Тема урока
Отношение христианина к природе
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цель урока
Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир, через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе.
Задачи урока
- способствовать освоению христианского представления о сотворении мира, пониманию служения природе как творению Божиему.
- привлечь внимания к экологическим проблемам современного мира.
- развивать коммуникативные умения учащихся, умения обобщать и делать выводы, работать с текстом
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделировать самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
- планировать учебную деятельность;
- осуществлять контроль выполненных действий;
- оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение нужной информации;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
- формировать личную ответственность за сохранение природы.
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
- слушать собеседника.конспект
Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Тема урока
Отношение христианина к природеТип урока
Урок открытия новых знаний
Цель урока
Задачи урока
Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир, через знакомство с
христианскими взглядами по отношению к природе.
способствовать освоению христианского представления о сотворении мира, пониманию
служения природе как творению Божиему.
привлечь внимания к экологическим проблемам современного мира.
развивать коммуникативные умения учащихся, умения обобщать и делать выводы,
работать с текстом
Планируемые результаты:
Предметные:
моделировать самостоятельные высказывания;
воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию
Метапредметные:Регулятивные:
организовывать рабочее место;
планировать учебную деятельность;
осуществлять контроль выполненных действий;
оценивать свою деятельность.
Познавательные:
ориентироваться в материале учебника;
осуществлять поиск и выделение нужной информации;
выдвигать гипотезы и их обосновывать;
устанавливать причинноследственные связи.
Личностные:
формировать личную ответственность за сохранение природы.
Коммуникативные:
планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
слушать собеседника.
Ключевые понятия урока
природа, ответственность, экология, милосердие.Мета предметные связи
окружающий мир, литературное чтение, русский язык
Оборудование
медиапроектор;
раздаточный материал;
учебник, Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль
«Основы православной культуры», 45 класс.
Содержание кейса
КЕЙС
Тема: «Отношение христианина к природе!»
Ситуация:
Отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Котёнок».
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по
дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались за него. Потом они нашли подле
дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто то
громко кричит: «Назад, назад!» и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собакиувидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел
к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала
прочь от них. А Вася, что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками
подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и
закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс котёнка домой и уж
больше не брал его с собой в поле.
Вопросы для обсуждения:
1.
2.
3.
4.
1.Оцените поступок Васи.
2.Что могло произойти, если бы мальчики не услышали крика охотника?
3.Можно ли было избежать такой ситуации?
4.Как поступили мальчики по отношению к котенку?
Проблема для обсуждения:
Что может сделать ребёнок, школьник вашего возраста для христианского отношения к
природе (улучшения экологической среды)?
Представление результатов: изучив информацию, озвучить свои варианты ответов,
создать мини проект в виде памятки: «Христианское отношение к природе?Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формы, методы
Формируемые
1.Организационн
ый момент
Приветствие детей.
Приветствуют учителя.
Проверяет готовность учеников к
Проверяют
наличие
уроку
учебного материала.
и приёмы,
применяемые в
использовании
кейс
технологии
Словесный
метод
УУД
Регулятивные
УУД:понимать
цель
выполняемых
действий
Личностные УУД:
выражать
положительное
отношение
процессу
к
познания,
планированиеучебного
сотрудничества с
учителем
сверстниками
и
Дети слушают, анализируют
высказывание.
Метод
ситуации«подар
Коммуникативное
УУД:
2.Мотивация к
учебной
деятельности
Зачитывает эпиграф урока
«Теперь, когда мы научились
летать по воздуху как птицы,
плавать под водой как рыбы,
нам не хватает одного – научиться
жить как люди».
Б. Шоу
Я предлагаю вам закрыть глаза и
представить себе, что после
учебного дня вы погрузились в
приятный сон. И вот на момент
Учащиеся закрывают глаза.
ок»
внимательно
слушать
собеседник
Познавательные
УУД:
анализ объектов с
целью выделения
признаков.
Личностные УУД:
становление
ценностныхпробуждения вы видите красиво
упакованную с праздничным бантом
коробку, она волшебная. В ней
может быть всё, что угодно. Это не
обязательно должен быть предмет.
Какие бы вопросы вы задали, чтобы
понять что внутри?
Давайте посмотрим что же там
внутри? (звучит музыка и слайды
природы)
Что же это?
Формулируют вопросы.
Попытайтесь теперь ответить
на ваши вопросы.
Отвечают на самостоятельно
сформулированные вопросы.
ориентаций
РегулятивныеУУ
Д:
формирование
способности
принимать
учебную цель и
задачу,; волевая
саморегуляция.
Чем является природа для всех
Дети отвечают на вопросы.
Беседа
Коммуникативны
живых существ? (домом)
3.Самоопределен
ие к деятельности
Кто или что живет в этом доме?
е УУД:
умение с
достаточной(Рыбы, птицы, люди, вода, воздух)
Откуда все это появилось на земле.
(Все создано Творцом)
Может ли вся эта красота
исчезнуть?(да)
По чьей вине это может произойти?
( по вине человека)
Кто попытается сформулировать
тему урока? (отношение человека к
природе)
А с точки зрения православной
культуры как мы называем
человека? (христианин)
Уточните тему урока (отношение
христианина к природе)
Формулируют тему урока,
определяют задачи.
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли,
Познавательные
УУД:
анализ объектов с
целью выделения
признаков.
Регулятивные
УУД:
в сотрудничестве
с учителем
ставить учебную
задачу.
ЛичностныеУУД:
действие
смыслообразованИспользование
кейс
технологии:
4. Работа по теме
урока.
Сегодня мы работаем с кейсами.
Давайте познакомимся с их
Дети знакомятся с
содержимым кейса.
содержимым.
(учебник, ситуация и
вопросы для обсуждения,
проблема; три кружочка с
надписями: Природа»,
«Бог», «Человек»; и
материал для создания
минипроекта.)
Дети актуализируют знания,
опираясь на учебный слайд
В каждом доме есть хозяин. А кто
же, по мнению православных
христиан, хозяин нашего дома?
Показ учебного
слайда
ия.
ПознавательныеУ
У
Д:анализ, синтез,
сравнение,
обобщение;
самостоятельное
выделение и
формирование
познавательной
цели;
поиск и
выделение
необходимой
информации ;
выбор наиболее Чтобы точно ответить на это
вопрос давайте вспомним, шестой
день сотворения мира (Бог сотворил
мир)
А теперь, возьмите в руки три круга
с надписями. Расположите их один
над другим.
так, чтобы получилось христианское
представление о том, кто кому
(чему) служит.
А какова же миссия человека на
Земле? (беречь и созидать)
Откройте свои учебники на с. 84.
Найдите 2 абзац. Прочитайте.(…а в
Учащиеся работают с
материалами кейса, создают
отражающую
модель,
православное представление
о том,
кто кому (чему) служит.
Метод
наглядного
моделирования
Формулируют выводы.
Отвечают на вопрос.
эффективных
способов решения
задач.
Регулятивное
УУД: в
формирование
способности
принимать
учебную цель и
задачу,
планировать её
реализацию;
волевая
саморегуляция.
Коммуникативное
УУД:
внимательно
слушатьБиблию заповеди)
Какие природные законы Бог вложил
в книгу природы по мнению
Ломоносова? Что происходит в
природе
внезависимости
от
человека? (день сменяет ночь,
природные явления…)
Ребята, давайте вспомним, какие
заповеди записаны в Библии.
Используем гиперссылку и вернёмся
по ней стр. 40, урок 11)
Какую из этих заповедей можно
отнести к теме нашего урока? (не
убивай).
Закройте гиперссылку.
Знакомы ли вам случаи
разрушительного и вредного
Ученики работают с текстом
учебника,
отвечают на
вопросы учителя.
Опираясь на собственный
опыт, приводят примеры.
собеседника,
понимать его
высказывания;
выражать свои
мысли с
соответствующим
и возрасту
полнотой и
Приём
«Чтение с
гиперссылками»
точностью.
Личностные УУД:
Развитие
этических чувств
как регулятора
морального
поведения
Выборочное
чтениевоздействия человека на природу?
(приведите примеры)
«Ответственность»
Что происходит в светском
обществе с человеком, который
совершил убийство?(его судят)
обвиняемого на суде называют
ответчик
От какого слова образовано слово
ответчик ?(ответ). Слово «ответ»
изначально означало «виновность».
Т.е. человек, давая ответ,
отчитывался, отвергал свою вину,
оправдывался. А «отвечать»
означало «говорить в защиту,
защищать, защищаться».
Найдите в тексте учебника на стр.
Отвечают на вопросы
учителя
Беседа
Словообразова
тельный анализ
слова.
Рассказ учителя.
Слушают учителяДети дают определение
слову «ответственность»
85 однокоренное слово к слову
ответ.
(ответственность).
(слово
вывешивается на доску для
составления кластера).
Что же значит быть ответственным?
(Значит уметь отвечать за свои
поступки.
Поиск
однокоренных
слов
Найдите в нашем кейсе ситуацию.
Дети
работают
с
Метод
Познавательные
5.Первичное
закрепление
Для сегодняшней темы я выбрала
отрывок из рассказа Л.Н. Толстого
«Котёнок».
материалами кейса.
(знакомятся с ситуацией,
отвечают на вопросы)
Ознакомтесь с текстом. Обсудите
вопросы к тесту в группе.
И представьте ответ на 4 вопрос
классу.
(Что вы можете сказать о поступке
Анализируют ситуацию,
формулируют
выводы.
Представляют полученные
ситуационного
упражнения
УУД:
смысловое чтение
; умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание;
знаковомальчиков?)
результаты.
Формулируют вывод.
Работа в группе
(Мальчики
поступили
безответственно по отношению к
котёнку, забыв про него, ситуации
можно было избежать, если бы
они ответственно отнеслись к
котёнку)
Сделайте вывод: как человек должен
вести себя по отношению к
животным? (человек должен нести
ответственность за животных).
А что значит ответственное
отношение к животным?
А как вы понимаете выражение
к
«милосердное
отношение
животным? Найдите ответ в
учебнике.
Ищут ответы в тексте.
Выборочное
чтение
символическое –
моделирование
Коммуникативны
е
УУД:
планирование
учебного
сотрудничества
со сверстниками,
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
управление
поведением
партнера; умение
выражать свои
мысли.
РегулятивныеКаким должно быть отношение
христиан к животным, лучше всего
видно на примере православных
святых. Христианская древность
знает немало примеров удивительной
дружбы святого человека с
животными.
Выступление
подготовленных учащихся о
дружбе диких животных с
людьми.
Опережающее
УУД:
умение работать
по
предложенному
задание
учителем плану.
6. Продолжение
работы по теме
урока
Какие разрушения человек может
нанести природе? Найдите ответ в
Дети работают с текстом
учебника.
Выборочное
чтение
ПознавательныеУ
УД
учебнике.
Какая
наука
изучает
взаимоотношения человека
и
окружающей среды? (Экология)
Знакомо ли
вам понятие
«Экологический кризис».
Что вы об этом знаете?
Отвечают на вопросы,
опираясь на свой опыт.
Слушают учителя
становление
аналогий,
причинно –
следственных
Фронтальная
связей
работа.
Беседа.
Коммуникативное
УУД:
внимательно
слушать«Эко» – это греческое слово,
означающее
жилище,
дом,
местопребывание.
«Кризис» – это тоже греческое слово
и в переводе оно означает "суд". И
человек и окружающий мир – это
Божье творение.
Следовательно,
экологический кризис – это суд
Божий. Бог так говорит человеку,
что человек нарушает и заповеди и
законы природы.
Что в светском обществе следует
после суда? (наказание)
Послушайте библейскую историю о
том как Бог однажды наказал людей
за отношение к природе.
Как же Бог наказал людей за их
грехи? Перед кем христианин понёс
Рассказ учителя
Выступление
подготовленных учащихся.
Опережающее
задание
собеседника,
понимать его
высказывания;
выражать свои
мысли с
соответствующим
и возрасту
полнотой и
точностью.
Личностные УУД:
Развитие
этических чувств
как регулятора
морального
поведенияответственность?(перед богом)
А почему одному единственному
человеку Бог всё же помог спастись?
(он был праведником)
Какую ответственность несёт
человек за сохранение природы с
зрения
православной
точки
культуры. Перед кем держит ответ?
(перед людьми, перед Богом)
Какие чувства испытывает человек,
который совершил плохой поступок
и раскаивается в этом? (печаль, ему
плохо на душе) Перед кем в этом
случае ему приходится отвечать?
(перед собой)
Анализируют
притчу,
отвечают на вопросы,
создают кластер
Приём
«кластер»7. Закрепление
изученного
материала
Как вы поняли,
что такое
христианское отношение к природе?
(соблюдение заповедей)
Отвечают на вопросы,
знания,
опираясь
на
полученные на уроке.
Фронтальная
работа
Коммуникативны
е УУД:
излагать и
аргументировать
свою точку
зрения,
внимательно
слушать
собеседника.
РегулятивныеУУ
Д: умение
удерживать цель,
подведить итоги
своей
деятельности,
контроль не
учителя, а
самоконтроль.8. Итог урока
Вернёмся к проблеме,
сформулированной в кейсе:
Что может сделать ребёнок,
школьник вашего возраста для
христианского отношения к
природе?
Обсудите решение проблемы в
группе и представьте результаты, а
ваши ответы запишите на листочках.
(защищать, создавать прекрасное и
т.д.)
Обсуждают
решение
проблемы в группе. Создают
мини проект. Представляют
результаты классу.
Групповая
работа.
Дискуссия.
Проектная
деятельность
Личностные УУД:
формирование
представлений об
этике поведения
Познавательные
УУД: анализ,
синтез, сравнение,
обобщение;
Регулятивные
УУД: оценивать
достигнутые
результаты общей
и собственной
деятельности;
удерживать
учебную задачу на
всем протяжении
урока.Давайте прочитаем, что получилось.
(не ломать деревья, не разорять
гнезда, строить скворечники и т.д.)
Как люди защищют своё жилище?
(ставят забор)
Вот и мы с вами сей час построим
забор для нашего дома из ваших
колышек с добрыми делами и
прикрепим около нашего дома .
Создают коллективный
проект.
Коммуникативны
е УУД: участие в
коллективном
обсуждении
учебной
проблемы,
проявление
терпимости к
другим мнениям,
учитывание их в
совместной
работе,
внимательно
слушать
собеседника,
понимать его
высказывания;
выражать свои
мысли с
соответствующими возрасту
полнотой и
точностью.
ЛичностныеУУД:
следование в
поведении
моральным и
этическим
требованиям.
Регулятивные
УУД: оценивать
достигнутые
результаты
общей и
собственной
деятельности;
Коммуникативн
ые УУД: быть
9. Рефлексия
Рефлексия:
Отвечают на вопросы.
Фронтальная
Вспомните тему урока.
Каким же должно быть отношение
людей к природе? (Милосердным,
ответственным и т.д.)
работа
Возвращаясь к эпиграфу нашего
урока, я хочу спросить: какой бы вы
Высказывают своё мнение
Беседасмысл вложили в слова: «научится
жить как люди».
Оцените свою работу в группах.
(мы вместе находили решение,
советовались перед тем как
ответить на вопрос)
Кого бы вы поблагодарили за работу
на уроке?)
Оценивают своё участие в
уроке.
С помощью смайликов покажите,
понравился вам урок или нет?
Оценивают работу на уроке
друг друга.
прием «Смайлик
и»
терпимым к
другим мнениям,
учитывать их в
совместной
работе.
Личностные УУД:
самооценка на
основе критерия
успешности;
адекватное
понимание причин
успеха /неуспеха/
учебной
в
деятельности.24