Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)
Оценка 4.6

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
10 кл
27.02.2018
Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)
Самое большое богатство каждой страны – это её люди. Они создают материальные и духовные ценности. От их таланта, образования, профессионализма зависит уровень благосостояния государства. Сегодня мы рассмотрим трудовые ресурсы мира и отдельных регионов, социальную и профессиональную структуру населения. Вы выполните практическую работу «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира».
Урок9.docx
Конспект урока Тема   урока:  Трудовые   ресурсы,   социальная   и   профессиональная структура населения. Цель:  образовательная:   сформировать   понятие   «трудоспособное   население»,   «экономически   активное   население»,   научиться   характеризовать   структуру   занятости «трудовые   ресурсы», «безработица», населения и ее отличия по регионам;  развивающая: текстовыми, картографическими,   графическими,   статистическими   материалами, сравнивать их и делать выводы;   пользоваться     развить   умение  воспитательная:   воспитать   понимание   важности   изучения   географии, любознательность и краеведческий подход. Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, карта населения мира. Тип урока: комбинированный. Форма урока: стандартная. І. Организационный момент. Приветствие   учеников.   Проверка   на   партах   оборудования   и   учебных Ход урока материалов. II.   Проверка   домашнего   задания,   актуализация   и   коррекция опорных знаний. Дайте ответы на вопросы. 1. Какие отличия между этносом, народом и нацией? 2. Раскройте   особенности   распространения   мировых   религий   на планете.  3. Приведите   примеры   и   объясните   причины   пользования   одним языком в разных странах на разных языках. 4. Дайте характеристику половозрастного состава населения мира. 5. Дайте определение этносов и назовите наиболее распространенные народы, определите районы их проживания. IІІ.   Сообщение   темы,   цели,   задач   урока   и   мотивация   учебной деятельности. Самое большое богатство каждой страны – это её люди. Они создают материальные   и   духовные   ценности.   От   их   таланта,   образования, профессионализма зависит уровень благосостояния государства. Сегодня мы рассмотрим   трудовые   ресурсы   мира   и   отдельных   регионов,   социальную   и профессиональную структуру населения. Вы выполните практическую работу «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира».   IV. Изучение нового материала.  Вы уже знаете, что главными критериями для определения численности трудовых   ресурсов   является   возраст.   В   международной   статистике трудоспособным считается население в возрасте от 15 до 65 лет. Важными характеристиками трудовых ресурсов являются их численность, возрастная структура,   уровень   квалификации   и   другие количественные   и   качественные   особенности.   На   сегодня   трудовыми ресурсами   лучше   и постсоциалистические   страны,   ведь   именно   в   этих   странах   крупнейшей является доля населения средней возрастной группы. Это не единственное преимущество этих государств – их трудовые ресурсы имеют высший уровень общеобразовательной и специальной подготовки.   обеспечены   развитые,   состояние   здоровья,   среднеразвитые Социальная   структура   населения ­   это   система   различных   видов сообществ (классовых, имущественных, профессиональных) и устойчивых и упорядоченных связей между ними В   анализе   социального   состава   населения   различают   основные   и неосновные классы, группы и слои внутри классов, а также прослойки между ними   Одни   исследователи   определяют   социальную   группу,   класс   дохода, имущественного положения, профессии или рода занятий, образования и т.д. Другие включают в определенного класса, группы людей, которые сами себя к ним   относили   независимо   от   социально­экономических   показателей   ков, определяющих их социальное положение. Занятия делятся на две группы: нуждающиеся преимущественно затрат физического труда, и занятия, в которых преобладает умственный труд Территориальные различия в социальном составе населения сводятся в основном   к   соотношению   численности   рабочих,   служащих   и   крестьян   в отдельных регионах Они зависят от хозяйственной специализации отдельных территорий   Ведущая   роль   в   формировании   территориальной   организации трудовых   ресурсов   принадлежит   развитию   территориально­отраслевой структуры хозяйственного комплекса. Рост производственного потенциала страны количественно и качественно формирует   потребность   в   рабочей   силе   соответствии   развиваются   типы расселения:   сокращается   численность   сельского   населения,   состоят   горки агломерации, растут малые и средние города, меняется и естественную среду обитания населения. Все это влияет на характер воспроизводства трудовых ресурсов. Существование форм территориальной организации трудовых ресурсов обеспечивается   функционированием   трудоресурсного   потенциала   с присущими ему количественными и качественными характеристиками Трудовой потенциал характеризуется численностью трудовых ресурсов, их   половозрастной   структуре,   уровню   образования   и   профессионально­ квалифицированного   труда,   фондом   рабочего   времени,   по   состоянию здоровья,,   уровнем   дисциплины   и   другими   социально­экономическими факторам. На уровень работоспособности потенциала большое влияние оказывает поло­возрастная   структура   населения   Так,   расходы   мужского   труда   на работах,   требующих   значительной   физической   силы,   будут   более эффективными   пор   нению   с  такими   же   по   количеству   и   время   затратами женского   труда   Тем   более,   что   есть   ряд   производств   (часовое, электроламповый,   приборостроительное),   где   женский   труд   является качественной и продуктивной, чем человек овичча. Термин  «трудовые   ресурсы»  используется   в  мировой   практике   редко, чаще используется понятие «экономически активное население» Трудовые ресурсы.   Часть населения, которая имеет физические   и духовные способности, общеобразовательные   и   профессиональные   знания,   квалификацию   для участия   в   производстве.   Иногда   их   делят   на   основные,   в   состав   которых входит   работоспособная   часть   населения,   и   дополнительные   трудовые ресурсы (Подростки и пенсионеры, работающие). В разных странах существуют свои возрастные критерии для определения трудовых   ресурсов,   во   многих   странах   они   вообще   не   определены.   Такие различия связаны с разной продолжительностью жизни населения в разных странах и возможностями государства осуществлять пенсионное обеспечение. По статистике ООН к трудовым ресурсам относят население от 15 до 64 лет. Карта продолжительности жизни О   степени   привлечения   трудовых   ресурсов   в   общественно   полезной  экономически   активного деятельности   свидетельствует   показатель населения.   Экономически   активное   население.   Это   часть   населения, занятая   общественно   полезным   трудом   и   имеет   от   этого   прибыль.   К экономически активному населению относят не только работающих, но и тех безработных, которые активно ищут работу. Абсолютная   численность   мировых   трудовых   ресурсов   на   начало   XXI века   составляет   3   млрд   800   млн   человек,   или   61%   населения   мира. Численность экономически активного населения соответственно составляла около 3 млрд. человек,   или около 50% населения Земли или около 79% от общего количества трудовых ресурсов, в том числе доля женщин составляет в нем 40   %. По абсолютным показателям экономически активного населения лидируют   Китай,   Индия,   США,   Индонезия,   Бразилия,   Россия.   Для большинства   развитых   стран   доля   экономически   активного   населения колеблется   в   пределах   50­55%.   Численность   безработных   оценивалась   в разных источниках от 300 до 500 млн человек. Структура   занятости   населения связана   с   уровнем   развития   страны, величиной   ВВП,   структурой   ее   хозяйства,   уровнем   развития   отдельных отраслей   хозяйства,   структурой   поселений,   а   также   традициями   и политическими условиями. В целом мировое распределение занятого населения таков: 48% занято в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве, охоте, 17% ­ в промышленности и строительстве, 35% ­ других отраслях. Около половины населения мира, что работает,   составляют   лица,   занятые   в   домашнем   хозяйстве   ­   не   наемные рабочие. Среди семейных предприятий наиболее  распространены фермы. Учет   показателей   трудовых   ресурсов,   экономически   активного населения,   структуры   занятости   важно   для   планирования   экономического развития стран. Безработица –   социально­экономическое   явление,   когда   часть экономически   активного   населения   не   находит   себе   работу   и   становится «лишним».   По   определению   Международной   организации   труда   (МОТ)   – безработным   считается   любой,   кто   на   данный   момент   времени   не   имеет работы,   ищет   работу   и   готов   приступить   к   ней,   т.е.   только   тот   человек, который   официально   зарегистрирован   на   бирже   труда.   Численность безработных   в   каждый   конкретный   период   зависит   от   цикла   и   темпов экономического   роста,   производительности   труда,   степени   соответствия профессионально­квалификационной силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации. Для оценки показатели Коэффициент   занятости –   удельный   вес   самодеятельного   взрослого безработицы   используют следующие   структуры   рабочей населения,   занятого   в   общественном   производстве   в   общей   численности населения страны. Норма   (уровень)   безработицы –   процент   безработных   в   общей численности рабочей силы. Естественная безработица – процент (удельный вес) общего количества безработных   в   численности   рабочей   силы   в   период   экономической стабильности. Выделяют следующие виды безработицы: Безработица   вынужденная и добровольная.   Первая   возникает,   когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в   условиях   понижения   заработной   платы.   Добровольная   безработица усиливается   во   время   экономического   бума   и   снижается   при   спаде;   ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации,   а   также   у   различных   социально­демографических   групп населения. Безработица   зарегистрированная  –   незанятое   население,   ищущее работу и официально взятое на учет.  Безработица   маргинальная –   безработица   слабозащищенных   слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов. Безработица   неустойчивая –   вызывается   временными   причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности) Безработица сезонная – зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики. Безработица   структурная –   обусловлена   изменениями   в   структуре спроса   на   труд,   когда   образуется   структурное   несовпадение   между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. V. Закрепление изученного материала.  Практическая работа 1. «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира». Используя   статистические   данные,   сравните   трудовые   ресурсы   и занятость   населения   в   сферах   хозяйства   стран   разных   типов   (развитые, среднеразвитые, постсоциалистические, развивающиеся страны). Сделайте   вывод,   обобщив   полученные   данные.   Назовите   характерные особенности структуры занятости населения стран, которые вы сравнивали.   VI. Обобщение и систематизация знаний. Задание 1.  «Бицопрос». 1. Как вы понимаете понятие «трудовые ресурсы»? 2. Чем   трудовые   ресурсы   отличаются   от   экономически   активного населения? 3. Назовите   основные  количественные   и  качественные   характеристики трудовых ресурсов страны. 4. С   чем   связано   наличие   безработицы   в   странах   с   рыночной экономикой? 5. Что вы знаете о структуре занятости трудовых ресурсов страны? Задание 2. В каждом конкретном государстве границы   трудоспособного возраста установлены   законом.   Если   в   определении   нижней   границы   существенных отличий   нет,  то  в  верхней  расхождения   достигают  20  лет.  В  большинстве стран мира  она определена в 60­65 лет. В тоже время  во  многих странах Африки возраст выхода на пенсию составляет 50 лет. Чем вы это объясните? Задание 3.  Дайте ответы на вопросы. 1. Какие социальные классы населения существуют в развитых странах? 2. В чем вы усматриваете различия между высшим и средним классами? 3. Почему,   по   вашему   мнению,   средний   класс   считают   основой демократического общества развитых стран? VII. Итог урока. На   сегодняшнем   уроке   мы   разобрали   понятия   «трудоспособное население»,   «трудовые   ресурсы»,   «экономически   активное   население», «безработица». Научились характеризовать структуру занятости населения и ее отличия по регионам.  Прием «Микрофон» Дети, скажите пятью предложениями, чему вы научились на уроке.  VIII. Домашнее задание. § 10 Сообщение на тему: «Безработица в вашем регионе».

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)

Конспект урока на тему: "Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура населения" (10 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018