Тема «Почва и ее состав».
Цель:
познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной состав почвы
Задачи:
формирование представления о почве, о составе и свойствах.
развивать умения работы с научным текстом: поиск информации и получение ответов на вопросы,
выявлять причинноследственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе
1. Формулирование темы урока. Многозначность слова «земля».
– Посмотрите внимательно и скажите, что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей
планеты, на которой мы живем)
– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
– “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (Земля – суша, как
противоположность водному и воздушному пространству)
Я предлагаю вам загадку. Есть на нашей планете чудесная кладовая. Положишь в неё горстку зерна –
получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – выкопаешь много. Крошечное семечко
превращается в огромный арбуз. Срежешь в лесу грибы, а они вырастают снова. Тоненький росток
превращается в прекрасный цветок. Горстка семян делается большой грудой огурцов, моркови,
сладких ароматных фруктов и ягод. Что же это за чудесная кладовая? (земля)
– Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное. Земля, на которой произрастают
растения, называется – почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит.
2. Исследовательская деятельность.
А для этого мы побудем исследователями. Кто такие исследователи? (кто узнает все новое,
исследует)
Мы сегодня работаем в группах и должны не забывать основные правила групповой работы:
выслушивать все мнения, не перебивая, все обсуждения проходят шепотом.
– Для чёткости нашей работы каждый из вас получил лист, куда будет записывать результаты
наблюдений. В конце урока вы должны вклеить эти листы себе в тетрадь.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ
1. Названия предмета исследования ______________________________________(почва)
2. Цвет ______________________________________________________________(коричневый)
3. Слой земли ________________________________________________________(верхний)
4. Основное свойство _________________________________________________(плодородие)
4. Состав
почва Что мы исследуем сегодня? (почву)
Я принесла почву со своего огорода на урок.
Разрыхлите ее палочкой. Рассмотрите внимательно. Какого она цвета? (черного, темно –
коричневого)
Ответьте на вопрос, когда люди чтото сажают, они закапывают семена на небольшую глубину или
наоборот, как можно глубже? (на небольшую)
Значит это какой слой земли? (верхний)
Кто попробуем сформулировать правило, что такое почва? (Почва – верхний слой земли)
Внесите слово «верхний» в лист наблюдений.
Теперь опытным путем выясним состав почвы.
Опыт 1.
Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Чем объясняется появление пузырьков воздуха? О
чём свидетельствует опыт? (Вывод: в состав почвы входит воздух).
Внесите слово «воздух» в таблицу «Состав почвы».
Зачем воздух в почве? (помогает растениям жить, ведь мы знаем, что растению для жизни нужны
солнечный свет, вода, минеральные соли и воздух)
Опыт 2.
– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем (на столе).
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
Почему оно появилось? (в почве была вода)
Внесите слово «вода» в таблицу «Состав почвы».
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
Опыт 3.
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды
видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
Внесите слова «песок и глина» в таблицу «Состав почвы».
Зачем почве нужны песок и глина?
Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
Глина хорошо удерживает воду.
Опыт 4.
Рассмотрите почву с помощью лупы. Что вы наблюдаете? (есть остатки корешков, листьев растений,
части тел насекомых и других мелких животных).
Перегнившие остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных
образуют перегной.
Внесите слово «перегной» в таблицу «Состав почвы». Перегной необходим почве, т.к. повышает ее плодородие. Чем больше перегноя, тем плодороднее
почва. Давайте слово плодородие разберем по составу, выделив его корни (плод и род)
Как вы понимаете слово плодородие (родится много плодов)
Плодородие – это главное свойство почвы. Внесите наш вывод в лист наблюдений.
Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения.
Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и
под действием микробов разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной.
Учёные установили, что в 1 г почве может быть 1— 5 млрд. микроорганизмов. А потом из перегноя
снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с
водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются
новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из
растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят:
происходит круговорот веществ в природе.
Внесите слова «микробы и соли» в таблицу «Состав почвы».
Давайте сделаем вывод, что же входит в состав почвы?
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые
организмы (микробы).
3. Наука о почве.
Ребята, а вы знаете, что есть наука, которая изучает почву?
Как вы думаете, что это за наука?
Это наука о почвах почвоведение.
Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он
говорил, что почва для нас дороже золота.
Как вы думаете, почему он считал почву дороже золота? (Без золота прожить можно, а без почвы
нет).
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Почему ее так называли? (много
съедобных растений, лекарственных, грибов)
Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней
существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и животные не смогли бы добыть себе
пищу.
Люди всегда бережно относились к земле. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что
считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Складывали о ней стихи, песни.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать
богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
4. Закрепление.
Сейчас я предлагаю для закрепления сегодняшнего материала группам выполнить задания. 1. Решить кроссворд. Внимательно читайте задания и вносите ответы в клетки по горизонтали. Если
вы ответили правильно, то в голубых клетках по вертикали у вас получится слово.
2. Работа с текстом.
Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую воду. Они быстро растут и нуждаются в
плодородной почве. Выбери подходящий состав смеси.
Ответ: в соответствии с потребностями кактуса нужно увеличить количество песка. Т.к. кактусы
быстрорастущие, им надо больше перегноя. Т.о. подходит состав №3. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ
1. Названия предмета исследования ______________________________________
2. Цвет ______________________________________________________________
3. Слой земли ________________________________________________________
4. Основное свойство _________________________________________________
4. Состав
почва
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ
1. Названия предмета исследования ______________________________________
2. Цвет ______________________________________________________________
3. Слой земли ________________________________________________________
4. Основное свойство _________________________________________________
4. Состав
почва
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ
1. Названия предмета исследования ______________________________________
2. Цвет ______________________________________________________________
3. Слой земли ________________________________________________________
4. Основное свойство _________________________________________________
4. Состав
почва Кактусы любят почву рыхлую, хорошо
пропускающую воду. Они быстро
растут и нуждаются в плодородной
почве. Выбери подходящий состав
смеси.
Кактусы любят почву рыхлую, хорошо пропускающую воду. Они быстро
растут и нуждаются в плодородной
почве. Выбери подходящий состав
смеси.
Кактусы любят почву рыхлую, хорошо
пропускающую воду. Они быстро
растут и нуждаются в плодородной
почве. Выбери подходящий состав
смеси.
Кактусы любят почву рыхлую, хорошо
пропускающую воду. Они быстро
растут и нуждаются в плодородной
почве. Выбери подходящий состав
смеси.
Кактусы любят почву рыхлую, хорошо
пропускающую воду. Они быстро
растут и нуждаются в плодородной
почве. Выбери подходящий состав
смеси.
Земля, кормилица ты наша,
Мы каждый день с тобой живем,
И нет плодов вкусней и слаще,
Чем с почвы мы твоей берем.
Земля, кормилица ты наша,
Даруй всегда нам благодать.
И пусть твоя земная чаша
Нам силы будет прибавлять.
Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)
Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)
Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)
Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)
Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)
Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)
Конспект урока на тему "Почва и ее свойства" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.