Данный конспект урока формирование представления о глаголах неопределенной формы, развивает умение правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи, знакомит с суффиксами неопределённой формы глагола, развивает мотивов учебной деятельности, формирует личностный смысл учения; развивает навык сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
открытй урок 4 класс.docx
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
формирование представления о глаголах неопределенной формы,
развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять
глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.
Метапредметные УУД:
Познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже
известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем)
свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до
получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать
последовательность необходимых операций;
контролировать результаты своей
деятельности.
Коммуникативные:вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в
совместной деятельности, в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого
поведения; составлять небольшие устные монологическиевысказывания, «удерживать»
логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла
учения; развитие навыков сотрудничества,
доброжелательности, эмоциональной
отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Форма урока: урокисследование. 4й урок по теме «Глагол».
ормы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Ход урока:
1.
Организационный момент: Учитель: Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем
наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Открываем тетрадочки,
записываем число. Комментирует …
Минутка чистописания:
2.
Учитель:
1.Запишем сочетания букв: ть //ти //чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о
них больше.
2.Запишем словарные слова:
Вагон, шофёр, километр, расстояние, автомобиль, Россия.
(У доски 1 ученик, проверка).
Мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием Речь. Мы находимся в
области, которая называется Морфология (наука, изучающая части речи).
Сегодняшний урок я предлагаю начать с пословиц, выбрав одну из них девизом
сегодняшнего урока.
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Мудрым никто не родился, а научился.
Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим.
Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и
догадайтесь, кто он.
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Кто же этот господин?
Верно это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала?
( Мы не всё знаем о глаголах)
Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Что такое глагол? (Част речи)
Что обозначает глагол? (Действие предмета)
На какие вопросы отвечает глагол? ( Что делает? Что сделает?)
Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Сказуемым) Как изменяются глаголы? (По числам, временам)
Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени? (В прошедшем времени
единственного числа глаголы прошедшего времени изменяются по родам)
А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте
предположим….
III. Создание проблемной ситуации
(Работа в парах.)
Вернемся к пословицам. Выпишите глаголы из пословиц. Укажите форму времени.
(Работаем у доски).
Проблемный вопрос
Что же у вас получилось?
(Ученик: будем знать, будем спать, учить, точить, сделали, гуляем, лежит, бежит,
добывают)
Какая проблема возникла перед нами?
Что сегодня мы будем исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и
число. Будем исследовать неизвестную форму глагола.)
А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?
Сформулируйте тему нашего урока.
Ваши предположения……
У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (Они отвечают на вопросы
Что делать? Что сделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).
Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от
других глаголов.
А где мы можем узнать о новой форме глагола?
А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
Посмотрите, как подругому можно назвать неопределённую форму глагола
(начальная форма или инфинитив).
Какие цели перед собой поставим?
Почему неопределённую форму глагола так назвали?
На какие вопросы отвечает?
Особенности неопределённой формы глагола.
Для этого обратимся к исследовательской карточке, которая у каждого из вас есть.
Результаты нашего исследования будем записывать в исследовательскую карточку,
которая станет для вас памяткой.
Итак, первое открытие.
Почему так называется? (Потому что не изменяется.) Неопределённая форма глагола
(начальная форма глагола, инфинитив)
1.Почему так называется?
________________
________________
________________
2. Глаголы неопределённой формы
отвечают на вопросы:
_________________,__________________
_
3.Глаголы неопределённой формы
имеют суффиксы:
_________________
IV.Открытие новых знаний.
1)Работа в парах. Выполнение первой учебной задачи – выяснить, на какие
вопросы отвечают глаголы неопределённой формы.
Я предлагаю вам поработать в парах.
Задайте вопросы к глаголам.
Решать, решить, красить, перерасить, везти, привезти, бросать, бросить,
отвечать, ответить.
Запишите глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть?
Что мы выяснили? Запишем это в исследовательскую карточку.
2)Выполнение второй учебной задачи – узнать суффиксы неопределённой формы
глагола.
Упражнение «Полезные советы»
Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами
неопределённой формы. Подчеркнуть глаголы.
Полезные советы.
Важно (берегу) своё здоровье. Утром нужно (делаю) зарядку.
Упражнения (выполняю) медленно. Между ними (делаю) небольшие
паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу)
ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
Какие суффиксы повторяются?
Что мы выяснили? Запишем в исследовательскую карточку.
Работа с правилом
Откройте учебник на с .72. Прочитайте правило. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (По щелчку на слайде
появляются вопросы)
Какие суффиксы имеют? (ть, ти.)
V. Работа над новым материалом.
Игра « Узнай меня»
Перед вами слова, среди которых есть разные части речи. Найдите и запишите глаголы в
неопределённой форме.
Ходить, ходит, кость, косить, кровать, косит, носить, скатерть, стричь, кости,
грусть, стеречь.
Составим алгоритм определения глаголов в неопределённой форме.
1. На какой вопрос отвечают?
2. Какой суффикс имеют?
Какие глаголы вы выписали? (Ходить, косить, носить, стричь, стеречь.)
Выполним упр. 149 на с. 72
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Читают по одной пословице и
объясняют.)
1. Жизнь прожить не поле перейти. (В жизни человека бывает всё – и хорошее и
плохое, просто это надо пережить. Каждому человеку суждено пройти свой путь.)
2. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Не верь ушам, а верь глазам.
Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от много раз услышанного.)
3. Легко друзей найти, да трудно сохранить. (Что настоящего друга трудно найти,
но легко потерять).
Спишите пословицы и подчеркните глаголы.
Словарная работа.
У нас новое словарное слово ЛУЧШЕ.
Как вы понимаете это слово? (Всё самое хорошее; ) Составим предложение с этим словом. (Записать на доске и сделать синтаксический
разбор предложения) – 1 ученик
В нашем классе учатся самые лучшие ученики и ученицы.
(Повест., невоскл., простое, распр., осложнено однородными подлежащими)
Физкультминутка
Игра «Кто самый внимательный?»
Хлопаем, если услышите глагол неопределённой формы:
ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, скатерть, плести, кости,
ногти, грусть, вести, лошадь, стеречь, думал, думать, поёт, петь.
VI. Закрепление изученного
Мы получили много новых знаний, теперь пришло время их закрепить.
1)Работа в парах.
Я предлагаю вам поработать в парах.
Замените фразеологизмы глаголами.
Зарубить на носу
Клевать носом
Пропустить мимо ушей
Делать из мухи слона
Водить за нос
Обвести вокруг пальца
Держать язык за зубами
Дать слово
Витать в облаках
Вставлять палки в колёса
запомнить
дремать
прослушать
преувеличивать
обманывать
обмануть
молчать
обещать
мечтать
мешать
2) Послушайте песню «Чему учат в школе» и выпишите глаголы неопределенной формы.
VII. Рефлексия. Самооценка.
Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят
напротив «+» или «»)
– Знаю ли я, что такое глагол?
– Знаю ли я, что обозначает глагол?
– Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
– Знаю ли я, как изменяется глагол?
– Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)
Отметки за урок:
VIII. Итог урока.
Спасибо за вашу самооценку. А теперь я хочу задать вам вопрос, что нужно сделать, чтобы хорошо
освоить сегодняшнюю тему? (больше тренироваться в нахождении глаголов неопределённой формы,
выучить правило)
Как вы понимаете слово «ИНФИНИТИВ»? (неопределённый)
Наш урок подошёл к концу.
Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных
заинтересованных детей. А если у когото чтото не получилось – не беда. Вы всё равно
узнали, чтото новое, значит, стали умнее
IХ. Домашнее задание.
Упражнение 150, стр. 73, правило с. 72 Неопределённая форма глагола
(начальная форма глагола, инфинитив )
1.Почему так называется?
2. Глаголы неопределённой формы
отвечают на вопросы
3.Глаголы неопределённой формы
имеют суффиксы
Неопределённая форма глагола
(начальная форма глагола, инфинитив )
1.Почему так называется?
2. Глаголы неопределённой формы
отвечают на вопросы
3.Глаголы неопределённой формы
имеют суффиксы Зарубить на носу-____________
Клевать носом -______________
Пропустить мимо ушей-________________
Делать из мухи слона-__________________
Водить за нос-______________________
Зарубить на носу-____________
Клевать носом -______________
Пропустить мимо ушей-
________________
Делать из мухи слона-
__________________
Водить за нос-______________________
Обвести вокруг пальца-_________________
Держать язык за зубами-____________
Дать слово-___________________
Витать в облаках-__________________
Вставлять палки в колёса-
_______________
Обвести вокруг пальца-
_________________
Держать язык за зубами-____________
Дать слово-___________________
Витать в облаках-__________________
Вставлять палки в колёса-
_______________
Зарубить на носу-____________
Клевать носом -______________
Пропустить мимо ушей-________________
Делать из мухи слона-__________________
Водить за нос-______________________
Зарубить на носу-____________
Клевать носом -______________
Пропустить мимо ушей-
________________
Делать из мухи слона-
__________________
Водить за нос-______________________
Обвести вокруг пальца-_________________
Держать язык за зубами-____________
Дать слово-___________________
Витать в облаках-__________________
Вставлять палки в колёса-
_______________
Обвести вокруг пальца-
_________________
Держать язык за зубами-____________
Дать слово-___________________
Витать в облаках-__________________
Вставлять палки в колёса-
_______________ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»
Фамилия ___________________________ Имя ________________________
ЗНАЮ
Определение неопределённой
формы глагола
На какие вопросы отвечают
глаголы неопределённой
формы
Чем являются –ТЬ и –ТИ в
глаголах неопределённой
формы
Чем являются –ЧЬ в глаголах
неопределённой формы
ИТОГО:
УМЕЮ
Находить глаголы
неопределённой формы в
устной и письменной речи
Задавать к ним вопросы
Обозначать –ТЬ и –ТИ в
глаголах неопределённой
формы
Обозначать –ЧЬ в глаголах
неопределённой формы
ИТОГО:
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»
Фамилия ___________________________ Имя ________________________
ЗНАЮ
Определение неопределённой
формы глагола
На какие вопросы отвечают
глаголы неопределённой
формы
Чем являются –ТЬ и –ТИ в
глаголах неопределённой
формы
Чем являются –ЧЬ в глаголах
неопределённой формы
ИТОГО:
УМЕЮ
Находить глаголы
неопределённой формы в
устной и письменной речи
Задавать к ним вопросы
Обозначать –ТЬ и –ТИ в
глаголах неопределённой
формы
Обозначать –ЧЬ в глаголах
неопределённой формы
ИТОГО:
Конспект урока "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока "Неопределённая форма глагола"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.