Конспект урока "Обзор русской литературы 50-80 гг. ХIХ века"
Оценка 4.6

Конспект урока "Обзор русской литературы 50-80 гг. ХIХ века"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
10.03.2018
Конспект урока "Обзор русской литературы 50-80 гг. ХIХ века"
Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Начать урок­семинар можно с повторения повести «Шинель» и ее осмысления в контексте всего цикла «Петербургские повести». Вопросы и задания к повести «Шинель» 1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает   с   автором.   В   чем   смысл   изменения   отношения   повествователя   к   Акакию Акакиевичу на протяжении повести? 2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен «лица» от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.). 3.   Докажите,   что   образ   Акакия   Акакиевича   «живет»   в   двух   измерениях:   в обезличенной   действительности   и   в   бесконечной   и   вечной   Вселенной.   Почему   именно попытка героя обрести свое «лицо» приводит его к гибели? 4.  Индивидуальное   задание.  Выявите   отличие   образа   Акакия   Акакиевича Башмачкина  от  других  образов «маленького   человека»  в  русской  литературе:  Самсона Вырина и Евгения («Станционный смотритель» и «Медный всадник» Пушкина), Макара Девушкина («Бедные люди» Достоевского) и др. Проблемы семинара могут быть предложены для обсуждения группам учащихся. План семинара 1.   Охарактеризуйте   образ   «маленького   человека»   на   примере   главных   и второстепенных   героев   повести   «Невский   проспект».   Почему   гибнет   Пискарев   и торжествует Пирогов? 2. Можно ли считать «маленьким человеком» майора Ковалева из повести «Нос»? Какой   смысл   приобретает   в   повести   мотив   потери   «лица»?   Какова   роль   в   повести фантастики и гротеска? 3. Какова эволюция художника Чарткова в повести «Портрет»? Можно ли его трактовать как образ «маленького человека»? 4. Индивидуальное задание 1. Какое место в сборнике «Петербургские повести» занимает повесть «Коляска»? Как в ней решается проблема человеческой личности? 5.  Индивидуальное задание 2.  Найдите черты «маленького человека» в образе Поприщина («Записки  сумасшедшего»).  В чем своеобразие  этого героя? Как в повести отражается проблематика всего сборника? 6.  Индивидуальное задание 3.  Можно ли считать «Рим» органической частью «Петербургских повестей»? Попробуйте отыскать черты общности этого произведения с другими повестями цикла. Итог   урока.  Петербург   в   повестях   Гоголя   олицетворяет   собой   мир,   живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для «маленького человека», и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем Гоголь — мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном   видеть   поэзию,   подмечать   существенные   стороны   жизни   и   человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает   призрачность   действительности   и   непрочность,   неустойчивость,   зыбкость человека в столкновении с миром зла.

Конспект урока "Обзор русской литературы 50-80 гг. ХIХ века"

Конспект урока "Обзор русской литературы 50-80 гг. ХIХ века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018