Конспект урока на тему,,Роль обобщающих слов при однородных членах предложения,,8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку на тему,,Роль обобщающих слов при однородных членах предложения,, Цель - систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения».Тип урока Программа Типовая учебная программа по предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с нерусским языком обучения) Изучение нового материала.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Предмет, класс русский язык, 8 Г класс Программа Типовая учебная программа по предмету «Русский язык» для 5­9 классов уровня основного среднего образования (с нерусским языком обучения) Тема урока Обобщающие слова при однородных членах предложения. Урок по счёту в КТП № 45, в теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения» – №1 Тип урока Изучение нового материала Оборудование компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, оценочные листы, стикеры. Цели урока   Обучающие развивающие – систематизировать полученные знания по теме  «Обобщающие слова при однородных членах  предложения»; ­ Познакомить с постановкой знаков препинания в  предложениях с обобщающим словом при однородных  членах предложения; ­Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения; – развивать познавательную  активность учащихся; – формировать умения постановки  знаков препинания в предложениях по теме; Ожидаемый  рехультат Умеют выделять главное, обобщать и систематизировать материал. Правильно организовывают работу в группе. Защищать свою точку  зрения. На уроке использованы следующие методы:    репродуктивный, объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый. Этапы Деятельность учителя Работа учащихся Организационный  момент­ 1 мин. Приветствие. Настрой на положительную работу. Подготовка учащихся к работе. Разъяснение схемы работы на уроке, системы  оценивания учащихся. Раздача оценочных листов.  Деление на группы. Карточки с предложения  ( предложение ,где ОЧП являются подлежащим и  предложение, где ОЧП являются сказуемыми) Получение и ознакомление с оценочными листами. Деление на группы. Слайд 1 Карточка № 1 Милосердие, приветливость, доброта делают человека  красивым.Домашняя работа­ 5 мин. Проверка выполнения учашимися домашнего задания:  стр. 146, упражнение ­2. Слайд 2 Карточка № 2 Легкий ветерок то просыпался, то утихал. 1.Прочитать текст " Эрмитаж".Выписать предложения с однородными членами  предложения 2.Выполнить задание после текста. Подготовить ответы на вопросы,  находя ответы из интернета или других источников. ­ Как раньше называлось здание, в котором находился Эрмитаж? ­По проекту какого архитектора оно построено ­ Когда был основан Эрмитаж? 3. Составте мини­ рассказ о каком ­ нибудь музее вашего города. Выставляют полученные балы в оценочные листы. МІN ­1 MAX ­3 Стратегия Горячий стул  по теме " Эрмитаж"­ 5 мин. Слайд 3 Из каждой группы выходят на "Горячий стул " по 1  ученику. Каждая команда по очереди задают вопросы по домашнему заданию и прошедшим темам. Выставляют полученные баллы в оценочные листы. МІN ­1 MAX ­4 Фронтальный опрос  учашихся методом "  Да / Нет" ­ 3 мин. 1.Правда что, однородные члены – это такие члены  предложения, которые отвечают на один и тот же  вопрос и являются одинаковыми членами предложения? 2.Однородные члены предложения связаны при помощи  сочинительных союзов? 3.Правда, что гончарном ремесле Гжель используют  синюю и голубую краску на белом фоне? 4.Птенцы лебедя появляются на свет неуклюжими,  беспомощными, некрасивыми и нескладными. В этом  предложении есть 5 однородных члена предложения? 1. Да 2. Да 3.Да 4.Нет. 4 ОДП: неуклюжими, беспомощными, некрасивыми и  нескладными. Слайд 4,5 Выставляют полученные балы в оценочные листы. МІN ­1 MAX ­4  Сообщение темы и  цели ­ 2 мин. Формулировка темы урока:  «Обобщающие слова при  однородных членах предложения Знаки припенания при  обобщающих словах». Работа по формулировке целей   урока. – Скажите, что вы должны знать и уметь, работая по  данной теме? «Обобщающие слова при однородных членах предложения Знаки  припенания при обобщающих словах». Слайд 7 Формулировка  целей урока: – Мы должны знать, что такое однородные члены и обобщающие слова. – Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с– Верно. Мы повторим и закрепим то, что знаем по теме.  А еще сегодня будем составлять схемы предложений с  обобщающими словами при однородных членах. обобщающими словами при однородных членах. – Уметь находить однородные члены и обобщающие слова при них, расставлять правильно знаки препинания.  Определение  актуальности  изучаемого материала­  1 мин. Определение актуальности и значимости изучаемых  вопросов: – Скажите, а зачем это нужно знать?  – Где вы это будете применять? – Нам эти знания нужны при написании диктантов, эссе, изложений и в  дальшейшем при подготовке к ЕНТ и КТ. Определение формы  работы ­ 1 мин. Самостоятельная  работа 1 Нахождение в  предложениях  однородных членов  предложения. 5 мин. Сегодня у нас не совсем обычный урок: вместо доски –  экран, а вместо тетради – маршрутный лист. На нем вы  будете выполнять задания и отмечать правильность  ответов в оценочные листы. Каждый правильный ответ – это 1 балл. В конце урока вы самостоятельно подведете  итог своей работы. Запись в маршрутных листах  числа,  темы урока. ­ Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме  “Однородные члены предложения”. Повторим правило  постановки знаков препинания между однородными  членами. Но сегодня вас ожидает по этой теме что­то  новое. Об этом вы узнаете попозже. Для начала найдите и подчеркните однородные члены предложения,  поставьте знаки препинания. Слайд 6 Слайд 6 Ознакомление с маршрутным листом .Запись числа, темы. Слайд 8,9 (для проверки)  Через лес проходит узкая, длинная, заснеженная тропинка.  Снег тихо ложился на поля, на кусты, на деревья.  Сильно страдают от холода и голода птицы.  Через лес проходит узкая длинная заснеженная  тропинка.  Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные  столовые в садах и прямо у себя на окнах.  Снег тихо ложился на поля на кусты на деревья.    Воробьи, чижи, грачи целыми стайками посещают эти   Сильно страдают от холода и голода птицы.  Сердобольные горожане устраивают для них  бесплатные столовые в садах и прямо у себя на  окнах.  Воробьи чижи грачи целыми стайками посещают  эти бесплатные столовые.  бесплатные столовые. Выставляют полученные балы в оценочные листы. МІN ­1 MAX ­5 Новая тема­5 мин. 4. Изучение нового материала. Задача: обеспечить восприятие, осмысление знаний,  первичное запоминание знаний, способов действий. ­ Ребята, давайте пойдемся дальше. ­ Прочитайте вслух, найдите однородные члены  предложения: Слайд 10 1. В саду у сторожа цвели кустарники: сирень,жасмин, шиповник. 2. И лес , и поле, и река ­ все было покрыто белой  пеленой. 3.Вата, пух, солома,перья ­ весь этот строительный  материал идет на постройку гнезда. Найдите в предложениях ОЧ. Почему они являются  однородными? ­ Найдите слова, с которым связаны однородные члены  предложения. Слова, с которым связаны однородные члены  предложения:кустарники, все, материал Вывод: ­ Слова кустарники, все, материал – это обобщающие слова. ­ Какую роль играют эти слова в предложениях? Вывод: ­ Это обобщающее слово при однородных  членахслова, которые «собирают, обобщают все  перечисленное» Чаще всего в качестве обобщающих  слов используются местоимения( все, все, никто, ничто)  и наречия ( всюду , везде, всегда, никогда) 1. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и  одежда ,и душа и мысли. 2. Всюду: и вокруг ,и над головой была вода. 3. На крышах домов, на деревьях , на скамейках аллеи ­ везде была изморозь. Обозначается кружком с точкой в центре.  (Учитель выслушивает рассуждения учащихся). Физминутка. – Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные  члены и является тем же членом предложения. Слайд 13 Слайд 11,12 Игра:«Третий лишний» Прочитать группы слов и найти в них лишнее слово. 1. Скрипка, флейта, рояль, музыкальные инструменты. 2. Жучок, вредные насекомые, листогрыз, листовёртка. 3. Рысь, волк, дикие животные, лось, лиса. ОТВЕТ:  Скрипка, флейта, рояль – это музыкальные инструменты.  Жучок, листогрыз, листовёртка – это вредные насекомые.  Волк, рысь, лиса, лось – это дикие животные.­ Значит с обобщающим словом при ОЧП разобрались. Работа со схемами Схематичное объяснение постановки знаков  препинания на ИКТ­ Сформулируйте правило о постановке знаков  препинания в предложениях при однородных  членах с  обобщающими словами. В этом вам поможет следующая  схема: Слайд 14,15,16,17 5 мин 1. (О: О, О, О). ­ Если обобщающее слово стоит впереди  однородных членов, то перед однородным членом  ставится двоеточие. Например. Шары были разных цветов: красные,  синие и желтые. 2. (О, О, О — О). ­ Если обобщающее слово стоит после однородных  членов, то за ними ставится тире. Например. В зоопарке живут тигры, львы, слоны и  обезьяны – разные звери. 3. (О: О, О, О — ….) ­ Если обобщающее слово стоит и перед  однородными членами, а после них предложение  продолжается, то перед однородными членами  ставится двоеточие, а после них перед остальной  частью предложения – тире. Например. Все вокруг: дома, деревья, улицы — было  серо. 4. (О, как то: О, О, О) – После обобщающего слова, которое стоит впереди  однородных членов, могут быть слова:  а именно, как  то, например, которые предупреждают о  перечислении Например. Было серо все, а именно: дома, деревья, улицы. Было серо все, как то: дома, деревья, улицы.Было серо все, например: дома, деревья, улицы Закрепление материала (самостоятельная  работа 2) Выполнение заданий, с  последующей  фронтальной проверкой. 5 мин. – Вам даны предложения и схемы, соотнесите  предложение со схемой. Выполнение заданий Слайд 18 1. Старайся читать разные книги сказки стихи басни  фантастику. 2. И старики и взрослые и дети все любят читать хорошие книги. 3. Всё поля небо кусты окрасилось розовым цветом.. 4.Некоторые грибы очень ядовиты например бледная  поганка мухомор.  5. Среди птиц, насекомых в сухой траве одним словом  всюду чувствовалось приближение весны. 6. Во все времена года и весной и летом и осенью и  зимой я занимаюсь спортом. Самопроверка по слайду. Слайд 19(Ответы для взаимопроверки) 1. (О: О, О, О, О ). 2. (и О, и О, и О — О). 3. (О: О, О, О — ….) 4. (О, например: О, О) 5. (О, О, О — О). 6. (О: О, О, О, О — ….) Закрепление материала (самостоятельная  работа 3 по учебнику) Прочитать текст 1 команде: составьте вопросы 5мин. 2 команда: выпишите из текста предложения с  однородными членами предложения МІN ­1 MAX ­6 Выполнение задания.Слайд 20 МАХ ­ 1 СКВОРЕЦ Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились.  Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько  выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на  лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете,  сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и  огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше  собственного веса! Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки,  охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть­чуть неуклюжа. (К. Паустовский.) Творческая работа На экране картина с весенним пейзажем: – Составьте небольшой текст по данной картине,  используя предложения с ОЧ,  с обобщающими словами  при ОЧ. Слайд 21 Работа над сочинением­миниатюрой. МІN ­1 MAX ­3 Употребил 1 предложение с ОЧ ­ 1 балл, 2 предложения ­ 2 балла, более 3 предложений ­3 баллаРефлексия­ 1 мин. – Чем мы занимались на уроке?  Какие правила  повторили? Чему научились? – Какие затруднения вы испытывали? – Какие вопросы ещё необходимо проработать? Домашняя работа Стр. 150 упр. 5 переписать предложения, вставляя  обобщающие слова и стр. 154 упр. 4 по схеме составить  предложение. Слайд 22 Ответы на вопросы Слайд 23 Использую схемы составьте предложения с обобщающими словами при  однородных членах предложения. Подведение итогов.  Оценки 1­ мин. Подведем итог урока. Все вы неплохо потрудились,  выполнили много заданий, а оценки за урок вы поставите себе сами. Подсчитайте баллы, которые вы набрали за  урок. Критерии оценки вы видите на слайде – Оценки за творческую работу вы узнаете на  следующем уроке. Слайд 24 21­25 баллов – оценка «5» 15­20баллов – оценка «4» 9­14балла – оценка «3»Оценочный лист ФИО ученика 1.Домашняя работа 3 балла Выписать  предложения с  однородными  членами  предложения 1 балл 3. Составте  мини­ рассаз о  каком ­ нибудь  музее вашего  города. 1 балл 2.Выполнить  задание после  текста.  Подготовить  ответы на  вопросы, находя ответы из  интернета или  других  источников. 1 балл 2.Вопрос ­ответ 3.Горячи й стул ДА\НЕТ 4 балла 4.Самостоя Самостоя тельная  работа №1 тельная  работа  №2 Работа  с  текстом Творче ская работа 3 балла 4 балла 5 баллов 1 балл 6 баллов Всего: 22­26 баллов – оценка «5» 15­21баллов – оценка «4» 9­14балла – оценка «3» ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Самостоятельная работа № 1 Найдите и подчеркните однородные члены , поставьте знаки препинания. 1.Через лес проходит узкая длинная заснеженная тропинка. ­2. Снег тихо ложился на поля на кусты на деревья.  ­ 3.Сильно страдают от холода и голода птицы.­ 4.Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах.­ 5.Воробьи чижи грачи целыми стайками посещают эти бесплатные столовые. ­ Самостоятельная работа № 2 Вам даны предложения и схемы, соотнесите предложение со схемой. 1. Старайся читать разные книги сказки стихи басни фантастику. 2. И старики и взрослые и дети все любят читать хорошие книги. 3. Всё поля небо кусты морозный туман окрасилось розовым цветом.. 4.Некоторые грибы очень ядовиты например бледная поганка мухомор.  5. Среди птиц, насекомых в сухой траве одним словом всюду чувствовалось приближение весны. 6. Во все времена года и весной и летом и осенью и зимой я занимаюсь спортом. 1. (О, О, О — О). 2. (О: О, О, О — ….) 3. (О: О, О, О — ….) 4. (и О, и О, и О — О). 5. (О: О, О, О, О ). 6. (О, например: О, О ). Самостоятельная работа №3 1 команде: составьте вопросы 2 команда: выпишите из текста предложения с однородными членами предложения СКВОРЕЦ Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и  рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и  личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм  всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и  огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса! Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей.  Походка его быстра и чуть­чуть неуклюжа.  (К. Паустовский.)­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Посмотрите также