Конспект урока "Народные традиции празднования Пасхи" 5 класс

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проводится в рамках изучения учебного курса краеведческой направленности в 5 классе. Урок разработан в соответствиями с требованиями, изложенными в приказе ДО Тверской обл. № 1509-нп/пк от 11.08.2011 г. Тип урока: комбинированный, комплексного применения ЗУН. Формы работы: Фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: интерактивная лекция, объяснительно-иллюстративный метод, инструктаж, показ приёмов работы. Принципы обучения: комплексное решение задач обучения, связь с практикой, доступность обучения, систематичность и последовательность формирования ЗУН, интегративность. Межпредметные связи: Основы православной культуры.
Иконка файла материала конспект.docx
Полное   название   образовательного   учреждения:  Муниципальное   бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 1 ЗАТО Озёрный Тверской области. Аннотация к уроку: Урок проводится в рамках изучения учебного курса краеведческой направленности   в   5   классе.   Урок   разработан   в   соответствиями   с   требованиями, изложенными в приказе  ДО Тверской обл. № 1509­нп/пк от 11.08.2011 г.   Тип урока: комбинированный, комплексного применения ЗУН. Формы работы: Фронтальная,  индивидуальная. Методы   обучения:   интерактивная   лекция,   объяснительно­иллюстративный   метод, инструктаж, показ приёмов работы. Принципы   обучения:     комплексное   решение   задач   обучения,   связь   с   практикой, доступность   обучения,   систематичность   и   последовательность   формирования   ЗУН, интегративность. Межпредметные связи: Основы православной культуры. Предмет: Технология (краеведческий компонент). Класс: 5 класс, 10 ­11 лет. Тема урока: «Народные традиции празднования Пасхи» Цели урока: Приобщение обучающихся к народным традициям Тверского края, воспитание  уважения к русскому народу, культуре и обычаям, чувства патриотизма.  Дальнейшее формирование  компонентов информационной и технологической   культуры; Задачи урока:           обеспечить усвоение и закрепление знаний о народныхтрадициях празднования  Пасхи; проконтролировать степень усвоения знаний о народных традициях встречи весны; способствовать дальнейшему формированию и развитию трудовых  и гражданских  качеств личности; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях;  воспитывать культуру труда, аккуратность и точность при выполнении  практической работы; помочь осознать смысл народных обычаев и традиций; продолжить развитие творческих способностей обучающихся, познавательной  активности, пространственного мышления, наблюдательности, внимания; развивать в процессе обучения способностиобучающихся к продуктивной  самостоятельной творческой деятельности в современной информационно  насыщенной среде;  развивать умение оперировать приобретенными навыками во время закрепления  1материала.  Время реализации урока: 90 минут. Авторский медиапродукт:  наглядная презентация учебного материала, наглядная  презентация для первичного закрепления материала. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ресурсы сети  Интернет,  инструкционные карты. Наглядные пособия: аудиозаписи, видеофильмы, слайды,  презентации, тематически  связанные с содержанием урока; Оборудование: столовая посуда,  приборы и инструменты,  электроплита. План проведения урока: Этапы урока 1.Организационный этап. Сообщение темы урока 2.Проверка   домашнего   задания.   Актуализация   опорных знаний 3.   Подготовка   к   активному   и   сознательному   усвоению нового материала 4.Этап усвоения новых знаний 5. Этап формирования новых специальных умений 6.Первичное закрепление изученного материала 7.Подведение итогов урока 8.Инструктаж по  выполнению домашнего задания Ход урока: Временная реализация 2 мин. 10 мин. 8 мин. 15 мин. 40 мин. 8 мин. 5 мин. 2 мин. 1. Организационный этап. Сообщение темы урока.(2 мин.) На сегодняшнем занятии мы познакомимся с народными традициями празднования  светлого Христова воскресения ­ Пасхи.  2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. (10 мин.) Вспомним, какой праздник, и какие события предшествуют главному православному  празднику. Фронтальный опрос: 22.1 Расскажите о народных традициях встречи весны. 2.2 Какие переходящие праздники относятся к пасхальному циклу? Вербное воскресенье ­ празднуется за неделю до Пасхи, Вознесение Господне  (празднуется через 40 дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой недели  по Пасхе), День Святой Троицы, Пятидесятница (через 7 недель, т.е. в неделю  восьмую по Пасхе, всегда в воскресенье). 2.3 Как православный мир встречает Вербное воскресение? Предлагаю вам прослушать песню «Вербное воскресение»на слова А. Блока  (Аудиозапись. 2 мин.) 3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. (8  мин.) Сообщение познавательных сведений с элементами беседы.(Звучит праздничный  колокольный звон.Аудиозапись. 2 мин.)  С. Есенин посвятил перезвону колоколов стихотворение «Пасхальный благовест».  Прослушаем его.  (Аудиозапись. 1 мин.). Слова учителя. В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником  всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и  возрождения жизни.  Полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и  вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли,  забыть зло и обиды, не грешить. С праздником Пасхи связано множество различных  поверий. Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в  другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Пасха  ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот  день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например,  человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год  будет удачным.  Вот как отразил праздничное настроение  Николай Римский ­  Корсаковв музыке (Аудиозапись увертюры «Светлый праздник» 3 мин.) Вспомните историю этого праздника и другие сведения о Пасхе, полученные  на уроках основ православной культуры.(Аудиозапись стихотворения И. Бунина  «Христос воскрес») (2 мин.) 4. Этап усвоения новых знаний. (15 мин.) 4.1Презентация «Пасха» (5 мин.) Обучающиеся подготовили сообщения о пасхальных традициях жителей Тверского  края. (Опережающее домашнее задание). 4.2 Сообщения обучающихся(10 мин.) В Тверском крае  было принято самое первое, самое красивое яичко класть на  божничку ­ в красный угол, к иконам. Это яичко называлось святым, и хранить его  3полагалось целый год, так как считалось, что оно принесет в семью удачу, здоровье и  благополучие. С остальными же яйцами ходили в каждый дом христосоваться.  Говоря о чистом четверге, нельзя не вспомнить и о четвергой соли и  четверговой свече. Любопытно, что народ наделял и то и другое чуть ли не  мистическими свойствами. ВРамешковском районе Тверской области четверговую  соль "калили" на сковороде и в печке.  Иногда готовили ее из простой соли или  освящая в церкви, или ложа на всю ночь возле иконы Иисуса Христа и горящей  лампады. Такую соль не ели, как обычную, а ссыпали в мешочек и хранили для особо  важных случаев. Верили, что она отводит неприятности и нечистую силу. Четверговую свечу приносили горящей из церкви, поджигали от нее лампаду или  другую свечу. После обходили весь дом, начиная от дальних комнат, доходили до  порога и тушили.Считалось, что огарок свечи выбрасывать нельзя. Его хранили весь  год и в крайних случаях, если кто­то заболеет или случится несчастье, зажигали.  Верили, что даже вода, в которую положить огарок такой свечи, становится целебной и возвращает здоровье и любовь. В Бельском районе после службы ходили смотреть как  солнце "играет".  Те, кто видел, уверяют, что оно переливается всеми цветами радуги и как будто подпрыгивает. В это время обычно пели "Христос воскресе".  Девушки в Тверской губернии в день Пасхи  старались не брать соль в руки, чтобы  руки не потели и умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяной и красивой. В  этот день верили, что Бог особо милостив, а потому во время праздничной утрени  девушки на выданье просили послать жениха.  При этом шептали: "Воскресенье  Христово, пошли мне жениха холостого. В чулчонках да в порчонках". Или: "Дай Бог  жениха хорошего, в сапогах, да с калошами. Не на корове, а на лошади". Именно с Пасхи по всей Руси и  в Тверской губернии начинались уличные гулянья, и все праздники переходили из избы на улицу. А потому повсеместно устанавливали  качели и карусели, украшенные лентами. С ними начинались и весенние хороводы.  Играли по­разному. Так, в Торжокском районе проводили на земле две черты на  расстоянии 1,5 метра друг от друга и катали яйца навстречу. Или делали луночку ­ чьё  яйцо в нее попадет (своеобразный гольф). Проигравший отдавал свое яйцо победителю. Участвовали все: и мужчины, и женщины, и дети. Катали яйца с бугорков или по  специально сделанным желобам. Если чьё­то яйцо ударилось о другое и треснуло, то  оно бралось выигравшим.У кого дальше укатилось, загадывает желание, которое  обязательно сбудется. В Тверской губернии было известно  так называемое пения Христа, которое   сопровождалось обходом домов и сбором угощений. Утром деревенские ребятишки  шли “ Христосоваться. Войдя  в дом, они трижды поздравляли хозяев: “Христос  воскресе!”; те  отвечали: “Во истину воскресе!”. И одаривали их крашеными яйцами,  пирогами, конфетами,  давали по  куску кулича и.т.д. Празднично одетая  молодёжь  собиралась на улице, где специально к Пасхе устанавливали качели. Играли гармошки,  плясали, пели песни, соревновались в играх  с пасхальными яйцами. Или  христосовались ­   “обменивались с  родными” близкими, соседями, несли с собой в  гости, раздавали детям и нищим. Взрослые отправлялись в другую деревню, гостили у  родственников, угощались, пели застольные песни. 4Расскажите о традициях празднования Пасхи в вашей семье? 5. Этап формирования новых специальных умений.(40 мин.) Практическая работа «Оформление пасхальных яиц» Оборудование: столовая посуда,  приборы и инструменты,  электроплита.  Инструктаж: видео «Пасхальная хохлома», видео «Способы окраски яиц»    Правила техники безопасности при работе с горячей посудой, жидкостью,  электрической плитой.  Использование инструкционных карт. (Приложение к уроку).  Санитарно­гигиенические правила при выполнении кулинарных работ.   Выполнение работы по группам, коммуникабельность и взаимовыручка.  Самоконтроль и взаимоконтроль.  Демонстрация оформленных продуктов.  Выставление оценок.  Уборка рабочих мест.  6. Первичное закрепление изученного материала. (8 мин.) Широкое празднование Пасхи вдохновило   русских художников, поэтов и  композиторов на создание своих произведений, о некоторых из  которых уже  упоминалось на уроке. В ходе просмотра презентации «Пасха в картинах  художников» мы с вами еще раз вспомним традиции и обряды встречи этого  праздника. 7. Подведение итогов урока. (5 мин.)   Что нового и интересного о Светлом Пасхальном воскресении вы узнали на  уроке?  Какие пасхальные обряды больше всего вам по душе?   Что бы вы рассказали родителями друзьям о сегодняшнем уроке?    Когда вы будете обмениваться пасхальными яйцами, не забывайте при этом  желать друг другу всего  доброго, здоровья, удачи. 8. Инструктаж по  выполнению домашнего задания.(2 мин.) Поделиться   с   родными   информацией,   полученной   на   уроке.   Подготовить   рассказ (презентацию по желанию) о традициях празднования православного праздника Пасха в вашей семье.  Можно сделать фотоснимки хода подготовки к празднику, поделиться ими с классом в форме слайд­шоу. 5