Конспект урока на тему: "Роль мировой общественности в их решении человеческих проблем"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
10 кл
15.05.2018
Образовательная: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе учащимися 10-х классов, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. Систематизировать и обобщить знания учащихся по глобальным проблемам человечества.
Развивающая: развивать навыки анализа и синтеза знаний, уметь вести дискуссию, самостоятельно приобретать знания. Устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор (причина) – изменения в окружающей среде, обществе (последствия) – реакции биосоциологической системы (результат).
Воспитательная: воспитывать разумного гражданина планеты Земля; воспитать важность изучения географии, любознательность, краеведческий подход.
10 rk.docx
Конспект урока по географии (10 класс)
Дата ________
Тема: Роль мировой общественности в их решении.
Цель:
Образовательная: рассмотреть деятельность человека, анализируя его
созидательную и разрушительную роль в природе и обществе учащимися 10х
классов, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания,
истории. Систематизировать и обобщить знания учащихся по глобальным
проблемам человечества.
Развивающая: развивать навыки анализа и синтеза знаний, уметь вести
дискуссию, самостоятельно приобретать знания. Устанавливать и развивать
причинноследственные связи как последовательность событий в цепи: фактор
(причина) – изменения в окружающей среде, обществе (последствия) – реакции
биосоциологической системы (результат).
Воспитательная: воспитывать разумного гражданина планеты Земля;
воспитать важность изучения географии, любознательность, краеведческий
подход.
Оборудование: политическая карта мира, презентация «Глобальный
(мировой) проект», Интернетресурсы.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности:
1.Почему современную эпоху называют эпохой глобальных проблем?
2.Какие проблемы волнуют сегодня всё человечество?
3.Какую экономическую выгоду несёт разоружение?
4.Сможет ли экологическая система выдержать «хозяйственные нагрузки»?
5.Как накормить всю планету?
6.Какова роль науки в решении продовольственной проблемы?
7.Останутся ли природные ресурсы нашим предкам?
8.Как помочь «больному» Океану?
Решение этих и других вопросов станет основной целью наших уроков.
3. Изучение нового материала.
Современную эпоху называют электронной, компьютерной, космической ,
ядерной, нанотехнологиями. Все чаще слышим о глобализации (от англ. global
мировой, всемирный), которая означает резкое расширение и углубление
взаимосвязей и взаимозависимостей между странами, народами и отдельными людьми. Глобализация охватывает сферы политики, экономики, культуры. А в
основе ее лежит деятельность политических, экономических союзов, ТНК,
глобального информациoннoгo пространства,
глобальнoгo финансового
капитала.
Oднако пока еще выгодами глобализации в наибольшей мере может
воспользоваться только «золотой миллиард» так называют жителей
высокоразвитых постиндустриальных стран Запада, общая численность
населения которых приближается к 1 млрд.
Именно такое неравенство вызвало к жизни массовое движение
антиглобалистов. С процессом глобализации тесно связано и возникновение
глобальных проблем человечества, которые оказались в центре внимания
ученых, политических деятелей и широкой общественности, изучаются многими
науками, в том числе географией. Это объясняется тем, что каждая из них
имеет свои географические аспекты и по разному проявляется в различных
регионах мира. Еще Н. Н. Баранский призывал географов «мыслить
континентами». Однaко в наши дни и такого подхода уже недостаточно,
глобальные проблемы нельзя решать только «глобально» и даже «peгионально».
Начинать их решение надо со стран и районов.
Вот почему ученые выдвинули лозунг: «Мыслить глобально, действовать
локально!» Рассматривая глобальные проблемы, вы должны будете обобщить
знания, полученные при изучении всех тем учебника.
Следовательно, это более сложный, синтезирующий материал. Однако не
следует относиться к нему как к чисто теоретическому. Ведь, по существу,
глобальные проблемы непосредственно касаются и каждого из вас как
маленькой «частички» вceгo единого и многоликого человечества.
Понятие о глобальных npoблемах
Последние десятилетия ХХ в. поставили перед народами мира много
острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Они
затрагивают взаимоотношения между странами мирового сообщества,
отношения между обществом
природой, вопросы совместного решения
ресурсообеспеченности.
Существуют различные классификациии глобальных проблем. Но обычно
среди них выделяют: 1) проблемы наиболее «универсального» характера, 2)
проблемы природноэкономического характера, 3) проблемы социального
характера, 4) проблемы смешанного характера.
Выделяют также более «старые» и более «новые» глобальные проблемы.
Степень их приоритетности со временем тоже может изменяться. Так, в конце
ХХ в. на первый план выдвинулись экологическая и демографическая проблемы, тогда как проблема предотвращения третьей мировой войны стала менее
острой.
Глобальные проблемы в своём взаимодействии образуют своего рода
треугольник: «население – социальное и экономическое развитие – окружающая
среда»
К основным факторам, которые способствуют возникновению
глобальных проблем человечества, необходимо отнести:
Быстрый рост численности населения в развивающихся странах.
Постоянный рост промышленности и сельскохозяйственного производства
в странах нового типа.
Увеличение объёма добычи полезных ископаемых и нерациональное их
использование.
Строительство многих транспортных магистралей.
Загрязнение окружающей среды и др.
Причины этих явлений:
Нерегулируемый прирост населения во многих странах.
Низкий уровень внедрения ресурсо и энергосберегающих производств. Быстрая урбанизация населения.
Сокращение сельскохозяйственных угодий, лесов, опустынивание земель,
их разрушение.
Быстрая автомобилезация, милитаризация экономики отдельных стран.
Неэффективная региональная экономическая политика как на макро так
и на микрорегиональных уровнях.
Обострение политических ситуаций в отдельных регионах мира и др.
Пути преодоления глобальных проблем еще не найдены, но очевидно, что
для их решения необходимо подчинить деятельность человечества интересам
выживания людей, сохранения природной среды и создания благоприятных
условий жизни для будущих поколений.
Основные способы решения глобальных проблем:
1. Формирование гуманистического сознания, чувства ответственности всех
людей за свои действия;
2. Всестороннее изучение причин и предпосылок, ведущих к возникновению
и обострению конфликтов и противоречий в человеческом обществе и его
взаимодействии с природой, информирование населения о глобальных
проблемах, наблюдение за глобальными процессами, их контроль и
прогнозирование;
3. Развитие новейших технологий и способов взаимодействия с окружающей
ресурсосберегающих технологий,
безотходного производства,
средой:
альтернативных источников энергии (солнца, ветра и т. п.);
4. Активное международное сотрудничество для обеспечения мирного и
устойчивого развития,
создание
международных центров по обмену информацией и координации совместных
усилий.
обмен опытом решения проблем,
4. Закрепление полученых знаний.
1)Назвать особенности возникшей демографической проблемы. Каковы
пути её решения?
2)Перечислить главные направления ухудшения качества окружающей
среды.
3)Меры, направленные на изменение негативных тенденций в сфере
энергетики.
4)В каких странах существует проблема «скрытого голода»? Её причины.
5)Какова роль науки в решении продовольственной проблемы?
6)Используя СМИ, предложите конкретные шаги в установлении
сотрудничества и взаимопонимания народов в решении сохранения мира на
Земле.
5. Подведение итогов, оценивание знаний учащихся (подготовка и защита
рефератов, их оформление, трактовка вопросов, дополнения по теме). 6. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.
Конспект урока на тему: "Роль мировой общественности в их решении человеческих проблем"
Конспект урока на тему: "Роль мировой общественности в их решении человеческих проблем"
Конспект урока на тему: "Роль мировой общественности в их решении человеческих проблем"
Конспект урока на тему: "Роль мировой общественности в их решении человеческих проблем"
Конспект урока на тему: "Роль мировой общественности в их решении человеческих проблем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.