Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Оценка 4.6

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
21.04.2017
Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Цель: сформировать представление о лесах России Задачи:  сформировать у учащихся представление о лесной зоне;  познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;  познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;  учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;  формировать умение пользоваться учебной литературой;  развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;  воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;  воспитывать культуру поведения, умение работать в группе Оборудование: интерактивная доска, проектор, демонстрационная карта природных зон России, таблицы «Животные и растения леса», учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс, листочки для графического диктанта
конспект.docx
Тема урока: «Россия – страна лесов» Цель: сформировать представление о лесах России  Задачи:    сформировать у учащихся представление о лесной зоне;  познакомить с географическим положением зоны лесов, с  частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным  лесом;  познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;  учить выбирать из общего материала главное и приводить в  систему полученные знания;  формировать умение пользоваться учебной литературой;  развивать познавательную активность учащихся, умение  работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;  воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь  к Родине;   воспитывать культуру поведения, умение работать в группе Оборудование: интерактивная доска, проектор, демонстрационная карта  природных зон России, таблицы «Животные и растения леса», учебник О. Т.  Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс, листочки для графического  диктанта I Организационный момент.  Ход урока:  Мы сегодня снова будем наблюдать,   Выводы делать и рассуждать.   А чтобы урок пошел каждому впрок,   Активно включайтесь в работу и тогда будет толк! II Проверка домашнего задания. Повторение и систематизация знаний о  растительном и животном мире тундры: ­ Чтобы напомнить  прошлый урок, я приглашаю вас на выставку детских  работ, которая называется “Тундра глазами детей”  (вывеска на доске) ­ Кто из вас хочет прокомментировать свой рисунок, добавить о тундре  интересные факты   (ответы детей). Индивидуальная работа на карточках ­ Чтобы привести свои знания в порядок и повторить пройденный материал,  предлагаю игру. Работа на интерактивной доске: игра «Раздели растения и животных»   (один ученик) Слайд 2: «Раздели растения и животных» Графический диктант:  (остальные уч­ся) Условные обозначения: + – да, – – нет. 1. Зона тундры расположена южнее арктических пустынь (+) 2. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое  прохладное лето (+) 3. В тундре нет коренного населения (­) 4. 5.  Главное занятие коренного населения тундры – земледелие  (­)  Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими  листьями  (+)  Дикие северные олени обычно живут стадами  (+) 6. 7. В тундре добывают нефть и природный газ  (+) 8. Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища  (­) 9. Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове (­) Взаимопроверка: Слайд 3:(Ответы на доске: + +  – – + + + ­ ­) Выставление оценок: ­ У кого выполнено без ошибок? Поставьте  «5.  ­ У кого одна – две ошибки? Поставьте «4». ­ У кого три – четыре ошибки? Поставьте «3». ­ Встаньте те, кто получил «пять». Вам аплодисменты! Вы «Знатоки» тундры. ­ Встаньте те, кто получил «4».  Вы будущие знатоки. Есть тройки? Вам нужно еще раз прочитать материал.    Задание на доске: восстанови цепи питания (один ученик) Слайд 4: цепи питания III Введение в тему урока: отгадать ребус ­ лес ­ Вот как о лесе говорится в загадке: Дом открыт со всех сторон, В доме ­ тысячи колонн. Над колоннами ­ шатры, Под колоннами ­ ковры. Там живут и на коврах, На колоннах и в шатрах. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом ­ Чудеса увидишь в нем!  (Лес) –Как назван лес в загадке?  IV Работа над новым материалом: ­ Назовите тему урока.  Слайд 6 ­ Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На  каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем  на жителя нашей планеты. ­Что бы вы хотели узнать об этом доме?  ­ Какие чудеса можно увидеть там?  ­ Поставьте цели и задачи на урок.  – В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы узнаем, кто в нём живёт и что в нём растёт. –Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете  рассказать о лесной зоне, глядя на карту? Где находится? Каким цветом  обозначена? Какие пространства занимает? (Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона  находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта  природная зона – самая большая). ­ Одним ли цветом закрашена эта природная зона? ­ В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она  закрашена тёмно­зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный  цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. ­ Обратите внимание, что между зоной тундры и зоной лесов есть  промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Это лесотундра. Это  плавный переход к другой природной зоне. На прошлом уроке мы с вами уже  заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и  появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии  Северного полярного круга. ­ Какие будут природные условия? Каково положение солнца на небе: выше или ниже? Будет ли солнце лучше прогревать землю?  ­ Лето теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, А снег весной полностью тает и дает много влаги в почву. Слой вечной мерзлоты оттаивает на большую глубину, а в южных районах его нет. ­ Главными отличиями климатических условий зоны лесов являются:  Слайд 7:    (кластер)  глубокое   оттаивание   почвы   весной,  достаточное   количества тепла и влаги летом.  ­ Какими же растениями богаты леса России? Попробуем разобраться с этим вопросом, мысленно совершая путешествие на самолете над лесной зоной, или как её ещё называют, лесной полосой России. Закрываем глазки, мысленно переносимся в зону лесов. В иллюминатор видим, как постепенно просторы тундры с редкими карликовыми деревьями сначала Слайд   8:  сменяются  лесотундрой  с   обширными   болотами,   островками кустарников и перелесками с корявыми сосной, елью, лиственницей. ­ По мере продвижения к югу всё гуще становятся хвойные леса, которые прерываются только лентами рек и блестящими лужицами озёр и болот. Слайд 9: хвойные леса ­ Эти леса называют как? Тайгой. Они густые, труднопроходимые, где всегда полумрак.  Слайд 10: тайга ­ Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей.   Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника­бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно. ­ Как объясните слово бурелом? Слайд 11: еловый лес Слайд 12: лишайник­бородач Слайд 13: бурелом ­ Здесь ещё суровые условия, но почва уже оттаивает на глубину более метра. Поэтому в тайге растут холодостойкие породы деревьев: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр. Почвы здесь влажные, заболоченные. Слайд 14: тайга ­ Тайга сменяется смешанными лесами. Как бы вы объяснили это название? (кроме хвойных пород деревьев растут и лиственные) Слайд 15: смешанные леса ­ Такие леса характерны для южных районов Сибири и центральных районов европейской части России (показываю на карте). Болот здесь уже меньше. В смешанных лесах растут береза, осина, ольха, ива, черемуха. Слайд 16: широколиственные леса ­  Ещё дальше на юг простираются леса и рощи в основном из лиственных пород деревьев. Такие леса называют широколиственные. Они встречаются на юге и западе России, на Дальнем Востоке (показываю на карте). ­   В   таких   лесах   ещё   растут   клен,   ясень,   бук,   вяз,   дуб,   липа   и   другие теплолюбивые растения. Слайд 17: ясень Слайд 18: бук Слайд 19: вяз ­ В дальневосточных лесах растут редкие растения:  Слайд 20, 21 – амурский бархат, пробковое дерево Слайд 22: лимонник Слайд 23: маньчжурский орех Слайд 24: дикий виноград Слайд 25: амурский лотос ­  Главное   отличие   широколиственных   лесов   –   их  многоярусность,     или «многоэтажность». Слайд 26: многоярусность ­ Верхний ярус: дубы, липы, другие высокие деревья. Пониже располагаются черёмуха, дикие яблоня и груша, боярышник. Ещё ниже растут кустарники: орешник­лещина, бересклет, калина, крушина. Этот ярус называют подлеском. Ещё   ниже   располагаются   шиповник,   малина   и   другие   низкие   кустарники. Затем идут ягодные кустарнички, травы и грибы. Примечательно, что и травы здесь широколиственные:  Слайд 27: сныть, копытень, лютик Слайд 28: пустой Физкультминутка: Потрудились ­ отдохнем. Встанем ­ глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Наклонились, прямо встали, Руки вниз и вверх подняли. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. ­  Деревья   и   травы   приспосабливаются   к   смене   сезонов:   у   трав   отмирает наземная   часть,   а   деревья   что   делают?   Сбрасывают   листья,   потому   что   в замерзающей   почве   доставка   воды   к   листьям   затруднена.   А   ещё   широкая листовая   пластинка   не   смогла   бы   выдержать   тяжесть   выпавшего   снега,   и, кроме того, широкие листья испаряют много влаги.  ­ О значении листопада для леса вы прочитаете самостоятельно на стр. 131 учебника, используя пометки на полях. Слайд 28: «Инсерт» ­  Какое   же   значение   имеет   лесная   подстилка   для   леса?   Какую   новую информацию вы для себя получили? (ответы детей) Слайд 29: «Продолжи предложение» ­ Удобряет почву, придает ей рыхлость; удерживает воду в почве; спасает от высыхания летом и от глубокого промерзания зимой; лесная подстилка – это дом   для   многих   животных:   червей,   кротов,   грызунов,   ежей,   гадюк,   ужей, лягушек,   жаб,   насекомых   и   их   личинок;   регулирует   количество   молодой поросли. V Закрепление изученного: ­ А сейчас я вам предлагаю послушать звуки. Где вы могли услышать это? ­ Как вы думаете, о ком пойдет дальнейший наш разговор? Без животных нет леса. Лес – это общий дом для растений и животных.  (вывешиваю таблицы) Слайд 30: «Раздели по способам питания» ­  По  способам   питания   животных   леса   можно   разделить   на   группы: растительноядные, хищники, всеядные. Работа на интерактивной доске ­ коллективно ­ Для закрепления изученного проведем викторину «Животный мир леса»: 1). Кого называют лесным великаном? (лось) 2). Кто строит себе нору под корягами деревьев? (барсук, лисица, волк) 3). Кто селится в дуплах деревьев? (куница, белка) 4). Кто к зиме собирается в стаи? (волки) 5). Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (белке) 6). Какой зверек спит под своими ушами? (заяц) 7). У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (у медведей) ­ Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в широколиственные леса множество птиц.  Физминутка: «Прилетели птицы» Называю птиц леса, если ошибаюсь, дети хлопают: ­ Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи (Хлопки.) ­  Прилетели птицы: голуби, синицы,  аисты, вороны, галки,  макароны (Хлопки) ­ Прилетели птицы: голуби, куницы (Хлопки) ­ Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи (Хлопки) ­  Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, стрижи, комары, кукушки (Хлопки) ­  Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы –  сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы! Слайд 31: лесные пушные звери  ­   Большую   ценность   представляют   пушные   звери:   соболи,   куницы,   норки, лисицы,   бобры,   горностаи.   Из   шкурок   этих   животных   шьют   шапки,   шубы, воротники. Они теплы, легки и красивы. Работа по учебнику – стр. 132 – 133 – редкие животные (иллюстрации), взятые под международную охрану. Кроссворд «Обитатели леса» (зашифровано слово здорово) – на доске 1. Дерево – символ России. 2. Плодами этого дерева являются желуди. 3. Летом с него снег­ Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? 4. Дикая кошка с кисточками на ушах. 5. У неё длинней иголки, чем у ёлки. 6. Серый хищник леса. 7. Самый крупный зверь леса. (ответы: берёза, дуб, тополь, рысь, сосна, волк, лось) VI Итог урока: ­ Что полезное вы взяли для себя на уроке? Вариативное дом. зад.: ­ Давайте вспомним правила поведения в лесу. ­ Как мы можем научить других людей правилам поведения в лесу? 1. Нарисовать знаки о правильном поведении в лесу: разрешающие и  запрещающие. 2. Учебник – стр. 127 – 133 3. Подготовить дополнительный материал об охране животных (заповедники) Интернет­ресурсы: 1. http://www.neotext.ru/files/14/avatars/avatar_38914.jpg ­ лес 2. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лесотундра  3. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=хвойные леса  4. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=тайга России  5. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=смешанные леса России  6. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=6&text=широколиственные леса  России     ?  text      ://   images  .  yandex    =ясень   .  ru   /#!/  yandsearch   7. http://wallpaper.goodfon.ru/image/52502­1920x1200.jpg ­ еловый лес 8. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лишайник­бородач на ели  9. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бурелом  10.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=тайга  11.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бук  12.http  13.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат  14.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат  15.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат 16. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=маньчжурский орех  17.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=дикий виноград  18.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский лотос  19.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=сныть  20.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=копытень  21.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лютики  22.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=соболь  23.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=куница 24.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=норка  25.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лисица  26.

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017