Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Видеоролик "Никифоров Саша"

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Урок 28.doc
Номинация Разработки занятий   ЗАЯВКА Автор(ы) разработки (ФИО ­  полностью) Должность Место работы (полностью, без  сокращений) Постникова Римма Юрьевна Учитель ОРКСЭ Муниципальное   автономное   общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа» «Моргуновская     Вид и название разработки Конспект урока по теме: «Защитники Отечества» Рабочий адрес Контакты 617541,   Пермский   край,   Суксунский   район,   д. Моргуново, ул. Трактовая, 41 Рабочий телефон Мобильный телефон 83427132513 89028086078 e­mail, с которого отправлена  заявка postnikovar@inbox.ruМАОУ «МОРГУНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Урок 28 «Защитники Отечества» Учитель  Постникова Римма ЮрьевнаМоргуного  2018Урок 28.  Защитники Отечества Цели урока: Образовательные:   открыть   перед   детьми   новые   страницы   истории   Отечества   и подвига предков; Развивающие:   продолжить   формирование   умений   выделять   главное,   обобщать, работать с разными источниками информации, делать выводы; Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к истории Отечества,   дать   достойный   образец   для   подражания,   пример   храбрости, самоотверженности и патриотизма. Тип урока: изучение нового материала. Фомы организации познавательной  деятельности: индивидуальная,  фронтальная. Оборудование: компьютер, проектор, экран, портреты защитников Отечества,  иллюстрации войн, учебник 4 класса  М. Т. Студеникин  «Основы светской этики»,  Русское слово, Москва, учебник 4 класса А.Б. Бородина  «Основы православной  культуры», Русское слово, Москва. Конституции РФ. I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности  ­ Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям  здоровья, мира и добра.  Положите руку на сердце и повторяйте за мной:  Я есть любовь,  Я есть воля,  Я есть сила,  Я есть добро,  Я есть всё прекрасное.  Я есть Человек,  Всё зависит от меня,  Всё в моих руках.  Ролик «Моя деревня» 2.Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любые! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобой! Россия! Как Синюю птицу, Тебя бережём мы и чтим, А если нарушат границу, Мы грудью тебя защитим!И если бы нас вдруг спросили: "А чем дорога вам страна?" – Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, – одна! ­Как вы считаете, о чем это стихотворение. (Любовь к Родине у каждого из нас начинается с любви к родным местам, где ты   родился   и   живешь…Любое   место,   даже   самая   маленькая   деревенька, неповторимы своей красотой, очарованьем!) Родина кормит и поит нас, удивляет своей красотой. Но защитить сама себя не может. ­ На ком лежит обязанность по защите родины. (Обязанность по защите лежит на тех, кто ест ее хлеб. пьет ее воду, любуется красотой, на тех, кто силен, смел и отважен) ­ О чем пойдет речь на уроке (О защите Отечества) II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 1) Заверши предложение. «Тот, кто может заступиться, встать на защиту, не дать в  обиду – это … (Защитники). 2) «Отечество – это…(страна, где человек родился и вырос. Это наша  Российская федерация, наша Родина). 3)Каждый год 23 февраля в нашей стране отмечают праздник … (День защитника  Отечества). 4) Тема нашего урока …( Защитники Отечества). III. Этап выявления места и причины затруднений. Посмотрите на доску,  прочитайте такие слова: «…почти половина из тысячи лет  нашей истории прошла в войнах».  1. Выпиши даты в хронологическом порядке и напиши какие события произошли в  истории России в эти годы.  ( 1242, , 1812, , 1240, 1941­1945, 1612,  1380). 1) 2) 3) 4) 5) 6) ­ Давайте сразу задумаемся над ними. Когда появилось наше государство? Когда  князь Владимир объединил разные княжества верой в Единого Бога. Это случилось  в 10 веке. С той поры прошла 1000 лет. И почти половина из тысячи лет ­ в войнах.  Потому что земля у нас  и богатая, и красивая. И многие хотели землю русскую  завоевать, народ покорить. Вот и нападали. Однажды ученые историки все войны  посчитали. Например, с XIII века до начала XX получилось, что из 525 лет жизни329 лет пришлось воевать… Всё время приходилось землю родную защищать.  Такая вот непростая у нас, оказывается, история.  Давайте разбираться. IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации    «Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Но эти слова об обидах,  причинённых тебе. Можно простить свою обиду. А если обижают сестрёнку?  маму? Родину?Ведь есть и другие слова Христа… Гнев бывает напрасным, а  бывает уместным.» Так и война. Она может быть справедливой. А может быть и не справедливой.  Война справедливая (оборонительная)  Война не справедливая (нападающая) Цель: защитить свою семью,  Родину и её святыни Цель:   захватить   чужие   земли,   навязать свою веру. В   каком   случае   наш   воин   берет   в   руки   оружие?  (Если   надо   защитить   свою Родину, семью и веру – наш воин берется за оружие.) Найдите ответ на стр.74. учебник ОПК 2 абзац  (Священным своим долгом каждый  православный человек считал защиту Отечества…) И в основном законе нашей  Родины – Конституции РФ – о защите Отечества говорится так Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина РФ. 2. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В декабре я оформляла выставку  про Женю Родионова потому, что он жил здесь и  сейчас. Это очень важный пример ­ это модель поведения настоящего мужчины.  Важно понять: зло обязательно надо останавливать. Нельзя позволять людей  унижать, обижать. Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет  остаться в живых, снял с себя нательный крест перешёл на сторону бандитов. Воин отказался. Когда бандиты убедились, что нельзя сломить дух русского  парня, они решили отрезать ему голову. Евгения Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его девятнадцатилетия.  Так было предопределено, чтобы на рубеже  тысячелетия именно в России для солдата Евгения Родионова, вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о  верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И  ценой страданий и самой жизни дал единый ответ на этот главный для  каждого человека вопрос.Именно поэтому воин может и святым стать. А ведь он совершает зло(грех) –  берет в руки оружие, чтобы убивать. Подумайте, может ли воин святым стать?  Кого вы знаете из святых воинов? А чтобы поближе познакомиться я приглашаю  вас в музей «Воинской славы»    V. Реализация построенного проекта.              1зал (экскурсовод ­ Никифорова Анастасия). Илья Муромец.  Давайте сегодня  вспомним ­ тех, кто в разные времена защищал от врагов наше Отечество. Первыми защитниками земли нашей были богатыри. Вот они перед нами на картине В.М.Васнецова. В середине ­ богатырь Илья Муромец.  А вот икона, на которой написано: преподобный Илия Муромец Печерский. Как вы думаете: богатырь Илья Муромец и этот святой – один и тот же человек? (...)     Оказывается да! Великий воин Илья Муромец ­ герой не выдуманный. Узнали мы о нем из былин. А былины – это не сказки.  Само слово «былины»  говорит о том,  что описанные в них события на самом деле были, происходили.  Грозные степные племена нашим предкам досаждали – города сжигали, воинов  убивали, жен да детей в плен брали. На полях не хлеб колосился, а косточки русские лежали.  И, конечно же, люди мечтали, чтобы появился у них защитник.  И   таким   был   преподобный   Илия   Муромец   Печерский.   Известно,   что   Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов. Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца, ушел в монастырь. Он стал монахом Киево­Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых.          2зал(экскурсовод – Пашков Данил) .Александр Невский.   Вторая группа подготовила и расскажет сообщение об этом герое. А вот другой воин, защитник земли русской. Узнали? (Князь Александр Невский).  Жил он после богатырей, в XIII веке.    XIII век в истории России называют «черным» временем. Знаете почему? Сперва  монголо­татары на нас напали. А вслед за ними нахлынули шведы, немцы и  литовцы. Да еще и сами  русские князья между собой воевали. От гибели спасли  Россию только люди необыкновенные. Такие как святой князь.   Вы с его жизнью и подвигами знакомы. Я только хочу обратить ваше внимание на  то, что когда Александру было 10 лет, отец уже брал его в походы против  крестоносцев.    Когда Александру было 20 лет, он победил шведов в битве на Неве, за что и  прозвали его Невским.    А когда Александр выиграл Ледовое побоище, ему было всего 22 года.Ледовое побоище. А почему битва так называется? (поработать над словами:  почему «побоище», а не «битва»; почему «ледовое»?) Помните ли, с кем  сражались наши воины? Чем закончилось сражение? Все крестоносцы ушли под лед. И что же тогда получается – князь совершил зло? “А Я говорю вам: любите врагов  ваших…» Ничего себе любовь – все рыцари погибли… Почему же тогда князь стал  святым? Потому что он по Евангелию поступал – «кто с мечом к нам придет, от  меча и погибнет». А уж если враг ранен, сдался – тогда закон милосердия в силу  вступал: • Нельзя добивать раненых  • Нельзя трогать безоружных  • Нельзя грабить местных жителей  • Если   враг   сдаётся   или   если   война   закончена,   к   недавнему   недругу   надо отнестись уже просто как к человеку… Для христиан война за освобождение родной земли от врагов – война  освободительная, священная. И долг каждого христианина – оружие взять и  идти  воевать. Пословица: «и один в поле воин, если по­русски скроен». Потому что «Не в силе Бог, а в правде!» Здесь мы видим, что князь оружие сложил, перед иконой стоит, с Богом говорит.  Это тоже очень важно понять: хотя и по долгу, но он людей убивал. Душа болит.  Чтобы ее исцелить – нужно покаяние. Поэтому перед смертью, как и Илья  Муромец, князь Александр тоже монахом стал. И все свои деньги на добрые дела  извел – монастырь построил, русских солдат из татарского плена выкупал…       3зал(экскурсовод – Юнкова Майя). О Дмитрии Донском. Уже после  смерти Александра Невского Русь избавилась от монголо­татарского плена.  Одолел Мамая на поле Куликовом другой воин ­  московский князь Дмитрий  Донской.  Учебник стр.144 (3 абзац)      ­ ­ С той поры ­ с XIV века – появилась у христиан традиция поминать  погибших на Куликовом поле воинов в субботу накануне 8 ноября.  Дмитриевская родительская суббота – сегодня день поминовения всех  защитников русской земли. Ее установил князь Димитрий Донской.           4зал(экскурсовод –Рогожникова Надежда).  Пожарский и Минин.  Учебник стр.145 (1 абзац)           5зал(экскурсовод –Субботин Никита) . Александр Суворов.  Учебник стр.145 (2 абзац)                   6зал(экскурсовод   –   Белоусов   Артем)  О   Александре   Никифорове (Видеоролик) Приложение 1Русским воинам по всему миру стоят памятники. Как вы думаете: эти  памятники кому нужны ­ им или нам? (нам – память)           Что же их объединяет?  (Все ­ защитники. Русский дух их объединяет – от  которого сила богатырская бывает).             И очень важно понять ­ что происходит, если люди забывают своих героев?  Тогда появляются герои ненастоящие, выдуманные. И дети становятся похожи не  на людей, а на пауков и черепашек… А если вдруг беда, война – то эти пауки не смогут помочь. Без русского духа  русским богатырем невозможно стать.              Так что нам полезно побольше о защитниках Отечества знать. Поэтому еще  советую вам хорошие книги почитать… (Выставка книг) Если мы с таких людей  будем брать пример, то Россия всегда будет сильной и непобедимой державой.  VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи ­ Вернемся к нашему заданию 1. Выпиши даты в хронологическом порядке и  напиши какие события произошли в истории России в эти годы.  ( 1242, , 1812, , 1240, 1941­1945, 1612,  1380). 1) 1240­ битва на реке Неве. 2) 1240 – Ледовое побоище. 3) 1380 – Куликовская битва. 4) 1612 – освобождение Москвы от поляков. 5)1812 – отечественная война. 6)1941­1945 – Великая Отечественная война.  VII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону 1.Подготовьте рабочие листы Когда война может быть оправдана?  территорий для государства. Когда   целью   войны   становится   завоевание   новых   Когда   целью   войны   выступает   желание   защитить   и спасти своих близких и свою родину. Когда целью войны служит обогащение воюющих. Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости? В чем они заключаются?  Нельзя добивать раненых  Нельзя трогать безоружных  Нельзя грабить местных жителей.  Если   враг   сдается   или   если   война   закончена   –   надо   к   недавнему   недругу отнестись уже просто как к человеку. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Воевать   надо   всегда,   так   как   только   мечом   можно   убедить   другого   в   своей правоте.  Если   кто­то   с   войной   придет   на   русскую   землю,   русские   сумеют   за   себя постоять.  Русским только дай повод, сразу начнут войну. Что никогда нельзя делать при помощи оружия?  Навязывать другим свою веру.  Защищать свою Родину.  Защищать свою жизнь. VIII. Этап включения в систему знаний и повторения ­ Как православная церковь относится к воинам? Почему? Закончить наш урок я хочу такими строками: Защитники Отечества – поэты,  Хранители сердечного тепла.  Архангелы кладут, как эполеты,  На плечи им небесные крыла.  И воинство небесное готово  Вести извечный бесконечный бой.  И веру, и Отечество, и слово  Во мгле кромешной заслонить собой.  Всем воинам, в бою неравном павшим,  Стоять в небесном воинском строю.  А всем, стихов при жизни не читавшим,  Быть предстоит поэтами в раю.  Господь на золотые эполеты  Кладёт им негасимый горний свет…  Защитники Отечества – поэты!  Других у Бога не было и нет.  Евгений Семичев IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Рефлексия «Все в твоих руках».  На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая­то позиция, по  которой надо высказать свое мнение.  ­ Большой – для меня было важным … ­ Указательный – для меня было  интересным… ­ Средний – мне было трудно… ­ Безымянный – для меня было недостаточно… ­ Мизинец – мне не понравилось... Домашнее задание. Написать письмо солдату.В конце урока вопрос учащимся: ­ За что бы вы себя могли похвалить?