Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)
Оценка 4.9

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
14.03.2019
Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)
Урок русского языка по теме "Значения фразеологизмов" проводился с использованием активных методов обучения. Урок получения новых знаний Цели: научить учащихся распознавать фразеологизмы в письменной и устной речи. Этим уроком я заинтересовала учащихся сделать нашу речь более красивой, подготовиться с ВПР в 4 классе.
Значения фразеологизмов во 2 классе..doc
Кондукторова Светлана Анатольевна учитель начальных классов,  высшей квалификационной категории МКОУ «Лахденпохская СОШ» Конспект урока русского языка в 2 Б  классе Тип урока: нетрадиционный, с использованием АМО, соответствует  ФГОС. Тема урока: Значения фразеологизмов. Цели:  распознавание  значений фразеологизмов в устной и письменной речи. Задачи:­познакомить со значениями   фразеологизмов; ­ Формировать понятия “фразеологизм”,  “фразеологический оборот”, ­обогащать пассивный и активный словарь учащихся фразеологизмами;  ­развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;  ­учить работать в группах;  ­развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь; ­воспитывать интерес  к фразеологии, уважению к традициям русского народа.  Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, деревянные ложки (баклуши), рамка для картины,   одинаковые колпачки и жилетки,  две рубашки: одна с длинными рукавами, другая с короткими,   фразеологические и толковые словари, горшочки на столы, плакат  с нарисованным океаном, рыбки, бостик.  Примечание: к уроку составлена презентация 1 Список  литературы: А.Барто . Детям/А. Барто – Оникс,  2009. – 144 с. Фразеологический словарь иллюстрированный  для детей. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4­е изд., стереотип. — Москва:   Русский язык, 1987. — С. 238. Этап  урока Название  используемых АМО 1.Орга низаци онный  момент Иници ация (знако мство) АМО  «Встречать  хлебом­ солью»  Цель:  Создать  комфортную  обстановку  начала урока , настроить  обучающихся  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Деятельность учителя Деятельность ученика Материалы: рушник, хлеб и  соль.  Девочка в русском народном  костюме проносит хлеб да соль Технология проведения.  ­ Здравствуйте, ребята ,  гостям, а дети хором: «Хлеб да соль вам дорогие гости».  сегодня урок у нас не совсем  обычный , у нас гости ,  Варианты проведения метода:  использовать костюмы и  поздоровайтесь , пожалуйста , с ними. Когда гости в доме, то  элемент театрализации,  музыкальное сопровождение.  это всегда волнительно. В знак  уважения к гостям в русском  Видоизмененный  заимствованный метод  доме всегда выносят в знак  http://www.moi­ Вре мя (в  мин. ) 2 УУД,   формирующиеся на данном этапе ­регулятивные:  развивать  умение  планировать  действие в  соответствии с  поставленной  задачей,  умение преобразовывать практическую  задачу в  2 на  уважения хлеб и соль. universitet.ru/ebooks/kamo/kam познавательную; Иници ация (начал о урока) предстоящую  работу. АМО «Рука  друга»  Цель:  создание  эмоционально го комфорта  обучающихся, налаживания  отношений и  выяснения  эмоционально го состояния  обучающихся. o/  . Технология проведения.  Дети берутся с соседом по  3 личностные  ­ Чтобы у нас все сегодня  получилось, протяните друг  парте за руки, и хором  проговаривают слова, чтобы  осознают свои возможности в другу руки, улыбнитесь и  давайте хором скажем, держа  настроится на работу.  Дети делятся на группы,  друг друга за руки:  ­ Мы умные!  ­ Мы внимательные!  ­ Мы старательные!  ­ Мы учимся и у нас всё  получится!  выбирают спикера, секретаря,  повторяют правила работы в  группах.  Варианты проведения метода:  использовать музыкальное  сопровождение.  Результат: учащиеся сняли  эмоциональное напряжение. Сели на свои места, записали  дату. На следующей строчке  запишите птиц в названиях  Записывают: ворона, сорока,  воробей. ­Орфограмма: непроверяемая  учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. познавательные 5 : развитие  3 которых есть –оро­  Какая  орфограмма находится  в этих словах? ­ Ребята, вспомните  из   чего  состоит наша речь? Составьте предложения с  любым из слов. Запишем  моё предложение: Петя на уроке считал ворон. ­О ком  это предложение? ­Что Петя делал?   ­  Сколько значений может  быть у слова?        (несколько,  много)    ­ А какое значение может  быть у слова?  Переносное и прямое Показываю на слайде: _Что значит Трещать как  сорока…?    и   т.д безударная гласная. Выделяйте её.  Фразеологизмы  про птиц  на  слайде. (прочитать) Белая ворона – отличается от других   поступками   или внешним видом.  Считать   ворон  –   думает   о своём. Трещать   как   сорока – говорить громко, быстро и без умолку Сорока на хвосте принесла – неожиданное   сомнительное известие. Стреляный воробей,   способности  осознанно и  произвольно  строить речевые высказывания в  устной и  письменной  речи;  коммуникативн ые: развивать  умение  формулировать  собственное  мнение, умение  учитывать  различные  мнения и  интересы,  представлять  собственную  4 старого   воробья   на мякине не проведешь – так говорят об опытном   человеке,   которого трудно обмануть.  1.Слайд   Определение  темы урока,  постановка  цели, задач   урока. 2.Вхож дение или погруж ение   в тему (сообщ ение целей урока)  ­  Где мы можем узнать,  уточнить значение слова? ­А вы слышали когда ­ нибудь   такое выражение? ­Как вы думаете, что оно  обозначает? ­А можно ли заменить его  одним словом? Каким? ­В основе этого случая, лежит интересное явление языка,  которое вы мне назовёте сами ­ прочитайте  это слово  с  экрана.  фразеологизм. ­Слышали  ли вы когда это  5   Проводят исследование:  отвечают на вопросы,  рассуждают, приводят  примеры. Петя на уроке  ­бездельничал ­отвлекался ­мечтал позицию, умение адекватно  использовать  речь и речевые  средства  общения Коммуникатив ные: участвуют  в учебном  диалоге; строят  понятные  речевые  высказывания;  формулируют и  аргументируют  собственное  мнение 5 слово?   Знаете, что оно  обозначает? Хотите узнать? ­думал о своём 3.Инф ормиро вание ожидан ий ученик ов (плани ровани е эффек тов урока) Слайд  А где мы можем узнать  значения фразеологизмов?  (спросить у взрослых,  одноклассников, посмотреть в  словаре) У меня в руках    фразеологический словарь  русского языка. Слайд  4 Словари  Работа на  листочке Запись слова «Фразеологизмы», скажем по слогам. Трудное слово, запишем его по  слогам.  ­Как узнать сколько слогов в этом  лове? Посчитать гласные Знакомятся с  «Фразеологическим словарем  русского языка» под  редакцией И.А. Молоткова.  Тренировочные упражнения со  словарем, словарной статьей. На столах школьный  фразеологический словарь  русского языка под редакцией  В.П.Жукова, А.В.Жукова. В тетради  запись АЕООИ Ы  ФРА­ЗЕ­О­ЛО­ГИ­ЗМЫ. Регулятивные:  планирование  действий  учебного сотрудничества с учителем и со  сверстниками.,  другими   членами   сообщества 5 ­регулятивные:  развивать  умение  планировать  действие в  6 АЕООИ Ы­ 6 слогов. 4.Инф ормиро вание ожидан ий ученик ов (плани ровани е эффек тов урока) АМО  «Заварить  кашу»  Цель: помочь  обучающимся осознать  границы  нового  знания,  определить  задачи урока.  Слайд 5  Заварить  кашу   Какие цели мы перед собой  поставим? Чтоб ответить на  этот вопрос мы сейчас   «Заварим кашу» А что такое каша? Где мы можем узнать  значение этого слова? (в толковом словаре) Как  только дети прочитали  слово  начинаем определять,   что можем сказать о сочетании  слов «заварить кашу»?  ­ Это — фразеологизм.  ­ Попрошу дежурных  библиографов в группе   обратиться к толковому  словарю и узнать значения слов каша и заварить?  Помощь родителей или  Ученица 1. В наши дни каша — самая  обычная повседневная еда. А  раньше это слово имело еще  один смысл: свадебный пир,  свадьба.  В истории сохранились  предания о свадьбе Дмитрия  Донского. Принято было  устраивать кашу у отца  невесты. Но Дмитрий Донской  считал ниже своего  достоинства ехать к  нижегородскому князю Дмит­ рию Константиновичу. А князь отказался ехать в Москву к  молодому Дмитрию: ведь ему  было в ту пору всего 16 лет. В  конце концов, кашу устроили  между двумя городами — в  Коломне.  Ученица 2. От этих хлопотливых каш, в  которые втягивался порой весь город, и родилось  соответствии с  поставленной  задачей,   познавательные 5 : развитие  способности  осознанно и  произвольно  строить речевые высказывания в  устной и  письменной  речи;  регулятивные­  принимают и  сохраняют  учебную задачу,  соответствующу 7 учителей на уроке.  ( стр… ­Дети зачитывают значения  слов из толкового словаря?  ­ А ещё в кроме  словосочетания «заварить  кашу» мы с вами собрали  предложение, давайте  прочитаем его?   Затеять сложное и  неприятное дело.  ­Как вы думаете, что это  такое?  ­ Это то, что обозначает  фразеологизм, т.е его  значение.  выражение заваривать кашу (то есть затеять сложное, а иногда  и неприятное дело).  «Сам кашу заварил, сам и  расхлебывай» — сам затеял   что­то хлопотное, сам и  выпутывайся.   Ученик 3. Сначала слово  каша употребляли в значении  званый обед, праздник по  поводу крестин, свадьбы», а  затем и в значении «беспоря­ док», «суматоха», «сумятица», «путаница».  Учитель: Кстати сказать,  слова кашевар и однокашник  появились как производные  от словосочетаний  варить  кашу, из одной каши, где ка ша выступает в значении  «артель», «семья», очень  распространенном в русских  диалектах  XIX века. Вот и  мы с вами будем варить  кашу на уроке в группах и  какую кашу нам удастся  ю этапу  обучения; познавательные ­ используют  различные  способы поиска, сбора,  обработки,  анализа,  передачи и  интерпретации  информации в  соответствии с  8 Давайте определим тему  нашего урока.  ­ Тема сегодняшнего урока:  «Значения фразеологизмов».  Слайд 6. Работа в  группах­  достают  задачи урока Какие цели мы перед собой  поставим? В каждом горшочке  нужно  собрать (заварить) одну   из  задач урока,  прочитать вслух. сварить узнаем в конце  урока.  Из горшочка  (стоят на столе у  каждой группы) достают и  читают цели и задачи урока: 1.Узнать, что такое  фразеологизмы и  фразеологические обороты. 2.Объяснять значение  фразеологизмов  и научиться   составлять предложения  с  ними. 3.Учиться работать в  сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и  группе. В тетради  запись: Заварить кашу­ затеять    сложное дело. коммуникативн ыми и  познавательным и задачами; личностные:  развивать  умение  осуществлять  коллективную  постановку  новых учебных  целей, задач;  формировать  учебно ­  познавательный  интерес к  новому  учебному  материалу; 9 5.Инте рактив ная лекция (перед ача   и объясн ение инфор мации) Источники фразеологизмов  различны. Одни возникли на  основе наблюдения человека  над общественными и  природными явлениями,  бытовыми, в общении с  животными, их повадками.  Народ   сравнивал   человека и  вставлял в свою речь  меткие  изречения  Часто  мы  это  слышим  в УНТ (пословицы, поговорки,  загадки) Запишите  один  фразеологизм,  который вам понравился с его  значением. Закончите и изобразите  фразеологизм (мимикой,  движениями):  Голоден как …(ВОЛК)  Хитёр как … (ЛИСА)  Труслив как … (ЗАЯЦ)  Здоров как … (БЫК)  Надут как … (ИНДЮК)  Упрям как … (ОСЁЛ)  Слайд 7. Игра «Узнай  фразеологиз м» АМО «Бить  баклуши» ФИЗМИНУ ТКА Дети ищут в загадках, сказках,  пословицах, поговорках   фразеологизмы. Смотрит как баран на новые  ворота. Сесть в лужу. Рубит сук на котором сидит. Время истекло. Спать без задних ног. 3 Коммуникатив ные: участвуют  в учебном  диалоге; строят  понятные  речевые  высказывания;  формулируют и  аргументируют  собственное  мнение Дети показывают движения. 2 регулятивные­  как летает пчёлка……и т.д. Картинки животных на  интерактивной доске. принимают и  выполняют  задачу,  соответствующу ю этапу  обучения; 10 ­ Фразеологизм иначе можно  назвать “фразеологическим  оборотом” или “крылатым  выражением”. Их нельзя  придумать самому, а можно  только запомнить и  употреблять в своей речи. Задание в группах  На столах у вас лежит листок с  фразеологизмами, рядом лежат вещи, которые необходимы,  чтоб оживить картинку с  фразеологизмом.    Проинсценировать перед   классом.  Каждой  группе  записать свой фразеологизм в  тетрадь. 6.Прор аботка содерж ания темы (групп овая работа обучаю щихся) Групповая  Работа Задание №1  (творческое) «Живая  картина» (выступить в  роли   художника 10 Прочитать фразеологизм  найти подходящую одежду  для инсценирования.   Посмотреть в словаре – значения фразеологизмов  (можно спросить у взрослых) Бить баклуши­ (взять деревянные ложки) Как две капли воды­ (подготовить 2 одинаковых  колпачк и жилетка) Работал спустя рукава­ коммуникативн ые: представляют  собственную  позицию, умение адекватно  использовать  речь и речевые  средства  общения,  умение  аргументировать свою позицию  при выработке  11 7.Закр епить знания, получе нные на уроке и примен ить   их при выполн ении упражн ения творче ского характ ера. АМО  «Засучив  рукава» Групповая  Работа Задание №2  (творческое) 1 группа  ищет значения   фразеологизмов  со словом  НОС и узнаёт значения  стр….. в фразеологическом словаре,  если не нашли спросите у  взрослых . 2 группа  ищет со словом  ЯЗЫК стр.     … 3 группа ищет  фразеологизмы со словом  ГОЛОВА    стр….. (рубашку с длинными  рукавами и без рукавов) задирать нос водить за нос  клевать носом  остаться с носом встретиться нос к носу зарубить на носу Язык без костей. язык хорошо подвешен. кто меня за язык тянул? язык на плече. язык проглотил. язык мой – враг мой. хватит языком молоть. типун тебе на язык. ломать голову с ног на голову общего решения  в совместной  деятельности.  5 Познавательны е:  использование  различных способов  поиска, сбора,  обработки,  анализа,  передачи и  интерпретации  информации в соответствии с коммуникативн ыми  и познавательным и задачами 12 8.Конт роль  (закреп ление   поняти й) Провер ка ­  дать   оценит ь  учител ям  (гостя м) ­О каком человеке говорят  так? Подумайте и кратко (одним  словом) ответьте на вопрос: “О  каком человеке говорят …”  (предъявляется по очереди):  ­У него куры денег не клюют  (БОГАТЫЙ)  ­Он обведёт вокруг пальца  кого­либо (ОБМАНЕТ)  ­Он ходит по струнке перед  кем­то (БОИТСЯ,  ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ,  ПОДЧИНЯЕТСЯ)  ­Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО  ЗНАЕТ)  ­Он перебивается с хлеба на  воду (БЕДНЫЙ)  Регулятивные  УУД сломя голову Тест «Значения  фразеологизмов». Нужно  соединить значение  фразеологизма с самим  фразеологизмом. На обратной  стороне листа: доп.задание: прочитать рассказ и подчеркнуть фразеологизмы.  (если останется время) 13 9.Подв едение итогов своей работы (рефле ксия, оценка урока) АМО «Океан знаний» ­Он звёзд с неба не хватает  (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)  «Океан знаний» Цели и задачи метода: Получение  эмоциональной и  содержательной оценки  процесса и результатов  обучения  На плакате  нарисовать «Океан знаний»  (толщу воды с дном, чем выше,  тем светлее должен быть слой  воды). Дети для себя дома из  цветной бумаги вырезают  небольшую рыбку ­ Технология проведения, включая  объяснение задания  обучающимся: : Ребятам  предложить ответить на вопрос «В каком слое воды знаний вы  видите себя после изучения  данной темы?». Учащиеся  размещают на плакате фигурки  20 рыбок, имитирующих их в  «океане знаний». Можно  попросить ребят  прокомментировать (по  желанию) свой    выбор – Оцените свою работу на  уроке, используя  фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в  свою тетрадь подходящие  утверждения: 1. Я переливал из пустого в  порожнее. 2. Я устал, но взял себя в  руки. 3. Я работал, не покладая  рук. Пройдите к морю и  прикрепите рыбок. 4 Общеучебные: умение  структурировать  знания; оценка процесса и результатов  деятельности. Коммуникатив ные: умение  выражать свои  мысли. 14 Пройти к доске и наклеить  свою рыбку, оценить себя . Если хорошо работал, на уроке  понравилось­ то рыбка плавает  на поверхности воды, если  работал не весь урок и  отдыхал, было непонятно­  рыбку прикрепи в толще воды,  а если ничего не понял­ рыбка  плавает на дне морском.  Учитель комментирует Д/з: 1.записать 2­3  фразеологизма,  которые  употребляются в  вашей семье. 2.Нарисовать иллюстрацию к  одному из них. Спасибо за работу на уроке! АМО «Жить своим умом». 10.   Домаш нее  задани е.  Закреп ить  знания, получе нные  на  уроке  и  вместе  с  родите лями  Фиксируют домашнее задание,  1 задают вопросы по  выполнению задания. Регулятивные:  принимают и  сохраняют  учебную задачу  при выполнении  заданий,  действуют с  учётом  выделенных  учителем  ориентиров. 15 16

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)

Урок русского языка во 2 классе "Значения фразеологизмов."(конспект)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019