Конспект урока на тему "Простые и сложные вещества". Практическая работа 4 "Разделение смесей" (5 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика +1
5 кл
01.06.2017
Конспект урока по природоведению 5 класс на тему "Примеры веществ простые и сложные вещества" содержит в себе и руководство по выполнению практической работы "Практическая работа №4 «Разделение смесей»". Данная разработка содержит инструкцию по выполнению каждого эксперемента, указание по технике безопасности и объясняет результат.
Урок 15 Практич 4.docx
Тема урока:
Примеры веществ простые и сложные вещества
Практическая работа №4 «Разделение смесей»
Цель: научиться различать смеси от чистых веществ, а также путём методов очистки разделять
однородные и неоднородные смеси.
Задачи: 1) Образовательные:
развивать абстрактное мышление (подготовка к практической работе).
2) Развивающие:
развивать логическое мышление, выполнение практической работы;
умение правильного применения ЗУНов;
развитие общеучебных навыков.
3) Воспитательные:
воспитывать самостоятельность и внимание;
формирование правильного обращения с химическими веществами;
формирование навыка применения правил по технике безопасности.
Так, в состав гранита входят три вещества, заметные
невооруженным глазом.
А вот молоко кажется нам однородным до тех пор,
пока не прокиснет. Кислое
молоко разделяется на прозрачную сыворотку и белый
плотный осадок – белок
казеин. Человек давно использует эти
вещества, входящие в молоко, выделяя их
из смеси. Из нерастворимого белка – казеина готовят
творог, а растворимые
сывороточные белки используют для лечебного питания.
Какими же способами можно разделить смеси?
1. Если вещество нерастворимо в воде, например крупы (рис, гречка, манка и др.), речной песок,
мел, глина, то можно воспользоваться методом
фильтрования.
Фильтрование процеживание
жидкостей
(газов) через фильтр с целью их очистки от
твердых примесей.
1. Складываем фильтр. Помещаем его в
воронку, слегка смочив водой.
2. Вставляем воронку с фильтром в колбу.
3. Пропускаем смесь нерастворенного
вещества и воды через фильтр.
Вывод. Очищенная фильтрованием вода свободно прошла через фильтр; на фильтре осталось
нерастворимое в воде вещество.
1. Если твердое вещество растворимо в воде (поваренная соль, сахар, лимонная кислота), то для
разделения смеси можно применить метод выпаривания.
Выпаривание выделение растворенных в жидкости твердых веществ способом ее превращения в пар. Опыты с огнем самостоятельно проводить
нельзя!
В стакане с водой соль не исчезла, хотя стала невидимой – раствор прозрачен. Выпаривание позволило
выделить из смеси веществ (воды и соли) растворенное в воде вещество. На стекле видны кристаллы
поваренной соли. При этом подтверждается вывод о том, что каждое вещество (и вода, и соль) смеси
сохраняет свои свойства.
Вывод. Из раствора можно выделить растворимые вещества.
3. Для разделения жидкостей растворимых друг в друге, получения чистой (без примесей) воды
используют метод дистилляции
(или перегонки)
Дистилляция перегонка, разделение содержащихся в жидких смесях веществ по температурам
кипения с последующим охлаждением пара.
В природе вода в чистом виде (без солей) не встречается. Океаническая, морская, речная, колодезная
и родниковая вода – это разновидности растворов солей в воде. Однако часто людям необходима
чистая вода, не содержащая солей (используется в двигателях автомобилей; в химическом
производстве для получения различных растворов и веществ; при изготовлении фотографий). Такую
воду называют дистиллированной, а способ ее получения – дистилляцией.
Нагреем над пламенем спиртовки водопроводную воду в пробирке, закрытой пробкой с газоотводной
трубкой. Конец трубки опустим в чистую сухую пробирку, помещенную в стакан со льдом. На дне и
стенках пробирки, находящейся в стакане со льдом,
появятся капли дистиллированной (очищенной от солей и
примесей) воды.
Задание
1. Загляни в пустой чайник, в котором кипятят воду. Есть ли
на стенках и дне белый налет (накипь) веществ, которые
были растворены в воде?
2. С крышки чайника, в котором вскипятили воду, стекают
капельки воды. В какой воде – на крышке или в самом
чайнике – содержится больше солей? Поясни ответ.
3. Как называется процесс, показанный на рисунке?
4. Если в смеси содержится железо, то для его выделения можно воспользоваться магнитом, т.к.
железо и его сплавы притягиваются магнитом.
5. Чтобы разделить две несмешивающиеся жидкости (нефть и вода,
подсолнечное масло и вода), нужно воспользоваться делительной
воронкой.
Жидкость с большей плотностью сольется в стакан, а в делительной
воронке останется более легкая жидкость.
Конспект урока на тему "Простые и сложные вещества". Практическая работа 4 "Разделение смесей" (5 класс)
Конспект урока на тему "Простые и сложные вещества". Практическая работа 4 "Разделение смесей" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.