Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».
Оценка 4.7

Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
ОБЖ
10 кл
14.05.2019
Конспект урока   «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».
Цели и задачи урока: Обучающие:  Изучить основные первичные средства пожаротушения, их предназначение и порядок их использования для тушения очагов возгорания;  Изучить современные индивидуальные средства защиты органов дыхания, их предназначение и порядок их применения при пожарах;  обучение детей безопасному поведению и действиям в условиях пожара; Развивающие:  расширение кругозора обучающихся в области первичных средств пожаротушения и индивидуальных средств защиты органов дыхания;  приобретение опыта по грамотному использованию первичных средств пожаротушения и средств защиты органов дыхания;  развитие интереса к предмету ОБЖ. Воспитательные:  формирование культуры безопасного и ответственного поведения в области пожарной безопасности;  воспитание бережливости и аккуратности при использовании огня в различных целях;  воспитание уважения к профессиям пожарного и спасателя. Оборудование: компьютер, TV монитор, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагменты, макеты огнетушителей, средства индивидуальной защиты органов дыхания, раздаточный материал.
ОБЖ 2. 8 класс.doc
1 МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Конспект урока «Обеспечение химической защиты населения». Класс: 8 Учитель: Джабраилов Джабраил Магомедович 1 2                                                          2015 г. Цель урока. Познакомить учащихся с общими мероприятиями, проводимыми в стране и в  регионе, для защиты населения от химических аварий. Обобщить знания в области средств  индивидуальной защиты и их защитных свойствах. Целевые установки урока                Предметные результаты: знать основные мероприятия по химической защите населения; уметь правильно действовать при угрозе возникновения химической аварии или в  условиях чрезвычайной ситуации, возникшей на химически опасном объекте; знать порядок действий при подготовке к химической аварии, как действовать при  химической аварии и после того, как она произошла. Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказывать их; уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника и  при использовании электронного приложения; определять способы действий при получении сигнала о химической аварии в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с  изменяющейся ситуацией; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: • усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при  возникновении химической аварии. Оборудование • ОБЖ: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5—9 кл.:  Основы безопасности личности, общества, государства. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / под ред. А. Т. Смирнова. Ватно­марлевые повязки. Противопылевые тканевые маски. Респираторы (типа ШБ­1 и т. п.). Противогазы (типа ГП­7, ПДФ­7, и т. п.). Фильтрующие СЗК . Детские изолирующие камеры. Мультимедийный компьютер. 2 3                                                      Ход урока  I. Повторение пройденного материала.  1) Какую   роль   играет   химическая   промышленность   в   обеспечении потребностей человека?  2) Какие   химические   вещества   относятся   к   аварийно   химически   опасным 3) Какие объекты экономики считаются химически опасными объектами?  4) К каким последствиям  может привести  воздействие  АХОВ на организм веществам (АХОВ)?  человека?  5) Что такое химическая авария? Перечислите её возможные последствия.  II. Сообщение темы и цели урока.  Тема урока «Обеспечение химической защиты населения».  Цель урока: познакомиться с основными мерами по обеспечению химической безопасности населения.  III. Изложение программного материала.  Химическая защита населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых   в   стране,   направленных   на   обеспечение   безопасности   населения   в чрезвычайных   ситуациях.   Важность   обеспечения   химической   защиты   обусловливается наличием на территории России большого количества химически опасных объектов (свыше 2,5 тыс.) и неизбежностью дальнейшего развития химической промышленности.  Особое внимание   уделяется  защите  населения,  проживающего   в непосредственной близости   от   химических   производств.   Необходимо   отметить,   что   в   связи   со скоротечностью   развития   химических   аварий   способы   защиты   населения   имеют   свою специфику и особенности.  Меры   по   защите   населения   от   химических   аварий   осуществляются   силами   и средствами предприятия, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти   субъектов  Российской   Федерации,  на  территории  которых  возникла   химическая авария   и   сложилась   чрезвычайная   ситуация.   Организация   защиты   возложена   на   органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайными ситуациями (ГОЧС), которые создаются при органах исполнительной власти местного самоуправления (на объектовом уровне создают отделы ГОЧС).  Это должен знать каждый  Основные мероприятия по химической защите населения включают:  – своевременное обнаружение  возникновения химической  аварии и оповещение о ней;  – обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий   химической   аварии   средствами   индивидуальной   защиты   органов дыхания и кожи и применение этих средств;  – укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ.   Защиты населения от АХОВ.  3 4 Слайды с 1по6 общие понятия(cтруктура)  Одним из эффективных способов защиты населения является использование средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов, ватно­марлевых повязок и т. п.) 6­ 11 слайды.   Противогазы   для   обеспечения   защиты   населения   (гражданские   противогазы),   как правило, хранятся на складах, расположенных за пределами городов на расстоянии 50­80 км. В таких условиях реальная доставка и выдача их может занять 6­8 ч. Поэтому в целях обеспечения   защиты   населения,   проживающего   вблизи   наиболее   крупных   химически опасных   объектов,   планируется   выдавать   ему   в   личное   пользование   противогазы, находящиеся на складах.  ЭТО ИНТЕРЕСНО  В   2003   г.   в   полном   объёме   было   обеспечено   средствами   индивидуальной   защиты население,   проживающее   и   работающее   в   зонах   защитных   мероприятий   объектов   по хранению   и   уничтожению   химического   оружия   (город   Щучье   Курганской   области   и посёлок городского типа Горный Саратовской области). Средства индивидуальной защиты населения этих районов выданы для личного хранения.  Кроме   того,   фильтрующие   противогазы   рассчитаны   на   защиту   от   боевых отравляющих  веществ и практически не защищают от ряда АХОВ, таких, как аммиак, окиси азота, окись этилена.  Начиная с 1993 г. промышленностью страны по инициативе МЧС России налажен выпуск   дополнительных   патронов   ДПГ­1   и   ДПГ­3   к   существующим   противогазам, применение   которых   устраняет   недостатки   гражданского   противогаза.   Так,   при концентрации аммиака в воздухе 5 мг/л (острое отравление проявляется при 0,3 мг/л) с патроном ДПГ­1 время защитного действия равно 30 мин, а с ДПГ­3 – 60 мин. Патрон ДПГ­1 с противогазом защищает от двуокиси азота и окиси этилена в пределах 25­30 мин (см. табл. на с. 123).  Средства индивидуальной защиты кожи состоят из специальной защитной одежды, в которую   входят   общевойсковой   защитный   комплект,   лёгкий   защитный   костюм   Л­1, защитный   комбинезон,   защитная   фильтрующая   одежда.   Специальная   защитная   одежда используется только личным составом формирований гражданской обороны, а население должно   уметь   приспосабливать   повседневную   одежду   и   обувь   для   использования   их   в качестве подручных средств для защиты кожи. Слайд с 12­17. Внимание!  Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи плащи и накидки из прорезиненной ткани или  ткани, покрытой хлорвиниловой  плёнкой. Для защиты ног можно использовать резиновые сапоги, резиновые боты и галоши.  Необходимо   отметить,   что,   начиная   с   1999   г.,   в   нашей   стране   возобновились производство и поставка средств индивидуальной защиты (СИЗ) для населения. При этом поставка СИЗ осуществляется, в первую очередь, в субъекты РФ, на территории которых расположены потенциально опасные объекты, такие как арсеналы  химического оружия, крупные   химически   опасные   предприятия.   В   декабре   2005   г.   общий   уровень обеспеченности   населения,   проживающего   вблизи   радиационно   и   химически   опасных 4 5 объектов,   средствами   индивидуальной   защиты   составил   несколько   выше   60%,   в   т.   ч. противогазами – на 75%, респираторами – на 60%, камерами защитными детскими – на 45%, дополнительными патронами – на 10%, антидотами от АХОВ – на 25%.  Население, проживающее в районах расположения химически опасных объектов, в некоторых случаях при возникновении химической аварии и чрезвычайной ситуации может укрываться   в   защитных   сооружениях   гражданской   обороны,   в   которых   предусмотрена герметичность помещений, используемых в качестве временных укрытий.  Внимание!  Для уменьшения поражающего воздействия АХОВ на людей, находящихся во время химической   аварии   в   зданиях   и   сооружениях,   рекомендуется   использовать   различные подручные средства для усиления герметичности помещений. Этим можно в определённой степени   уменьшить   проникновение   наружного   воздуха   в   помещение   и   снизить концентрацию АХОВ.  Немаловажное   значение   в   деле   обеспечения   химической   защиты   населения   имеет обучение населения поведению при угрозе возникновения или в условиях чрезвычайной ситуации, возникшей на химически опасном объекте. Особенно это касается населения, проживающего рядом с опасным объектом.  Специалисты   МЧС   России   разработали   практические   рекомендации   о   том,   как правильно вести себя в этих ситуациях.  Как подготовиться к химической аварии  Для ознакомления приведём характеристики наиболее распространённых АХОВ.  Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха. Газ горюч, с воздухом образует   взрывоопасную   смесь.   Ёмкости   с   газом   при   нагревании   могут   взрываться. Перевозится   в   сжиженном   состоянии   под   давлением   в   железнодорожных   цистернах   с надписью «Аммиак». Международный код – 1005.  Аммиак обладает удушающим действием, возбуждает центральную нервную систему и вызывает судороги. При высоких концентрациях возможен смертельный исход.  Хлор – при нормальных условиях газ жёлто­зелёного цвета с резким раздражающим специфическим запахом, тяжелее воздуха примерно в 2,5 раза, вследствие чего стелется по земле,   скапливаясь   в   низинах,   подвалах,   колодцах,   переходах,   туннелях.   Хранится   и перевозится под давлением в стальных баллонах и железнодорожных цистернах жёлтого цвета   с   красной   полосой.   При   выходе   в   атмосферу   дымит,   заражает   водоёмы.   Мало растворим в воде, не горюч. При испарении образует с водяными парами белый туман. 1 кг жидкого газа образует 316 л газа. Международный код – 1017.  Опасна для жизни и здоровья также ртуть – серебристый жидкий металл плотностью 13,5 г/см3. Применяется в термометрах, манометрах, приборах, при производстве хлора и едкого натра (в качестве катода). Ртуть и её соединения ядовиты. Она легко испаряется даже при низкой температуре. При разливе равномерно распространяется по всему объёму. При температуре выше +28 0С пары ртути снова попадают в воздух. Они характеризуются ярко   выраженной   токсичностью,   что   пагубно   сказывается   на   эндокринной   системе человека: вначале появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость и головная боль. Позже начинают дрожать руки, веки, а в тяжёлых случаях – ноги. Меры спасения: быстро   покинуть   опасное   место   и   срочно   вызвать   специалистов;   постараться   сменить 5 6 одежду; принять душ; прополоскать рот 0,25%­ным раствором марганцовки; обязательно почистить зубы.  Внимание!  Запомните  характерные  особенности  сигнала   оповещения   населения   о  химической аварии «Внимание всем!» (вой сирен и прерывистые гудки предприятий), порядок действий при его получении, правила герметизации помещения, защиты продовольствия и воды.  Изготовьте и храните в доступном месте ватно­марлевые повязки для всех членов семьи. Имейте памятку о действиях населения при аварии на химически опасном объекте.  20­25 слайд. Как действовать при химической аварии  При   сигнале   «Внимание   всем!»   включите   радиоприёмник   или   телевизор   для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.  Закройте   окна,   отключите   электробытовые   приборы   и   газ.   Наденьте   резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трёхсуточный запас непортящихся продуктов,   оповестите   соседей   и   быстро   без   паники   выходите   из   зоны   возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно­марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2­5%­ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%­ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).  При   невозможности   покинуть   зону   поражения   плотно   закройте   двери,   окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Место укрытия  выбирайте   в  зависимости   от  свойств  АХОВ.  При  заражении  аммиаком   нужно укрываться   в   полуподвальных   или   подвальных   помещениях.   При   заражении   хлором   и фосгеном необходимо подняться на верхние этажи здания или высоты.  При   аварии   на   железнодорожных   и   автомобильных   магистралях,   связанных   с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в неё категорически запрещено.  26 слайд. Как действовать после химической аварии  27 слайд. Эвакуация При   подозрении   на   поражение   АХОВ   исключите   любые   физические   нагрузки, принимайте обильное питьё (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.  Если   вы   попали   под   непосредственное   воздействие   АХОВ,   то   при   первой возможности   примите   душ.   Заражённую   одежду   снимите   и   выбросите   в   определённое место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота   и   птиц,   забитых   после   химической   аварии,   до   официального   заключения   об   их безопасности.  IV. Итог урока  Вопросы для самоконтроля:  6 7 1) Какие органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по обеспечению химической безопасности населения?  2) Какие   средства   индивидуальной   защиты   используются   для   защиты   органов дыхания от воздействия АХОВ?  3) Какие   мероприятия   планируются   и   проводятся   для   обеспечения   химической защиты населения?  4) Какими   свойствами   обладают   наиболее   распространённые   АХОВ   –   аммиак   и хлор?  Домашнее задание  Внимательно   изучите   рекомендации   специалистов   МЧС   России   по   правилам безопасного   поведения   в   условиях   химической   аварии.   Сформулируйте   свои   действия, направленные   на   обеспечение   химической   безопасности   в   месте   вашего   проживания. Согласуйте   основные   моменты   своего   поведения   с   родителями.   Запишите   порядок действий   в   различных   ситуациях   в   дневник   безопасности.   Разработать   памятку   для населения. 7 8 8

Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока   «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока   «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока   «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока   «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока   «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока   «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока   «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Конспект урока   «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».
Скачать файл