Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"
Оценка 5

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
26.02.2018
Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"
Место занятий в системе: продолжает серию уроков по формированию морально – нравственных идеалов младшего школьника. Цели урока: - создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся. Предметные результаты: -формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: «стыд», «вина», «раскаяние», «прощение», «извинение». Метапредметные результаты: -участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений, формирование умений согласовывать свои действия с коллективом; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений; -формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей. Личностные результаты: - развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления. - мотивировать учащихся на признание своей вины перед другим человеком и раскаяние в недостойном поступке; - учить детей модели поведения при извинении; - создание мотивации для дальнейшей работы по данной теме
орксэ.doc
09.02.2018 г Стыд, вина, извинение. (Модуль «Основы светской этики»). Место занятий в системе:  продолжает серию уроков по формированию морально – нравственных  идеалов  младшего школьника.  Цели урока: ­ создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся. Предметные результаты: ­формирование   важнейших   нравственных   понятий   и   ценностей:   «стыд»,   «вина»,   «раскаяние», «прощение», «извинение». Метапредметные результаты: ­участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений, формирование умений согласовывать свои действия с коллективом; ­умение   осознанно   и   произвольно   строить   речевое   высказывание;   построение   логической   цепи рассуждений; ­формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей. Личностные результаты: ­ развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления. ­   мотивировать   учащихся   на   признание   своей   вины   перед   другим   человеком   и   раскаяние   в недостойном поступке;  ­ учить детей модели поведения при извинении; ­ создание мотивации для дальнейшей работы по данной теме Актуальность  выбранной темы:   обусловлена  тем, что детям   младшего  школьного возраста, особенно 10­11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение.  Чувство стыда так и остается   в виде скрытого внутреннего конфликта с самим собой. Учителю следует на основе примеров и жизненного опыта детей показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим Задачи:  ­ учить работать с терминами; ­ уметь находить межпредметную связь; ­ развивать логическое мышление; ­ воспитывать нравственные качества личности. 1 Оборудование: : мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», толковый словарь С. И. Ожегова, учебник «Основы светской этики. 4­5 класс»,   рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка», карточки с пословицами, рабочая тетрадь. Основные понятия и термины: стыд, вина, извинение. Виды   деятельности:  беседа,   работа   с   текстовым   материалом,   работа   в   группах,   работа   с пословицами,   работа   в   тетради,   работа   с   иллюстративным   материалом,     подготовка   творческой беседы с членами семьи, рефлексия Ход урока: 1. Организация деятельности обучающихся. Психологический настрой.  Придумано кем­то просто и мудро: При встрече здороваться:  ­ Доброе утро! ­ Доброе утро! – солнцу и птицам.  ­ Доброе утро! – улыбчивым лицам.  И каждый становится добрым, доверчивым...  Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев) 2. Создадим хорошее настроение и улыбнёмся друг другу.  ­ Учащиеся улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются на свои места. 3. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой  проблемы . 4. Беседа с обучающимися по результатам выполнения домашнего задания. Рассказы  обучающихся (по желанию), их обсуждение. Какими принципами руководствуются в жизни ваши родители?  Как они соотносятся с правилом нравственного поведения? 5. Переход к новой теме. Актуализация знаний. Введение в тему урока.  Прослушивание фонограммы песни «Дорогою добра» (слайд №2) ­ О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока) ­Да, вы правы мы будем говорить о чувствах. Посмотрите на экран. Какие чувства вы видите  на фотографиях?  Человеческие чувства(слайд №3) ­ Как вы понимаете слово стыд?  ­ Как вы понимаете слово вина? ­ Как вы понимаете слово «извиниться»?  ­ Что стало причиной этого чувства? ­ Ответы детей 2 ­На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем  смысл этих слов. (слайд №4) 1. Работа с текстом В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (слайд №5) ­ Послушайте текст:  «Оля   и Лида   пошли   в лес.   После   утомительной   дороги   сели   они   на траву   отдохнуть пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. — Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля.  — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит…» ­ Как вы думаете, как поступила Лида? ­Она поступила очень хорошо  ­ Как бы поступили вы? ­Варианты ответов детей   ­ А теперь давайте узнаем, чем закончился рассказ: «— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля.  — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. — Стыдно… стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида»  ­ Ребята, почему Лиде было стыдно перед соловушкой?   ­ Нужно охранять природу, чтобы наслаждаться ее красотой. ­Что может вызвать у человека чувство стыда? ­ Учащиеся предлагают варианты о чувстве стыда. ­ Знакомо ли вам это чувство?   ­ Когда вы испытывали стыд? При каких обстоятельствах? ­Варианты ответов детей   ­ Ребята, а если бы вы не признались, чувствовали бы вы себя виноватыми перед учителем?  ­ А что такое вина?  ­Варианты ответов детей  ­  Как вы  думаете,   если  человек   испытывает   чувство  вины,  что он должен   сделать,  чтобы  ему и окружающим стало легче?  ­Извиниться  ­ А что же такое извинение?  ­Варианты ответов детей   5. Работа с тетрадью. Запись терминов. ­ Мы с вами выяснили, что означают слова «стыд, вина, извинение», а теперь давайте посмотрим, как объясняет эти термины словарь Ожегова С.И. (слайд №6) (Стыд   –   это   тяжёлое   подавленное   состояние   человека,   которое   появляется   после осуждения   его   поведения   окружающими   людьми.   Стыд   переживается   как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение) ­ Запишите термины в тетрадь. ­   Рассмотрите   иллюстрации   к   определению   и   подумайте,   почему   человек   закрыл   лицо,   а   страус спрятал голову в песок?  ­ С вами такое происходило? ­Варианты ответов детей  (Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой.  Извинение ­  избавление от чувства. вины перед человеком, которого обидели) (слайд №7) Физ. минутка. (слайд №8­13) 7. Работа с учебником 1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка». (слайд №14) 3 ­ Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины  Ф.П..Решетникова чувства каждого героя.  ­Что выражает взгляд матери? ­ На стуле сидит мама с грустным лицом. ­ Что выражает взгляд сестры? Как она учится? ­ Осуждающим взглядом смотрит сестра.   ­ Что можете сказать о младшем брате? ­На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего   ехидным взглядом. ­ Кто является главным героем?  ­Мальчик     ­ Какие чувства испытывает мальчик?  ­Стыд, вину, огорчение, обиду.     ­ Как вы думаете, почему?   ­Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.  ­ Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?  ­ Серые, тёмные, мрачные.    ­ Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.    ­Какие поступки вызывают  чувство стыда? ­Когда сделаешь что­то плохое. ­ Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях? ­ Да.( комментирование нескольких детских ситуаций)….  ­ Как вы думаете, что мальчик должен сделать?  ­Извиниться ­ Есть правила для извинения, давайте их рассмотрим 1. 5 шагов к правильному извинению (слайд №15)  2. Знакомство с правилами извинения и обсуждение их. (слайд №16)  Будьте искренними, извиняйтесь только если раскаялись и уверены, что не повторите свой  поступок.  Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или  оскорблению.  Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и  удалитесь.  Говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».   Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину. 8. Работа с тетрадью (слайд №17) ЗАДАНИЕ   1.   Прочитай   Древнеиндийское   изречение,     а   ниже   напишите,   за   какие поступки, действия бывает стыдно вам.  Подумай, почему выбрали красный цвет?  ЗАДАНИЕ 2.    Игра «Доскажи словечко» ­Легче на душе становится, когда тебя ….    …Прощают  ­Прощение дает нам свободу от чувства… …Вины ­Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?  (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к уроку). 4 …Обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору                                     9. Работа в группах «Собери пословицу» (Слайд 18)  ­ Каждой группе даются карточки со словами, нужно собрать из этих слов пословицу и объяснить ее  смысл. ( ­Доброму человеку бывает стыдно  ­Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны  ­Стыд перед людьми — хорошее чувство  ­Когда человек краснеет  ­Нет стыда признаться человеку) В стыд  в совесть ком и том  (В ком стыд в том и совесть) Как мудри ни совести а не перемудришь  (Как ни мудри, а совести не перемудришь) Совесть загрызет зубов без  (Совесть без зубов загрызет) Когда его совесть не раздавали было дома  (Когда совесть раздавали, его дома не было) 10. Рефлексия (итог урока).  Прочитайте еще раз изречение Л.Н.Толстого «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой   ­ О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение) ­Варианты ответов детей  А сейчас подведём итог нашего урока.  Посмотрите на слайд и продолжите предложение: (Слайд19 ) Я знал что… Я узнал, что ...  Мне осталось непонятно… ­  Возьмемся   за  руки,   друзья.  Передадим   частичку   своего  тепла  друг  другу.  Попросим  мысленно прощения, если вдруг обидели кого­то вольно или невольно.  Благословенны будьте, травы И воды в зелени дубрав! Виновных нет: все люди правы, Но больше всех — простивший  прав! Учитель первый берет за руку ученика. Тот другого и так далее по цепочке. 12.  Домашнее задание (слайд №20) 13. Итог урока (слайд №21) 5 Оформление доски:                           «Стыд перед людьми –                              хорошее чувство, но                              лучше всего стыд                              перед самим собой.»                                              Л.Н.Толстой 6 радость восхищение счастье нежность 7 надежда обида зависть страх 8 гнев стыд вина 9 В ком стыд в том и совесть   в В   стыд   совесть   ком   и том Как ни мудри, а совести не перемудришь Как   мудри   ни совести   а   не перемудришь  10 Совесть без зубов загрызет Совесть загрызет   зубов без Когда совесть раздавали, его дома не было Когда совесть     его не 11 раздавали   было дома  12 Нечистая совесть пугается всякого взгляда. Достойному – честь и награда. (Индийская мудрость) Мне стыдно за: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Нечистая совесть пугается всякого взгляда. Достойному – честь и награда. (Индийская мудрость) Мне стыдно за: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Нечистая совесть пугается всякого взгляда. Достойному – честь и награда. (Индийская мудрость) Мне стыдно за: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 13 В ком стыд в том и совесть В стыд  в совесть ком и том Как ни мудри, а совести не перемудришь Как мудри ни совести а не перемудришь  Совесть без зубов загрызет Совесть загрызет зубов без Когда совесть раздавали, его дома не было Когда его совесть не раздавали было дома  14 15

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"

Конспект урока ОРКСЭ тема "Стыд, вина, извинение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018