Конспекты данных урока русского языка подготовлен для 6 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией И.В. Карасевой, С.С. Колчановой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
ТемаРЯ.doc
ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ
I. Тест.
1. Буква А пишется в слове:
а) погл..щать пищу;
б) спл..тить ряды;
в) пом..гать ближнему;
г) препод..ватель истории.
2. Буква О пишется в слове:
а) пл..нирование работы;
б) вскл..коченный чуб;
в) пенятся в..лы;
г) нак..лить железо.
3. Буква Е пишется в слове:
а) обл..денелая дорога;
б) разл..новать бумагу;
в) ед..ничный вектор;
г) зав..нтить гайку.
4. Буква И пишется в слове:
а) св..ла с ума;
б) впр..гать лошадь;
в) об..жать вокруг дома;
г) прив..дение в замке.
5. Буква Я пишется в слове:
а) прист..жной воротник;
б) неисс..каемый источник;
в) разр..дить всходы;
г) ув..дать в зеркале.
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) проц..дить, выд..ржать, обв..нять;
б) выпр..мить, удес..терять, вы..вить;
в) д..ревянный, выч..слять, разд..ваться;
г) объ..здной, взгл..нуть, л..дяной.
7. В каком ряду во всех словах пропущена буква, проверяемая
ударением?
а) ш..птаться, возл..гать, ч..стотность;
б) провозгл..шать, сист..матический, пром..кать;
в) ч..стоплотный, ж..мчужина, пр..мьера;
г) см..гчить, раск..лоть, с..мволика. II. Работа с предложением.
– Исправьте речевую ошибку в предложении.
Кто контролирует за отечественным телевидением?
– Почему в конце предложения стоит вопросительный знак?
– Какой частью речи является слово контролирует?
– Сделайте морфемный разбор.
– На что указывает окончание? К какому спряжению относится глагол?
– Какие глаголы относятся ко второму спряжению?
– Какой частью речи является слово телевидение?
– Сделайте морфемный разбор.
– К какому склонению относится это существительное? Обоснуйте.
– Расскажите, какие существительные относятся к каждому из склонений.
– Какой частью речи является слово отечественное?
– Сделайте морфемный разбор.
– На какие вопросы отвечают прилагательные? Укажите род.
III. Упражнение 21.
– Из упражнения 21 выпишите слова с пропущенными буквами, не вставляя
их.
– Распределите эти слова по трем столбикам:
1 – существительные, 2 – прилагательные, 3 – глаголы.
(Существительные и прилагательные следует выписывать с предлогами).
Работа с существительными.
– Рассмотрите схему. Как она поможет не ошибиться в выборе гласной в
окончаниях существительных?
Проверочные слова
1е скл.
доска
земля
2е скл.
стол
конь
окно
3е скл.
степь
(Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные
разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе
гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово
шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания
будут совпадать. Учитель обращает внимание учащихся на слова на ий, ие,
ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях
этих слов следует использовать словошпаргалку 3 склонения.)
– Опираясь на схему, заполните пропуски в первом столбике таблицы.
Работа с прилагательными. – На какие вопросы отвечают прилагательные?
– Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях
прилагательных?
– Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к
прилагательным.
Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание
прилагательного ближнему нельзя проверить вопросом. Следует запомнить,
что у прилагательных окончания иму нет.
Работа с глаголами.
– Рассмотрите схему и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании
глагола.
Безударные окончания глагола
I спр.: е, ут, ют
Все остальные глаголы (не
входящие в состав глаголов
II спр.)
+ глаголыисключения:
брить, стелить
(идти – слово«шпаргалка»)
II спр.: и, ат, ят
Все глаголы на ить (говорить)
+ 7 глаголовисключений на еть:
видеть
ненавидеть
смотреть
терпеть
вертеть
зависеть
обидеть
(глядеть – слово«шпаргалка»)
+ 4 глаголаисключения на ать:
гнать
держать
дышать
слышать
(спать – слово«шпаргалка»)
В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении
становятся ударными.
– Опираясь на схему, заполните пропуски в третьем столбике.
4. Упражнение 22 (комментированное письмо).
5. Работа с перфокартами.
Перфокарта выглядит следующим образом:
Зачеркните нужную букву:
1) и/е
2) и/е
1) и/е
2) а/о
1) и/е
2) и/е 3) и/е
3) а/о
3) а/о
Карточка для первого варианта:
1) из книг..
2) в книг..
3) к башн..
Карточка для второго варианта:
1) на конференци..
2) на машин..
3) с башн..
1) утренн..м ветерком
2) с огромн.. силой
3) в мрачн..м раздумье
1) свеж..м сеном
2) в неглубок..м овраге
3) о голуб..м небе
1) реша..т
2) загора..т
3) держ..т
1) пиш..т
2) дыш..т
3) люб..т
Чтобы быстро проверить перфокарты, учитель складывает перфокарты в
стопку и протыкает шилом правильные ответы. Потом остается сверить места
проколов с зачеркнутыми буквами и выставить оценки.
Домашнее задание: упражнение 24.
Конспект урока "Орфограммы в окончаниях слов"
Конспект урока "Орфограммы в окончаниях слов"
Конспект урока "Орфограммы в окончаниях слов"
Конспект урока "Орфограммы в окончаниях слов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.