Конспект урока по биологии
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
04.05.2017
Конспект урока по биологии
Публикация является частью публикации:
Тема4.docx
Тема:   Урок 4 Цель урока:  Ожидаемые  результаты: Основные положения клеточной теории, значение клеточной теории для развития биологии формировать у уч­ся понятия об истории создания клеточной теории,  основных положениях клеточной теории, ее значении; развивать умения  работать с дополнительной литературой; добиваться активного отношения к учебному труду. должны знать: Основные положения клеточной теории ­ понимать:  Значение клетки – как основной структурной единицы всего живого. уметь:использовать полученные знания в жизни и в быту Деятельность учителя 3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  наглядн ости Деятельност ь обучающихс я Ученики  осмысливают  поставленную цель.  Ученики  отвечают на  вопросы  учителя.  Чертят схемы предложений. 5 мин. II. Проверка домашней работы.  Составить и заполнить таблицу ученые Роберт Гук Шванн ­ Шлейден Мишер дата 1665 1838 1870 Р.Вирхов Т.Морган 1858 Вклад в науку Открытие клетки Клеточная теория Нуклеиновые  кислоты Деление клетки Хромосомная  теория Ядро клетки 1831 Р.Броун Что изучает биология? Какие разделы биологии знаете? Имена каких ученых вам знакомы из предыдущих классов? Какие методы исследования биологии знаете? Каково значение биологии?  20 мин. III. Актуализация знаний  Клеточная теория – одно из наиболее важных биологических обобщений, согласно  которому все организмы имеют клеточное строение. Клеточная теория наряду с  законом превращения энергии и эволюционной теории Чарльза Дарвина является  одним из трех великих открытий естествознания XIX века. Клеточное строение впервые наблюдал Р. Гук (1665) у растений и впервые применил  термины «клетка». Значительный вклад в изучении клетки внес Антон Левенгук,  открывший в 1874 г одноклеточные организмы – инфузории, амебы, бактерии. Он  также наблюдал эритроциты крови и сперматозоиды. В начале XIX века  целенаправленно изучается внутреннее содержимое клетки. В 1825 г. Ян Пуркине открыл ядро в яйцеклетке птиц. В 1831 г Р.Броун впервые описал ядро в клетках растений, а в 1833 г он пришел к выводу, что ядро является  обязательной частью растительной клетки. М. Шлейден в 1838 г установил, что тело  растений состоит из клеток, обязательными компонентами которых является ядро.  Томас Шванн на основе собственных исследований и данных литературы в 1839 г  сделал ряд выводов, которые легли в основу клеточной теории.   ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ Т. ШВАННА: ∙ Все ткани растений и животных состоят из клеток; ∙ Все клетки образуются и растут по одним и тем же законам; ∙ Общий принцип развития для элементарных частей организма – клеткообразование. Клеточная теория получила дальнейшее развитие в работах Р.Вирхова (1858),  который предположил: ­ клетки образуются из предшествующих материнских клеток; ­ вне клетки нет жизни. И.Д. Чистяков (1874) и Э. Страсбург (1875) открыли деление клетки – митоз, и таким  образом, подтвердили предположение Р. Вирхова. Еще до появления клеточной теории Т.Шванна, К.Бер (1827) открыл яйцеклетку  млекопитающих и показал, что многоклеточные организмы начинают свое развитие с  одной клетки – оплодотворенной яйцеклетки (зиготы). Следовательно, клетка – не  только единица строения, но и единица развития живых организмов.  История изучения клетки связана с именами ряда ученых:   Впервые микроскоп изобрел Янсен. Р. Гук  – в 1665 году впервые применил микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевине бузины увидел ячейки, которые назвал клетками. А. Левенгук – впервые увидел клетки под увеличением в 270 раз, открыл одноклеточные организмы, сперматозоиды, бактерии. (история жизни о Левенгуке, есть хороший фильм на 7 минут в Яндексе) Зоолог   Теодор        Шлейден в   1838   году   независимо   друг   от   друга  обобщили знания о клетке, сформировали основное положение о клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению. Они ошибочно   считали,   что   клетки   в   организме   возникают   из   первичного   неклеточного вещества. Рудольф   результате ее деления. Роберт   Карл Бэр  – установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки­ зиготы.   Основные  положения  клеточной  теории  на современном  этапе развития  биологической науки можно сформулировать следующим образом:   1. Клетка – основная единица строения и функционирования живого организма. Клетка – саморегулирующая открытая система. 2. Клетки всех организмов в принципе сходны по химическому составу, строению и  функциям. 3. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток. Все новые клетки образуются при делении исходных клеток. 4. В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими  функциям и образуют ткани.        Вирхов (1858 г) – утверждал, что каждая клетка происходит только от клетки в        Шванн   и   ботаник   Матиас          Броун        (1831) – открыл ядро в клетке. ОСНОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ: ∙ Клетка – наименьшая структурно­функциональная единица живого; ∙ Все клетки сходны по строению, химическому составу и обмену веществ ∙ «каждая клетка из клетки», т.е. новая клетка образуется исключительно из исходной материнской путем деления; ∙ Клетка – единица развития живых организмов, так как многие организмы развиваются из одной клетки – зиготы, споры; ∙ В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой функции и образуют ткани: из тканей образуются органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам Заполнить таблицу: Предмет цитология                          содержание науки Клетки живых организмов      строение и хим.состав                                                         Функции органелл                                                          Функции клеток в живых оргнизмах                                                          Розмножение и развитие клеток                                                          Приспособление клеток к условиям Вопросы для темы:  А1. В чём состоит главная трудность в использовании световых микроскопов в настоящее  время? 2. В чём заключается вклад Яна Пуркинье в цитологию? 3. Как называлась книга Шванна, где он изложил первую версию клеточной теории? 4. Кто из учёных впервые пришёл к выводу, что наследственная информация заключена в  ядре? 5. В чём состояла ошибка Шванна и Шлейдена при формулировании ими клеточной  теории? Б.1. В чём состоят преимущества электронного микроскопа перед световым? 2. Что такое метод радиоактивных меток? 3. Как выглядела клеточная теория, сформулированная Шванном? 4. Какой принцип Рудольфа Вирхова стал важным дополнением клеточной теории? 5. Когда применяется метод замедленной киносъёмки через мощные световые  микроскопы? В.1. В чём состоят недостатки в использовании электронного микроскопа, и как они  преодолеваются? 2. Что такое метод ультрацентрифугирования? 3. Как выглядят положения современной клеточной теории? 4. Какие изотопы чаще всего используются для метода радиоактивных меток? 5. С помощью какого метода можно выделить клеточные органоиды? Г.1. Что такое анод и катод в электронном микроскопе? 2. Для чего в электронном микроскопе служит шлюзовая камера? 3. Какие части электронного микроскопа служат для увеличения объекта? 4. Что делают в электронном микроскопе конденсатор и флюоресцентный экран? 5. Для чего нужен вакуумный насос? Д. (исправьте предложения) 1. Впервые применил микроскоп для исследования живых организмов Антони ван  Левенгук. 2. Электронный микроскоп был создан в XIX веке. 3. Электронный микроскоп позволяет увидеть на большом увеличении живые объекты. 4. Для выделения клеточных органоидов служит метод радиоактивных меток. 5. Замедленная киносъемка для запечатления жизненных процессов клетки используется  через мощные электронные микроскопы. 10 мин. 5 мин. особенности IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «КСО».  Что вы поняли по данной теме?  Составить и заполнить таблицу Методы исследования  клетки сравнение наблюдение культивирование оптический исторический Что изучает цитология? Какой вклад внесли ученые в развитие науки? Какие используют методы исследования клетки V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»   Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить.   2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. Ученики  обсуждают  между собой,  отвечают на  вопросы  своих  одноклассник ов.  фишки стикеры Оценивают  работу своих  одноклассник ов, пишут  телеграммы. Записывают  домашнюю  работу в  дневниках. Итог  урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

Конспект урока по биологии

Конспект урока по биологии

Конспект урока по биологии

Конспект урока по биологии

Конспект урока по биологии

Конспект урока по биологии

Конспект урока по биологии

Конспект урока по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017