Конспект урока "Обзор русской литературы 50-80 гг. ХIХ века"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
10.03.2018
Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ
«маленького человека» в «Петербургских повестях».
Начать уроксеминар можно с повторения повести «Шинель» и ее осмысления в
контексте всего цикла «Петербургские повести».
Вопросы и задания к повести «Шинель»
1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не
совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию
Акакиевичу на протяжении повести?
2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен «лица»
от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).
3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича «живет» в двух измерениях: в
обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно
попытка героя обрести свое «лицо» приводит его к гибели?
4.
Индивидуальное задание. Выявите отличие образа Акакия Акакиевича
Башмачкина от других образов «маленького человека» в русской литературе: Самсона
Вырина и Евгения («Станционный смотритель» и «Медный всадник» Пушкина), Макара
Девушкина («Бедные люди» Достоевского) и др.
Проблемы семинара могут быть предложены для обсуждения группам учащихся.
План семинара
1. Охарактеризуйте образ «маленького человека» на примере главных и
второстепенных героев повести «Невский проспект». Почему гибнет Пискарев и
торжествует Пирогов?
2. Можно ли считать «маленьким человеком» майора Ковалева из повести «Нос»?
Какой смысл приобретает в повести мотив потери «лица»? Какова роль в повести
фантастики и гротеска?
3. Какова эволюция художника Чарткова в повести «Портрет»? Можно ли его
трактовать как образ «маленького человека»?
4. Индивидуальное задание 1. Какое место в сборнике «Петербургские повести»
занимает повесть «Коляска»? Как в ней решается проблема человеческой личности?
5. Индивидуальное задание 2. Найдите черты «маленького человека» в образе
Поприщина («Записки сумасшедшего»). В чем своеобразие этого героя? Как в повести
отражается проблематика всего сборника?
6. Индивидуальное задание 3. Можно ли считать «Рим» органической частью
«Петербургских повестей»? Попробуйте отыскать черты общности этого произведения с
другими повестями цикла.
Итог урока. Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий
обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной,
фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана
злом, губительным для «маленького человека», и способна принимать самые неожиданные
и волшебные формы. Вместе с тем Гоголь — мастер реальных образов, умеющий в самом
обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих
типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это
подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость
человека в столкновении с миром зла.
Конспект урока "Обзор русской литературы 50-80 гг. ХIХ века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.