Конспект урока на тему,,Односоставные предложения"8 класс

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 09.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обучающие цели урока: 1) закрепить умения: - различать двусоставные и односоставные предложения; - определять виды односоставных предложений; - различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения; 2) подготовить учащихся к контрольной работе. Цели, ориентированные на развитие личности учащихся: - развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ; - формировать у них интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер; - развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу; - совершенствовать речевые навыки учащихся. Воспитательные цели: - воспитывать любовь к художественной литературе - совершенствовать культуру речи учащихся Тип урока – закрепление знаний Методические приемы: групповая работа, взаимопроверка, самопроверка Форма урока - урок-путешествие Оборудование урокаКонспект
Иконка файла материала konspekt_uroka_odnosostavnye_predlozheniya.doc
План­конспект открытого урока закрепить   знания   учащихся   по   теме   «Односоставные Предмет ­ русский язык                                                                                                Класс – 8а Тема: Односоставные предложения (закрепление темы) Цель:  предложения»      Обучающие цели урока:  1) закрепить умения: ­ различать двусоставные и односоставные предложения; ­ определять виды односоставных предложений; ­ различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные   предложения, в состав которых входят односоставные предложения; 2) подготовить учащихся к контрольной работе.                                                         Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:                                   ­ развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в   самовыражении через различные виды работ;                                                            ­ формировать у них интерес к занятию, придать ему проблемно­творческий    характер;                                                                                                                        ­ развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу;                                     ­ совершенствовать речевые навыки учащихся.                                                           Воспитательные цели:                                                                                                  ­ воспитывать любовь к художественной литературе  ­ совершенствовать культуру речи учащихся Тип урока – закрепление знаний Методические  приемы: групповая  работа, взаимопроверка, самопроверка Форма урока ­  урок­путешествие  Оборудование урока:                                                                                                        мультимедийный  проектор, Презентация, интерактивная доска, портрет А.С.  Пушкина, стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», листы  контроля,  сигнальные карточки (красного и зеленого цветов)    Ход урока Тебя приветствую, поэт! В.Кюхельбекер (Слайд №1)  I  . Организационный  момент II   . Сообщение темы и задач урока  1. Создание эмоционального настроя  ­ Изучение раздела «Односоставные предложения» подошло к концу. И каков наш багаж знаний, покажет путешествие вместе с А.С. Пушкиным в одну из стран   Русского   языка.   Страна   называется   Односоставные   предложения. Надпись на воротах страны гласит: Мороз и солнце; день чудесный! ( Слайд № 2)­ Кому принадлежат эти строки? Кто прочитает стихотворение наизусть? Попробуйте перенести вторую часть (день чудесный) в конец стихотворения (тексты   стихотворения   лежат   на   столах   учащихся).  (Приложение   1) Прочитайте, сравните. Изменился ли смысл?(Ответы учащихся) ­ А.С.Пушкин восхищается зимним утром и этот восторг передает нам уже в начале стихотворения. Пусть и у вас будет хорошее настроение всегда!                Мы узнаем о роли   односоставных предложений в стихотворениях А.С.Пушкина.   Предоставится   приятная   возможность   восхититься   метким, ярким, точным, выразительным языком поэта. А теперь прочитайте те четкие задачи, выполнение которых требует эта Страна.  2. Задачи урока: (Слайд №3) ­ уметь различать виды односоставных и двусоставных предложений; ­определять виды односоставных предложений; ­различать   именные   и   глагольные   односоставные   предложения,   сложные предложения, в состав которых входит односоставное предложение.  ­ Жители страны приготовили вам «путевой лист»(Знакомство с листом контроля). (Приложение 2)   . Актуализация знаний 1. Работа с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Задание: найти односоставные предложения в 1 и 4 строфах стихотворения, записать   их   в   тетрадь.   Назвать   сложные   предложения,   в   состав   которых входят односоставные предложения.  ( 1 уровень – 3­4 предложения;   2 уровень – 5­6 предложений;   3 уровень – 7­8 предложений) 2. Тест « Тонкие вопросы» (ДА. НЕТ)   Зеленая карточка – ответ «да», красная – «нет».  III    1.Определенно­  личные   предложения ­   это  односоставные   предложения. (Да) 2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да) 3.Можно ли в неопределённо­ личном предложении восстановить подлежащее? (Да) 4.   Могут   ли   быть   в   них   подлежащими   местоимения   1,   2   лица?   (Нет) 5.Изменяются   ли   безличные   глаголы   по   лицам   и   числам?   (Нет) 6.Связаны   ли   понятия:   безличные   глаголы   и   безличные   предложения?   (Да) 7.   Можно   ли   восстановить   подлежащее   в   безличном   предложении?   (Нет) 8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения,   Да) 9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да) 10. Назывные ­ двусоставные предложения? (Нет)   по   форме   напоминающий   подлежащее?   ( ­   Молодцы!   Ставим   отметку   в   «путевом   листе».   Следующий     пункт   – «толстые вопросы». Активность вашей работы оценят руководители групп.  3. Работа по таблице в группах постоянного состава (5 групп)  (Два ученика работают индивидуально по составлению схемы по теме «Односоставные предложения»)Знаковый   ответ ученика Отметка руководителя Односоставные предложения  № Ф.И. учащегося                                                                     Вопросы Где найти? 1. 2. 3. 4. 5. На   какие   группы   делятся односоставные   предложения   по грамматической   роли   главного члена предложения? На   какие   виды   делятся односоставные   предложения   с   1 главным   членом   предложения   – сказуемым? Какие   предложения   называются определённо­личными?   Чем   они отличаются   от   других   видов односоставных предложений? Почему они так названы? В чём особенность неопределённо­ личных   предложений?   Какова сфера их употребления? Каковы   отличительные   черты безличных   предложений?   О   чём обычно   сообщается   в   безличных предложениях?   §   180   (теория, практика) §   181­184 §181 §182 §183 6. В   чём   особенность   назывных § 184 предложений? Значение знаков:    «+» ­  знаю    «­« ­  не знаю    «?» ­ не все понял(а)    «П» ­  не могу подобрать примеры    «Т» ­ затрудняюсь в теории      Проверка по таблице и схемам.  (Ответ на первый вопрос дают все 5 групп, называется правильный ответ, а на остальные вопросы отвечают:  I  группа – 2 вопрос, II – 3 вопрос и т.д.            ­ Какую схему вы   выбрали себе для работы по теме «Односоставные предложения»? (ответ учащихся)        4. Пауза «Для любознательных»  Инсценирование. ­Посмотри­ка,   ­   сказал     Дима   своему   другу   Юре,   ­   я   нашёл   интересное стихотворение, которое состоит из простых предложений, причём одного вида. Вот оно:ясной                   над в над рощей померкшем   однородными     членами.   рекою, лугу, немою,     Чье утверждение верно? Какой из этих отрывков не принадлежит Прозвучало Прозвенело Прокатилось Засветилось на том берегу.  ­  Я   тоже, ­  отозвался   Юра, ­  знаю    отрывок,  в    котором    все  предложения односоставные. Возок несется  чрез  ухабы. Мелькают  мимо  будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на  воротах И стаи галок на  крестах. (Слайд №4) Задание:   А.С.Пушкину? (ответы учащихся) ­   Да,   утверждение   Юры   ошибочно:оба     предложения     двусоставные,   второе предложение   с     Второй   текст   принадлежит А.С.Пушкину, а первое кому? (Ответы учащихся)  Физминутка для глаз. Встаем и идем на станцию. (Идут вокруг своего ряда – продолжение физминутки).   ­   Мы   будем   проезжать   «станции»,   и   наша   задача   ­   определить   ее   название (задание: записать  односоставные  предложения, определить их вид) 5.  Путешествие по «станциям» вместе с А.С.Пушкиным. Станция « Определенно­ личные» 1)   В   ваши   мирные   края   через   год   опять   заеду     и   влюблюсь   до   ноября. (стихотворение  «Подъезжая под Ижоры») 2)Храни меня, мой талисман, храни меня во  дни гоненья, во  дни раскаянья, волненья… («Храни меня, мой талисман…») 3)Играйте, пойте, о друзья! («Друзьям») Станция « Неопределенно­ личные» 1) В райке нетерпеливо плещут… («Евгений Онегин») 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно. («Осень») 3) На юных ратников взирали, ловили брани дальний звук. («Воспоминания в Царском Селе») Станция « Безличные» 1)Страшно и скучно. Тесно и душно. Солнцу обидно. («Страшно и скучно…») 2) Мне грустно  и легко. ( « На холмах Грузии…») 3) Приятно думать у лежанки… («Зимнее утро») Станция « Обобщенно­ личные» 1)Береги честь смолоду. («Капитанская дочка») 2) Умную голову почитают смолоду. («Капитанская дочка») (Слайд №5)            ­   Какая станция нам не встретилась? («Назывная»). Сейчас на ней мы выйдем и узнаем, чем она интересна.­  Определяющей особенностью назывных (номинативных) предложений является   то,   что   им   свойственна   фрагментарность   и   одновременно   большая емкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации,   но   детали   важные,   выразительные,   рассчитанные   на   опыт   и воображение слушателя или читателя ­ такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.            Вот как Пушкин видит эту «станцию»:  Унылая пора! Очей очарованье! Золотые   дни!   Уроки   и   забавы,   и   черный   стол,   и   бунты   вечеров,   и   наш словарь, и пляски мирной славы, и критики лицейских мудрецов. Волшебный край! Очей отрада!           В разные годы Пушкин много ездил  по России по своему желанию и по принуждению.  Мы  сейчас   отправимся   в  творческую  мастерскую   и   выполним задание. 6.  Творческая работа  Задание:  распространить   односоставные   предложения   согласованными   и несогласованными определениями и записать их. Дороги. Годы. Примерные ответы:(на интерактивной доске) Проселочные дороги.                                Зимние дороги. Дороги вечного странника Годы трудов и вдохновенья. Лицейские годы. Годы изгнания. ­ Молодцы! Мы дошли до последнего пункта нашего путешествия.  7.Контрольное списывание с грамматическим заданием. Самопроверка.  Задание:   списать предложения, вставляя   пропущенные буквы, раскрывая скобки;   определить   виды   односоставных   предложений,   выполнить лексический разбор обозначенных слов.  1.В..лшебный край! 2.Б..реги платье (с)нову, а честь (с)молоду. 3.Бр..жу над морем, жду п..годы, маню ветрило к..раблей 4.Кому владеть меч..м? 5.Дни поз..ней осен.. бранят обыкнове…о. Ответы    1­о, 2­ е, слитно, слитно, 3­ о, о, о, 4­ о, 5­ д, и, нн. 1­н; 2­ об­л; 3­ оп­л; 4­б; 5­ н­л. IV. Домашнее задание  (появляется   житель   страны   Односоставные   Предложения   (юноша, одетый, как ученый) и говорит:   ­ Мы  с вами не прощаемся, на время прерываемся до завтрашнего дня. Задание интересное о нашей о сторонушке без лени, со старанием составьте вы  для нас (Слайд №6):           написать  сочинение­миниатюру по  одной из тем: «Лесные  сокровища», «Зимний лес» с включением  в  него  односоставных  предложений  ИЛИ сказку об односоставных предложениях.  V   . Рефлексия. Итог урока ­ Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по стране Односоставных Предложений. Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?  (Ответы учащихся).                Подведем итоги по «путевому листу» (выставляют баллы, ставят себе оценку).  ­ Впереди нас ждут еще много интересных путешествий. Но это уже другая история…