Конспект урока "Паломничество и святыни"
Оценка 4.6

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл—5 кл
12.06.2018
Конспект урока "Паломничество и святыни"
Иду я, просветленный, Среди большой толпы людской, И за Крестом, и за иконой – С любовью, верой и тоской? Зачем я вглядываюсь в лица, Как будто я хочу узнать Родного брата иль сестрицу, Иль похороненную мать? Зачем я слушаю молитвы И подпевать стараюсь им, И чувствую, что все мы слитны Единым сердцем — вместе с Ним?. А ночью лес в цветущих купах На откуп отдан соловьям. И голубой июня купол Объял природы светлый храм. И пусть заброшенный проселок Таит церквей немую сень. Полуразрушенные села И боль забытых деревень; Смотри на Крест, шагай за другом. Среди людей своих дыша — Преображается округа И возрождается душа! И вечно будет жить Россия. Пока с Крестом, из года в год. Идет, идет в места святые Великорецкий крестный ход! Анатолий Григорьевич ГребневКонспект урока "Паломничество и святыни"
конспект.docx
Цель: познакомить с понятиями паломничество, реликвии, мощи, святыни  в различных  мировых религиях. Ход урока: 1.Орг.  момент. Чтение стихотворения. Слайд 2. Иду я, просветленный, Среди большой толпы людской, И за Крестом, и за иконой – С любовью, верой и тоской? Зачем я вглядываюсь в лица, Как будто я хочу узнать Родного брата иль сестрицу, Иль похороненную мать? Зачем я слушаю молитвы И подпевать стараюсь им, И чувствую, что все мы слитны Единым сердцем — вместе с Ним?. А ночью лес в цветущих купах На откуп отдан соловьям. И голубой июня купол Объял природы светлый храм. И пусть заброшенный проселок Таит церквей немую сень. Полуразрушенные села И боль забытых деревень; Смотри на Крест, шагай за другом. Среди людей своих дыша — Преображается округа И возрождается душа! И вечно будет жить Россия. Пока с Крестом, из года в год. Идет, идет в места святые Великорецкий крестный ход!   Анатолий Григорьевич Гребнев 2.Постановка цели урока. ­ Как называют людей, которые совершают путешествие  для поклонения святыням?  Тема сегодняшнего урока «Паломничество и святыни» с.58 ­Что мы сегодня узнаем? Мы узнаем о том ,что такое паломничество, что такое  реликвии и мощи, узнаем о главных святынях религий Паломник 1 Паломник, усердный путник В кармане молитвослов, И рядом ангел­заступник И жажда прощенья грехов. Идёт он в святые места Чтоб Божью познать благодать, Зовёт туда сердца мечта, Не всякому просто понять. Приложится путник к иконе, В источник святой окунётся, Придёт время, вспомнит о доме, И вновь в дальний путь соберётся. Паломник, в земном мире грешном, Найдёшь ты заветный свой путь, Душевный покой безмятежный, И многих вещей мудрых суть. Станислав Крутиков 3. Работа по теме урока. ­Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю  для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и  происходят слова "паломничество" и "паломник". Со временем под паломничеством стали  понимать путешествия и к другим святым местам.  Что представляет собой сейчас православное паломничество и каково его значение для  каждого верующего и Церкви в целом? Слайд 3. Конечно, ядром паломничества является духовное делание, молитвенный опыт,  обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Но значение паломничества этим  не исчерпывается.  Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно­ просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и  духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и  подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями,  входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с  насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.  Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на 2 Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь  веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия  народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными  архитектурными памятниками своей эпохи ­ особенно до 18 века. Интересно, что многие  монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка  дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью,  ремесленными традициями России.  Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная  деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей  узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается  сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда  необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих  возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной  основе, оказывается очень существенной. Кроме того, часть вырученных от паломничеств  средств поступает на восстановление храмов, при которых действуют некоторые  паломнические службы. Чтение с.58 Паломничества в Христианстве.  Слайд4 и 5 На слайдах изображён Храм Гроба Господня в Иерусалиме, вход в храм, зала. Слайд 6. Реликвия и мощи. Чтение текста в учебнике с обсуждением. Слайд7 и 8. Паломничества в Мусульманстве с.59 Каждый мусульманин желает совершить хадж хотя бы раз в своей жизни.  Ежегодное паломничество в Мекку является крупнейшим паломничеством в мире, в  котором принимает участие более двух миллионов мусульман. Каа'ба (араб.) — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем  дворе Запрещенной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во  время хаджа совершается ритуал таваф. Кааба служит киблой ­ ориентиром, к которому  обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.  Высота Каабы составляет 15 метров. Длина и ширина, соответственно, 10 и 12 метров.  Углы размещаются по сторонам света и имеют заглавие "йеменский" (южный), "иракский"  3 (северный), "левантийский" (западный) и "каменный" (восточный), где вмонтирован чёрный камень. Кааба сделана из гранита и покрыта тканью, снутри имеется помещение. Кааба в доисламскую эру  Может быть, кааба (араб. куб) была основным языческим святилищем Хиджаза; по  неким традициям, в центре Каабы находился кумир Хубала — божества племени  курайш в виде человека с золотой рукою (золото поменяло некогда отбитую руку).  Древнейшие арабы считали его властелином небес, владыкой грозы и дождика. За  пределами Каабы были и другие кумиры, большая часть из которых представляли  собой аморфные камешки. Вокруг головного божества размещались кумиры других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 кумиров. Около их приносили жертвы и гадали. В святилище и вокруг него на запрещенной  местности нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем паче проливать  кровь — арабские племена поклонялись различным богам, но все идиентично чтили  Каабу. Числилось, что если кто­нибудь обидит языческое божество, будет неизбежно наказан: захворает проказой либо лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане,  также ханифы — аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие серьезное  единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие. Слайд 9. Паломничества в Иудаизме с.60 Паломничество на Святую Землю является уникальным. Это земля, любимым и избранным  Богом. Земли, где он родился, Евангелие, в котором лежат корни нашей веры. Посещение  святыни связанные с земной жизнью Иисуса Христа, Марии и апостолов, является  возвращение к истокам христианской веры и рождающейся Церкви. Это мозаика народов,  которые придерживаются религии Мозаика, мусульманские и христианские. Со всех  концов света спешат в Израиль туристы, паломники, ценители прекрасного и просто.  любители приключений.  Крещение в Иордане не опасно для здоровья: вода в реке, куда, согласно Евангелию,  погружался еще Иисус Христос. Участок Каср­аль­Яхуд, расположенный у палестинского города Иерихона, ежегодно  привлекает около 100 тысяч туристов и паломников ­ несмотря на то, что эта часть  побережья Иордана находится в "военной зоне", и доступ туда закрыт большую часть года.  Христиане, особенно представители православных конфессий, верят, что в нижнем  течении Иордана, недалеко от места его впадения в Мертвое море, Иисус принял  крещение водой от Иоанна Предтечи, и именно здесь на него сошел Святой Дух.  Вместе с тем, еще одно место крещения Христа есть на иорданском участке реки:  дело в том, установить это точно не представляется возможным.  Описание места на реке Иордан, где Христос принял обряд крещения, содержится  4 только в одном Евангелии ­ от Иоанна. В нем говорится, что Иоанн Креститель  проповедовал и крестил недалеко от селения Вифания на верхнем Иордане. Однако в  Палестине тогда было несколько селений с таким названием.  До сих пор преобладало мнение, что место крещения расположено в окрестностях  селения Каср­эль­Яхуд на западном берегу реки Иордан. Но археологические находки  последнего десятилетия показали, что обряд крещения был совершен в другой точке ­  на восточном берегу реки. Сейчас здесь находится иорданский поселок Вади­эль­Харар.  Оба места активно посещаются туристами и паломниками.  Земля Израиля стала Святой для всех христиан, мусульман и иудеев, все самые главные  события трех религий произошли на этом небольшом пространстве, земле, расположенной  между Средиземным и Красным морями, рядом с Галилейским и Мёртвым морями и рекой Иордан. Иерусалим — это и музей под открытым небом, и динамичный современный город, в  котором прошлое живет бок о бок с настоящим. В мире есть только один город, имя  которого с трепетом произносят люди разных стран, разных вероисповеданий и разного  цвета кожи. Единственный город мира, у которого более семидесяти названий,  выражающих любовь и стремление к нему миллионов людей. Иерусалим ­ это не просто город, где живут в домах люди, работают, влюбляются,  женятся, рождаются и умирают (хотя внешне так и выглядит). Это самое загадочное место  на планете Земля. Этот город очаровывает и завораживает, манит и влюбляет в себя. И, чтобы убедиться в  этом, стоит всего лишь раз побывать там и вам непременно захочется снова вернуться.  Иерусалим нужно не увидеть, а почувствовать. Это место, где теряется ощущение  реальности, где соединяются время и вечность, здесь есть всё и нет ничего... На древних картах Иерусалим изображен в центре мира, и сегодня он является общей  святыней для христиан, иудеев и мусульман. На протяжении тысячелетий он служит  поводом для бесконечных споров и кровопролитных войн. И, тем не менее, ежегодно сюда  приезжают тысячи людей разных стран и вероисповеданий, считая себя     ответственными  за его судьбу. Иерусалим называют городом мира, городом трех религий. Такого фантастического  смешения памятников истории и народов, традиций и культур, где одновременно  влавствуют церкви, синагоги и мечети, вы не встретите больше нигде. Как будто рукой великого мастера соеденены вместе куски чудесной картины, которая  дописывается прямо перед вами. Мальчики с пейсами, мужчины в черных одеждах,  спешащие в синагогу, арабы, зазывающие вас купить у них что­нибудь, солдаты с  автоматами на перевес, туристы и паломники со всех стран мира, перезвон церковных  колоколов, голос муэдзина, собирающего правоверных на молитву...  Всё это противоречиво и гармонично одновременно. Вам остается только созерцать и  наслаждаться, застыв в немом восхищении от увиденного шедевра. Слайд13. Паломничества в буддизме с.61 Чтение и обсуждение 5 4.Рефлексия. ­ Что такое паломничество? ­ Что является главным объектом паломничества для христиан? Назовите главные  реликвии христианства. ­ Где находятся святыни мусульман? Как они называются? ­ Что и почему пользуется первостепенным почитанием в иудаизме? ­ С какими событиями в истории связаны главные центры их паломничества? Источники: Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4­5  классы: учебное пособие для общеобразовательных  учреждений. – М.: Просвещение, 2010.  http://www.erusalim.ru/ http   ://   www   .  liveinternet    .  ru   /  users  /  lina   _  korm   127666864  /  post      /   http   ://   rostoveparhia  .  ru   /  images      /  files  /1_204_14102011133202_1.      jpg http   ://   www   .  penza    ­  press    .  ru   /  files  /10_2010/111.    jpg   http   ://   img   ­  fotki    .  yandex    gabroww  .254/0_692    /5903/    .  ru   /  get    fb   _5   c  1  f  45   ad   _  XL   http   ://   img   ­  fotki    .  yandex    gabroww  .254/0_692    /4909/    .  ru   /  get    fe   _75   a  3  a  62   a  _  XL   http   ://   img   ­  fotki    .  yandex    /14/  nathalie    .  ru   /  get    ­  x  .2/0_8836_6734  ee   6  a  _  XL     http   ://   www   .  siyerinebi    .  com   /  wp   ­  content    /  gallery    /  kabe    /  kabe  %20(17).      jpeg http   ://   bokertov  .  typepad    .  com   /.  a  /6   a  00   d  83451  bc   4  a  69   e  201348988540  b  970   c  ­800  wi         http   ://   givill  .  ru   /  foto   /  art   /100204084601.    jpg   http   ://   foto   ­  in   ­  tour  .  ru   /  uploads  /2011­03/1300123460_  ierusalim    /  posts      .  jpg     http   ://   www   .  cirota    .  ru   /  forum   /  images    /98/98143.    jpeg 6 7

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"

Конспект урока "Паломничество и святыни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2018