Урок обобщения знаний по теме «Орфограммы в окончаниях глаголов». УМК "Перспективная начальная школа". На уроке используются приемы и методы, позволяющие обобщить знания детей по теме "Глагол", выявить степень усвоения учебного материала; решаются личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные задачи, что соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта.Урок может быть проведён по любой программе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Горчакова Галина Михайловна,
учитель начальных классов,
высшей категории
МАОУ СОШ «Земля родная», г. Новый Уренгой
Предмет: русский язык.
Класс: 4
УМК: Перспективная начальная школа.
Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов»
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Цель: создание условий для обобщения знаний об ударных и безударных окончаниях
глаголов, формировать навык работы по алгоритму «спряжение глаголов».
Задачи:
Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся о правописании
безударных окончаний глаголов, прививать навык работы по алгоритму «спряжение
глаголов»;
Развивающие: формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные
компетенции учащихся;
продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
Воспитательные: развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно воспитывать
навыки самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя
пошаговые действия алгоритма.
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок.
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
Коммуникативные УУД.
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и
информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: спряжение глаголов, личные окончания глаголов
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
учебник М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т.А. Байкова «Русский язык: 4 класс» ч. 2.
Стр. 107108. М:Академкнига/учебник, 2014 г.;
компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, презентация
«Орфограммы в окончаниях глаголов», Notebook у каждого учащегося.
ЭТАПЫ
УРОКА
1.
Организация
начала урока.
Подготовка к
активной
учебно
познавательно
й
деятельности
2.
Актуализация
знаний
учащихся
3. Мотивация
к
учебной
деятельности
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
УУД
Настраиваю учеников на
доброжелательный лад,
используя задачу: Когда
человек улыбается, у него
работает 18 мышц лица, когда
хмурится 43 мышцы. На
сколько мышц больше
работает, когда человек
хмурится?
Что полезнее: хмуриться или
улыбаться? Давайте
улыбнемся друг другу и
начнем работу.
Лучи солнца пробежали по
веточкам сирени,
заглянули на поляну.
Записать предложение под
диктовку.
Выполнить синтаксический
разбор предложения.
Проверка.
(Самооценка)
А) послушайте слова:
ночует, кричит, трещал,
пчела, бегут, строит.
Найдите “лишнее”:
пчела – имя
Коммуникати
вные
Предметные
Регулятивные
Записывают
предложение и
выполняют
синтаксический
разбор.
Вопросы
активизируют
мыслительную
деятельность
учащихся.
Личностные
Коммуникати
вные
Познавательн
ыесуществительное
4.
Физкультмину
тка
5.
Систематизац
ия
знаний о
глаголе
О какой части речи будем
сегодня говорить на уроке?
В какой части слова
находится орфограмма,
которую мы изучаем?
Как вы считаете, какие
знания мы сегодня будем
закреплять?
(Свободные ответы детей)
Тема: Орфограммы в
окончаниях глаголов.
Б) Запишите глаголы,
определите спряжение.
Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили пол двора
Будут на зиму дрова.
Если глагол первого спряжения.
Если глагол второго спряжения.
У вас на столе лежит
карточка. Объединитесь в
группы и выполните задание.
Заполните пропуски.
1. Часть речи, которая
обозначает действие … и
отвечает на вопросы…
называется …
2.Не с глаголами пишется …
3. Глаголы в неопределённой
форме
отвечают на вопросы…
4. Глаголы в неопределённой
форме
имеют суффиксы ….
5. Глаголы изменяются в
прошедшем времени по …, а в
ед. ч. – по…
6. В наст. и буд. времени
глаголы изменяются по …
7. Спряжение – это …
Объединитесь в пары и
обсудите результаты своей
работы.
Информацию, с которой не
согласны, помечайте знаком
Дети делают хлопки
над головой.
Дети делают хлопки за
спиной.
Работа с карточкой.
Предметные
Коммуникати
вные
Регулятивные4.
Физкультмину
тка
7. Работа над
решением
поставленных
задач
“?”
Проверим вашу работу.
(Самооценка)
Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили пол двора
Будут на зиму дрова.
Если глагол первого
спряжения.
Если глагол второго
спряжения.
К данным фразеологизмам
подбери и запиши близкий по
значению глагол в том же лице
и числе.
Вставляет палки в колёса
Обведёшь вокруг пальца
Выбьетесь из сил
Пропускает мимо ушей
Зарубит на носу
Обменяйте тетрадями и
проверьте работу друг друга.
Проверка.
Сделаем вывод.
Какие шаги мы должны с
вами сделать, чтобы правильно
написать безударные личные
окончания глаголов в
настоящем и будущем
времени?
(Самооценка)
8.
Индивидуальн
ая работа
Работа по ЦОР (тест
«Глагол»)
Дети делают хлопки
над головой.
Дети делают хлопки
за спиной.
Работа в тетради
(с
комментированием)
Познавательн
ые
Предметные
Личностные
Мешает
Обманешь
Устанете
Не слушает
Запомнит
Учащиеся,
допустившие
ошибки, объясняют
правильное
написание.
Надо определить
спряжение глагола.
Для этого надо:
а) поставить глагол в
неопределенную
форму и посмотреть
на глагольный
суффикс.
б) Если глагольный
суффикс и II
спряжение. Все
остальные а, у, е,
о I спряжение
(кроме глаголов
исключений)
Работа на Notebook
Личностные
Познавательн
ыеКоммуникати
вные
Предметные
Личностные
Отвечают на вопросы
учителя.
9. Рефлексия
(Самооценка)
- Какую тему мы закрепляли?
Какой вид работы вам
больше всего понравился?
Справились ли с
поставленной целью и
задачами урока?
Где мы можем применить
знания о спряжении глагола?
Оцените свою работу на
уроке.
Рефлексия настроения:
Спасибо за урок.. Как итог, я
хотела бы, чтобы вы закончили
его, продолжив предложения:
Сегодня я доволен работой,
так как…
Не совсем доволен, потому
что…
Не доволен своей работой,
ведь я …
Теперь я умею определять …
Я могу похвалить себя и
своих одноклассников за…