Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
01.03.2018
Цели:
Проверка степени усвоения материала по теме “Имя существительное”. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности правила написания Ь в именах сущ. М.р. и ж.р. после шипящей на конце.
Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся с включением коррекции некоторых видов деятельности.
Воспитание культуры речи, культуры поведения и трепетного отношения к семье.
мяг знак.doc
Написание
слов-названий предметов
мужского и женского рода
с основой на шипящий звук
урока русского языка во 2 классе
Конспект Тема: Написание словназваний предметов мужского и женского
рода с основой на шипящий звук
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой, показать связь
конечной
буквы основы слова на шипящий с родом этого слова, учить
детей
делать правильный вывод о работе ь, учиться
дифференцировать слова с основой на шипящий по родам,
закреплять навыки работы с обратным словарем для решения
практических задач, развивать фонематический слух,
орфографическую зоркость; формировать основы гендерного
воспитания
Оборудование: Учебник «Русский язык» I часть, учебник «Русский
язык» 2 часть, обратный словарь, предметные картинки,
таблички со словами, опорные таблицы
Ход урока
I. Организационный момент
Подготовка к письму. (подготовка пальчиков, правильное
положение тетради, правильная осанка)
П Чистописание – безотрывное письмо: озимь
Для чего нужен мягкий знак в этом слове?
П. Повторение.
1. Определить основу слова:
Кино дорога с лон
Проверяем. Что нужно делать, чтобы правильно определить
окончание?
2 (изменить форму слова: есть кино нет кино, есть дорога –
нет дороги, есть слон – нет слона)
Какое слово никогда не имеет окончания? Почему?
(Неизменямое слово – кино)
У какого слова нулевое окончание?
(есть слон, нет слона, дать слону, любуюсь слоном)
Какого рода слованазвания предметов?
Как определить род словпредметов?
2. Подбор родственных слов
Для чего нужен мягкий знак в слове лисьи?
Найдите корень.
Как пишутся корни в однокоренных словах?
Запишите однокоренные слова.
Ш. Работа над новым материалом.
1. Сообщение темы урока.
Прочитайте название темы нашего урока в учение №1 на
странице 152.
(Написание словназваний предметов мужского и женского
рода основой на шипящий звук)
2. Подготовительная работа для восприятия новой темы
Каким звукам мы сегодня уделим внимание?
(Шипящим звукам)
Назовите эти звуки.
Означим их на письме.
([ж], [ш], [ч'], [щ'])
На какие две группы делятся звуки?
([ж], [ш] – всегда твердые,
[ч'], [щ'] – всегда мягкие)
Как вы думаете, нужен ли этим звукам мягкий знак?
(Были такие ответы: Не нужен, т.к. твердые звуки ь не
может смягчить, мягким звукам он тоже не нужен.)
Вспомните, а для чего нужен мягкий знак?
(ответы детей и примеры)
Давайте сделаем вывод:
(1. Для смягчения согласных звуков: примеры
2. Для разделения согласного и гласного звуков: примеры)
3 Ь
1. ОЗИМЬ
2. ЛИСЬИ
3. ?
Можем ли мы сделать третий вывод? (Нет)
А может сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем.
Давайте проверим наше утверждение.
3. Упражнения в слышании шипящих звуков на конце слов:
Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на
конце слова и хлопнуть. Будьте внимательны.
( мышка, луч, камыш, гуашь, дочь, чудо, морж, жук, борщ,
ложь, речь, щука, шашки, финиш.)
4. Работа с обратным словарем
Найдите упражнение №117. Прочитайте задание.
(упр. №117 – Открой Обратный словарь на букву ч. Есть ли
среди словназваний предметов, ОСНОВА которых
оканчивается на –ч, слова женского и среднего рода)
Есть слова женского и мужского рода? (Нет, только М.Р.)
Означим, что в первом столбике будут словапредметы
мужского рода (м.р.)
Где будем работать? (В Обратном словаре?)
На какую букву открываем обратный словарь? (На букву ь)
Это будет в начале, середине или конце словаря?
Прочитайте слова на ч.
Назовите слова. Какого рода все эти слова?
Запишите одно слова, обозначающую шипящий звук.
Откройте словарь на букву Ж. Определите, какого рода все
словапредметы?
Запишите одно слово.
Запишите по одному слову из словаря на буквы Ч и Щ.
Увидели вы здесь мягкий знак? Значит, какой можно сделать
вывод?
4 Вывод: словапредметы мужского рода, оканчивающиеся на
шипящие звуки, пишутся без Ь.
Зачеркиваем Ь.
Возвращаемся к Обратному словарю. Найдите слова на Ь, а
затем на ЖЬ.
Назовите слова. Какого они рода? (женского рода)
Обозначим во втором столбике будут слова женского рода.
Запишем по одному слову на ЧЬ, ШЬ, ЩЬ.
Какой вывод можем сделать о написании словпредметов
женского рода?
Вывод: словапредметы женского рода, оканчивающиеся на
шипящие звуки, пишутся с Ь.
Ж.р. Ь
М.р
плащ вещь
этаж рожь
ландыш ночь
врач помощь
Вывод: словапредметы женского рода, оканчивающиеся на
шипящие, пишутся с Ь
(Дети объяснили так: женском роду нужна помощь, а
мужскому роду – нет, «они же мужики», «сами должны
помогать другим»).
Знакомство с выводом в ученике
М.р.
Ж
Ш
Ч
Щ
Ж.р.
ЖЬ
ШЬ
ЧЬ
ЩЬ
Для чего нужен ь в словах?
5 Ь
1. РЫСЬ
2. ВЬЮГА
3. МЫШЬ
Правы мы были, когда говорили, что мягкий знак не нужно
писать на конце слов с основой на шипящий звук? (Не правы)
Какую тайну о мягком знаке вы узнали? (В некоторых словах
мягкий знак пишется)
Для чего же нужен мягкий знак в этих словах?
(Дети сами сделали вывод: Мягкий знак показывает, что
это слованазвания предметов женского рода)
5. Упражнения в распределении слов с основой на шипящий по
родам
1. Играсоревнование
Распределите слова по двум корзинам. (мальчик м.р.,
девочка – ж.р.).
Посмотрим, кто больше получит картинок.
6 Кто оказался победителем? (Слова м.р.)
Продолжим соревнование, только теперь со словами.
(карточки)
гара[ж]
помо[щ']
мело[ч']
детены[ш]
ло[ж]
пла[ч']
но[ч']
клю[ч']
до[ч']
бро[ш]
ве[щ']
бор[щ']
Кто оказался победителем?
Как хорошо, что представители мужского рода большую часть
работы берут на себя. Думаю, то представители женского рода, в
том числе и наши девочки, будут только рады этому.
6. Упражнения в правильном написании слов.
а) Письмо по памяти
Холодный клю[ч] всю но[ч] шумит в овраге.
Подумайте, как нужно будет написать слова с основой на
шипящий звук. Посоветуйтесь с соседом.
О каком ключе идет речь? (о роднике)
Какие значения имеет это слово?
Эти слова случайно или не случайно так назвали? (Случайно, у
них нет сходства)
Это одно слово с несколькими значениями или разные слова?
(разные слова)
Как они будут записаны в Толковом словаре?) (Два раза)
Давайте проверим по словарю.
(В Толковом словаре записано два раза, значит, это два
разных слова
Ключ1 – изделие из металла для отпирания и запирания
замка.
Ключ2 источник (родник), бьющий изпод земли.)
Запишите предложение по памяти.
б) Самостоятельная работа
I вариант упражнение №120 (глу[ш], мар[ш], камы[ш],
бро[ш], су[ш], ерала[ш], фини[ш])
7 II вариант упражнение №121 (ве[щ'], кле[щ'], ово[щ'], бор[щ'],
помо[щ'], мо[щ'], ле[щ'], товари[щ'])
У кого будут затруднения, обратитесь к словарю.
Проверка заданий.
Составьте предложения
V. Домашнее задание – стр.154, упр. 123,
VI. Итог урока
Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке?
Как пишутся слованазвания предметов мужского и женского
рода с основой на шипящий звук?
8
Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.