Конспект урока окружающего мира оп теме "Гди зимуют птицы?" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала по теме: "Где зимуют птицы?".На данном уроке дети научатся различать зимующих и перелётных птиц, приводить примеры и называть места зимовки птиц; Будут учиться работать в паре и группе, выдвигать предположения, извлекать информацию из иллюстраций учебника, осуществлять самопроверку
Иконка файла материала Урок окружающего мира в 1 классе Где зимуют птицы Автор Пронина И С.docx
Конспект урока по курсу «Окружающий мир». 1 класс. «Школа России», программа А.А. Плешакова. Автор: Пронина Ирина Сергеевна,  учитель начальных классов МАОУ СОШ 28 г. Балаково Саратовской области Тема: Где зимуют птицы? (Зимующие и перелётные птицы) Тип: изучение нового материала Задачи: учить различать зимующих и перелётных птиц, приводить примеры и называть места зимовки птиц; учить работать в паре и группе, выдвигать предположения, извлекать информацию из иллюстраций  учебника, осуществлять самопроверку Планируемые результаты Предметные различать зимующих и перелётных птиц; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц Метапредметные понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; группировать птиц по существенному признаку; работать в паре: выдвигать предположения, доказывать их и осуществлять самопроверку  Личностные проявлять целостный взгляд на мир; бережно относиться к ценностям природы  Межпредметные связи: Литературное чтение; изобразительное искусство «Лепка птиц»  Ресурсы   урока:  Плешаков   А.   А.   Учебник,   с.  16,   17;  рабочая   тетрадь;   электронное   приложение; демонстрационная таблица «Перелётные и зимующие птицы»; цветные фишки, атлас­определитель «От Земли до неба» Ход урока: Психологический настрой на урок ­Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте наших гостей, посмотрите друг  на другу, улыбнитесь. Садитесь. С добрым утром! Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не молчать, Всем работать, отвечать 1. Мотивация познавательной деятельности­ Сегодня на уроке мы раскроем одну из самых интересных загадок природы. Слайд   Давным   ­   давно   люди   стали   замечать,   что   осенью   некоторые   птицы   куда­то   пропадают,   а   весной появляются снова. Свои наблюдения они сохранили в народных приметах. Например, «Увидал скворца, знай — весна у крыльца», Слайд «Увидел грача­ весну встречай», «Ласточка рано прилетела­ урожайный год», «Журавли прилетели — тепло принесли», «Прилетел кулик из­за моря, принёс воду из неволья». — Куда же пропадают птицы зимой? 2. Актуализация необходимых знаний ­Разобраться в загадке исчезновения птиц помогут все знания о птицах, которые у нас есть. ­Заполним первую графу таблицы «Знаю — хочу узнать — узнал». 1. Птицы – животные, тело которых покрыто перьями 2.Птицы питаются насекомыми , семенами растений ,грызунами и более мелкими птицами  ­ Вы выдвинули предположение, что птицы улетают туда, где тепло. ­ Где на земле есть такие районы?  Они расположены ближе к экватору. Здесь находятся саванны и тропические леса.  3.На Земле есть районы, где круглый год жарко. ­Что мы сегодня узнаем?  (Узнаем, что птицы зимуют по­разному.  Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их) ­Что мы запишем в графу «Хочу узнать»? Где зимуют птицы? 1. Птицы – животные, тело которых  Птицы бывают перелетные и зимующие Знаю Хочу узнать Узнал покрыто перьями 2.Птицы питаются насекомыми ,  семенами растений ,грызунами и более  мелкими птицами  2.На Земле есть районы, где круглый  год жарко ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? Зимующие птицы остаются в наших  краях,  а перелетные улетают. Перелетные птицы улетают на зиму в  теплые края. 3. Организация познавательной деятельности– Ребята, каких из этих птиц вы можете встретить сейчас на улице? (ответы детей)  Птиц прикрепляют на доску – Птицы, которые не улетают от нас осенью, как мы их можем назвать? (называются зимующие)  На доске схема:  Птицы   зимующие – Чем они питаются? (ответы детей) – Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и  насекомыми, держатся ближе к жилью человека.  – Легко ли им зимой? (ответы детей) . – А как мы можем им помочь? (ответы детей) . – А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости? (ответы детей) – Каких птиц вы видели на своей кормушке? (ответы детей) ­ О чем мы должны помнить? – Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан  снегом. – А почему мы не видим сейчас стрижей, которые громко и визгливо кричали ,быстро пролетая у нашего  окна летом?  . –Почему их нет? (улетают) – Как можно назвать птиц, которые улетают от нас осенью? Перелетные ­ Почему вы их назвали перелётными?  – Объясните это слово (эти птицы совершают   перелеты    ,   перелетают       из      одного района Земли в       другой). ­ Проверим наши предположения .Читаем текст с. 16 Практическая работа  (в парах) ­Рассмотрите рисунок на с. 16 учебника.  Синие фишки положите на рисунки с зимующими птицами,  красные – на рисунки с перелетными птицами.  Проверьте себя с помощью «Странички для самопроверки» с. 84­85 Слайд Оцените свою работу Раньше все галки, грачи улетали на юг, но в крупных городах сейчас много мест, где можно  согреться, а главное – найти корм, поэтому они часто остаются –  Мы привыкли к смене времен года, и не задумываемся, что большая часть людей на земле никогда не  видела зимы, не знает, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и  некоторые, хорошо знакомые птицы. А, впрочем, послушайте сами  разговор ласточки и журавля. (Инсценировка)Ласточка: ­ Здравствуй, журавль! Журавль: ­ А что ты такая печальная, ласточка? Ласточка: ­ Ах, голубчик, голова у меня разболелась  от птичьей болтовни!  Врут на каждом свисте.  Какой­то чижик­пыжик чирикал,  что после теплого лета бывает дождливая осень,  а какой­то серенький пухлячишка болтал, что бывает зима  и какой­то трещащий, нет, трескучий мороз.  А, может быть, это правда? Журавль: ­ Болтовня! Болтовня!  Я столько лет живу на свете,  бывал на севере и юге,  но зимы не видел.  Врут пичужки,  не бывает на земле ни дождливой осени,  ни холодной зимы.  Везде одно лето! – Можем мы согласиться с журавлем? – К какой группе птиц мы отнесём ласточку? журавля? Почему? – Спасибо, ребята. Поаплодируем. Они как настоящие артисты.  – Назовите перелётных птиц   с. 16 (внизу). – Каких перелетных птиц вы видели?  Птиц прикрепляют на доску Физминутка. Каждый из нас хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. Учитель предлагает детям: Давайте мы с вами руками помашем, и что­нибудь птичье давайте мы скажем… А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, что мы сидим?!       Э. МошковскаяДети встают, выполняют движения, что­то говорят по­птичьи.  ­Мы ответили на вопрос урока ? нет ­Что мы узнали? ­Мы узнали что птицы бывают перелетные и зимующие . Зимующие остаются в наших  краях,  а перелетные улетают. Но куда улетают перелетные птицы, мы еще не узнали. ­ Где зимуют перелётные птицы? Поработаем в парах  с заданием учебника       с.17   :  Рассмотрите фотографии. Выскажите предположения. Слайд   — Как ученые узнали, где зимуют птицы? —  Проверим предположения, прочитаем текст  учебника на «Страничках для самопроверки»; — Где зимуют птицы? — Ученые орнитологи установили, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края КАРТА —       Почему птицы перелетают на время нашей зимы ближе к экватору? Здесь находятся районы, где круглый год жарко и много еды для птиц. — Перелётные птицы улетают в тёплые страны на очень далёкое расстояние:   — ласточки зимуют в Африке. Журавли улетают в Индию и другие жаркие страны. — жаворонки – в Африку,  — грачи– во Францию, — некоторые утки – в Северную Америку, — скворцы – в Италию, — а, некоторые птицы добираются даже до Австралии и Южной Америки.  — В пути много бед ждёт перелётных птиц. Не все птицы долетают до тёплых стран. Почему  перелётным птицам приходиться преодолевать далёкое расстояние. Не лучше ль им остаться и  перезимовать здесь? –  Выполним задание Мудрой Черепахи (с. 17, внизу).   –  Почему перелётным птицам приходится преодолевать тяжёлые и длительные перелёты в тёплые края? (Отсутствие корма).  Нет корма. Физминутка   Снежинка ­   Практическая работа. Работа в группах ­ ­Теперь откроем тетрадь на странице 14 и выполним задание. Слайд Задание в тетради –  Каких  птиц вы отметили красным кружком?  –  Как называют таких птиц? (Перелетные)–   Почему их так называют? (Совершают перелеты из одного района Земли в другой) –   По какой причине они улетают? (Нет корма)  –    Как вы думаете, что помогает птицам определить, что пора улетать? (становится холодно) Поработаем в группах. Составьте пазлы «Птицы»  Дополнительно (в рамках «Странички для любознательных»)  — Задание повышенной сложности. Слайд  Слайд —              Оцените свою работу. ­Перелётные птицы возвращаются весной обычно в определённое время, которое люди издавна связывали 4. Подведение итогов с различными явлениями природы  ­Давайте прочитаем еще раз народные приметы.  ­Из какой народной приметы можно узнать о том, куда улетают птицы? Люди верили ,что птицы, возвращаясь из­за моря, должны принести заветные ключи. Этими  ключами было замкнуто подземелье. Томилась в нём красавица весна, а заперла её злая зима.  И теперь пришло время весне и зиме поменяться местами.  Работу с таблицей «Знаю — хочу узнать — узнал»: заполнение последней колонки.  Мы ответили на вопрос урока?  ­Где зимуют птицы?  ­ Прочитайте  вывод Мудрой черепахи  ­Что нам помогло?  Оцените свою работу на уроке.  На все вопросы ответил правильно. Молодец! Ответил не на все вопросы, допустил ошибки. Надо еще поработать! Не ответил на вопросы. Ай­ай­ай! Придется начать сначала!. — Мы сегодня познакомились с небольшой группой птиц, которых можно увидеть в Саратовской  области, а также и на других континентах в период их сезонных переселений. Продолжить этот  список вы можете самостоятельно, и пополнить свои знания более подробной информацией о  птицах. Будьте внимательными, наблюдательными и вы обязательно встретите всех  перечисленных нами птиц. Птиц надо беречь, охранять,  не беспокоить, а зимой, в трудноеголодное время – подкармливать.  Сейчас мы посмотрим, как ребята нашего класса заботятся  о пернатых друзьях. На уроке вы были: внимательными, любознательными, наблюдательными, отзывчивыми,  самостоятельными, трудолюбивыми. .– Рассказать родителям, что узнали нового о птицах.  5. Домашнее задание. – На следующем уроке мы узнаем,  когда жили динозавры? Нарисуйте, какими Вы их себе представляете  или видели в книгах? Не забудьте покормить птиц.  Спасибо за урок!