Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)
Оценка 4.8

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
10.04.2018
Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)
Видеоролик "Никифоров Саша"
Публикация является частью публикации:
Урок 28.doc
Номинация Разработки занятий   ЗАЯВКА Автор(ы) разработки (ФИО ­  полностью) Должность Место работы (полностью, без  сокращений) Постникова Римма Юрьевна Учитель ОРКСЭ Муниципальное   автономное   общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа» «Моргуновская     Вид и название разработки Конспект урока по теме: «Защитники Отечества» Рабочий адрес Контакты 617541,   Пермский   край,   Суксунский   район,   д. Моргуново, ул. Трактовая, 41 Рабочий телефон Мобильный телефон 83427132513 89028086078 e­mail, с которого отправлена  заявка [email protected] МАОУ «МОРГУНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Урок 28 «Защитники Отечества» Учитель  Постникова Римма Юрьевна Моргуного  2018 Урок 28.  Защитники Отечества Цели урока: Образовательные:   открыть   перед   детьми   новые   страницы   истории   Отечества   и подвига предков; Развивающие:   продолжить   формирование   умений   выделять   главное,   обобщать, работать с разными источниками информации, делать выводы; Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к истории Отечества,   дать   достойный   образец   для   подражания,   пример   храбрости, самоотверженности и патриотизма. Тип урока: изучение нового материала. Фомы организации познавательной  деятельности: индивидуальная,  фронтальная. Оборудование: компьютер, проектор, экран, портреты защитников Отечества,  иллюстрации войн, учебник 4 класса  М. Т. Студеникин  «Основы светской этики»,  Русское слово, Москва, учебник 4 класса А.Б. Бородина  «Основы православной  культуры», Русское слово, Москва. Конституции РФ. I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности  ­ Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям  здоровья, мира и добра.  Положите руку на сердце и повторяйте за мной:  Я есть любовь,  Я есть воля,  Я есть сила,  Я есть добро,  Я есть всё прекрасное.  Я есть Человек,  Всё зависит от меня,  Всё в моих руках.  Ролик «Моя деревня» 2.Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любые! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобой! Россия! Как Синюю птицу, Тебя бережём мы и чтим, А если нарушат границу, Мы грудью тебя защитим! И если бы нас вдруг спросили: "А чем дорога вам страна?" – Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, – одна! ­Как вы считаете, о чем это стихотворение. (Любовь к Родине у каждого из нас начинается с любви к родным местам, где ты   родился   и   живешь…Любое   место,   даже   самая   маленькая   деревенька, неповторимы своей красотой, очарованьем!) Родина кормит и поит нас, удивляет своей красотой. Но защитить сама себя не может. ­ На ком лежит обязанность по защите родины. (Обязанность по защите лежит на тех, кто ест ее хлеб. пьет ее воду, любуется красотой, на тех, кто силен, смел и отважен) ­ О чем пойдет речь на уроке (О защите Отечества) II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 1) Заверши предложение. «Тот, кто может заступиться, встать на защиту, не дать в  обиду – это … (Защитники). 2) «Отечество – это…(страна, где человек родился и вырос. Это наша  Российская федерация, наша Родина). 3)Каждый год 23 февраля в нашей стране отмечают праздник … (День защитника  Отечества). 4) Тема нашего урока …( Защитники Отечества). III. Этап выявления места и причины затруднений. Посмотрите на доску,  прочитайте такие слова: «…почти половина из тысячи лет  нашей истории прошла в войнах».  1. Выпиши даты в хронологическом порядке и напиши какие события произошли в  истории России в эти годы.  ( 1242, , 1812, , 1240, 1941­1945, 1612,  1380). 1) 2) 3) 4) 5) 6) ­ Давайте сразу задумаемся над ними. Когда появилось наше государство? Когда  князь Владимир объединил разные княжества верой в Единого Бога. Это случилось  в 10 веке. С той поры прошла 1000 лет. И почти половина из тысячи лет ­ в войнах.  Потому что земля у нас  и богатая, и красивая. И многие хотели землю русскую  завоевать, народ покорить. Вот и нападали. Однажды ученые историки все войны  посчитали. Например, с XIII века до начала XX получилось, что из 525 лет жизни 329 лет пришлось воевать… Всё время приходилось землю родную защищать.  Такая вот непростая у нас, оказывается, история.  Давайте разбираться. IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации    «Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Но эти слова об обидах,  причинённых тебе. Можно простить свою обиду. А если обижают сестрёнку?  маму? Родину?Ведь есть и другие слова Христа… Гнев бывает напрасным, а  бывает уместным.» Так и война. Она может быть справедливой. А может быть и не справедливой.  Война справедливая (оборонительная)  Война не справедливая (нападающая) Цель: защитить свою семью,  Родину и её святыни Цель:   захватить   чужие   земли,   навязать свою веру. В   каком   случае   наш   воин   берет   в   руки   оружие?  (Если   надо   защитить   свою Родину, семью и веру – наш воин берется за оружие.) Найдите ответ на стр.74. учебник ОПК 2 абзац  (Священным своим долгом каждый  православный человек считал защиту Отечества…) И в основном законе нашей  Родины – Конституции РФ – о защите Отечества говорится так Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина РФ. 2. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В декабре я оформляла выставку  про Женю Родионова потому, что он жил здесь и  сейчас. Это очень важный пример ­ это модель поведения настоящего мужчины.  Важно понять: зло обязательно надо останавливать. Нельзя позволять людей  унижать, обижать. Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет  остаться в живых, снял с себя нательный крест перешёл на сторону бандитов. Воин отказался. Когда бандиты убедились, что нельзя сломить дух русского  парня, они решили отрезать ему голову. Евгения Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его девятнадцатилетия.  Так было предопределено, чтобы на рубеже  тысячелетия именно в России для солдата Евгения Родионова, вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о  верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И  ценой страданий и самой жизни дал единый ответ на этот главный для  каждого человека вопрос. Именно поэтому воин может и святым стать. А ведь он совершает зло(грех) –  берет в руки оружие, чтобы убивать. Подумайте, может ли воин святым стать?  Кого вы знаете из святых воинов? А чтобы поближе познакомиться я приглашаю  вас в музей «Воинской славы»    V. Реализация построенного проекта.              1зал (экскурсовод ­ Никифорова Анастасия). Илья Муромец.  Давайте сегодня  вспомним ­ тех, кто в разные времена защищал от врагов наше Отечество. Первыми защитниками земли нашей были богатыри. Вот они перед нами на картине В.М.Васнецова. В середине ­ богатырь Илья Муромец.  А вот икона, на которой написано: преподобный Илия Муромец Печерский. Как вы думаете: богатырь Илья Муромец и этот святой – один и тот же человек? (...)     Оказывается да! Великий воин Илья Муромец ­ герой не выдуманный. Узнали мы о нем из былин. А былины – это не сказки.  Само слово «былины»  говорит о том,  что описанные в них события на самом деле были, происходили.  Грозные степные племена нашим предкам досаждали – города сжигали, воинов  убивали, жен да детей в плен брали. На полях не хлеб колосился, а косточки русские лежали.  И, конечно же, люди мечтали, чтобы появился у них защитник.  И   таким   был   преподобный   Илия   Муромец   Печерский.   Известно,   что   Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов. Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца, ушел в монастырь. Он стал монахом Киево­Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых.          2зал(экскурсовод – Пашков Данил) .Александр Невский.   Вторая группа подготовила и расскажет сообщение об этом герое. А вот другой воин, защитник земли русской. Узнали? (Князь Александр Невский).  Жил он после богатырей, в XIII веке.    XIII век в истории России называют «черным» временем. Знаете почему? Сперва  монголо­татары на нас напали. А вслед за ними нахлынули шведы, немцы и  литовцы. Да еще и сами  русские князья между собой воевали. От гибели спасли  Россию только люди необыкновенные. Такие как святой князь.   Вы с его жизнью и подвигами знакомы. Я только хочу обратить ваше внимание на  то, что когда Александру было 10 лет, отец уже брал его в походы против  крестоносцев.    Когда Александру было 20 лет, он победил шведов в битве на Неве, за что и  прозвали его Невским.    А когда Александр выиграл Ледовое побоище, ему было всего 22 года. Ледовое побоище. А почему битва так называется? (поработать над словами:  почему «побоище», а не «битва»; почему «ледовое»?) Помните ли, с кем  сражались наши воины? Чем закончилось сражение? Все крестоносцы ушли под лед. И что же тогда получается – князь совершил зло? “А Я говорю вам: любите врагов  ваших…» Ничего себе любовь – все рыцари погибли… Почему же тогда князь стал  святым? Потому что он по Евангелию поступал – «кто с мечом к нам придет, от  меча и погибнет». А уж если враг ранен, сдался – тогда закон милосердия в силу  вступал: • Нельзя добивать раненых  • Нельзя трогать безоружных  • Нельзя грабить местных жителей  • Если   враг   сдаётся   или   если   война   закончена,   к   недавнему   недругу   надо отнестись уже просто как к человеку… Для христиан война за освобождение родной земли от врагов – война  освободительная, священная. И долг каждого христианина – оружие взять и  идти  воевать. Пословица: «и один в поле воин, если по­русски скроен». Потому что «Не в силе Бог, а в правде!» Здесь мы видим, что князь оружие сложил, перед иконой стоит, с Богом говорит.  Это тоже очень важно понять: хотя и по долгу, но он людей убивал. Душа болит.  Чтобы ее исцелить – нужно покаяние. Поэтому перед смертью, как и Илья  Муромец, князь Александр тоже монахом стал. И все свои деньги на добрые дела  извел – монастырь построил, русских солдат из татарского плена выкупал…       3зал(экскурсовод – Юнкова Майя). О Дмитрии Донском. Уже после  смерти Александра Невского Русь избавилась от монголо­татарского плена.  Одолел Мамая на поле Куликовом другой воин ­  московский князь Дмитрий  Донской.  Учебник стр.144 (3 абзац)      ­ ­ С той поры ­ с XIV века – появилась у христиан традиция поминать  погибших на Куликовом поле воинов в субботу накануне 8 ноября.  Дмитриевская родительская суббота – сегодня день поминовения всех  защитников русской земли. Ее установил князь Димитрий Донской.           4зал(экскурсовод –Рогожникова Надежда).  Пожарский и Минин.  Учебник стр.145 (1 абзац)           5зал(экскурсовод –Субботин Никита) . Александр Суворов.  Учебник стр.145 (2 абзац)                   6зал(экскурсовод   –   Белоусов   Артем)  О   Александре   Никифорове (Видеоролик) Приложение 1 Русским воинам по всему миру стоят памятники. Как вы думаете: эти  памятники кому нужны ­ им или нам? (нам – память)           Что же их объединяет?  (Все ­ защитники. Русский дух их объединяет – от  которого сила богатырская бывает).             И очень важно понять ­ что происходит, если люди забывают своих героев?  Тогда появляются герои ненастоящие, выдуманные. И дети становятся похожи не  на людей, а на пауков и черепашек… А если вдруг беда, война – то эти пауки не смогут помочь. Без русского духа  русским богатырем невозможно стать.              Так что нам полезно побольше о защитниках Отечества знать. Поэтому еще  советую вам хорошие книги почитать… (Выставка книг) Если мы с таких людей  будем брать пример, то Россия всегда будет сильной и непобедимой державой.  VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи ­ Вернемся к нашему заданию 1. Выпиши даты в хронологическом порядке и  напиши какие события произошли в истории России в эти годы.  ( 1242, , 1812, , 1240, 1941­1945, 1612,  1380). 1) 1240­ битва на реке Неве. 2) 1240 – Ледовое побоище. 3) 1380 – Куликовская битва. 4) 1612 – освобождение Москвы от поляков. 5)1812 – отечественная война. 6)1941­1945 – Великая Отечественная война.  VII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону 1.Подготовьте рабочие листы Когда война может быть оправдана?  территорий для государства. Когда   целью   войны   становится   завоевание   новых   Когда   целью   войны   выступает   желание   защитить   и спасти своих близких и свою родину. Когда целью войны служит обогащение воюющих. Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости? В чем они заключаются?  Нельзя добивать раненых  Нельзя трогать безоружных  Нельзя грабить местных жителей.  Если   враг   сдается   или   если   война   закончена   –   надо   к   недавнему   недругу отнестись уже просто как к человеку. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»  Воевать   надо   всегда,   так   как   только   мечом   можно   убедить   другого   в   своей правоте.  Если   кто­то   с   войной   придет   на   русскую   землю,   русские   сумеют   за   себя постоять.  Русским только дай повод, сразу начнут войну. Что никогда нельзя делать при помощи оружия?  Навязывать другим свою веру.  Защищать свою Родину.  Защищать свою жизнь. VIII. Этап включения в систему знаний и повторения ­ Как православная церковь относится к воинам? Почему? Закончить наш урок я хочу такими строками: Защитники Отечества – поэты,  Хранители сердечного тепла.  Архангелы кладут, как эполеты,  На плечи им небесные крыла.  И воинство небесное готово  Вести извечный бесконечный бой.  И веру, и Отечество, и слово  Во мгле кромешной заслонить собой.  Всем воинам, в бою неравном павшим,  Стоять в небесном воинском строю.  А всем, стихов при жизни не читавшим,  Быть предстоит поэтами в раю.  Господь на золотые эполеты  Кладёт им негасимый горний свет…  Защитники Отечества – поэты!  Других у Бога не было и нет.  Евгений Семичев IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Рефлексия «Все в твоих руках».  На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая­то позиция, по  которой надо высказать свое мнение.  ­ Большой – для меня было важным … ­ Указательный – для меня было  интересным… ­ Средний – мне было трудно… ­ Безымянный – для меня было недостаточно… ­ Мизинец – мне не понравилось... Домашнее задание. Написать письмо солдату. В конце урока вопрос учащимся: ­ За что бы вы себя могли похвалить?

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)

Конспект урока на тему "Защитники Отечества" (4 классе, ОРКСЭ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018