Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс
Оценка 4.7

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
12.06.2018
Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс
Тема: "Обычаи и обряды русского народа". Цели: создать условия для: • знакомства учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения. • развития у учащихся интереса к народным праздникам, к изучению истории и традиций семьи. • уважительного отношения к традициям своего народа.Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс
конспект.docx
Тема: "Обычаи и обряды русского народа". Цели: создать условия для:  знакомства  учащихся с праздниками народной культуры, со  свадебным обычаем и обычаем проведения праздника  Благовещения.  развития  у учащихся интереса  к народным праздникам,  к изучению истории и традиций семьи.   уважительного отношения  к традициям своего народа. Основные термины и понятия урока: Венчание – церковное бракосочетание. Венец – корона для венчания. Сват – человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе. Сватовство – обряд предложения брака. Помолвка – объявление кого­либо женихом и невестой. Бракосочетание – обряд, церемония вступления в брак. Клятва – торжественное обещание. Ангел – вестник. Благовещение – христианский праздник в память благой вести о грядущем                                рождении Иисуса Христа ( 7 апреля ). I. II. Проверка домашнего задания.                                                                          – На прошлом уроке мы говорили о гордости и гордыни.                                 ­ Чем различаются эти понятия? Сообщение темы урока.  слайд 1                                                                       ­ Тема нашего урока « Обычаи и обряды русского народа».  Мы  познакомимся с понятием венчание, сватовство, помолвка, бракосочетание. слайд 2                                                                                                  ­ Узнаем  что такое обычай и обряд.  ­ Что такое обычай и обряд, прочтем на с.79  1 учебника.     слайд 3    ­ С таким обычаем, как свадьба, мы знакомы все.  Она состоит из нескольких обрядов.  слайд 4 ­ 5                                                Обряд 1. Сватовство. ­ Что это такое? Кто такие сваты? Прочтем объяснение терминов на листах,  которые лежат на ваших столах. – Раньше на Руси вопросы женитьбы решали родители, не интересуясь мнением  молодых. Родители подбирали жениха и невесту, намечали время и место свадьбы.  Жених и невеста до женитьбы могли и не знать друг друга. На Руси было принято засылать сватов в дом понравившейся девушки. Родители  невесты сразу согласия на брак не давали, и сваты приходили еще два­три раза.  – Посмотрим фрагмент фильма « Тихий Дон» о том, как проходило сватовство. ­ А в наше время жених сам приходит в дом невесты и просит её руки у родителей.            Обряд 2. Обряд сводов. ­ Прочтем о нем в учебнике на с. 80. ­ А теперь этот обряд заменен помолвкой. Что это такое? Прочтем на с. 81. ­ Во время помолвки жених дарит невесте перстень (кольцо с камнем).  Обряд 3. Венчание. ­ Прочтем о нем. ­ Этот обряд проводится в храме. Он получил такое  название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные  короны для венчания. Посмотрим СЛАЙД 6                         ­ В настоящее время сначала проводится обряд бракосочетания – это  церемония вступления в брак. Проходит она в специальных Дворцах  бракосочетания, где жених и невеста сначала дают друг другу торжественную  клятву любить друг друга, а потто обмениваются обручальными кольцами.  Современный обряд бракосочетания обязательно сопровождается « Свадебным  маршем Мендельсона».  Только после этого (на следующий день, а может через несколько месяцев или лет)  по желанию можно заключить еще и церковный брак (т.е. обвенчаться).                         – Сохранился до наших дней обычай встречать молодых хлебом­солью с.82. слайд  7,8     ­ Молодые муж и жена приезжают к месту проведения свадьбы, там их  2 встречают родители мужа с иконой в руках, которой благословляют на счастливую  жизнь, и  с круглым хлебом – караваем. Молодожены одновременно откусывают от  него, обмакивают свои куски в соль и съедают. Сохранилось поверье: у кого кусок  больше, тот и будет верховодить в семье. Когда сами молодые откушали хлеб­соль,  они приглашают гостей  за свадебные столы.                                                                      III. Работа по учебнику                                                                                              – А еще мы сегодня с вами  узнаем о Благовещении.  Прочтем, что означает данный термин. на с. 83­84                                                                                   ­ В этот день 2013 лет назад архангел Гавриил (архангел – это старший  ангел) принес Деве Марии весть о том, что у неё родится сын – Иисус  Христос.                                                                                                                  К этому празднику в давние времена готовились заранее. В лесу ловили  птиц или покупали их на рынке. В день Благовещения люди загадывали  желание о будущем хорошем урожае, о том, чтобы не случилось засухи,  пожаров, чтобы не было войны, и выпускали птичку на волю. Считалось,  что птицы попросят Господа Бога о выполнении желания их освободителя.  А еще 7 апреля у крестьян заканчивались зимние развлечения, посиделки,  они начинали подготовку к полевым работам.  ­ А.С.Пушкин в честь этого  события написал небольшое стихотворение. Для нас его прочтет ...держит в руках голубя. 3 П Т И Ч К А                                                                                                                                           В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.                                                                               Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать,  Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!                                                                                         ­ Мы тоже хотим подарить нашим гостям птиц, сделанных нашими руками. И пусть все ваши и наши добрые желания исполнились.                                       – В наши дни этот обычай возрожден. Наш Патриарх Московский и всея  Руси Кирилл в день праздника Благовещения выпускает в небо над  Соборной площадью Московского Кремля голубей. В этом участвуют  воспитанники православных гимназий. Некоторые из них приносят своих  пернатых питомцев, чтобы отпустить их на волю в праздник Благовещения.  4. Просмотр фильма "Обычаи  русского народа"                                           V. Работа по учебнику                                                                                           ­ Итак, сейчас послушаем текст о  царском  обеде.  ­ « На том пиру был,  мёд ­ пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Ответы на вопросы нас.  86.                                         ­ Перед вами картина Виктора Шилова  «Боярский  пир" СЛАЙД 9                           Физкультминутка  – Но  на царском пире нам побывать не придется. А вкусненького  захотелось ? Предлагаю сыграть в русскую игру « Съедобное,  несъедобное» на новый лад. Если я называю овощ, а он растет на земле,  значит надо присесть, если фрукт, растущий на дереве – поднять руки, а  если десерт, то погладить себя по животикам.       ( Капуста, вишня, кекс, груша, пирожное, редис, огурец, черешня, мороженое,  слива, кабачок, торт, мандарин, баклажан, шоколад).                                                VI. Закрепление .                                     ­ А в заключение предлагаю вам отгадать, к какому из изученных обрядов  (сватовство, венчание, встреча хлебом­солью) подходят данные пословицы:  У вас товар, а у нас купец. (сватовство) слайд 10  Хлеб­соль берем, а вас пировать зовем. (встреча хлебом ­ солью)слайд 11 4  Жениху да невесте сто лет, да вместе. (венчание) слайд 12  Вы видели сокола, а нам покажите сизую голубку. (сватовство) слайд 13  Дай Бог вам любовь, да совет. слайд 14 Итог ­ Что нового узнали на уроке?  С какими понятиями познакомились?                       Домашнее задание:  с.79­86. прочитаете , ответите на вопросы,                                 СЛАЙД 15  ­ Ребята, кому понравилось стихотворение,  можете  выучить  А.С.Пушкин  «Птичка».   ­  Подберите пословицы и поговорки об обычаях и обрядах россиян. ­ Нарисуйте,  свадебный  каравай.                                                                                  ­ Спасибо за урок 5 6

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс

Конспект урока "Обычаи и обряды русского народа" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2018