Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)
Оценка 5

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
31.05.2017
Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)
Публикация является частью публикации:
Почва и ее свойства.docx
Тема «Почва и ее состав». Цель:  познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной состав почвы Задачи: ­ формирование представления о почве, о составе и свойствах. ­ развивать умения работы с научным текстом: поиск информации и получение ответов на вопросы, ­ выявлять причинно­следственные связи между живой и неживой природой, ­ делать выводы на основе проведенных опытов, ­ воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе 1. Формулирование темы урока. Многозначность слова «земля». – Посмотрите внимательно и скажите, что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем) – Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)  – “Матрос крикнул: Земля! Земля!” О   чем   сообщил   матрос?   Как   вы   понимаете   значение   слова   –   земля?   (Земля   –     суша,   как противоположность водному и воздушному пространству) ­ Я предлагаю вам загадку. Есть на нашей планете чудесная кладовая. Положишь в неё горстку зерна – получишь   взамен   сто   горстей.   Спрячешь   картофелину   –   выкопаешь   много.   Крошечное   семечко превращается в огромный арбуз. Срежешь в лесу грибы, а они вырастают снова. Тоненький росток превращается   в   прекрасный   цветок.   Горстка   семян   делается   большой   грудой   огурцов,   моркови, сладких ароматных фруктов и ягод. Что же это за чудесная кладовая? (земля) –   Слово   «земля»   имеет   много   значений   –   оно   многозначное.   Земля,   на   которой   произрастают растения, называется – почва. – Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит. 2. Исследовательская деятельность. ­   А   для   этого   мы   побудем   исследователями.   Кто   такие   исследователи?   (кто   узнает   все   новое, исследует) ­   Мы   сегодня   работаем   в   группах   и   должны   не   забывать   основные   правила   групповой   работы: выслушивать все мнения, не перебивая, все обсуждения проходят шепотом.  –   Для   чёткости   нашей   работы   каждый   из   вас   получил   лист,   куда   будет   записывать   результаты наблюдений. В конце урока вы должны вклеить эти листы себе в тетрадь. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 1. Названия предмета исследования ______________________________________(почва) 2. Цвет ______________________________________________________________(коричневый) 3. Слой земли ________________________________________________________(верхний) 4. Основное свойство _________________________________________________(плодородие) 4. Состав  почва ­ Что мы исследуем сегодня? (почву) ­ Я принесла почву со своего огорода на урок.  ­   Разрыхлите   ее   палочкой.   Рассмотрите   внимательно.   Какого   она   цвета?   (черного,   темно   – коричневого) ­ Ответьте на вопрос, когда люди что­то сажают, они закапывают семена на небольшую глубину или наоборот, как можно глубже? (на небольшую) ­ Значит это какой слой земли? (верхний) ­ Кто попробуем сформулировать правило, что такое почва? (Почва – верхний слой земли) ­ Внесите слово «верхний» в лист наблюдений. ­ Теперь опытным путем выясним состав почвы. Опыт 1. Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Чем объясняется появление пузырьков воздуха? О чём свидетельствует опыт? (Вывод: в состав почвы входит воздух). ­ Внесите слово «воздух» в таблицу «Состав почвы». ­ Зачем воздух  в почве? (помогает растениям жить, ведь мы знаем, что растению для жизни нужны солнечный свет, вода, минеральные соли и воздух) Опыт 2. – Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем (на столе). – Что осталось на салфетке? (Влажное пятно) ­ Почему оно появилось? (в почве была вода) ­ Внесите слово «вода» в таблицу «Состав почвы». – Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений) Опыт 3. – А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. – Какая стала вода? (Мутная).  – Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)  – Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)  – Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина) ­ Внесите слова «песок и глина» в таблицу «Состав почвы». ­ Зачем почве нужны песок и глина? Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду. Опыт 4.  Рассмотрите почву  с помощью лупы. Что вы наблюдаете? (есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных). ­ Перегнившие остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных образуют перегной.  ­ Внесите слово «перегной» в таблицу «Состав почвы». ­ Перегной необходим почве, т.к. повышает ее плодородие. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Давайте слово плодородие разберем по составу, выделив его корни (плод и род) ­ Как вы понимаете слово плодородие (родится много плодов) ­ Плодородие – это главное свойство почвы. Внесите наш вывод в лист наблюдений. ­ Из перегноя под действием  микробов  образуются  минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что  в 1 г почве может быть 1— 5 млрд. микроорганизмов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые  растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель).   А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе. ­ Внесите слова «микробы и соли» в таблицу «Состав почвы». ­ Давайте сделаем вывод, что же входит в состав почвы? Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы). 3. Наука о почве. ­ Ребята, а вы знаете, что есть наука, которая изучает почву? ­Как вы думаете, что это за наука? ­Это наука о почвах ­ почвоведение. Ее  основоположником,  создателем   был  русский   ученый   Василий   Васильевич   Докучаев.   Он говорил, что почва для нас дороже золота. ­ Как вы думаете, почему он считал почву дороже золота? (Без золота прожить можно, а без почвы нет). ­ Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Почему ее так называли? (много съедобных растений, лекарственных, грибов) ­   Если   бы   поверхность   нашей   Земли   не   была   бы   покрыта   почвой,   человек   не   смог   бы   на   ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и животные не смогли бы добыть себе пищу. ­ Люди всегда бережно относились к земле. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. 4. Закрепление. ­ Сейчас я предлагаю для закрепления сегодняшнего материала группам выполнить задания. 1. Решить кроссворд. Внимательно читайте задания и вносите ответы в клетки по горизонтали. Если вы ответили правильно, то в голубых клетках по вертикали у вас получится слово. 2. Работа с текстом. Кактусы   любят   почву   рыхлую,   хорошо   пропускающую   воду.   Они   быстро   растут   и   нуждаются   в плодородной почве. Выбери подходящий состав смеси. Ответ: в соответствии с потребностями кактуса нужно увеличить количество песка. Т.к. кактусы быстрорастущие, им надо больше перегноя. Т.о. подходит состав №3. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 1. Названия предмета исследования ______________________________________ 2. Цвет ______________________________________________________________ 3. Слой земли ________________________________________________________ 4. Основное свойство _________________________________________________ 4. Состав  почва ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 1. Названия предмета исследования ______________________________________ 2. Цвет ______________________________________________________________ 3. Слой земли ________________________________________________________ 4. Основное свойство _________________________________________________ 4. Состав  почва ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 1. Названия предмета исследования ______________________________________ 2. Цвет ______________________________________________________________ 3. Слой земли ________________________________________________________ 4. Основное свойство _________________________________________________ 4. Состав  почва Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую   воду.   Они   быстро растут   и   нуждаются   в   плодородной почве.   Выбери   подходящий   состав смеси. Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую   воду.   Они   быстро растут   и   нуждаются   в   плодородной почве.   Выбери   подходящий   состав смеси. Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую   воду.   Они   быстро растут   и   нуждаются   в   плодородной почве.   Выбери   подходящий   состав смеси. Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую   воду.   Они   быстро растут   и   нуждаются   в   плодородной почве.   Выбери   подходящий   состав смеси. Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую   воду.   Они   быстро растут   и   нуждаются   в   плодородной почве.   Выбери   подходящий   состав смеси. Земля, кормилица ты наша, Мы каждый день с тобой живем, И нет плодов вкусней и слаще, Чем с почвы мы твоей берем. Земля, кормилица ты наша, Даруй всегда нам благодать. И пусть твоя земная чаша Нам силы будет прибавлять.

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)

Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017