Конспект урока "Основные типы экологических воздействий"
Оценка 4.7

Конспект урока "Основные типы экологических воздействий"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
11 кл
11.01.2017
Презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
конспект урока Основные типы экологических воздействий.doc

МОУ Заворовская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Конспект

урока биологии

Тема: «Основные типы экологических воздействий».

с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании

 

 

Предмет: биология.

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность: 1 урок – 45 минут.

Класс: 11.

Технологии:   Microsoft Power Point

 

Учитель: Нестерова Л.А.,

высшая квалификационная

категория

 

 

 

 

2009-2010 уч. год

 

Конспект урока

Тема: «Основные типы экологических воздействий».

                                          

Биология (11 класс)

Задачи урока:

1. Систематизировать знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм.

2. Продолжить формировать познавательный интерес к оценке разных типов экологических взаимоотношений организмов.

 

Оборудование:

Компьютер, электронный диск «Взаимное влияние живых организмов», или мультимедийная презентация, учебник В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин «Общая биология. 10-11 классы»

 

  

                                           Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие, постановка целей и задач урока (слайд №1, 2).

Задание учащимся: просмотрите видеофрагмент и скажите, влияют ли организмы друг на друга?

 

     II. Изучение нового материала.

Слайд №4. Учащимся предлагаем предположить, что может измениться в данной  ситуации, когда одни организмы влияют на другие.

 

 

Чарльз Дарвин однажды рассматривал следующую проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?». 

Выслушиваем варианты ответов.

На первый взгляд вопрос кажется абсолютно абсурдным. Однако  давайте попробуем представить.

1.Предположим, что в данной местности увеличилось количество старых дев.

2.Увеличится количество кошек, которых очень любят старые девы.

3. Уменьшится количество мышей, которыми питаются кошки.

4.Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.

5. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.

6. Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

Какой вывод можно сделать, проследив данную цепь событий?

-На жизнь каждого организма  влияют взаимоотношения с другими  организмами (слайд №5).

-Как называется данный вид взаимоотношений?

-Какие еще группы экологических факторов вызнаете?

Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на биотических связях. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и имеют разное значение в жизни видов.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание (слайд №6).

1 группа. Приведите примеры таких биотических взаимодействий, когда оба организма получают пользу от сотрудничества.

 

2 группа. Приведите примеры отношений организмов, когда  оба организма страдают.

 

3 группа. Приведите примеры отношений организмов, когда один вид получает пользу, а другой вред.

Обсуждаем ответы первой группы и смотрим кадры презентации

Симбиоз - взаимовыгодные связи организмов (слайд №7).

     Протокооперация – существование выгодно для обоих организмов,

     но не обязательно для них (слайд №8)

Мутуализм – взаимовыгодные отношения, когда присутствие каждого становится обязательным (слайд №9).

     Обсуждение ответов 2 группы и кадры презентации:

Конкуренция – взаимные невыгодные взаимодействия организмов, живущих рядом (слайд №10), рассматриваем конкуренцию и среди животных и среди растений.

    Ответы 3 группы и кадры презентации:

Хищничество – представители одного вида уничтожают представителей другого  вида (слайд №12).

Паразитизм - отношения выгодные для одного вида и наносящие ущерб другому виду (слайд №13). 

 

 

    

Рассматриваем какие еще типы взаимоотношений существуют на кадрах презентации.

Аменсализм - для одного вида влияние отрицательное, а для другого безразлично (слайд №14).

Комменсализм - один вид получает преимущества, а для другого безразлично (слайд №15).

Запись в тетрадь типов взаимоотношений (слайд №17):

1) Симбиоз (++)

  -протокооперация (++)

  -мутуализм (++)

 

 
2) Конкуренция (--)

3) Хищничество (+-)

  -паразитизм (+-)

     4) Аменсализм (-0)

5) Комменсализм (+0)

6) Нейтрализм (00)

 

III. Закрепление изученного материала.

1)    Прочитайте определения различных взаимоотношений организмов на компьютере (слайд №18).

     2) Вернемся к примеру Ч.Дарвина (слайд №19)

         Какие взаимоотношения складываются между:

   1. Кошками и мышами

   2. Мышами и шмелями

   3. Шмелями и клевером

   4. Клевером и коровами

     3) Назовите возможные типы взаимоотношений между следующими        организмами:

     Волк-заяц, волк-лиса, волк-клещ, волк-круглый червь, волк-жук навозник, волк-береза.

     4) Вставьте  недостающие слова (слайд №20)

В экологии_________ определяется как любое_________ особей, принадлежащих к двум разным _________, постоянное или продолжительное, приносящее__________ хотя бы________ из них и не причиняющее сильного вреда или__________.

      Гибели, видам, пользу, симбиоз, одной, сосуществование.

      - Что нового вы узнали на этом уроке?

      - Какие из взаимоотношений самые распространенные среди организмов?

 

 

IV. Домашнее задание (слайд №21):

1) Подготовить сообщения о различных видах взаимоотношений организмов друг с другом.

 



МОУ Заворовская средняя общеобразовательная школа

МОУ Заворовская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока Тема: «Основные типы экологических воздействий»

Конспект урока Тема: «Основные типы экологических воздействий»

Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма

Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма

Ответы 3 группы и кадры презентации:

Ответы 3 группы и кадры презентации:

Конкуренция (--) 3) Хищничество (+-) -паразитизм (+-) 4)

Конкуренция (--) 3) Хищничество (+-) -паразитизм (+-) 4)
Скачать файл