Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)
Оценка 5

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
окружающий мир
4 кл
06.05.2018
Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)
Разработка урока направлена к проведению урока по окружающему миру в 4 классе. На уроке рассказывается об Отечественной войне 1812 года. Главная цель урока создать условия для формирования представления о войне 1812 года, а также показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
Отечественная война 1812 год. Славный день Бородина.doc
Муниципальное казенное образовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа   п. Октябрьский»   Александровского района, Томской области   «Славный день Бородино» «Отечественная война 1812 года» Выполнила: Бохан Зинаида Александровна. Учитель начальных классов Разработка урока по формированию патриотизма и гражданственности у детей. 2015г. Автор – Бохан Зинаида Александровна Образовательное учреждение – Томская область, Александровский район, п. Октябрьский,  МКОУ «Основная общеобразовательная школа п. Октябрьский». Предмет – Окружающий мир. Класс – 4 Тема: –  «Отечественная война 1812 года» Цели урока:  Дидактические цели: o создать условия для формирования представления о войне 1812 года;  o показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими  государствами происходила, итоги войны).   Развивающие цели: o продолжить развитие и становление:  o интеллектуальных умений;  o практических умений: работа со справочниками, тестами;  o положительных качеств ребенка.  o расширить социальный опыт учащихся;   Воспитательные цели:  o воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков,  за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать  отпор врагу. Время реализации – 45 минут Тип урока – текущий. Метод обучения: словесный, практический, использование некоторых приемов технологии  развития критического мышления Авторский медиапродукт:  1. Презентация 24 слайда (операционная среда редактор Microsoft Power Point, Microsoft  Word) 2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала  Схема взаимосвязи кадров презентации: 1 16 17 2 15 18 3 14 19 4 13 20 5 12 21 6 11 22 7 10 23 8 9 24 Структура презентации: Структурные элементы Сообщение темы и целей урока № п/п 1 Организационный момент 2 Проверка домашнего задания 3 Актуализация знаний 4 5 Изучение нового материала 6 Физкультминутка 7 Формирование практических навыков 8 9 Подведение итогов 10 Домашнее задание 11 Закрепление изученного Рефлексия Временная реализация 1мин. 5мин. 3мин. 2мин. 15мин. 1мин. 7мин. 4мин. 2мин. 2мин. 1мин. № слайда №1 №2 –№4 №5 №6 №7 –№18 №19 –№20 №21 №22 –№24 Целесообразность использования медиапродукта на занятии: 1. Повышение эффективности усвоения учебного материала. 2. Развитие образного мышления за счет повышения уровня наглядности. 3. Развитие понятного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно  обобщать материал, делать выводы, систематизировать весь предлагаемый материал. Необходимое оборудование и материалы для занятия – физическая карта; мультимедийный  проектор; учебник «Окружающий мир» 4 класс. Презентация: «Отечественной войны 1812 года и  Бородинского сражения», тест. № Структурные элементы 1 Организационный  момент 2 Проверка домашнего  задания 3 Актуализация знаний План занятия. Деятельность учителя Проверка готовности к уроку.  Приветствие. Мотивация  учащихся. Направлена на проверку знаний  прошлого урока. Направлена на вызов учащихся  уже имеющихся знаний по  изучаемому вопросу, активизация  их деятельности, мотивацию к  дальнейшей работе Деятельность учащихся Положительный  настрой на урок Ученик отвечает на  поставленные  вопросы. Ученик «вспоминает», что ему известно по  изучаемому вопросу,  систематизирует  информацию до  изучения нового  материала 4 Сообщение темы и  Объявление темы и задач занятия целей урока 5 Изучение нового  материала Деятельность 4 –х учеников.  Направлена на получение новой  информации Осмысливание новой  информации Время 1мин. 5мин. 3мин. 2мин. 15мин. 6 Физкультминутка 7 Формирование  8 практических навыков Закрепление  изученного 9 Подведение итогов 10 Домашнее задание 11 Рефлексия Направлена на сохранение  здоровья детей Активизирует на успешное  выполнение работ Направлена на осмысление  успешно выполненных работ Обобщение всей проделанной  работы на занятии Направлена на закрепление  изученного на уроке дома. Побуждение к дальнейшему  расширению информационного  поля Динамическая пауза 1мин. 7мин. 4мин. 2мин. 2мин. 3мин. Самостоятельное  выполнение работ Дети высказывают  свое мнение. Соотнесение новой  информации и  имеющихся знаний,  выработка  собственной позиции,  оценка процесса. Разработка урока: Слайд 1. I. Организационный момент. Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный –  Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! II. Проверка домашнего задания. (Проверка готовности к уроку). Тест (презентация) 1. Кто продолжил дела Петра I?  Екатерина Великая Иван Грозный М.В. Ломоносов Слайд 2. Учитель: Что вы знаете о Екатерине Великой? Слайд 3.  2. Самый большой город Российской империи в XVIII веке?  Москва Рязань Санкт­Петербург Учитель: Домашнее задание было –вспомнить и повторить стихотворение о городе Санкт –  Петербурге. Зачитайте. (Дети читают стихотворение) 3. Во время войны России с Турцией отличились:  Слайд 4. А.В. Суворов Ф.Ф.Ушаков Александр Невский Дмитрий Донской III.  Актуализация темы урока. Слайд 5. Учитель. Прочтите крылатую фразу. Ученик. (Читает) Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, какая опасность нависла над нашей страной в 1812 году,  и  как мужественно вел себя наш народ. IY.  Сообщение темы и целей урока. Слайд 6. Учитель. Тема урока «Отечественная война 1812 года». Соотнесите тему сегодняшнего урока и  это крылатое выражение. (Ответы детей). Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем: ­ о нашествии Наполеона на Россию; ­ о Бородинском сражении; ­ о том, как на войну с Наполеоном поднялся весь народ. Y.  Изучение новой темы.  Учитель. Начатые Александром I преобразования, были прерваны нашествием Наполеона на  Россию в 1812 году. Слайд 7. Учитель. Над Россией нависла новая беда – война с Францией. Французской армией командовал  император Наполеон Бонапарт. ­ Как восходила роковая звезда Наполеона? Учитель.  Наполеон Бонапарт­ человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом   острове   Корсика,   принадлежащем   Франции.   Сын   бедного   дворянина   Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти   непрерывно   воевала.   В   конце   концов   Наполеон   стал   властелином   Европы.   Но   ему захотелось завоевать весь мир. « Через три года я буду властелином мира… Остается Россия, но я раздавлю ее»­ заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Он даже приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля». Слайд 8. Учитель. В это время почти все европейские страны были охвачены войной. Во Франции пришел  к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве.  Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать  себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию. К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек.  Состояла она не только из французов, но из представителей народ, уже завоеванных Наполеоном.  В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные,  проверенные в боях военачальники. Наполеон был уверен в скорой победе.  Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я  захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое  сердце”.  Наполеон собрал 638 000 войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию.  « Я иду в Москву­ говорил он,­ и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на  коленях будет просить у меня мира» В самом деле, все предвещало французам несомненный  успех: громадные силы, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя  Наполеона распространяло какой­то таинственный страх. Но общее мнение было такое: лучше  погибнуть, чем покориться ненавистному врагу. Слайд 9. Учитель.   Отечественная война началась 12 июня 1812 года ( показ на карте). Переправившись через   реку   Неман,   Наполеон   отправил   один   отряд   к   северу   к   городу   Петербургу.,   а   сам   с главными силами устремился на Москву. Наполеон был уверен в скорой победе. На западной границе располагались три русские армии. Верховным главнокомандующим русской армии был  император Александр 1. Слайд 10. Учитель.   Численность армий составляла около 240 000 человек. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток. ( показ на карте) Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать. Ученик.  (Читает стихотворение). Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют что ли командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки»­ Учитель.     Писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино». Но командиры не боялись изорвать чужие мундиры, а тщательно готовились к генеральному сражению. Слайд 11. Учитель.   Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России час главнокомандующим   был   назначен   Михаил   Илларионович   Кутузов.   «Прибыл   Кутузов   бить французов» ­ говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках. Полное его имя Голенищев­ Кутузов, а с декабря 1812 года он еще и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение  Отечества. Родился Михаил Илларионович  Кутузов 5 сентября   1745   года   в   Петербурге.   В   возрасте   14   лет   он   с   отличием   закончил   Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет­ прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал  в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия.  У Кутузова, как и у Суворова, была одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность. Не раз жизнь Кутузова находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. «Видно Бог бережет голову Кутузова на что­нибудь необыкновенное, если он остался жить после двух таких опасных ран»­ говорил доктор, который его лечил. Слайд 12. Учитель.   Теперь, когда Наполеон взял Смоленск и приближался к Москве, Александр 1 был вынужден   назначить   главнокомандующим   русской   армии   Михаила   Илларионовича   Кутузова. Кутузову тогда было 67 лет. Новый главнокомандующий, прибыв армию, про себя сказал: «Как можно отступать с такими молодцами!». Все с нетерпением ждали боя. Но на следующий день был дан приказ отступать. Слайд 13. Учитель.  На расстоянии 100 верст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26  августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов ­ более 130 тысяч. ­ Сегодня мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года. О каком сражении идет речь? (Ответы детей) Учитель.  Да, это Бородинское сражение. Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении Лермонтова рассказывает так:  Прилег вздремнуть я у лафета,                               И слышно было до рассвета,                               Как ликовал француз.   Но тих был наш бивак открытый,  Кто кивер чистил весь избитый,  Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. Слайд 14. Учитель.  Покой и отдых длились недолго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним ­ другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей  из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва. Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела уступать победы. В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая. Наполеон, войдя в пустую пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей еще и не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять. Слайд 15. Учитель.    Одним   из   самых   тяжелых   моментов   боя   была   оборона   курганной   высоты.   Ее защитников   возглавлял   генерал   Николай   Николаевич   Раевский.   В   историю   Курганная   высота вошла   под   названием   батарея   Раевского.  Умелые,   безупречные   действия   генерала   Николая Николаевича   Раевского,   командовавшего   батареей   в   центре   Бородинского   поля,   определили судьбу всего сражения. Прицельный огонь артиллеристов держал под контролем линию атаки неприятеля, пехотинцы храбро дрались на подступах к высоте, где стояла батарея.  Слайд 16. Учитель.  Из­за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве. Нелёгкий выбор  встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или  оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение  отступить. Никто не понимал, как полководец мог сдать Москву в руки неприятелю. М. Ю.  Лермонтов даже начал с этого вопроса стихотворение «Бородино»: Ученик.  (Читает стихотворение). «Скажи­ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые Да, говорят, ещё какие! Не даром помнит вся Россия Про день Бородина!» – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Учитель.  На войну с Наполеоном поднялся весь народ. Французский император долго ждал, что  москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно  … Ученик.  (Читает отрывок из стихотворения). – Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар,  Она готовила пожар Нетерпеливому герою. (А. С. Пушкин) Учитель.  Наполеон вошёл в Москву. Улицы были пусты. 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. Слайд 17. Учитель.  Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Одним из участников  партизанского движения был Денис Давыдов. Слайд 18. Учитель.  За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. На борьбу с  захватчиками поднялся весь народ и, впоследствии, война была французами проиграна. Русские  войска освободили свою землю. Предлагаю мысленно перенестись в 1814 год, когда русские  избавились от захватчиков и война с Францией была закончена и пройтись парадным шагом по  Парижу – столице Франции.  YI.  Физминутка. YII.  Формирование практических навыков. 1. Работа по учебнику. С. 112­117. Учитель.  Прочитайте текст. (Дети читают текст в учебнике) Учитель.       А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали и прочитали рассказ. Почему Кутузов принял решение оставить Москву врагу? {Надо было спасти армию.)  ­ Молодцы! Верно, догадались. Трудное решение принял Кутузов отступить, оставив Москву. ­       Война   1812   года   называется   Отечественной.   Подумайте,   только   ли   армия   сражалась   с французами. {Весь народ.) ­       Правильно! В одно время с народной войной началась и партизанская. Небольшие отряды налетали на неприятельские ряды, и наводили на них ужас. Слайд 19. Учитель.      А знаете ли вы, какие памятники построены героям войны 1812 года? {Казанский собор в Петербурге.) ­      Верно. Там хранятся французские полковые знамена и гробница Кутузова, а перед зданием собора стоят два памятника: Кутузову и де Толли. Учитель.     Какие еще памятники вы знаете? {Невские ворота в Санкт­Петербурге.) Слайд 20. ­      Молодцы. А еще есть ворота на Московском проспекте. В Петербурге есть еще два полковых собора:   Измайловский   и   Спасо­Преображенский.  В   Москве   есть   Кутузовский   проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли. 2. Работа в рабочей тетради.     С. 46, № 1 ­ Прочитайте. ­      Используя текст учебника, сформулируйте, что такое Отечественная война. {Отечественная  война ­ это справедливая война в защиту своего отечества.)   ­      Запишите определение в тетради. С. 46, № 2 ­      Прочитайте.    ­ Найдите в приложении фрагменты картосхем. Вырежьте и наклейте в соответствии с  надписями. ­      В каком году было Ледовое побоище? Кто возглавлял русские войска? ­      В каком году было Взятие Измаила? Кто возглавлял русские войска? ­      В каком году было Бородинское сражение? Кто возглавлял русские войска? ­      С. 46, № 3 ­      Прочитайте. ­      Найдите лишнее имя в этом списке. Докажите. {Михаил Ломоносов. Это русский ученый.) ­      Обведите это имя цветным карандашом. ­      Как назовете остальных людей в этом списке? {Знаменитые военачальники.) ­   Запишитев тетради. С. 47, № 5 ­      Прочитайте отрывок из стихотворного произведения М.Ю. Лермонтова. ­      Какое событие описывает поэт? {Бородинскую битву.) ­      Запишите. ­      Прочитайте отрывок из стихотворного произведения А.С. Пушкина. ­      Какой момент. Отечественной войны описывает поэт? {Вхождение Наполеона в Москву.) ­      Запишите. ­      Прочитайте отрывок из стихотворного произведения Н.М. Шатрова. ­      Какой город назван царицей русских городов? {Москва.) ­      Запишите. ­      Прочитайте отрывок из стихотворного произведения К.Ф. Рылеева.   ­     О каком человеке идет речь в этом отрывке? (О Михаиле Илларионовиче Кутузове.) ­     Запишите. ­     На развороте тетради «Героическая летопись России» впишите дату Отечественной войны  начала XIX века. С. 47, № 6 ­     Прочитайте. ­     Назовите полководца, который возглавил русские войска в Куликовской битве. (Дмитрий  Иванович Донской.) ­     Соедините линией. ­     Назовите полководца, который возглавил русские войска в Бородинской битве. (Михаил  Илпарионович Кутузов.) ­     Соедините линией. ­     А как звали полководца, который возглавил взятие Измаила? (Александр Васильевич  Суворов.)     ­Соедините линией. ­     Назовите полководца, который возглавил русские войска на Ледовом побоище. (Александр  Невский.) ­     Соедините линией. YIII. Закрепление изученного. 1. Фронтальный опрос.  Учитель.   Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в ПО км от Москвы.) ­     Почему Кутузов решил отступить? (Чтобы сберечь войско.) ­     Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве.) ­     Кто   наносил   значительный   урон   отступающим   французам? (Партизаны.) ­     Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя.) 2.  Тест. Самопроверка. Учитель.  Перед вами тесты. Подчеркните простым карандашом правильный ответ. ­ Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? Тест (Приложение)  Н.Н. Раевский  Д. Давыдов  М.И. Кутузов ­ Когда началась Бородинская битва?    26 августа 1812 года 25 августа 1812 года 27 августа 1812 года IX.  Подведение итогов урока. ­ Какое событие произошло в 1812 году? ­ Кто командовал русскими войсками? X. Домашнее задание. ­ Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 112­117). Слайд 21. ­ Выполнить задания (с. 117). ­ Выполнить задание №4 в рабочей тетради (с. 47). XI. Рефлексия. Слайд 22. Учитель: А сейчас я хочу, чтобы мы вспомнили людей, которые не жалели своей жизни для  спасения Родины.  (Показ слайдов) Учитель:  И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Учитель: Всем спасибо. Урок окончен. Список литературы: Слайд 23. 1. Учебник «Окружающий мир» ­ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, 4 класс 2 часть. 2. Методическое пособие для учителя к учебнику «Окружающий мир» ­ 4 класс. 3. Энциклопедия. Я познаю мир. История России. АСТ «Астрель» 2002г. 4. Журнал «Патриот» ­ №7, 8, 10,  2012 года.

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино» (4 класс)

Конспект урока «Отечественная война 1812 год. Славный день Бородино»  (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2018