Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери
Оценка 5

Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
18.01.2017
Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери
Данный урок является первым при изучении данной темы, поэтому на уроке используется презентация по теме "Птицы" Знакомит детей с происхождением млекопитающих от пресмыкающихся, с характерными признаками млекопитающих, с первыми млекопитающими, интересными фактами из жизни первозверей. На уроке желательно использовать презентации "Утконос и ехидна", а также "сумчатые животные".
Тема урока Млекопитающие или первозвери.docx
Тема урока: Класс млекопитающие, или звери Цели   урока:  Установить   родство   млекопитающих   с   пресмыкающимися,   выяснить происхождение млекопитающих. Оборудование: презентация «Утконос и ехидна», «Сумчатые», проектор, экран Автор: Куликова Надежда Александровна Класс :7 Учебник: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин Ход урока I.Организационный момент Добрый день дорогие ребята. Я рада вас приветствовать на своем уроке. Давайте  улыбнемся друг другу и пожелаем доброго дня IIАктуализация опорных знаний Тест Выберите правильные ответы: 1. Какие приспособления к полету характерны для птиц: а) перьевой покров; д) отсутствие мочевого пузыря; б) крылья; в) отсутствие зубов; ж) размножение яйцами. г) легочные мешки; е) один яичник; 2. Какие части скелета птиц изменились по сравнению с таковыми у пре смыкающихся в связи со способностью к полету: а) череп; б) грудной отдел позвоночника; д) тазовый пояс конечностей. в) кисть; г) плечо; 3. Какие мышцы обеспечивают движение крыльев птицы при полете: а) мышцы шеи; б) большие грудные; в) межреберные; г) подключичные; д) мышцы ног. 4. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них зубов и челюстей: а) зоб; б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник, в) мускульный отдел желудка; 5. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:  а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки; б) легкие; 6. Какая кровь находится в правой части сердца птицы: а) венозная; б) артериальная; в) смешанная. 7. Отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц связано: а) с необходимостью облегчения тела; б) с интенсивным обменом веществ; в) с особенностями продуктов выделения. 8. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающ­ ихся: а) передний мозг; б) средний мозг; в) промежуточный мозг; г) мозжечок; д) продолговатый мозг. 9. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц: а) зрения; б) слуха ; в)обоняния; г) осязания; д)вкуса;     10.Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно: а) у них функционирует только один яичник; б) это позволяет не увеличивать массу тела; в) у птиц не большое число яиц; III.Изучение нового материала ­Среди млекопитающих имеются «живые инкубаторы». Что это за животные? Каковы  особенности их строения? Однако яйца они откладывают после довольно длительного  развития в половых путях самки, и длительность инкубации яиц после их откладывания  равна менее половины того срока, который проходит от времени их оплодотворения до  откладывания. Таким образом, у этих животных бывают «преждевременные» роды или  незавершенное яйцеживорождение. Прежде чем представить вам этих животных, стоит  упомянуть одну легенду. Среди аборигенов Австралии ходит легенда, что некогда, очень  давно, отбилась от своей стаи непослушная дикая утка. Но затосковала она в одиночестве  и сошлась с водяной крысой. От этой пары и пошли удивительные звери, которых местные  жители зовут «маллагонг», «тамбриит» или «бунабурра», а европейцы утконосом­  презентация «Утконос и ехидна» Если уж «клюв» утконоса привел в изумление европейцев, то длинный изогнутый  «клюв» ехидны в сочетании с многочисленными длинными иглами на спине показался им  вообще чем­то невероятным! Благодаря такому вооружению яйцекладущая ехидна внешне  напоминает гигантского ежа или дикобраза. Послушаем сообщение о ехидне. Итак, ехидна и утконос — яйцекладущие млекопитающие, так называемые «живые  инкубаторы», насиживающие яйца, вынашивающие их в сумке. Яйцекладущие — это  название одного из подклассов Млекопитающих. Другое их название — первозвери. Если с  первым названием все понятно то второе придется пояснить. Попробуйте объяснить, что такое «первозвери». Почему ехидну и утконоса относят  к этой группе животных? Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся. Температура тела однопроходных ниже, чем у других млекопитающих, и может  колебаться от 25 до 36 °С. Конечности отходят в стороны от тела, как у рептилий, а не  вниз, как у прочих представителей класса. Характерно отсутствие вибриссов — особых  чувствительных волосков, расположенных на морде У всех млекопитающих. Самки  откладывают 1—2 покрытых кожистой оболочкой яйца с желтком запасом питательных  веществ для развития зародыша. Вспомните, как это происходит у плацентарных . Детеныш вылупляется из яйца, раскалывая оболочку особым яйцевым зубом. Кора полушарий  головного мозга развита слабо. В скелете сохранились вороньи кости. заполнение таблицы совместно с учителем Признаки пресмыкающихся Признаки млекопитающих 1. Наличие клоаки. 2. Температура колеблется (не постоянная) от 25 до 36 'С. 1. Выкармливание детенышей   молоком (млечное   место,   сосков нет). 3. Конечности   по   бокам 2. Волосяной покров. тела. 4. Откладывание   яиц   с Несмотря на большое количество примитивных черт, этих животных все­таки относят к  млекопитающим животным. Почему? (они вскармливают своих детенышей молоком, имеют волосяной покров). Запишем эти признаки во вторую колонку таблицы. Обратим внимание  на то, что сосков у яйцекладущих нет, многочисленные протоки млечных желез  открываются на особых участках кожи железистых полях, лишенных волосяного покрова.  При легком надавливании на железистое поле молоко выступает прямо из протоков и  слизывается детенышами. Изучение первозверей имеет большое значение для раскрытия вопроса о  происхождении млекопитающих, оно позволяет представить, как в процессе исторического развития произошел переход от размножения яйцами к живорождению и выкармливанию  детенышей молоком. Млекопитающие возникли из отдельной группы пресмыкающихся звероящеров.  Интересно то, что их зубы не все одинаковы и на челюстях у них хорошо различаются  резцы, клыки и коренные. Есть основания полагать, что предками млекопитающих были мелкие формы  звероящеров. Между чешуйками вырастали волоски. Ученые считают, то чешуя, росшая  раньше по всему телу, была оттеснена волосяным покровом спереди назад и в наши дни  сохранилась на покровах хвоста низших зверей. Впрочем, чешуя сохранилась еще на концах всех пальцев в виде когтей у зверей и ногтей — у людей. Кожные железы в процессе эволюции стали неодинаковыми: одни стали выделять  только пот, другие — только жир, а третьи, по краям живота, где детенышам было удобно  лизать свою мать, — раствор мелких капелек жира с другими питательными веществами.  Эти железы становились больше, сильнее развивались. Такое поначалу дополнительное  питание детенышей со временем станови­ лось главным и железы постепенно превращались в молочные (млечные). Живорождение возникло гораздо позже. Предполагают, что яйцо у яйцекладущих  надолго задерживалось в утробе матери. Так долго, что оно лопалось еще в утробе, и  детеныши стали выходить на свет сформировавшимися организмами. При утробном  развитии яйца питание зародыша от стенок матки по­ степенно стало основным, питание  желтком утратило свое значение. Вскоре скорлупа стала лишь мешать питанию. И  преимущество оказывалось у тех особой, у которых скорлупа становилась все тоньше,  «прозрачнее», пока, наконец, совсем не исчезла. Дополнительное питание зародыша от  стенок матки становилось основным, а позже и единственным. А бывшее главное питание  желтком стало второстепенным и постепенно отошло на второй план. Таким образом возникли живородящие млекопитающие. В дальнейшем млекопитающие  стали очень разнообразны. Они заселили все материки. Найти ответ на вопрос, как яйцекладущие стали живородящими, поможет изучение  процессов размножения и развития сумчатых животных. У сумчатых скорлупы совсем нет, а есть лишь кожистая оболочка, которая легко  разрывается и детеныш выходит из тела матери очень маленьким и крайне неразвитым.  Плацента развита очень слабо или вообще отсутствует. Детеныш после рождения еще  будет вырастать в сумке матери довольно длительное время. Внутри сумки имеются  млечные железы, к соскам которых присасывается детеныш. Презентация­ сумчатые животные IVЗакрепление Решим задачи устно: 2. Биологические задачи. 1) Минимальное число сосков у самок млекопитающих­ два. Обезьяны, овцы, козы, слоны, лошади имеют по 2 соска. Максимальное число сосков (10­20) у мышей, полевок, крыс и других мелких млекопитающих.­ Как можно объяснить такие различия? 2) У нутрии соски находятся по бокам тела. С чем это связано. IV.Домашнее задание п.31 сообщение или презентация «Рукокрылые»

Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери

Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери

Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери

Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери

Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери

Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери

Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери

Конспект урока по биологии 7 класс тема Млекопитающие, или звери
Скачать файл