Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
21.04.2017
Цель: сформировать представление о лесах России
Задачи:
сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;
формировать умение пользоваться учебной литературой;
развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;
воспитывать культуру поведения, умение работать в группе
Оборудование: интерактивная доска, проектор, демонстрационная карта природных зон России, таблицы «Животные и растения леса», учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс, листочки для графического диктанта
конспект.docx
Тема урока: «Россия – страна лесов»
Цель: сформировать представление о лесах России
Задачи:
сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
познакомить с географическим положением зоны лесов, с
частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным
лесом;
познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
учить выбирать из общего материала главное и приводить в
систему полученные знания;
формировать умение пользоваться учебной литературой;
развивать познавательную активность учащихся, умение
работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь
к Родине;
воспитывать культуру поведения, умение работать в группе
Оборудование: интерактивная доска, проектор, демонстрационная карта
природных зон России, таблицы «Животные и растения леса», учебник О. Т.
Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс, листочки для графического
диктанта
I Организационный момент.
Ход урока:
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайтесь в работу и тогда будет толк!
II Проверка домашнего задания. Повторение и систематизация знаний о
растительном и животном мире тундры:
Чтобы напомнить прошлый урок, я приглашаю вас на выставку детских
работ, которая называется “Тундра глазами детей” (вывеска на доске)
Кто из вас хочет прокомментировать свой рисунок, добавить о тундре
интересные факты (ответы детей).
Индивидуальная работа на карточках Чтобы привести свои знания в порядок и повторить пройденный материал,
предлагаю игру.
Работа на интерактивной доске: игра «Раздели растения и животных»
(один ученик)
Слайд 2: «Раздели растения и животных»
Графический диктант: (остальные учся)
Условные обозначения: + – да, – – нет.
1. Зона тундры расположена южнее арктических пустынь (+)
2. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое
прохладное лето (+)
3. В тундре нет коренного населения ()
4.
5.
Главное занятие коренного населения тундры – земледелие ()
Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими
листьями (+)
Дикие северные олени обычно живут стадами (+)
6.
7. В тундре добывают нефть и природный газ (+)
8. Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища
()
9. Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове ()
Взаимопроверка:
Слайд 3:(Ответы на доске: + + – – + + + )
Выставление оценок:
У кого выполнено без ошибок? Поставьте «5.
У кого одна – две ошибки? Поставьте «4».
У кого три – четыре ошибки? Поставьте «3».
Встаньте те, кто получил «пять». Вам аплодисменты! Вы «Знатоки» тундры.
Встаньте те, кто получил «4». Вы будущие знатоки. Есть тройки? Вам нужно
еще раз прочитать материал.
Задание на доске: восстанови цепи питания (один ученик)
Слайд 4: цепи питания
III Введение в тему урока: отгадать ребус лес
Вот как о лесе говорится в загадке:
Дом открыт со всех сторон,
В доме тысячи колонн.
Над колоннами шатры,
Под колоннами ковры. Там живут и на коврах,
На колоннах и в шатрах.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
–Как назван лес в загадке?
IV Работа над новым материалом:
Назовите тему урока.
Слайд 6
Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На
каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем
на жителя нашей планеты.
Что бы вы хотели узнать об этом доме?
Какие чудеса можно увидеть там?
Поставьте цели и задачи на урок.
– В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня
мы узнаем, кто в нём живёт и что в нём растёт.
–Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете
рассказать о лесной зоне, глядя на карту? Где находится? Каким цветом
обозначена? Какие пространства занимает?
(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона
находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта
природная зона – самая большая).
Одним ли цветом закрашена эта природная зона?
В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она
закрашена тёмнозелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный
цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё
светлее.
Обратите внимание, что между зоной тундры и зоной лесов есть
промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Это лесотундра. Это
плавный переход к другой природной зоне. На прошлом уроке мы с вами уже
заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и
появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии
Северного полярного круга. Какие будут природные условия? Каково положение солнца на небе: выше
или ниже? Будет ли солнце лучше прогревать землю?
Лето теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в
течение года, А снег весной полностью тает и дает много влаги в почву. Слой
вечной мерзлоты оттаивает на большую глубину, а в южных районах его нет.
Главными отличиями климатических условий зоны лесов являются:
Слайд 7:
(кластер) глубокое оттаивание почвы весной, достаточное количества
тепла и влаги летом.
Какими же растениями богаты леса России? Попробуем разобраться с этим
вопросом, мысленно совершая путешествие на самолете над лесной зоной, или
как её ещё называют, лесной полосой России. Закрываем глазки, мысленно
переносимся в зону лесов. В иллюминатор видим, как постепенно просторы
тундры с редкими карликовыми деревьями сначала
Слайд 8: сменяются лесотундрой с обширными болотами, островками
кустарников и перелесками с корявыми сосной, елью, лиственницей.
По мере продвижения к югу всё гуще становятся хвойные леса, которые
прерываются только лентами рек и блестящими лужицами озёр и болот.
Слайд 9: хвойные леса
Эти леса называют как? Тайгой. Они густые, труднопроходимые, где всегда
полумрак.
Слайд 10: тайга
Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта
мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди
лишайникабородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно.
Как объясните слово бурелом?
Слайд 11: еловый лес
Слайд 12: лишайникбородач
Слайд 13: бурелом Здесь ещё суровые условия, но почва уже оттаивает на глубину более метра.
Поэтому в тайге растут холодостойкие породы деревьев: ель, сосна, пихта,
лиственница, кедр. Почвы здесь влажные, заболоченные.
Слайд 14: тайга
Тайга сменяется смешанными лесами. Как бы вы объяснили это название?
(кроме хвойных пород деревьев растут и лиственные)
Слайд 15: смешанные леса
Такие леса характерны для южных районов Сибири и центральных районов
европейской части России (показываю на карте). Болот здесь уже меньше. В
смешанных лесах растут береза, осина, ольха, ива, черемуха.
Слайд 16: широколиственные леса
Ещё дальше на юг простираются леса и рощи в основном из лиственных
пород деревьев. Такие леса называют широколиственные. Они встречаются
на юге и западе России, на Дальнем Востоке (показываю на карте).
В таких лесах ещё растут клен, ясень, бук, вяз, дуб, липа и другие
теплолюбивые растения.
Слайд 17: ясень
Слайд 18: бук
Слайд 19: вяз
В дальневосточных лесах растут редкие растения:
Слайд 20, 21 – амурский бархат, пробковое дерево
Слайд 22: лимонник
Слайд 23: маньчжурский орех
Слайд 24: дикий виноград
Слайд 25: амурский лотос
Главное отличие широколиственных лесов – их многоярусность, или
«многоэтажность». Слайд 26: многоярусность
Верхний ярус: дубы, липы, другие высокие деревья. Пониже располагаются
черёмуха, дикие яблоня и груша, боярышник. Ещё ниже растут кустарники:
орешниклещина, бересклет, калина, крушина. Этот ярус называют подлеском.
Ещё ниже располагаются шиповник, малина и другие низкие кустарники.
Затем идут ягодные кустарнички, травы и грибы. Примечательно, что и травы
здесь широколиственные:
Слайд 27: сныть, копытень, лютик
Слайд 28: пустой
Физкультминутка:
Потрудились отдохнем.
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Наклонились, прямо встали,
Руки вниз и вверх подняли.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Деревья и травы приспосабливаются к смене сезонов: у трав отмирает
наземная часть, а деревья что делают? Сбрасывают листья, потому что в
замерзающей почве доставка воды к листьям затруднена. А ещё широкая
листовая пластинка не смогла бы выдержать тяжесть выпавшего снега, и,
кроме того, широкие листья испаряют много влаги.
О значении листопада для леса вы прочитаете самостоятельно на стр. 131
учебника, используя пометки на полях.
Слайд 28: «Инсерт»
Какое же значение имеет лесная подстилка для леса? Какую новую
информацию вы для себя получили?
(ответы детей)
Слайд 29: «Продолжи предложение» Удобряет почву, придает ей рыхлость; удерживает воду в почве; спасает от
высыхания летом и от глубокого промерзания зимой; лесная подстилка – это
дом для многих животных: червей, кротов, грызунов, ежей, гадюк, ужей,
лягушек, жаб, насекомых и их личинок; регулирует количество молодой
поросли.
V Закрепление изученного:
А сейчас я вам предлагаю послушать звуки. Где вы могли услышать это?
Как вы думаете, о ком пойдет дальнейший наш разговор? Без животных нет
леса. Лес – это общий дом для растений и животных.
(вывешиваю таблицы)
Слайд 30: «Раздели по способам питания»
По способам питания животных леса можно разделить на группы:
растительноядные, хищники, всеядные.
Работа на интерактивной доске коллективно
Для закрепления изученного проведем викторину «Животный мир леса»:
1). Кого называют лесным великаном? (лось)
2). Кто строит себе нору под корягами деревьев? (барсук, лисица, волк)
3). Кто селится в дуплах деревьев? (куница, белка)
4). Кто к зиме собирается в стаи? (волки)
5). Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (белке)
6). Какой зверек спит под своими ушами? (заяц)
7). У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (у медведей)
Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в широколиственные леса
множество птиц.
Физминутка: «Прилетели птицы»
Называю птиц леса, если ошибаюсь, дети хлопают: Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи (Хлопки.)
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны
(Хлопки)
Прилетели птицы: голуби, куницы (Хлопки)
Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи (Хлопки)
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, стрижи, комары, кукушки
(Хлопки)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи,
аисты, кукушки, совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Слайд 31: лесные пушные звери
Большую ценность представляют пушные звери: соболи, куницы, норки,
лисицы, бобры, горностаи. Из шкурок этих животных шьют шапки, шубы,
воротники. Они теплы, легки и красивы.
Работа по учебнику – стр. 132 – 133 – редкие животные (иллюстрации), взятые
под международную охрану.
Кроссворд «Обитатели леса» (зашифровано слово здорово) – на доске
1. Дерево – символ России.
2. Плодами этого дерева являются желуди.
3. Летом с него снег
Просто смех!
Снег по городу летает, Почему же он не тает?
4. Дикая кошка с кисточками на ушах.
5. У неё длинней иголки, чем у ёлки.
6. Серый хищник леса.
7. Самый крупный зверь леса.
(ответы: берёза, дуб, тополь, рысь, сосна, волк, лось)
VI Итог урока:
Что полезное вы взяли для себя на уроке?
Вариативное дом. зад.:
Давайте вспомним правила поведения в лесу. Как мы можем научить других людей правилам поведения в лесу?
1. Нарисовать знаки о правильном поведении в лесу: разрешающие и
запрещающие.
2. Учебник – стр. 127 – 133
3. Подготовить дополнительный материал об охране животных (заповедники)
Интернетресурсы:
1. http://www.neotext.ru/files/14/avatars/avatar_38914.jpg лес
2. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лесотундра
3. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=хвойные леса
4. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=тайга России
5. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=смешанные леса России
6. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=6&text=широколиственные леса
России
? text
:// images
. yandex
=ясень
. ru /#!/
yandsearch
7. http://wallpaper.goodfon.ru/image/525021920x1200.jpg еловый лес
8. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лишайникбородач на ели
9. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бурелом
10.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=тайга
11.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бук
12.http
13.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат
14.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат
15.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат
16. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=маньчжурский орех
17.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=дикий виноград
18.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский лотос
19.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=сныть
20.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=копытень
21.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лютики
22.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=соболь
23.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=куница 24.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=норка
25.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лисица
26.
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.