Конспект урока "Нахождение части от целого и целого по его части" (5 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
03.03.2017
Цели урока:
o формировать умения и вырабатывать навыки решения задач на нахождение части от целого, целого по его части и соотношения части и целого;
o развивать и активизировать познавательный интерес к предмету;
o способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;
o способствовать расширению кругозора, формированию умений выделять главное, переносу знаний в новую ситуацию;
o развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
Открытый урок математики в 5 классе.doc
Урок математики в 5 классе
Тема: Решение задач на отыскание части от целого и целого по его части
Цели:
o формировать умения и вырабатывать навыки решения задач на
нахождение части от целого, целого по его части и соотношения части и
целого;
o развивать и активизировать познавательный интерес к предмету;
o способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза,
зрительного внимания, оперативной памяти;
o способствовать расширению кругозора, формированию умений
выделять главное, переносу знаний в новую ситуацию;
o развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power
Point, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Устная работа:
– Какую тему мы изучали на двух предыдущих уроках? (Обыкновенные
дроби)
– Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом для повторения.
1. Из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть
оранжевая, а ¾ зелёная.
2/4 оранжевая; ¾ оранжевая; 4/4 оранжевая
Проверьте себя! Слайд
1,2
2. Из зелёных и белых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть
зелёная; 2/5 части зелёные; 5/5 части зеленые.
Проверь себя! Слайд 3,4
– Что означает 5/5 и 4/4? (Вся фигура, одно целое). Слайд 5
– Как найти ½ часть? 1/3? 1/5? 3/5? 5/5?
3. Решите анаграмму Слайд 6
ЕЛОЦЕ ЛОСИЧ; МЕЗНАТЕНАЛЬ; ЛИСЬЧТЕЛИ; СТЬЧА ЛАСИЧ.
Проверим. Слайд 7
– Сегодня на уроке мы будем использовать эти понятия. Тема нашего урока
«Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части».
– Какие цели мы поставим перед собой на урок? (Записываем цели на
дополнительной доске).
1
Знать.
1. Определение понятия доли.
2. Форму записи обыкновенной дроби.
3. Смысл числителя и знаменателя.
4. Правила нахождения части от целого, целого по его части и соотношения части и целого.
Уметь.
1. Решать задачи на нахождение части от целого, целого по его части и соотношения части
и целого.
2. Указывать в дробных записях числитель и знаменатель.
3. Читать и записывать обыкновенные дроби.
Метапредметные результаты.
1. Определять признаки объектов.
2. Анализировать объекты.
3. Сравнивать объекты по выделенным признакам.
– Запишите тему урока в тетрадь. Слайд 8
Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова французского математика Д.
Пойа:
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Слайд 9
III. Изучение нового материала. Рассмотрим схему Слайд 10 – Какие задачи можно составить, исходя из этой схемы? Слайд 11
2
1 вариант
2 вариант
3 вариант
в 1–ом варианте находим часть от целого,
во 2–ом – целое по его части,
в 3ем – соотношение части и целого.
Слайд 12
– Рассмотрим несколько задач и определим, к какому виду задач их можно
отнести. – Решим эти задачи, записываем решение в тетради (запись на доске).
– Ребята, можно ли утверждать, что задачи 1 и 2 взаимно–обратные?
– Какую закономерность в их решениях вы увидели?
– Вернемся к нашей анаграмме и составим схемуподсказку:
Слайд 13
– Какие выводы вы можете сделать? Попробуйте сформулировать правила
самостоятельно (ответы учащихся).
IV. Физминутка.
3
V. Работа в парах. Проговорите правила друг другу.
Слайд
14
– Распределите задачи из списка по видам. Разложите на парте 6 квадратиков
так, что
Зелёный квадратик – задача на нахождение целого по его части
Оранжевый квадратик – задача на нахождение части от целого
– Проверьте себя! Слайд 15
Подсказка для тех, кто затрудняется! Обратить внимание на слова
«что», «это».
Слайд 16
VI. Решение задачи.
– Возьмите листочек для решения задач. Подпишите их. Решения записываем
на этих же листочках.
Слайд 17
VII. Прочтите задачи. Определите их вид. Решите задачи
Слайд
18
VIII. Игра «Магазин»
– Представьте, что вы продавцы в магазине, где объявлены скидки на ¼ от
прежней цены. Назовите новую цену
Слайд 19
ПЛАТЬЕ – 800 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 600 РУБ)
КОСТЮМ БРЮЧНЫЙ– 1600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 1200 РУБ)
САРАФАН – 600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА 450 РУБ)
ПИДЖАК – 1000 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 750 РУБ)
Проверь себя! Слайд 20
VIII. Итог урока:
– Вернемся к целям, которые мы поставили на урок. Мы их достигли? – На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить задачи?
– Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Целого числа по
его части? На соотношение части числа и его целого?
– Что на уроке понравилось? Что запомнилось?
IX. Домашнее задание:
– решить по 1 задаче из списка на выбор;
– придумать по одной задаче каждого вида и решить их.
Выставление оценок за работу на уроке (с обоснованием).
Слайд 21
ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
4
Решить задачи:
Домашнее задание
1. У Буратино было 10 золотых. 2/5 своих денег он отдал коту Базилио.
Сколько золотых получил кот Базилио?
2. Туристы проехали на машине 150 км, что составляет 3/5 намеченного
пути. Какой длины намеченный путь?
3. Ученица исписала 3/8 тетради. Сколько в тетради всего страниц, если
исписано 60 страниц?
4. Площадь поля 20 га. Тракторист вспахал 5 га. Какую часть поля
вспахал тракторист?
5. Длина прямоугольника 56 см. Ширина составляет 7/8 длины. Найдите
ширину прямоугольника.
Ответы:
1
2
3
4
5
Решить задачи:
Домашнее задание
1. В сквере росли 40 деревьев. 5/8 из них липы. Сколько лип растет в
сквере?
2. Турист прошел 6 км, что составляет 1/3 всего пути. Какое расстояние
должен пройти турист?
3. В рулоне осталось 120 м шерсти. Сколько шерсти было в рулоне, если
осталось 3/5 рулона? 4. Площадь квартиры 56 м2. Отремонтировали 35 м2. Какую часть
отремонтировали?
5. В конных состязаниях участвовали 28 спортсменов, 2/7 из них –
женщины. Сколько женщин приняли участие в состязаниях?
Ответы:
1
2
3
4
5
Самоанализ урока математики в 5 классе по теме
«Решение задач на отыскание части от целого и целого по его части»
Данная тема изучается в 5 классе согласно тематическому планированию. На изучение отводится 3
часа, этот урок первый в изучаемой теме. Ребята готовы к её восприятию, имеют достаточный запас
знаний, мотивированы на изучение темы.
На уроке решались следующие задачи:
образовательные:
– формирование умения и навыков решения задач на нахождение части от целого, целого по его
части и соотношения части и целого;
развивающие:
– развитие психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;
– расширение кругозора, формирование умений выделять главное, переносить знания в новую
ситуацию;
– развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля;
воспитательные:
– развитие и активизация познавательного интереса к предмету;
– формирование устойчивых положительных мотивов обучения.
На уроке использовалась презентация. Содержание урока соответствует учебной программе,
поставленным задачам, способствует формированию умений определять вид задачи и вырабатывает
навыки решения трех видов задач, а также позволяет формировать навык анализа задачи, развивает
зрительное внимание и оперативную память. Использование презентации позволяет сделать
проверку решений на уроке. Сделать выводы, обобщить пройденный материал.
По дидактической цели это комбинированный урок. Мною использовалась фронтальная, парная
и индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности (на
основе компьютерной презентации) содержания урока.
Задачам урока соответствовали методы обучения, такие как
по источнику передачи знаний:
– словесные (эвристическая беседа);
– наглядные (использование схемы, раздаточного материала, презентации);
– практические (решение задач, тест);
по уровню самостоятельности учащихся:
– проблемно–поисковые (работа со схемой);
– репродуктивные;
по аспекту мышления:
– продуктивные (самостоятельное решение задач, теста).
Урок структурирован. Все этапы урока направлены на выполнение поставленных задач. Организационный момент и устная работа включают в себя мобилизующее начало урока и
организацию класса, создание психологической комфортности, мотивацию деятельности учащихся
и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
На уроке учащиеся сами ставят перед собой цели. Я их записываю на дополнительную доску, чтобы
в любой момент урока можно было к ним обратиться, а в конце урока подвести итоги.
Изучение нового материала начинается с постановки проблемы: «Какие задачи можно составить,
исходя из схемы?» Материал доступный для ребят, соответствует уровню их учебных
возможностей. С моей помощью ребята определили виды задач и построили схему решения задач
двух видов. Они самостоятельно сформулировали правила нахождения целого по его части и части
от целого.
На этапе работа в парах я ставлю себе задачу дать возможность учащимся закрепить правила,
оказывать взаимопомощь соседу по парте и провести самопроверку.
Решение теста дает возможность определить уровень усвоения материала.
Игра «Магазин» позволяет применить полученные знания в новой ситуации.
Обращаясь к поставленным в начале урока целям, мы подводим итоги урока.
Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит творческое задание.
План урока выполнен, цели реализованы.
Конспект урока "Нахождение части от целого и целого по его части" (5 класс)
Конспект урока "Нахождение части от целого и целого по его части" (5 класс)
Конспект урока "Нахождение части от целого и целого по его части" (5 класс)
Конспект урока "Нахождение части от целого и целого по его части" (5 класс)
Конспект урока "Нахождение части от целого и целого по его части" (5 класс)
Конспект урока "Нахождение части от целого и целого по его части" (5 класс)
Конспект урока "Нахождение части от целого и целого по его части" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.