Проблемный вопрос
1. Предположим, что в данной местности увеличилось количество старых дев.
2. Увеличится количество кошек, которых очень любят старые девы.
3. Уменьшится количество мышей, которыми питаются кошки.
4. Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
5. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
6. Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.
Работа в группах
Задание:
1 группа.
Приведите примеры таких биотических взаимодействий, когда оба организма получают пользу от сотрудничества.
2 группа.
Приведите примеры отношений организмов, когда оба организма страдают.
3 группа.
Приведите примеры отношений организмов, когда один вид получает пользу, а другой вред.
Прочитайте определения различных взаимоотношений организмов
Симбиоз - взаимовыгодные связи организмов
Протокооперация – существование выгодно для обоих организмов, но не обязательно для них
Мутуализм – взаимовыгодные отношения, когда присутствие каждого становится обязательным
Конкуренция – взаимные невыгодные взаимодействия организмов, живущих рядом
Хищничество – представители одного вида уничтожают представителей другого вида
Паразитизм - отношения выгодные для одного вида и наносящие ущерб другому виду
Аменсализм - для одного вида влияние отрицательное, а для другого безразлично
Комменсализм - один вид получает преимущества, а для другого безразлично
Пример Ч. Дарвина
Какие взаимоотношения складываются между:
1. Кошками и мышами
2. Мышами и шмелями
3. Шмелями и клевером
4. Клевером и коровами
Назовите возможные типы взаимоотношений между следующими организмами:
Волк-заяц,
волк-лиса,
волк-клещ,
волк-круглый червь,
волк-жук навозник,
волк-береза.
Задание: Вставьте недостающие слова
В экологии_________ определяется как любое_________ особей, принадлежащих к двум разным _________, постоянное или продолжительное, приносящее__________ хотя бы________ из них и не причиняющее сильного вреда или__________.
(Гибели, видам, пользу, симбиоз, одной, сосуществование.)
Рефлексия
- Что нового вы узнали на этом уроке?
- Какие из взаимоотношений самые распространенные среди организмов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.