Конспект урока на тему "Почва" (3 класс, окружающий мир)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса разработан по УМК "Школа России" с использованием учебника А.А. Плешакова. Урок открытия нового знания. Присутствуют все этапы урока ОНЗ. Прописана деятельность учителя и деятельность учащихся. Необходимое оборудование: прозрачные стаканчики с водой, почва, стекло.
Иконка файла материала конспект урока по теме почва.docx
Тема: «Почва » по программе «Школа России», автор учебника «Окружающий мир. 3 класс» А.А. Плешаков.  Урок открытия нового знания  Цель урока:  Создание условий для формирования у школьников представления о почве, как о верхнем рыхлом плодородном слое Земли, без  которого невозможна жизнь. Оборудование: прозрачные стаканчики с водой, почва, стекло Ход урока Этап урока 1. Мотивация к учебной  деятельности 2. Актуализация знаний,  пробное учебное  действие 3. Пробное учебное  действие, выявление  места и причины  затруднения 4. Построение проекта  выхода из затруднения  (планируем  деятельность  учеников) 5. Реализация проекта  выхода из затруднения Деятельность учителя ­ Учились мы читать, писать. Теперь мы будем природу  познавать и рассуждать. ­ Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? ­ Что происходит с ними со временем? ­ А что образуется в результате этого разрушения? ­ На песке и глине может что­нибудь расти? ­ Дети, на нашей планете Земля есть такой слой земли, в  котором может прорасти семечко, росточек. Кто знает,  как называется этот слой? ­ Этот слой называется – почва. ­ Что вы хотите узнать, чтоб иметь представление, что  такое почва? Деятельность ученика Дети сидят за партами ­ Мы изучали камни ­ Они разрушаются. ­ Песок и глина. ­ Да, нет Затрудняются ответить ­ Изучить ее состав, узнать свойства и значение, а еще  как относиться к почве, кто изучал почву. ­ Чтоб узнать состав почвы, проведем ряд опытов. Возьмите в руки комочек почвы. Какая она на ощупь? Как она выглядит? Опыт 1. Бросить комочек сухой почвы в стакан с водой.   ­ Ребята, что вы видите? ­ Что это значит? Опыт 2. Немного почвы нагреваем на огне. Над почвой  ­ Мягкая ­ Темная, рыхлая ­ Из комочка выходят пузырьки водыподержим стекло и, что мы увидим? ­ О чем это говорит? ­ В почве есть воздух Опыт 3.  Будем продолжать нагревать почву, что мы  почувствуем? ­ Это сгорает перегной почвы, который образуется из  остатков растений и животных. Опыт 4. Прокаленную почву положим в стакан с водой,  что мы увидим, через некоторое время? (если не ответят на вопрос, то ответ дать самой) Опыт 5. Теперь нам нужно профильтровать воду.  Несколько капель поместим на стекло и подержим его над огнем. Что вы будете наблюдать? ­ Как вы думаете, что это за белый налет? ­ это минеральные соли ­ Итак, что есть в составе почвы ? ­ Что теперь мы будем узнавать?  ­Правильно, сейчас мы разберем виды почвы. Посмотрите  на картинки. Что вы видите на первом варианте?  ­ Как вы думаете, она называется? ­ Вы почти правильно назвали почву, только нужно  поменять части слова местами ­ Правильно, а какая почва изображена на второй  картинке? ­ Вы знаете, как называется такая почва? ­ Да почва глина, а вид – глинистая.  ­ Дети, какого цвета почва на третьем рисунке? ­ Эта почва носит название подзолистая и преобладает в  нашем крае. ­ Мы увидим, что стекло станет влажным ­ Что в почве есть вода ­ Дым, неприятный запах ­ На дно оседает песок, а сверху остается глина. ­ Вода испариться, а на ее месте останется белый  налет затрудняются  ­ Воздух, вода, перегной, глина, песок, минеральные  соли ­ Свойства почвы ­ Какая почва бывает ­ Почва черная ­ Черная земля, почвочерн, землечерн ­ чернозем ­ Она коричневатая, красноватая ­ Глина­ О чем мы еще не говорили? ­ Правильно. Почву изучал Василий Васильевич Докучаев.  О его открытиях вы прочитаете дома в учебнике на стр. 70 ­ Серого 6. Первичное закрепление На слайдах будут появляться картинки, на которых  изображена почва в разных уголках Земли (берег реки,  огород, лес и т.д.). Вам нужно соотнести эти картинки с  видами почвы? (берег реки, почва в комнатном горшке, в  горах, в поле, в огороде, в сосновом лесу) 7. Самостоятельная  работа по эталону 8. Включение в систему  знаний 9. Рефлексия ­ Дети, давайте проверим себя. Перед вами кроссворд,  который нужно решить. 1.  Что растения получают из почвы? 2. Основное свойство почвы? 3. Вид почвы? 4. Одна из составляющих почвы? 5. Что растет в почве? ­ Ребята, какое слово у вас получилось по вертикали? ­ Итак, что же такое почва? ­ Каково же место почвы в природе? ­ Какой вид почвы используется в строительстве, в быту и  пр. ­ Какова была цель сегодняшнего урока? ­ Достигли ли мы ее? ­ Вы сегодня хорошо работали, спасибо за урок, урок  окончен. ­ О тех, кто изучал почву? Ребята выполняют задания и проверяют себя по  эталону Перегной плОдородие Чернозем Вода рАстения ­ Почва  ­ Почва – верхний рыхлый плодородный слой Земли. ­ Почва относится к неживой природе. ­ Глинистая ­ Познакомиться с понятием почва ­ Да, мы достигли цели, узнали состав почвы, ее  свойства и значение, а также место в природе.