Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Знать: определение понятия; способы выражения определения, роль определения в речи.
Уметь: находить определение в предложения; употреблять его в речи.
Урок 40. Определение
I. Запись в «Словарь трудных слов».
Дополнение, определение.
II. Проверка домашнего задания.
1) Ответ по плану о дополнении; 2) рассказ о роли имени существительного в
предложении (рассказ с использованием таблицы 9); 3) выяснение трудностей при
выполнении учащимися упр. 180; 4) словарный диктант по материалу упр. 180.
III. Объяснение нового материала.
На доске и в тетрадях записываются предложения Пришла долгожданная зима.
Белым ковром покрылось земля. Мелькнул лисий хвост.
Предложения разбираются по членам; выясняется, что прилагательные выступают
в роли второстепенного члена предложения, который отвечает на вопросы к а к а я? к а к о
й? ч е й?, обозначает признак предмета.
— Прослушайте текст, найдите в нем определения. (Звукозапись стихотворения С.
Есенина «Белая береза», помещенного в учебнике на с. 70.) Какие из них являются
эпитетами?
Учитель показывает, как обозначается определение. Составляется рассказ об
определении (с использованием плана ответа о второстепенных членах предложения — см.
предыдущий урок).
Учащимся можно предложить зарифмованное правило А. И. Косоговского.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой — ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
IV. Учитель читает отрывок из стихотворения русского поэт И. Никитина.
Учащимся предлагается определить, какие слова помогли автору так ярко, образно
описать красоту поля.
ПОЛЕ
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темносинею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним.
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чемто украдкой с травой говорит
И смело по ржи золотистой шумит.
— Каков стиль текста? (Художественный.)
— Художественный текст невозможно себе представить без определений, которые
делают нашу речь точной, яркой, выразительной
V. Запись предложений.
1 Учащиеся выделяют в них грамматические основы, подчеркивают определения.
Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном
воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.
— Прочитайте предложения, исключив из них определения. Какие из текстов
более точно и выразительно рисует картину осени? Почему?
Делается вывод о роли определения в предложении.
VI. На доске записывается предложение Зубастый зверек грызет с визгом дубок.
— Что это за «зверек»? О чем идет речь? (О пиле.)
— Назовите грамматическую основу данного предложения.
— А теперь отгадайте, о каком члене предложения идет речь. Найдите его в
предложении:
1) зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие,
отвечает на вопрос ч т о?, выражен существительным в винительном падеже (дополнение
дубок);
2) зависит от существительного, обозначает признак предмета. отвечает на вопрос
к а к о й?, выражен именем прилагательным (определение зубастый).
— В учебнике говорится, что определение обычно выражается именем
прилагательным. Что значит «обычно»? (Часто, но не всегда.)
— Давайте заглянем за страницы учебника. Замените словосочетание
«прилагательное + су
х х
ществительное» словосочетанием «существительное + существительное» кирпичный (к а к
о й?) дом — дом (к а к о й?) из кирпича.
Стальная труба, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем.
Устно с данными словосочетаниями составляются предложения. Учащиеся
приходят к выводу, что определение может быть выражено в именем существительным.
VII. Пятиклассникам предлагается прослушать два подготовленных товарищами
сообщения.
1. «Длинное платье».
Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо учитывать особенности значения
слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почемуто мы назовем дерево
высоким или низким, а платье — длинным или коротким.
Откроем «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. О значении прилагательного
высокий здесь написано: «...большой или далекий в направлении снизу вверх». Снизу вверх!
Потому этим прилагательным можно определить и дерево (ведь растет оно вверх), и облака
(мы смотрим на них снизу вверх). Но нельзя отнести его к существительному платье. Если
вы выросли из него, мама не станет разгибать воротник, чтобы оно стало больше вверх, а
удлинит платье, то есть сделает его больше по направлению вниз. Вот почему мы говорим о
платье длинное, а не высокое.
2. «Коричневые глаза».
Соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. Послушайте два
коротеньких портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу.
«Моя сестра — веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее
вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови».
2 «У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно
вздернутый нос и светлокоричневые вьющиеся волосы ».
В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах
скажут карие, о волосах — каштановые или (если они светлокоричневые) русые.
Домашнее задание: § 37; упр. 182; составить связный рассказ об определении,
используя план ответа, записанный ранее; подготовить карточку «Определение» для
наборного полотна.
3
Конспект урока "Определение"
Конспект урока "Определение"
Конспект урока "Определение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.