МОУ Заворовская средняя общеобразовательная школа
Конспект
урока биологии
Тема: «Основные типы экологических воздействий».
с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании
Предмет: биология.
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность: 1 урок – 45 минут.
Класс: 11.
Технологии: Microsoft Power Point
Учитель: Нестерова Л.А.,
высшая квалификационная
категория
2009-2010 уч. год
Конспект урока
Тема: «Основные типы экологических воздействий».
Биология (11 класс)
Задачи урока:
1. Систематизировать знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм.
2. Продолжить формировать познавательный интерес к оценке разных типов экологических взаимоотношений организмов.
Оборудование:
Компьютер, электронный диск «Взаимное влияние живых организмов», или мультимедийная презентация, учебник В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин «Общая биология. 10-11 классы»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, постановка целей и задач урока (слайд №1, 2).
Задание учащимся: просмотрите видеофрагмент и скажите, влияют ли организмы друг на друга?
II. Изучение нового материала.
Слайд №4. Учащимся предлагаем предположить, что может измениться в данной ситуации, когда одни организмы влияют на другие.
Чарльз Дарвин однажды рассматривал следующую проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?».
Выслушиваем варианты ответов.
На первый взгляд вопрос кажется абсолютно абсурдным. Однако давайте попробуем представить.
1.Предположим, что в данной местности увеличилось количество старых дев. |
2.Увеличится количество кошек, которых очень любят старые девы. |
3. Уменьшится количество мышей, которыми питаются кошки. |
4.Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши. |
5. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями. |
6. Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма. |
Какой вывод можно сделать, проследив данную цепь событий?
-На жизнь каждого организма влияют взаимоотношения с другими организмами (слайд №5).
-Как называется данный вид взаимоотношений?
-Какие еще группы экологических факторов вызнаете?
Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на биотических связях. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и имеют разное значение в жизни видов.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание (слайд №6).
1 группа. Приведите примеры таких биотических взаимодействий, когда оба организма получают пользу от сотрудничества.
2 группа. Приведите примеры отношений организмов, когда оба организма страдают.
3 группа. Приведите примеры отношений организмов, когда один вид получает пользу, а другой вред.
Обсуждаем ответы первой группы и смотрим кадры презентации
Симбиоз - взаимовыгодные связи организмов (слайд №7).
Протокооперация – существование выгодно для обоих организмов,
но не обязательно для них (слайд №8)
Мутуализм – взаимовыгодные отношения, когда присутствие каждого становится обязательным (слайд №9).
Обсуждение ответов 2 группы и кадры презентации:
Конкуренция – взаимные невыгодные взаимодействия организмов, живущих рядом (слайд №10), рассматриваем конкуренцию и среди животных и среди растений.
Ответы 3 группы и кадры презентации:
Хищничество – представители одного вида уничтожают представителей другого вида (слайд №12).
Паразитизм - отношения выгодные для одного вида и наносящие ущерб другому виду (слайд №13).
|
Рассматриваем какие еще типы взаимоотношений существуют на кадрах презентации.
Аменсализм - для одного вида влияние отрицательное, а для другого безразлично (слайд №14).
Комменсализм - один вид получает преимущества, а для другого безразлично (слайд №15).
Запись в тетрадь типов взаимоотношений (слайд №17):
1) Симбиоз (++)
-протокооперация (++)
-мутуализм (++)
|
3) Хищничество (+-)
-паразитизм (+-)
4) Аменсализм (-0)
5) Комменсализм (+0)
6) Нейтрализм (00)
III. Закрепление изученного материала.
1) Прочитайте определения различных взаимоотношений организмов на компьютере (слайд №18).
2) Вернемся к примеру Ч.Дарвина (слайд №19)
Какие взаимоотношения складываются между:
1. Кошками и мышами
2. Мышами и шмелями
3. Шмелями и клевером
4. Клевером и коровами
3) Назовите возможные типы взаимоотношений между следующими организмами:
Волк-заяц, волк-лиса, волк-клещ, волк-круглый червь, волк-жук навозник, волк-береза.
4) Вставьте недостающие слова (слайд №20)
В экологии_________ определяется как любое_________ особей, принадлежащих к двум разным _________, постоянное или продолжительное, приносящее__________ хотя бы________ из них и не причиняющее сильного вреда или__________.
Гибели, видам, пользу, симбиоз, одной, сосуществование.
- Что нового вы узнали на этом уроке?
- Какие из взаимоотношений самые распространенные среди организмов?
IV. Домашнее задание (слайд №21):
1) Подготовить сообщения о различных видах взаимоотношений организмов друг с другом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.