные УУД: понимание места и значения русского языка в современном мире, основных функций языка, роли русского языка как национального языка русского народа и языка межнационального общения; знание основных сведений о международном значении русского языка;
Ø метапредметные УУД: умение самостоятельно находить способы решения проблем поискового характера, представлять результаты исследования; рефлексия способов действия; рефлексия понятийной сферы; умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вести конструктивную дискуссию, оперировать новыми терминами; осознание необходимости владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Ø личностные УУД: ученик понимает определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; эстетическую ценность русского языка; уважительно относится к родному языку, испытывает потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремится к речевому самосовершенствованию.
Оборудование:
Ø схема «Генеалогическое древо русского языка»;
Ø ксерокопия текста для каждого учащегося;
Ø в/ф «Я русский бы выучил…»
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
1. Информационное сообщение учителя о структуре курса, изучаемого в 9 классе.
2. Подписание рабочих и контрольных тетрадей.
3. Разделение класса на группы (разделение: учителем в соответствии с уровнем учебных достижений учащихся или по желанию учащихся).
II. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности
1. Фронтальная беседа с одновременным выявлением национального состава класса:
- На каком языке вы говорите в семье, думаете, видите сны, на каком языке сказали свое первое слово?
- Как называется такой язык?
Промежуточный итог: о содержании понятия родной язык.
- Судя по фамилиям, среди тех, кто считает родным языком русский, есть украинцы, евреи, грузин, литовка))) Почему так происходит? Как назовем украинский, иврит, грузинский, литовский языки?
- На каком языке вы, представители разных национальностей, общаетесь между собой?
- Почему?
Промежуточный итог: о содержании понятий национальный язык, язык межнационального общения.
2. Работа со схемой «Генеалогическое древо русского языка».
Промежуточный итог (записывается в тетрадь): Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков.
III. Формулирование темы и постановка целей урока
1. Постановка проблемы: в чем отличие понятий родной язык, национальный язык, язык межнационального общения, мировой язык.
2. Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока.
IV. Работа над темой урока
1. Выразительное чтение учащимися текста:
1.Национальный язык русского народа – русский. 2.Образование национального языка происходит одновременно с формированием наций. 3.Национальный язык является одним из важнейших признаков нации.
4.История русского национального языка начинается с XVII века, когда окончательно сложилась русская нация. 5.Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры русского народа.
6.Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения в этом многонациональном государстве. 7.Поэтому мы просто обязаны в совершенстве владеть родным русским языком.
8.По да(н,нн)ым уче(н,нн)ых в конце XX века в мире в той или иной мере вл..дели русским языком свыше 250 ми(л,лл)ио(ннн)ов человек. 9.Русский язык вместе с англий(с,сс)ким, францу(?)ским испанским китайским японским являет(?)ся рабоч..м и оф..ц..альным языком (О,о)рганизац..и (О,о)б(?)ед..не(н,нн)ых (Н,н)аций. 10.На нем написа(н,нн)ы важнейшие (между)народные дог..воры и согл..шения он использует(?)ся на научных конф..ренц..ях в которых уча(?)ствуют уче(н,нн)ые разных стран.
11.Русский язык(?) 12.Мы мож..м гордит(?)ся р..ботами великих людей написа(н,нн)ыми на русском языке. 13.Это произв..дения великой русской литературы труды уче(н,нн)ых хорошо извес(?)ных в других странах. 14.Многие изучают русский язык что(бы) читать в ор..г..нале произв..дения Пушкина Достоевского Толстого Гоголя и других русских писателей.
2. Работа в группах: формулирование (на основе текста и собственного опыта) определений понятий национальный язык, язык межнационального общения, мировой язык.
3. Социализация результатов работы в группах, дополнение и уточнение определений.
4. Работа в группах: составление вопросов к тексту.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: социализация результатов работы в группах.
6. Экспресс-тест: работа в группах (задания распределяются учителем в соответствии с составом группы или жеребьевкой).
а) В предложении 1 укажите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков
б) В предложениях 4-5 укажите синонимы.
в) В предложениях 2, 6 укажите сложные слова.
г) Назовите часть речи, которая встречается в данном тексте всего три раза.
д) Среди предложений 4-8 укажите предложения с составным сказуемым
е) Среди предложений 6-10 укажите предложения с однородными членами
а) Язык, русского, русский. б) Нация, народ в) Одновременно, многонациональном |
г) Числительное д) 5,6,7 е) 6,9,10 |
7. Орфографический и пунктуационный практикум: списать два последних абзаца, вставить попущенные буквы и знаки препинания, объяснить свой выбор.
8. Просмотр и обсуждение в/ф «Я русский бы выучил…»
- Какие аспекты изучения русского языка значимы для создателей фильма – ваших ровесников?
- С чем вы не согласны?
- Чем можете дополнить мотивацию авторов?
9. Разноуровневая самостоятельная работа:
творческий уровень: создать письменное монологическое высказывание «Я русский бы выучил…»
ИЛИ
репродуктивно-творческий уровень: списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, составить 5 вопросов к тексту.
Ра(с,сс)матр..вая народ как сущ..ство духовного п..рядка мы мож..м назвать язык, на котором он г..в..рит, его душ..й и тогда история этого языка буд..т зн..чительнее чем даже история политич..ских изм..нений этого народа с которыми однако история его тес(?)но связ..(н,нн)а.
История русского языка быть мож..т ра..кроет перед вами х..рактер народа г..в..рящ..го на нем. Св..бодный сильный б..гатый он воз(?)ник ран(?)ше чем уст..новилось кр..пос(?)ное рабство и д..сп..тизм.
10. Социализация результатов самостоятельной работы.
V. Подведение итогов урока, рефлексия – прием «Микрофон»
VI. ДЗ: сочинить Похвальное слово русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.