Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
13.02.2018
Данный конспект раскрывает значение грибов в природе, а также для человека. Кроме этого на уроке рассматриваются группы грибов по способу питания: сапротрофы, симбионты, паразиты и значение каждой группы. Кроме этого учащиеся знакомят одноклассников с небольшой исследовательской работой по выращиванию плесневого гриба - мукор.
Грибы в биосфере и жизни человека.doc
Конспект урока по биологии в 5 классе
Романова Ирина Васильевна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Нурлат Республики Татарстан
Тема урока: «Грибы в биосфере и жизни человека». ТЕМА: Грибы в биосфере и жизни человека
ЗАДАЧИ:
1. сформировать понятие “микориза”, “антибиотики”;
2. показать роль грибов в системе живых организмов;
3. раскрыть влияние и значение грибов в жизни человека;
4. воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи грибов, таблицы “Грибыпаразиты”, “Плесневые
грибы”, открытки, выставка книг, рецепты грибных блюд,
компьютер, карточки с заданиями.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично поисковый, словесный, нагляднообразный,
игровой.
ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, групповая, фронтальная.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний и постановка проблемы
Программированный опрос.
1. Микология – наука о грибах.
а) да б) нет
2. Клетка гриба имеет ядро.
а) да б) нет
3. Основа гриба – мицелий.
а) да б) нет
4. Все грибы имеют пенек и шляпку.
а) да б) нет
5. Дрожжи – это одна почкующаяся клетка.
а) да б) нет.
Вопросыответы.
Учитель: Какое строение имеют грибы?
Ученики: Состоят из грибницы.
Учитель: Какие виды грибницы вам известны?
Ученики: Воздушная и почвенная.
Учитель: Из чего состоит воздушная грибница шляпочных грибов?
Ученики: Шляпка и пенек.
Учитель: Что они образуют?
Ученики: Плодовое тело.
Учитель: Какую роль играют разрушители в экосистеме?
Ученики: Они разлагают органические вещества отмерших организмов до более простых.
Загадкистихотворения.
Учитель: Растут на опушке
Рыжие подружки, А зовут их
Ученики: волнушки.
Учитель: Изпод травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые
Ученики: лисички.
Учитель: Царь грибов на толстой ножке –
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он
Ученики: белый.
Учитель: Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я
Ученики: подосиновик.
Учитель: Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай,
Это –
Ученики: сыроежки.
Проблема: В природе существует большое количество грибов. Какова роль грибов в
жизнедеятельности человека, а также в биосфере?
2. Совместное открытие знаний
Учитель. К какой группе организмов по способу питания относятся грибы?
Ученики: к гетеротрофам.
Учитель: Что это за организмы?
Ученики: Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.
Группы грибов
паразиты
сапротрофы
Симбионты
Грибы – паразиты
Эти грибы используют для питания живые организмы, поселяясь на других грибах,
водорослях, высших растениях, животных, вызывая их болезни. Они высасывают соки из
живых клеток. Самыми распространенными грибамипаразитами являются головневые: спорынья и головня. Они заражают посевы злаковых, что приводит к гибели урожая. Также
на деревьях паразитируют грибытрутовики.
Грибы – симбионты
Учитель. Где чаще всего растут грибы?
Ученики: Около деревьев и в траве.
Учитель: Действительно так. Потому что мицелий срастается с корнями растений. Их
сотрудничество взаимовыгодно. Как называется данное сотрудничество?
Ученики: Симбиоз.
Учитель: Подумайте, что дают грибам растения?
Ученики: Органические вещества.
Учитель: А что могут дать растениям грибы?
Ученики: Воду и минеральные вещества .
Микориза – переплетение корней растений с гифами мицелия гриба.
(записывают в тетрадь).
Грибы – сапротрофы.
Учитель. Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими
микроорганизмами они разлагают и минерализуют отмершие остатки, превращая их в
вещества доступные для питания растений. Не будь бы грибов, ежегодно опадающие
листья копились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса. В
данную группу входят как макроскопические, так и микроскопические. К
микроскопическим относятся грибы рода мукор. (сообщение учащихся по выращиванию
грибамукора . Приложение 1.)
Грибы в жизни человека.
Учитель. Грибы привлекли внимание людей с незапамятных времен. Судя по материалам
археологических раскопок, наскальным рисункам и древним рукописям, наши далекие
предки уже давно научились использовать грибы в пищу, а также древнейшие
производства, как хлебопечение и виноделие не могли существовать без участия
микроскопических дрожжевых грибов. (Рассматривают схему. Приложение 2).
Сообщения учащихся.
Ученик 1:
Загадка: Он на толстой ножке белой.
В яркой шляпке загорелой,
Кто его в лесу найдет,
Тот от радости поет. (Белый гриб).
Шляпочные грибы начали применяться в медицине еще в 17 веке. Белыми грибами лечили
обмороженные части тела. Для этого грибы немного подсушивали, а затем получали
экстракт. Употребление в пищу белых грибов предупреждает раковые заболевания. В этом
же грибе содержатся антибиотики, которые губительны для палочки Коха (возбудителя
туберкулеза) и для кишечной палочки. Ученик 2:
Загадка. Красная шапочка
С белым горошком,
В фартучке белом,
Высокая ножка,
Внешне весьма
Привлекательный вид,
Помните все:
Этот гриб ядовит. (Мухомор.)
Издавна в народе водную и спиртовую настойку мухоморов использовали для лечения
ревматизма, радикулита и ряда болезней нервной системы. Врачи применяют препараты
красного мухомора в маленьких дозах при лечении заболеваний нервной и сердечно
сосудистой систем. Сок и мазь, приготовленные из плодового тела гриба, заживляют кожу,
пораженную рентгеновским облучением.
Ученик 3:
Загадка. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть –
Нет головы. (Гриб).
Содержание витаминов в грибах различно. Витамина С в них мало, а витамина В в лисичках
не меньше, чем в дрожжах. В белом грибе обнаружен витамин А. Очень много в грибах
витамина Р, почти столько же, сколько в печени, а витамина Д ничуть не меньше, чем в
хорошем сливочном масле. Грибы отличаются высоким содержанием воды. Значительно
повышает питательность и придают вкус грибам глюкоза и другие сахара. Много в грибах
ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов повышают аппетит, усиливают
отделение желудочного сока, улучшают пищеварение. Неповторимый аромат придают
грибам эфирные масла.
3. Закрепление
1 . Изобразите пантомимой: а) почкование дрожжей;
б) микоризу гриба с деревом.
2 . Решение кроссворда: «Грибы» (Приложение 3).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А.
О тех, кто растет, но не бегает
Баласс, 2002. 2. Рохлов Р., Теремов А.,
Занимательная ботаника
М. “АСТПРЕСС”, 1999.
3. Трайтак Д.Н.
Книга для чтения по ботанике
М. “Просвещение”, 1978.
Приложение 1.
Выращивание белой плесени мукора.
Многие грибы разрушают плоды человеческого труда – дома, столбы, обои, запасы
продуктов и одежду. Эти грибы относятся к почвенным сапротрофам. Это очень большая
группа грибов. Из микроскопических – это грибы рода мукор. Известно, что продукты, на
которых появляется плесень либо выбрасывают, либо подвергают обработке. Очень часто
плесень появляется на хлебе. Чтобы задержать развитие плесени в хлеб добавляют
пропионат кальция.
Цель: определить сорт хлеба, наиболее устойчивый к плесневым грибам.
В ходе нашего исследования мы проверили два сорта хлеба: высший и ржаной. Положили
кусочки хлеба в чашечку и закрыли их. Проверяли хлеб в течении недели, следя за тем,
чтобы фильтровальная бумага всегда была влажной. В ходе наблюдения мы увидели, что
быстрее всего плесень появляется на хлебе ржаного сорта, а также в теплом, влажном
месте.
Приложение 2 антибиотики
гормоны роста
растений
ферментированная
пища
сыроварение
промышленные
ферменты
полезные
матаболиты
активные
ферменты
биомасса
аллергические
реакции
микозы животных
и человека
биологический
контроль
нематоды
ГРИБЫ
лесоводство
микориза
пищевые дрожжи
съедобные грибы
насекомые
КРОССВОРД
Приложение 3 а
с
т
и
н
ч
а
еыт
а
т ы е
п
б
ш
л
я
п
о
ч
н
ы
е
ы ж и
т
р
м
у
х
о
м
о
р
м
и
к
о
л
о
г
и
я
ВОПРОСЫ:
1. грибы, у которых плодовое тело состоит из шляпки и пенька.
2. грибы, у которых нижний слой плодовых тел состоит из пластинок.
3. ядовитый гриб.
4. грибы, у которых нижний слой плодовых тел состоит из трубочек.
5. наука о грибах.
6. съедобный гриб.
Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.