Урок проводится в рамках изучения учебного курса краеведческой направленности в 5 классе. Урок разработан в соответствиями с требованиями, изложенными в приказе ДО Тверской обл. № 1509-нп/пк от 11.08.2011 г.
Тип урока: комбинированный, комплексного применения ЗУН.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: интерактивная лекция, объяснительно-иллюстративный метод, инструктаж, показ приёмов работы.
Принципы обучения: комплексное решение задач обучения, связь с практикой, доступность обучения, систематичность и последовательность формирования ЗУН, интегративность.
Межпредметные связи: Основы православной культуры.
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 1 ЗАТО Озёрный
Тверской области.
Аннотация к уроку: Урок проводится в рамках изучения учебного курса краеведческой
направленности в 5 классе. Урок разработан в соответствиями с требованиями,
изложенными в приказе ДО Тверской обл. № 1509нп/пк от 11.08.2011 г.
Тип урока: комбинированный, комплексного применения ЗУН.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: интерактивная лекция, объяснительноиллюстративный метод,
инструктаж, показ приёмов работы.
Принципы обучения:
комплексное решение задач обучения, связь с практикой,
доступность обучения, систематичность и последовательность формирования ЗУН,
интегративность.
Межпредметные связи: Основы православной культуры.
Предмет: Технология (краеведческий компонент).
Класс: 5 класс, 10 11 лет.
Тема урока: «Народные традиции празднования Пасхи»
Цели урока:
Приобщение обучающихся к народным традициям Тверского края, воспитание
уважения к русскому народу, культуре и обычаям, чувства патриотизма.
Дальнейшее формирование компонентов информационной и технологической
культуры;
Задачи урока:
обеспечить усвоение и закрепление знаний о народныхтрадициях празднования
Пасхи;
проконтролировать степень усвоения знаний о народных традициях встречи весны;
способствовать дальнейшему формированию и развитию трудовых и гражданских
качеств личности;
содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях;
воспитывать культуру труда, аккуратность и точность при выполнении
практической работы;
помочь осознать смысл народных обычаев и традиций;
продолжить развитие творческих способностей обучающихся, познавательной
активности, пространственного мышления, наблюдательности, внимания;
развивать в процессе обучения способностиобучающихся к продуктивной
самостоятельной творческой деятельности в современной информационно
насыщенной среде;
развивать умение оперировать приобретенными навыками во время закрепления
1материала.
Время реализации урока: 90 минут.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация учебного материала, наглядная
презентация для первичного закрепления материала.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ресурсы сети
Интернет, инструкционные карты.
Наглядные пособия: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, презентации, тематически
связанные с содержанием урока;
Оборудование: столовая посуда, приборы и инструменты, электроплита.
План проведения урока:
Этапы урока
1.Организационный этап. Сообщение темы урока
2.Проверка домашнего задания. Актуализация опорных
знаний
3. Подготовка к активному и сознательному усвоению
нового материала
4.Этап усвоения новых знаний
5. Этап формирования новых специальных умений
6.Первичное закрепление изученного материала
7.Подведение итогов урока
8.Инструктаж по выполнению домашнего задания
Ход урока:
Временная реализация
2 мин.
10 мин.
8 мин.
15 мин.
40 мин.
8 мин.
5 мин.
2 мин.
1. Организационный этап. Сообщение темы урока.(2 мин.)
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с народными традициями празднования
светлого Христова воскресения Пасхи.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. (10 мин.)
Вспомним, какой праздник, и какие события предшествуют главному православному
празднику.
Фронтальный опрос:
22.1 Расскажите о народных традициях встречи весны.
2.2 Какие переходящие праздники относятся к пасхальному циклу?
Вербное воскресенье празднуется за неделю до Пасхи, Вознесение Господне
(празднуется через 40 дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой недели
по Пасхе), День Святой Троицы, Пятидесятница (через 7 недель, т.е. в неделю
восьмую по Пасхе, всегда в воскресенье).
2.3 Как православный мир встречает Вербное воскресение?
Предлагаю вам прослушать песню «Вербное воскресение»на слова А. Блока
(Аудиозапись. 2 мин.)
3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. (8
мин.)
Сообщение познавательных сведений с элементами беседы.(Звучит праздничный
колокольный звон.Аудиозапись. 2 мин.)
С. Есенин посвятил перезвону колоколов стихотворение «Пасхальный благовест».
Прослушаем его. (Аудиозапись. 1 мин.).
Слова учителя.
В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником
всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день
великой радости. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и
возрождения жизни. Полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и
вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли,
забыть зло и обиды, не грешить. С праздником Пасхи связано множество различных
поверий. Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в
другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Пасха
ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот
день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например,
человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год
будет удачным. Вот как отразил праздничное настроение Николай Римский
Корсаковв музыке (Аудиозапись увертюры «Светлый праздник» 3 мин.)
Вспомните историю этого праздника и другие сведения о Пасхе, полученные
на уроках основ православной культуры.(Аудиозапись стихотворения И. Бунина
«Христос воскрес») (2 мин.)
4. Этап усвоения новых знаний. (15 мин.)
4.1Презентация «Пасха» (5 мин.)
Обучающиеся подготовили сообщения о пасхальных традициях жителей Тверского
края. (Опережающее домашнее задание).
4.2 Сообщения обучающихся(10 мин.)
В Тверском крае было принято самое первое, самое красивое яичко класть на
божничку в красный угол, к иконам. Это яичко называлось святым, и хранить его
3полагалось целый год, так как считалось, что оно принесет в семью удачу, здоровье и
благополучие. С остальными же яйцами ходили в каждый дом христосоваться.
Говоря о чистом четверге, нельзя не вспомнить и о четвергой соли и
четверговой свече. Любопытно, что народ наделял и то и другое чуть ли не
мистическими свойствами. ВРамешковском районе Тверской области четверговую
соль "калили" на сковороде и в печке. Иногда готовили ее из простой соли или
освящая в церкви, или ложа на всю ночь возле иконы Иисуса Христа и горящей
лампады. Такую соль не ели, как обычную, а ссыпали в мешочек и хранили для особо
важных случаев. Верили, что она отводит неприятности и нечистую силу.
Четверговую свечу приносили горящей из церкви, поджигали от нее лампаду или
другую свечу. После обходили весь дом, начиная от дальних комнат, доходили до
порога и тушили.Считалось, что огарок свечи выбрасывать нельзя. Его хранили весь
год и в крайних случаях, если ктото заболеет или случится несчастье, зажигали.
Верили, что даже вода, в которую положить огарок такой свечи, становится целебной и
возвращает здоровье и любовь. В Бельском районе после службы ходили смотреть как
солнце "играет". Те, кто видел, уверяют, что оно переливается всеми цветами радуги и
как будто подпрыгивает. В это время обычно пели "Христос воскресе".
Девушки в Тверской губернии в день Пасхи старались не брать соль в руки, чтобы
руки не потели и умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяной и красивой. В
этот день верили, что Бог особо милостив, а потому во время праздничной утрени
девушки на выданье просили послать жениха. При этом шептали: "Воскресенье
Христово, пошли мне жениха холостого. В чулчонках да в порчонках". Или: "Дай Бог
жениха хорошего, в сапогах, да с калошами. Не на корове, а на лошади".
Именно с Пасхи по всей Руси и в Тверской губернии начинались уличные гулянья, и
все праздники переходили из избы на улицу. А потому повсеместно устанавливали
качели и карусели, украшенные лентами. С ними начинались и весенние хороводы.
Играли поразному. Так, в Торжокском районе проводили на земле две черты на
расстоянии 1,5 метра друг от друга и катали яйца навстречу. Или делали луночку чьё
яйцо в нее попадет (своеобразный гольф). Проигравший отдавал свое яйцо победителю.
Участвовали все: и мужчины, и женщины, и дети. Катали яйца с бугорков или по
специально сделанным желобам. Если чьёто яйцо ударилось о другое и треснуло, то
оно бралось выигравшим.У кого дальше укатилось, загадывает желание, которое
обязательно сбудется.
В Тверской губернии было известно так называемое пения Христа, которое
сопровождалось обходом домов и сбором угощений. Утром деревенские ребятишки
шли “ Христосоваться. Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: “Христос
воскресе!”; те отвечали: “Во истину воскресе!”. И одаривали их крашеными яйцами,
пирогами, конфетами, давали по куску кулича и.т.д. Празднично одетая молодёжь
собиралась на улице, где специально к Пасхе устанавливали качели. Играли гармошки,
плясали, пели песни, соревновались в играх с пасхальными яйцами. Или
христосовались “обменивались с родными” близкими, соседями, несли с собой в
гости, раздавали детям и нищим. Взрослые отправлялись в другую деревню, гостили у
родственников, угощались, пели застольные песни.
4Расскажите о традициях празднования Пасхи в вашей семье?
5. Этап формирования новых специальных умений.(40 мин.)
Практическая работа «Оформление пасхальных яиц»
Оборудование: столовая посуда, приборы и инструменты, электроплита.
Инструктаж: видео «Пасхальная хохлома», видео «Способы окраски яиц»
Правила техники безопасности при работе с горячей посудой, жидкостью,
электрической плитой.
Использование инструкционных карт. (Приложение к уроку).
Санитарногигиенические правила при выполнении кулинарных работ.
Выполнение работы по группам, коммуникабельность и взаимовыручка.
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Демонстрация оформленных продуктов.
Выставление оценок.
Уборка рабочих мест.
6. Первичное закрепление изученного материала. (8 мин.)
Широкое празднование Пасхи вдохновило русских художников, поэтов и
композиторов на создание своих произведений, о некоторых из которых уже
упоминалось на уроке. В ходе просмотра презентации «Пасха в картинах
художников» мы с вами еще раз вспомним традиции и обряды встречи этого
праздника.
7. Подведение итогов урока. (5 мин.)
Что нового и интересного о Светлом Пасхальном воскресении вы узнали на
уроке?
Какие пасхальные обряды больше всего вам по душе?
Что бы вы рассказали родителями друзьям о сегодняшнем уроке?
Когда вы будете обмениваться пасхальными яйцами, не забывайте при этом
желать друг другу всего доброго, здоровья, удачи.
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.(2 мин.)
Поделиться с родными информацией, полученной на уроке. Подготовить рассказ
(презентацию по желанию) о традициях празднования православного праздника Пасха
в вашей семье.
Можно сделать фотоснимки хода подготовки к празднику, поделиться ими с классом
в форме слайдшоу.
5