Конспект урока по биологии "Факторы среды", предназначен для 6 класса. Использованы приемы "Зигзаг", а так же индивидуальная и групповая работа. Для коллективной работы составлено несколько комплектов вопросов и для проведения этой работы необходимо разбить класс на четыре группы, больше не желательно из-за недостатка времениКонспект урока по биологии "Факторы среды", предназначен для 6 класса.
урок № 1 в 6 классе факторы среды, оказывающие влияние на растения.docx
Купцова О.Б.,
педагог ГБОУ «Школа № 1877 «Люблино»
Тема: Факторы среды Тема: Класс Факторы среды
Цель: Сформировать знания об основных факторах среды и их
значении; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся..
Задачи:
1)Выявить сущность понятия «факторы среды» (образовательная задача).
2)Изучить особенности основных факторов среды (образовательная задача).
3)Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие
взаимосвязь между жизнью растений и факторами среды
4)Научиться определять влияние факторов среды на растения
5)Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого
мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы
(воспитательная задача).
Прием Зигзаг.
Стадия вызова.
1.
Коллективная работа с последующим коллективным
обсуждением.
учащимся предлагается ответить на вопросы:
Опираясь на знания, полученные на уроке биологии,
1. Что такое вегетативное размножение у растений ?
2. Какие еще виды размножения Вы можете назвать?
3. Выгодно ли вегетативное размножение растениям?
4. Какова его роль в природе и в жизни человека?
2.
Парная работа. Используя ключевые слова, школьникам
предлагается, на основе опорных слов составить свое представление о
факторах среды: абиотические, экология, среда обитания, биотические,
антропогенные,
3.
Индивидуальная работа с последующим коллективным
обсуждением. Составить рассказ «Общая характеристика факторов среды» с использованием ключевых слов и ответить на вопрос: почему необходимо
знать факторы среды?
Ключевые слова:
абиотические факторы, биотические факторы,
антропогенные, бонсаи
Стадия Осмысления.
1. Групповая работа. Работа с текстом при помощи приема «Зигзаг2»
Класс делится на группы. Число учащихся в группе должно равняться числу
комплектов вопросов. Каждый участник группы получает комплект вопросов
(от 3 до 5 вопросов), касающихся всего текста. Вопросы у всех групп
одинаковые. Каждый ученик находит ответы на вопросы, кратко их излагает и
готовится к обсуждению.
Вопросы к тексту.
Первый комплект вопросов.
1. Что такое среда обитания?
2. Что включает в себя среда обитания?
3. Как факторы среды влияют на организм?
Второй комплект вопросов.
1. Что такое нейтральные факторы?
2. Приведите пример нейтральных факторов
3. Какое воздействие оказывают на организм нейтральные факторы?
Третий комплект вопросов.
1. Что такое экологические факторы?
2. Что такое адаптация?
3. Приведите пример адаптации у растений?
Четвертый комплект вопросов.
1. Что такое условия существования?
2. Почему для разных организмов требуются разные экологические
факторы?
3. Приведите примеры Факторы среды
Понятие о среде обитания, факторах среды и условиях
существования
К 1 комплекту
Среда обитания — часть природы, которая окружает организм и с которой он
непосредственно взаимодействует в течение своего жизненного цикла.
Среда обитания каждого организма сложна и изменчива во времени и
пространстве. Она включает множество элементов живой и неживой природы и
элементов, привносимых человеком и его хозяйственной деятельностью. В
экологии эти элементы среды называются факторами. Все факторы среды по
отношению к организму неравнозначны. Одни из них влияют на его
жизнедеятельность, а другие для него безразличны. Присутствие одних факторов
обязательно и необходимо для жизни организма, а других — не обязательно.
Ко 2 комплекту вопросов
Нейтральные факторы — компоненты среды, которые не влияют на организм и не
вызывают у него никакой реакции. Например, для волка в лесу безразлично
присутствие белки или дятла, наличие гнилого пня или лишайников на деревьях. Они
не оказывают на него непосредственного воздействия.
К 3 компекту вопросов
— свойства и компоненты среды обитания, которые
Экологические факторы
воздействуют на организм и вызывают у него ответные реакции. Если эти реакции
носят приспособительный характер, то они называются адаптациями.
Адаптация
adaptatio
лат.
обеспечивающих выживание и размножение организмов в конкретной среде
обитания. Например, у некоторых видов растений засушливых мест вода может
запасаться в листьях (алоэ) или стеблях (кактус).
(от
— прилаживание, приспособление) — признак или комплекс признаков,
К 4 комплекту вопросов Условия существования (жизни) — комплекс экологических факторов, без которых
организм не может существовать в данной среде. В среде обитания экологические
факторы различаются по значимости для каждого организма. Например, углекислый газ не
важен для жизни животных, но обязателен для жизни растений, а вот без воды не могут
существовать ни те, ни другие. Следовательно, для существования организмов любого вида
требуются определенные экологические факторы.
Рассказ учителя с показом презентации
.Классификация экологических факторов
Экологические факторы многообразны. Они играют различную роль в жизни организмов,
имеют неодинаковую природу и специфику действия. И хотя экологические факторы
воздействуют на организм как единый комплекс, их классифицируют по разным
критериям. Это облегчает изучение закономерностей взаимодействия организмов с
окружающей средой.
Разнообразие экологических факторов по природе происхождения позволяет разделить их
на три большие группы. В каждой из групп можно выделить несколько подгрупп факторов.
Абиотические факторы — элементы неживой природы, которые прямо или косвенно
влияют на организм и вызывают у него ответную реакцию. Их подразделяют на четыре
подгруппы:
1. климатические факторы — все факторы, которые формируют климат в данной
среде обитания (свет, газовый состав воздуха, осадки, температура, влажность
воздуха, атмосферное давление, скорость ветра и т. д.);
2. эдафические факторы (от греч. edafos — почва) — свойства почвы, которые
разделяются на физические (влажность, комковатость, воздухо и
влагопроницаемость, плотность и т. д.) и химические (кислотность, минеральный
состав, содержание органического вещества);
3. орографические факторы (факторы рельефа) — особенности характера и
специфика рельефа местности. К ним относятся: высота над уровнем моря, широта,
крутизна (угол наклона местности по отношению к горизонту), экспозиция
(положение местности относительно сторон света);
4. физические факторы — физические явления природы (гравитация, магнитное поле
Земли, ионизирующее и электромагнитное излучения и т. д.).
Биотические факторы — элементы живой природы, т. е. живые организмы, влияющие на
другой организм и вызывающие у него ответные реакции. Они носят самый разнообразный
характер и действуют не только непосредственно, но и косвенно через элементы
неорганической природы. Биотические факторы разделяют на две подгруппы:
1. внутривидовые факторы — влияние оказывает организм того же вида, что и
данный организм (например, в лесу высокая береза затеняет маленькую березку, у земноводных при высокой численности крупные головастики выделяют вещества,
замедляющие развитие более мелких головастиков, и т. д.);
2. межвидовые факторы — влияние на данный организм оказывают особи других
видов (например, ель угнетает рост травянистых растений под ее кроной,
клубеньковые бактерии обеспечивают азотом бобовые растения и т. д.).
В зависимости от того, кем является воздействующий организм, биотические факторы
подразделяют на четыре основные группы:
1. фитогенные (от греч. phyton — растение) факторы — влияние растений на
организм;
2.
зоогенные (от греч. zoon — животное) факторы — влияние животных на организм;
3. микогенные (от греч. mykes — гриб) факторы — влияние грибов на организм;
4. микробогенные (от греч. micros — малый) факторы — влияние других
микроорганизмов (бактерий, протистов) и вирусов на организм.
Антропогенные факторы — разнообразные виды деятельности человека, влияющей как
на сами организмы, так и на их местообитания. В зависимости от способа воздействия
выделяют две подгруппы антропогенных факторов:
1. прямые факторы — непосредственное воздействие человека на организмы
(скашивание травы, посадка леса, отстрел животных, разведение рыбы);
2. косвенные факторы — влияние человека на среду обитания организмов самим
фактом своего существования и через хозяйственную деятельность. Как
биологическое существо человек поглощает кислород и выделяет углекислый газ,
изымает пищевые ресурсы. Как социальное существо он оказывает влияние через
сельское хозяйство, промышленность, транспорт, бытовую деятельность и др.
В зависимости от последствий воздействия эти подгруппы антропогенных факторов, в
свою очередь, подразделяют на факторы положительного и отрицательного влияния.
Факторы положительного влияния повышают численность организмов до оптимального
уровня или улучшают среду их обитания. Их примерами являются: посадка и подкормка
растений, разведение и охрана животных, охрана окружающей среды. Факторы
отрицательного влияния снижают численность организмов ниже оптимального уровня или
ухудшают среду их обитания. К ним можно отнести вырубку лесов, загрязнение
окружающей среды, разрушение местообитаний, прокладку дорог и других коммуникаций.
По природе происхождения косвенные антропогенные факторы можно разделить на:
1. физические — создаваемые в ходе деятельности человека электромагнитное и
радиоактивное излучения, непосредственное воздействие на экосистемы
строительной, военной, промышленной и сельскохозяйственной техники в процессе
ее использования;
2. химические — продукты сгорания топлива, пестициды, тяжелые металлы; 3. биологические — распространяемые в ходе деятельности человека виды
организмов, способных внедряться в естественные экосистемы и нарушать тем
самым экологическое равновесие;
4. социальные — рост городов и коммуникаций, межрегиональные конфликты и
войны.
Рефлексия.
1 Индивидуальная работа.
Учащиеся записывают в тетрадь
определение термина и выявляют, что было верно ими указано на
стадии вызова, какие неточности были допущены.
Изучением экологических факторов занимается наука экология.
Экологические факторы разделяют на 3 группы (абиотические,
биотические и антропогенные).
2. Коллективная работа. Групповая работа.
Учащиеся, работавшие с одинаковыми комплектами вопросов,
объединяются в группы. Этот этап работы называется встречей экспертов.
Учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты
по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос,
снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что
узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст
целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера,
делать записи.
3. Коллективная форма работы. Учащиеся заполняют таблицу.
«Факторы среды»
Факторы
среды
Параметры сравнения
Абиотические Антропогенные
Биотические 4.Индивидуальная работа с последующим коллективным
обсуждением. Каждый учащийся составляет рассказ на тему «факторы
среды» с использованием ключевых слов и отвечает на вопрос, как влияют
факторы среды на жизнь растений?
Домашнее задание п. 23
Материалы:
1. http://jbio.ru/faktorysredyiixklassifikaciya
Конспект урока по биологии "Факторы среды"
Конспект урока по биологии "Факторы среды"
Конспект урока по биологии "Факторы среды"
Конспект урока по биологии "Факторы среды"
Конспект урока по биологии "Факторы среды"
Конспект урока по биологии "Факторы среды"
Конспект урока по биологии "Факторы среды"
Конспект урока по биологии "Факторы среды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.