Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Оценка 4.9

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
01.03.2018
Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Цели: Проверка степени усвоения материала по теме “Имя существительное”. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности правила написания Ь в именах сущ. М.р. и ж.р. после шипящей на конце. Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся с включением коррекции некоторых видов деятельности. Воспитание культуры речи, культуры поведения и трепетного отношения к семье.
мяг знак.doc
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук урока русского языка во 2 классе Конспект Тема: Написание слов­названий предметов мужского и женского  рода   с основой на шипящий звук  Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой, показать связь  конечной             буквы основы слова на шипящий  с родом этого слова, учить  детей               делать правильный вывод о работе ь, учиться  дифференцировать слова    с основой на шипящий по родам,  закреплять навыки работы с обратным словарем для решения  практических задач, развивать фонематический слух,  орфографическую зоркость; формировать основы гендерного  воспитания Оборудование: Учебник «Русский язык» I часть, учебник «Русский  язык» 2 часть,     обратный словарь, предметные картинки,  таблички со словами, опорные таблицы Ход урока I.  Организационный момент      Подготовка к письму. (подготовка пальчиков, правильное  положение тетради, правильная осанка) П     Чистописание – безотрывное письмо: озимь         ­ Для чего нужен мягкий знак в этом слове? П. Повторение.      1. Определить основу слова:          Кино                  дорога               с лон         ­  Проверяем. Что нужно делать, чтобы правильно определить  окончание? 2 (изменить форму слова: есть кино ­ нет кино, есть дорога –  нет дороги,   есть слон – нет слона) ­ Какое слово никогда не имеет окончания? Почему? (Неизменямое слово – кино) ­ У какого слова нулевое окончание? (есть слон, нет слона, дать слону, любуюсь слоном)         ­ Какого рода слова­названия предметов?         ­ Как определить род слов­предметов?       2. Подбор родственных слов           ­ Для чего нужен мягкий знак в слове лисьи?          ­ Найдите корень.          ­ Как пишутся корни в однокоренных словах?          ­ Запишите однокоренные слова. Ш. Работа над новым материалом.        1. Сообщение темы урока.            ­ Прочитайте название темы нашего урока в учение №1 на  странице 152. (Написание слов­названий предметов мужского и женского  рода  основой на шипящий звук)       2. Подготовительная работа для восприятия новой темы ­ Каким звукам мы сегодня уделим внимание?   (Шипящим звукам) ­ Назовите эти звуки. ­ Означим их на письме. ([ж], [ш], [ч'],  [щ']) ­ На какие две группы делятся звуки?  ([ж], [ш] – всегда твердые,            [ч'],  [щ'] – всегда мягкие) ­ Как вы думаете, нужен ли этим звукам мягкий знак? (Были такие ответы: Не нужен, т.к. твердые звуки ь не  может смягчить,  мягким звукам он тоже не нужен.) ­ Вспомните, а для чего нужен мягкий знак?          (ответы детей и примеры) ­ Давайте сделаем вывод:             (1. Для смягчения согласных звуков: примеры             2. Для разделения согласного и гласного звуков: примеры) 3 Ь    1. ОЗИМЬ       2. ЛИСЬИ       3.       ? ­ Можем ли мы сделать третий вывод? (Нет) ­ А может сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем.  Давайте проверим наше утверждение.                3.  Упражнения в слышании шипящих звуков на конце слов: ­ Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на  конце слова и хлопнуть. Будьте внимательны. ( мышка, луч, камыш, гуашь, дочь,  чудо,  морж, жук, борщ,  ложь, речь, щука, шашки, финиш.)        4. Работа с обратным словарем            ­ Найдите упражнение №117. Прочитайте задание.   (упр. №117 – Открой Обратный словарь на букву ч. Есть ли  среди слов­названий предметов, ОСНОВА которых  оканчивается на –ч, слова женского и среднего рода)   ­ Есть слова женского и мужского рода? (Нет, только М.Р.)   ­ Означим, что в первом столбике будут слова­предметы  мужского рода (м.р.)            ­ Где будем работать? (В Обратном словаре?)            ­ На какую букву открываем обратный словарь? (На букву ь)            ­ Это будет в начале,    середине или конце словаря?             ­ Прочитайте слова на ч.            ­ Назовите слова. Какого рода все эти слова?            ­ Запишите одно слова,  обозначающую шипящий звук.            ­ Откройте словарь на букву Ж. Определите,    какого рода все слова­предметы?            ­ Запишите одно слово.            ­ Запишите по одному слову из словаря на буквы Ч и Щ.            ­ Увидели вы здесь мягкий знак? Значит, какой можно сделать  вывод? 4 Вывод: слова­предметы мужского рода, оканчивающиеся на  шипящие звуки, пишутся без Ь.            ­ Зачеркиваем Ь.            ­ Возвращаемся к Обратному словарю. Найдите слова на Ь, а  затем на  ЖЬ.            ­ Назовите слова. Какого они рода? (женского рода)            ­ Обозначим ­ во втором столбике будут слова женского рода.            ­ Запишем по одному слову на ЧЬ, ШЬ, ЩЬ.            ­ Какой вывод можем сделать о написании слов­предметов  женского рода?          Вывод: слова­предметы женского рода, оканчивающиеся на  шипящие звуки, пишутся с Ь.                                           Ж.р.  Ь                            М.р                                 плащ                                               вещь                           этаж                                              рожь                           ландыш                                          ночь                                          врач                                                помощь Вывод: слова­предметы женского рода, оканчивающиеся на  шипящие, пишутся с Ь (Дети объяснили так: женском роду нужна помощь, а  мужскому роду – нет, «они же мужики», «сами должны  помогать другим»).        Знакомство с выводом в ученике  М.р.      Ж Ш Ч Щ  Ж.р. ЖЬ ШЬ ЧЬ   ЩЬ ­ Для чего нужен ь в словах?  5 Ь         1. РЫСЬ 2. ВЬЮГА 3. МЫШЬ             ­ Правы мы были, когда говорили, что мягкий знак не нужно  писать на     конце слов с основой на шипящий звук? (Не правы)         ­ Какую тайну о мягком знаке вы узнали? (В некоторых словах  мягкий знак пишется)         ­ Для чего же нужен мягкий знак в этих словах?           (Дети сами сделали вывод: Мягкий знак показывает, что  это слова­названия предметов женского рода) 5. Упражнения в распределении слов с основой на шипящий по  родам          1. Игра­соревнование           ­ Распределите слова по двум корзинам. (мальчик ­ м.р.,  девочка – ж.р.).           Посмотрим, кто больше получит картинок.                                                                6 ­ Кто оказался победителем? (Слова м.р.)         ­ Продолжим соревнование, только теперь со словами.  (карточки)     гара[ж] помо[щ'] мело[ч'] детены[ш] ло[ж] пла[ч'] но[ч'] клю[ч'] до[ч'] бро[ш] ве[щ'] бор[щ']                 ­ Кто оказался победителем?         ­ Как хорошо,  что представители мужского рода большую часть работы берут на себя. Думаю, то представители женского рода, в том числе и наши девочки,  будут только рады этому. 6. Упражнения в правильном написании слов.            а) Письмо по памяти               Холодный клю[ч] всю но[ч] шумит в овраге.         ­ Подумайте, как нужно будет написать слова с основой на  шипящий звук.   Посоветуйтесь с соседом.         ­ О каком ключе идет речь? (о роднике)         ­ Какие значения имеет это слово?          ­ Эти слова случайно или не случайно так назвали? (Случайно, у них нет сходства)         ­ Это одно слово с несколькими значениями или  разные слова? (разные слова) ­ Как они будут записаны в Толковом словаре?) (Два раза) ­ Давайте проверим по словарю. (В Толковом словаре записано два раза, значит, это два  разных слова Ключ1 – изделие из металла для отпирания и запирания  замка. Ключ2  ­ источник (родник), бьющий из­под земли.) ­ Запишите предложение по памяти.           б) Самостоятельная работа            I вариант ­ упражнение №120 (глу[ш], мар[ш], камы[ш],  бро[ш], су[ш], ерала[ш], фини[ш]) 7 II вариант  упражнение №121 (ве[щ'], кле[щ'], ово[щ'], бор[щ'], помо[щ'], мо[щ'], ле[щ'], товари[щ'])          ­ У кого будут затруднения, обратитесь к словарю.           Проверка заданий.          ­ Составьте предложения  V. Домашнее задание – стр.154, упр. 123,  VI. Итог урока       ­ Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке?       ­ Как пишутся слова­названия предметов мужского и женского  рода с основой на шипящий звук?    8

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."

Конспект урока "Написание слов- названий предметов в мужском и женском роже с основой на шипящий знак."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018