Конспект урока "Отношение христианина к природе" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока Отношение христианина к природе Тип урока Урок открытия новых знаний Цель урока Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир, через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе. Задачи урока - способствовать освоению христианского представления о сотворении мира, пониманию служения природе как творению Божиему. - привлечь внимания к экологическим проблемам современного мира. - развивать коммуникативные умения учащихся, умения обобщать и делать выводы, работать с текстом Планируемые результаты: Предметные: - моделировать самостоятельные высказывания; - воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока; - анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию Метапредметные: Регулятивные: - организовывать рабочее место; - планировать учебную деятельность; - осуществлять контроль выполненных действий; - оценивать свою деятельность. Познавательные: - ориентироваться в материале учебника; - осуществлять поиск и выделение нужной информации; - выдвигать гипотезы и их обосновывать; - устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: - формировать личную ответственность за сохранение природы. Коммуникативные: - планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; - слушать собеседника.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: «Отношение христианина к природе» Тема урока                                    Отношение христианина к природеТип урока Урок открытия новых знаний Цель урока Задачи урока Помочь   детям   осознать   свою   ответственность   за   окружающий   мир,   через   знакомство   с христианскими взглядами по отношению к природе. ­ способствовать освоению христианского представления о сотворении мира, пониманию служения природе как творению Божиему. ­ привлечь внимания к экологическим проблемам современного мира. ­ развивать коммуникативные умения учащихся, умения обобщать и делать выводы,  работать с текстом  Планируемые результаты: Предметные: ­ моделировать самостоятельные высказывания; ­ воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока; ­ анализировать текст, осознанно извлекать  необходимую информацию  Метапредметные:Регулятивные: ­ организовывать рабочее место; ­ планировать учебную деятельность; ­ осуществлять контроль выполненных действий; ­ оценивать свою деятельность. Познавательные: ­ ориентироваться в материале учебника; ­ осуществлять поиск и выделение нужной информации; ­ выдвигать гипотезы и их обосновывать; ­ устанавливать причинно­следственные связи. Личностные:  ­ формировать личную ответственность за сохранение природы. Коммуникативные: ­ планировать учебное сотрудничество  с  учителем  и со сверстниками; ­ слушать собеседника.                               Ключевые понятия урока природа, ответственность, экология, милосердие.Мета предметные связи окружающий мир, литературное чтение, русский язык Оборудование ­ медиапроектор; ­ раздаточный материал; ­ учебник, Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль  «Основы православной культуры», 4­5 класс. Содержание кейса КЕЙС Тема: «Отношение христианина к природе!»                   Ситуация:   Отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Котёнок». Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по  дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались за него. Потом они нашли подле  дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто­ то  громко кричит: «Назад, назад!»­ и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собакиувидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала  прочь от них. А Вася, что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками  подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и  закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс котёнка домой и уж больше не брал его с собой в поле.        Вопросы для обсуждения: 1. 2. 3. 4.        1.Оцените поступок Васи.        2.Что могло произойти, если бы мальчики не услышали крика охотника?        3.Можно ли было избежать такой ситуации?        4.Как поступили мальчики по отношению к котенку?        Проблема для обсуждения:        Что может сделать ребёнок, школьник вашего возраста для христианского отношения к  природе       (улучшения экологической среды)?        Представление результатов: изучив информацию,  озвучить  свои варианты ответов,  создать мини проект в виде памятки: «Христианское отношение к природе?Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формы, методы Формируемые  1.Организационн ый момент Приветствие детей. Приветствуют учителя. Проверяет готовность учеников к  Проверяют   наличие уроку учебного материала. и приёмы, применяемые в использовании кейс­ технологии Словесный метод УУД Регулятивные УУД:понимать цель выполняемых действий Личностные УУД: выражать положительное отношение процессу   к познания, планированиеучебного сотрудничества   с учителем   сверстниками и Дети слушают, анализируют  высказывание. Метод ситуации­«подар Коммуникативное УУД: 2.Мотивация к  учебной  деятельности Зачитывает эпиграф урока  «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы,  плавать под водой как рыбы,  нам не хватает одного – научиться  жить как люди». Б. Шоу Я предлагаю вам закрыть глаза и  представить себе, что после  учебного дня вы погрузились в  приятный сон. И вот на момент  Учащиеся закрывают глаза. ок» внимательно слушать собеседник Познавательные УУД: анализ объектов с целью   выделения признаков. Личностные УУД: становление ценностныхпробуждения вы видите красиво  упакованную с праздничным бантом  коробку, она волшебная. В ней  может быть всё, что угодно. Это не  обязательно должен быть предмет.  Какие бы вопросы вы задали, чтобы  понять что внутри?   Давайте посмотрим что же там внутри? (звучит музыка и слайды  природы) ­ Что же это? Формулируют вопросы. Попытайтесь теперь ответить  на ваши вопросы. Отвечают на самостоятельно сформулированные вопросы. ориентаций РегулятивныеУУ Д:  формирование  способности  принимать  учебную цель и  задачу,; волевая  саморегуляция.  ­ Чем является природа для всех  Дети отвечают на вопросы.  Беседа Коммуникативны живых существ? (домом) 3.Самоопределен ие к деятельности ­ Кто или что живет в этом доме?    е УУД: умение с  достаточной(Рыбы, птицы, люди, вода, воздух) ­ Откуда все это появилось на земле. (Все создано Творцом) ­ Может ли вся эта красота  исчезнуть?(да) ­ По чьей вине это может произойти? ( по вине человека) ­ Кто попытается сформулировать  тему урока? (отношение человека к природе) ­ А с точки зрения православной  культуры  как мы называем  человека? (христианин) ­ Уточните тему урока (отношение  христианина к природе) Формулируют тему урока,  определяют задачи. полнотой и  точностью  выражать свои  мысли,  Познавательные УУД: анализ объектов с целью   выделения признаков. Регулятивные  УУД: в сотрудничестве  с учителем  ставить учебную  задачу. ЛичностныеУУД:  действие  смыслообразованИспользование кейс­ технологии: 4. Работа по теме  урока. Сегодня мы работаем с кейсами.  Давайте познакомимся с их  Дети знакомятся с  содержимым кейса. содержимым. (учебник, ситуация и  вопросы для обсуждения,  проблема; три кружочка с  надписями: Природа»,  «Бог», «Человек»; и  материал для создания  минипроекта.) Дети актуализируют знания, опираясь на учебный слайд ­ В каждом доме есть хозяин. А кто  же, по мнению православных  христиан, хозяин нашего дома?           Показ учебного  слайда ия. ПознавательныеУ У Д:анализ, синтез,  сравнение,  обобщение; самостоятельное  выделение и  формирование  познавательной  цели; поиск и  выделение  необходимой  информации ; выбор наиболее­ Чтобы точно ответить на это  вопрос давайте вспомним, шестой  день сотворения мира (Бог сотворил мир) ­А теперь, возьмите в руки три круга с надписями. Расположите их один  над другим.  так, чтобы получилось христианское  представление о том, кто кому  (чему) служит.  ­ А какова же миссия человека на  Земле? (беречь и созидать)  ­ Откройте свои учебники на с. 84. Найдите 2 абзац. Прочитайте.(…а в Учащиеся   работают   с материалами кейса, создают отражающую модель,   православное   представление о том,  кто кому (чему) служит.  Метод наглядного моделирования Формулируют выводы. Отвечают на вопрос. эффективных  способов решения задач. Регулятивное  УУД: в  формирование  способности  принимать  учебную цель и  задачу,  планировать её  реализацию;  волевая  саморегуляция.  Коммуникативное УУД:  внимательно  слушатьБиблию заповеди) Какие природные законы Бог вложил в   книгу   природы   по   мнению Ломоносова?   Что   происходит   в природе   внезависимости   от человека?  (день   сменяет   ночь, природные явления…) ­   Ребята,   давайте   вспомним,   какие заповеди   записаны   в   Библии. Используем гиперссылку и вернёмся по ней  стр. 40, урок 11)  Какую   из   этих   заповедей   можно отнести   к   теме   нашего   урока?  (не убивай). Закройте гиперссылку.  Знакомы ли вам случаи  разрушительного и вредного  Ученики работают с текстом учебника,   отвечают   на вопросы учителя. Опираясь   на   собственный опыт, приводят примеры. собеседника,   понимать его  высказывания;   выражать свои  мысли с  соответствующим и возрасту  полнотой и   Приём  «Чтение с  гиперссылками» точностью. Личностные УУД: Развитие  этических чувств  как регулятора  морального  поведения  Выборочное чтениевоздействия человека на природу?  (приведите примеры)  «Ответственность» ­ Что происходит в светском  обществе с человеком, который  совершил убийство?(его судят)  ­   обвиняемого   на   суде   называют ответчик ­ От какого слова образовано слово  ответчик ?(ответ). Слово «ответ»  изначально означало «виновность».  Т.е. человек, давая ответ,  отчитывался, отвергал свою вину,  оправдывался.  А «отвечать»  означало «говорить в защиту,  защищать, защищаться». Найдите в тексте   учебника на стр. Отвечают   на   вопросы учителя Беседа Словообразова­ тельный анализ  слова. Рассказ учителя. Слушают учителяДети   дают   определение слову «ответственность» 85   однокоренное   слово   к   слову ответ.   (ответственность).  (слово вывешивается   на   доску   для составления кластера).   Что же значит быть ответственным? (Значит   уметь   отвечать   за   свои поступки.  Поиск  однокоренных  слов Найдите в нашем кейсе ситуацию.  Дети   работают   с Метод  Познавательные 5.Первичное закрепление Для   сегодняшней   темы   я   выбрала отрывок   из   рассказа   Л.Н.   Толстого «Котёнок». материалами кейса. (знакомятся   с   ситуацией, отвечают на вопросы)   Ознакомтесь   с   текстом.   Обсудите вопросы к тесту в группе. И   представьте   ответ   на   4   вопрос классу. (Что вы можете сказать о поступке Анализируют ситуацию,  формулируют   выводы. Представляют   полученные ситуационного  упражнения УУД: смысловое чтение ; умение  осознанно и  произвольно  строить речевое  высказывание; знаково­мальчиков?) результаты. Формулируют вывод. Работа в группе (Мальчики   поступили безответственно   по   отношению   к котёнку, забыв про него, ситуации можно   было   избежать,   если   бы они   ответственно   отнеслись   к котёнку) Сделайте вывод: как человек должен вести   себя   по   отношению   к животным?  (человек должен нести ответственность за животных).   А   что   значит   ответственное отношение к животным? А   как   вы   понимаете   выражение к «милосердное отношение     животным?   Найдите   ответ   в учебнике.  Ищут ответы в тексте. Выборочное  чтение символическое –  моделирование Коммуникативны е УУД:  планирование  учебного  сотрудничества  со сверстниками,  инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации;  управление  поведением  партнера; умение  выражать свои  мысли.  РегулятивныеКаким   должно   быть   отношение христиан   к   животным,   лучше   всего видно   на   примере   православных святых.   Христианская   древность знает немало примеров удивительной дружбы   святого   человека   с животными. Выступление подготовленных учащихся о дружбе   диких   животных   с людьми. Опережающее  УУД: умение работать  по  предложенному  задание учителем плану.  6. Продолжение  работы по теме  урока  ­Какие разрушения человек может  нанести природе? Найдите ответ в  Дети   работают   с   текстом учебника. Выборочное  чтение ПознавательныеУ УД учебнике. ­Какая   наука   изучает взаимоотношения   человека   и окружающей   среды?   (Экология) Знакомо   ли   вам   понятие «Экологический кризис». Что вы об этом знаете? Отвечают   на   вопросы, опираясь на свой опыт. Слушают учителя становление  аналогий,  причинно –  следственных  Фронтальная  связей работа.  Беседа. Коммуникативное УУД:  внимательно  слушать«Эко»   –   это   греческое   слово, означающее   жилище, дом,   местопребывание. «Кризис» – это тоже греческое слово и в переводе оно означает "суд". И человек   и   окружающий   мир   –   это Божье   творение.   Следовательно, экологический   кризис   –   это   суд Божий.   Бог   так   говорит   человеку, что человек нарушает и заповеди и законы природы. ­ Что в светском обществе следует после суда? (наказание) Послушайте   библейскую   историю   о том как Бог однажды наказал людей за отношение к природе.   ­   Как   же   Бог   наказал   людей   за   их грехи? Перед кем христианин понёс Рассказ учителя Выступление подготовленных учащихся. Опережающее  задание собеседника,   понимать его  высказывания;   выражать свои  мысли с  соответствующим и возрасту  полнотой и  точностью. Личностные УУД: Развитие  этических чувств  как регулятора  морального  поведенияответственность?(перед богом) ­А   почему   одному   единственному человеку Бог всё же помог спастись? (он был праведником) Какую   ответственность   несёт человек   за   сохранение   природы   с     зрения православной точки культуры. Перед кем держит ответ?  (перед людьми, перед Богом)  Какие   чувства   испытывает   человек, который совершил плохой поступок и раскаивается в этом? (печаль, ему плохо   на   душе)  Перед   кем   в   этом случае   ему   приходится   отвечать? (перед собой) Анализируют   притчу, отвечают   на   вопросы, создают кластер Приём  «кластер»7. Закрепление  изученного  материала Как   вы   поняли,   что   такое христианское отношение к природе? (соблюдение заповедей) Отвечают   на   вопросы, знания, опираясь на     полученные на уроке.  Фронтальная работа Коммуникативны е УУД:  излагать и  аргументировать  свою точку  зрения,  внимательно  слушать  собеседника. РегулятивныеУУ Д: умение  удерживать цель,  подведить итоги  своей  деятельности, контроль не  учителя, а  самоконтроль.8. Итог урока Вернёмся к проблеме,  сформулированной в кейсе: Что может сделать ребёнок,  школьник вашего возраста для  христианского отношения к  природе?  Обсудите   решение   проблемы   в группе   и   представьте   результаты,  а ваши ответы запишите на листочках. (защищать, создавать прекрасное и т.д.) Обсуждают   решение проблемы в группе. Создают мини проект. Представляют результаты классу. Групповая  работа.  Дискуссия. Проектная  деятельность Личностные УУД: формирование  представлений об  этике поведения Познавательные   УУД: анализ,  синтез, сравнение, обобщение; Регулятивные  УУД: оценивать  достигнутые  результаты общей и собственной   деятельности;  удерживать  учебную задачу на всем протяжении  урока.Давайте прочитаем, что получилось.  (не ломать деревья, не разорять  гнезда, строить скворечники и т.д.) Как   люди   защищют   своё   жилище? (ставят забор)  Вот и мы с вами сей час построим забор   для   нашего   дома   из   ваших колышек   с   добрыми   делами   и прикрепим около нашего дома .  Создают коллективный  проект. Коммуникативны е УУД: участие в  коллективном  обсуждении  учебной  проблемы,  проявление  терпимости  к  другим мнениям,  учитывание их в  совместной  работе,  внимательно  слушать  собеседника,   понимать его  высказывания;   выражать свои  мысли с  соответствующими возрасту  полнотой и  точностью. ЛичностныеУУД:  следование в  поведении  моральным и  этическим  требованиям. Регулятивные  УУД: оценивать  достигнутые  результаты  общей и  собственной   деятельности;  Коммуникативн ые УУД: быть  9. Рефлексия Рефлексия: Отвечают на вопросы. Фронтальная ­Вспомните тему урока. ­Каким  же  должно   быть   отношение людей   к   природе?  (Милосердным, ответственным и т.д.) работа Возвращаясь   к   эпиграфу   нашего урока, я хочу спросить: какой бы вы Высказывают своё мнение Беседасмысл   вложили   в   слова:   «научится жить как люди». ­   Оцените   свою   работу   в   группах. (мы   вместе   находили   решение, советовались   перед   тем   как ответить на вопрос) Кого бы вы поблагодарили за работу на уроке?)   Оценивают   своё   участие   в уроке.   С   помощью   смайликов   покажите, понравился вам урок или нет?   Оценивают работу на уроке  друг друга. прием «Смайлик и» терпимым к  другим мнениям, учитывать их в  совместной  работе. Личностные УУД: самооценка   на основе   критерия успешности; адекватное понимание причин успеха   /неуспеха/ учебной   в деятельности.24