Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс
Оценка 5

Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
21.01.2018
Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс
Цель урока: формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры. Задачи урока: Образовательная : узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель, усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи. Развивающая: развивать коммуникативность, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока. Воспитывающая: учить правильному поведению в храме, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
12праздник праздников.docx
Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс  Цель урока: формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры. Задачи урока: Образовательная : узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха,  Спаситель, усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию  Пасхи. Развивающая: развивать коммуникативность, положительные эмоции и чувства,  связанные с темой урока. Воспитывающая: учить правильному поведению в храме, воспитывать бережное  отношение к историческому и культурному наследию своего народа. Ожидаемые результаты: После проведения урока учащиеся смогут ­ осознать значение праздника Пасхи для православного человека; ­ усвоить понятия Спаситель, Пасха Христова, Воскресение; ­ излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального  опыта; ­ владеть действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; ­ владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых  высказываний. Ключевые понятия урока: Воскресение, Спаситель, Пасха Христова. План занятия: I.Организационный блок. II. Мотивационный блок. III.Информационно­ аналитический блок. IV. Итог урока. V. Рефлексия. VI. Домашнее задание. Ресурсное обеспечение занятия: ­ Компьютер;  мультимедийный проектор; презентация; аудиозаписи;  учебник. Ход урока. I.Организационный блок. 1. Организация деятельности учащихся. 2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. ­ Что означают слова воплощение, Богочеловек? ­ Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? ­ Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом  любви Бога к людям. II. Мотивационный блок. 1. Создание проблемной ситуации. ­ На прошлом уроке мы говорили о казни Иисуса Христа. Как вы думаете,  заканчивается ли история Христа его казнью? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Выслушиваю ответы учащихся). 2. Постановка темы и целей урока. ­ Действительно, история Христа не заканчивается его казнью. Ведь он сказал  Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие  рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни — воскрес. ­Ребята, кто из вас догадался , о чём, мы будем говорить сегодня на уроке? ­ Откройте учебник на странице 59 учебника и проверьте, верны ли ваши  предположения. (Дети читают: вы узнаете: Что воскресенье не только день недели. Что такое Пасха. Как празднуют Пасху). III.Информационно­ аналитический блок. 1. Словарная работа. ­ Как вы думаете, что означает слово Воскресенье? ­ Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний  славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение — день  возобновления жизни. Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они  рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы воздушным, неподвластным  силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить  через стены и закрытые двери. Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. 2. Работа с иллюстрацией учебника. 3. Самостоятельная работа. ­Самостоятельно прочитайте текст на с.30­31. 4. Работа в группах. ­ Подготовьте ответ на предложенный вопрос, пользуясь информацией учебника. 1 группа — Что означает имя Иисус? 2 группа — Что угражало раньше и угрожает людям в наше время? 3 группа — Как вы понимаете выражение «Он берет на себя грехи всего мира»? 4 группа — Какое значение для православных людей имеет воскрешение Христа? 5 группа — Какие образы в природе напоминают верующим о Пасхе и почему? 5. Сообщение учащегося. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника  определяется так: за отправную точку берется день весеннего равноденствия (это  когда длинные зимние ночи стали короче и их продолжительность сравнялась с  продолжительностью светлого времени суток­21 марта). Затем люди смотрят на  ночное небо и ждут полнолуния (чтобы луна была не серпом и не полукружием, а  полным кругом). И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним  полнолунием, и называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна­это  время победы жизни и света. После весеннего равноденствия день становится  длиннее ночи. Но и ночь в полнолуние­самая светлая. Как оживающий мир природы  в это время залит живительным светом­так и Пасха Христова наполняет своим  светом души. (Сообщение сопровождает аудиозапись: « Пасхальный звон», «Светлый праздник. С. Рахманинов»). http://experiment­opk.pravolimp.ru/lessons/8 5. Чтение учителем отрывка из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне». (Отрывки из главы «Чистый понедельник», «Пасха»). 6.Беседа. ­ Сравните чувства, которые вызывают у мальчика дни поста, предшествующего  Пасхе, и начало праздника Пасхи. 7. Коллективное чтение. (Дети читают текст на с. 29­31. Текст дополняется просмотром презентации). В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный  день. Особо торжественно отмечается весеннее воскресенье, которое так и  называется ­ Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке  означает преход, избавление). Слайд №1. Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть  праздничного богослужения­пасхальная полночь. Священник несет крест, а люди с  иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма (это называется крестный  ход) и поют радостные пасхальные гимны. Слайд №2, аудиозапись. На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это  называется похристосоваться. Сказал Христос «воскресе», подарил яйцо — и три  поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину  воскресе!» Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в  храме. Слайд №3. Главный подарок этого праздника — пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и  неподвижного яйца вылупляется новая жизнь — поэтому оно стало символом  воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.  Друзей у нас много, подарков тоже нужно приготовить  достаточно. Многих надо успеть поздравить. И поэтому право­славные христиане в  день Пасхи не ездят на кладбища. Праздник жизни предназначен для живых. Слайд №4. После ночной пасхальной службы христиане приступаютк пиру. Люди, которые  серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два  месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Впрочем, пост христианина состоит не только в этом. Даже вгоды Великой  Отечественной войны, когда была нехватка про­дуктов, Церковь напоминала  верующим, что пост надо соблюдать. Просто он может проявлять себя не в отказе  от молока,а в помощи еще более голодным людям и в принятии в свои дома беженцев. И сегодня во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам. Слайд №5. Зато на Пасху — пир горой! На стол подаются крашеные вареные  яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо  в честь праздника ­ пасха. Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и  празднуют ее тоже сорок дней подряд. Слайд №6. Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам,  причем и дети могут участвовать в шествии .крестного хода.. Более того, именно в  эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих  храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в  том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола. Слайд №7. 8. Чтение стихотворения А. Майкова. (Ученик читает выразительно заранее  подготовленное стихотворение). 9. Беседа. ­ Ребята,чем близки стихотворение и отрывок из книги «Лето Господне»? 1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? 2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? 3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные  дни? 4. Как звучит главный пасхальный гимн? 5. В чем состоит христианский пост? V. Рефлексия. На праздник Пасхи принято «христосоваться» друг с другом. Младшие  приветствуют старших словами «Христос Воскресе!» и  слышат в ответ: «Воистину  Воскресе!». После чего нужно обменяться троекратным дружеским поцелуем.  Православные люди поступают так, потому что радость от воскрешения Иисуса  Христа переполняет их души и сердца, и этой радостью они хотят поделиться с  окружающими, простив старые обиды и забыв плохие поступки. (Ученик читает стихотворение Л.Чарской «Дивные звуки») (Слайд) Земля и солнце, Поля и лес — Все славят Бога: Христос воскрес! В улыбке синих Живых небес Всё та же радость: Христос воскрес! Вражда исчезла, И страх исчез. Нет больше злобы Христос воскрес! Земля и солнце, Поля и лес — Все  славят Бога: Христос воскрес!  Игра «Катание яиц» (Слайд) На Руси Пасха всегда была самым радостным и долгожданным праздником и  для взрослых, и для детей. Люди дарили друг другу подарочки и всякие  сладости, проводили всеобщие игры, катались на качелях, водили хороводы,  танцевали, пели. Ребятишки с удовольствием играли в традиционную пасхальную  игру «Катание яиц». На полу освобождали ровное пространство,  устанавливали деревянный либо картонный желобок, с которого запускали  яйца. На пути яйца раскладывали всевозможные маленькие игрушки и  сувениры. Дети по очереди катили яйца по желобу и забирали себе ту  игрушку, с которой сталкивалось их яйцо.  ­ Давайте, организуем эту старинную забаву! (Раскладываются небольшие  сувениры, конфеты, дети скатывают по желобам деревянные сувенирные  яйца) VI.Подведение итогов урока (Слайд) ­ О чем мы сегодня говорили? ­ Что нового вы узнали о Пасхе? ­ Почему этот праздник является самым главным для христиан? ­ Какие традиции празднования Пасхи вы запомнили? ­ Удалось ли нам создать на уроке радостную атмосферу? VII.Домашнее задание ­Узнать о традициях празднования Пасхи в своей семье (если они есть) ­Творческая работа: оформить праздничную открытку с пасхальными  наставлениями для друзей. Использованные материалы: 1. «Основы православной культуры» А.В.Кураев, Москва, «Просвещение»,  2012 г.; 2. «Основы мировых религиозных культур», Москва, ГАОУ ВПО МИОО,  Этносфера, 2013 г., 2. Презентация «Основы православной культуры»; 3. Сайт http://www.pravoslavie.ru 4. Сайт http://azbyka.ru 5. Сайт http://ru.wikipedia.org

Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс

Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс

Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс

Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс

Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс

Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс

Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс

Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс

Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс

Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс

Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс

Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс

Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс

Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс

Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс

Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс

Конспект урока "Пасха. Праздник праздников" 4 класс

Конспект урока   "Пасха. Праздник  праздников" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018