Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Оценка 4.9

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
13.02.2018
Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".
Данный конспект раскрывает значение грибов в природе, а также для человека. Кроме этого на уроке рассматриваются группы грибов по способу питания: сапротрофы, симбионты, паразиты и значение каждой группы. Кроме этого учащиеся знакомят одноклассников с небольшой исследовательской работой по выращиванию плесневого гриба - мукор.
Грибы в биосфере и жизни человека.doc
Конспект урока по биологии в 5 классе Романова Ирина Васильевна,  учитель биологии  высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Нурлат Республики Татарстан Тема урока: «Грибы в биосфере и жизни человека». ТЕМА: Грибы в биосфере и жизни человека ЗАДАЧИ: 1. сформировать понятие “микориза”, “антибиотики”; 2. показать роль грибов в системе живых организмов; 3. раскрыть влияние и значение грибов в жизни человека; 4. воспитывать бережное отношение к природе. ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи грибов, таблицы “Грибы­паразиты”, “Плесневые                                       грибы”, открытки, выставка книг, рецепты грибных блюд,   компьютер, карточки с заданиями. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично поисковый, словесный, наглядно­образный,                                                игровой. ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, групповая, фронтальная.                                             ХОД УРОКА 1. Актуализация знаний и постановка проблемы Программированный опрос.  1. Микология – наука о грибах. а) да       б) нет         2. Клетка гриба имеет ядро.             а) да       б) нет        3. Основа гриба – мицелий.             а) да        б) нет        4. Все грибы имеют пенек и шляпку.             а) да         б) нет        5. Дрожжи – это одна почкующаяся клетка.              а) да       б) нет. Вопросы­ответы. Учитель: Какое строение имеют грибы? Ученики: Состоят из грибницы. Учитель: Какие виды грибницы вам известны? Ученики: Воздушная и почвенная. Учитель: Из чего состоит воздушная грибница шляпочных грибов? Ученики: Шляпка и пенек. Учитель: Что они образуют? Ученики:  Плодовое тело. Учитель: Какую роль играют разрушители в экосистеме? Ученики:  Они разлагают органические вещества отмерших организмов до более простых. Загадки­стихотворения. Учитель: Растут на опушке        Рыжие подружки, А зовут их  Ученики:  волнушки. Учитель: Из­под травки прошлогодней       Вылезают на свободу       Неразлучные сестрички –      Рыжеватые  Ученики:  лисички. Учитель: Царь грибов на толстой ножке –      Самый лучший для лукошка.       Он головку держит смело,        Потому что гриб он  Ученики:  белый. Учитель: Я в красной шапочке расту        Под стройною осиною,       Меня узнаешь за версту,       Зовусь я  Ученики:  подосиновик. Учитель: Вдоль лесных дорожек      Много белых ножек      В шляпках разноцветных,      Издали заметных,      Собирай, не мешкай,      Это –   Ученики:  сыроежки.  Проблема: В природе существует большое количество грибов. Какова роль грибов в  жизнедеятельности человека, а также в биосфере? 2. Совместное открытие знаний Учитель. К какой группе организмов по способу питания относятся грибы? Ученики:   к гетеротрофам. Учитель:   Что это за организмы?  Ученики:  Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.     Группы грибов паразиты сапротрофы Симбионты                       Грибы – паразиты  Эти грибы используют для питания живые организмы, поселяясь на других грибах,  водорослях, высших растениях, животных, вызывая их болезни. Они высасывают соки из  живых клеток. Самыми распространенными грибами­паразитами являются головневые: спорынья и головня. Они заражают посевы злаковых, что приводит к гибели урожая. Также на деревьях паразитируют грибы­трутовики.                                              Грибы – симбионты  Учитель. Где чаще всего растут грибы? Ученики:  Около деревьев и в траве. Учитель: Действительно так. Потому что мицелий срастается с корнями растений. Их  сотрудничество взаимовыгодно. Как называется данное сотрудничество? Ученики:  Симбиоз. Учитель: Подумайте, что дают грибам растения? Ученики:  Органические вещества. Учитель: А что могут дать растениям грибы? Ученики:  Воду и минеральные вещества . Микориза – переплетение корней растений с гифами мицелия гриба. (записывают в тетрадь). Грибы – сапротрофы. Учитель. Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими  микроорганизмами они разлагают и минерализуют отмершие остатки, превращая их в  вещества доступные для питания растений. Не будь бы грибов, ежегодно опадающие  листья копились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса. В  данную группу входят как макроскопические, так и микроскопические. К  микроскопическим относятся грибы рода мукор. (сообщение учащихся по выращиванию  гриба­мукора . Приложение 1.)                         Грибы в жизни человека.  Учитель. Грибы привлекли внимание людей с незапамятных времен. Судя по материалам  археологических раскопок, наскальным рисункам и древним рукописям, наши далекие  предки уже давно научились использовать грибы в пищу, а также древнейшие  производства, как хлебопечение и виноделие не могли существовать без участия  микроскопических дрожжевых грибов. (Рассматривают схему. Приложение 2). Сообщения учащихся. Ученик 1: Загадка:  Он на толстой ножке белой.                  В яркой шляпке загорелой,                  Кто его в лесу найдет,                  Тот от радости поет. (Белый гриб). Шляпочные грибы начали применяться в медицине еще в 17 веке. Белыми грибами лечили  обмороженные части тела. Для этого грибы немного подсушивали, а затем получали  экстракт. Употребление в пищу белых грибов предупреждает раковые заболевания. В этом  же грибе содержатся антибиотики, которые губительны для палочки Коха (возбудителя  туберкулеза) и для кишечной палочки. Ученик 2: Загадка. Красная шапочка С белым горошком, В фартучке белом, Высокая ножка, Внешне весьма Привлекательный вид, Помните все: Этот гриб ядовит. (Мухомор.) Издавна в народе водную и спиртовую настойку мухоморов использовали для лечения  ревматизма, радикулита  и ряда болезней нервной системы. Врачи применяют препараты  красного мухомора в маленьких дозах при лечении заболеваний нервной и сердечно­ сосудистой систем. Сок и мазь, приготовленные из плодового тела гриба, заживляют кожу,  пораженную рентгеновским облучением. Ученик 3: Загадка. Под сосною у дорожки                 Кто стоит среди травы?                Ножка есть, но нет сапожек,                 Шляпка есть –                Нет головы. (Гриб). Содержание витаминов в грибах различно. Витамина С в них мало, а витамина В в лисичках не меньше, чем в дрожжах. В белом грибе обнаружен витамин А. Очень много в грибах  витамина Р, почти столько же, сколько в печени, а витамина Д ничуть не меньше, чем в  хорошем сливочном масле. Грибы отличаются высоким содержанием воды. Значительно  повышает питательность и придают вкус грибам глюкоза и другие сахара. Много в грибах  ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов повышают аппетит,  усиливают  отделение желудочного сока, улучшают пищеварение. Неповторимый аромат придают  грибам эфирные масла.                  3. Закрепление         1 . Изобразите пантомимой: а) почкование дрожжей;                                                  б) микоризу гриба с деревом. 2 . Решение кроссворда: «Грибы» (Приложение 3). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А.                          О тех, кто растет, но не бегает                                    Баласс, 2002. 2. Рохлов Р., Теремов А.,                           Занимательная ботаника                                       М. “АСТ­ПРЕСС”, 1999. 3. Трайтак Д.Н.                          Книга для чтения по ботанике                                      М. “Просвещение”, 1978.                   Приложение 1. Выращивание белой плесени мукора. Многие грибы разрушают плоды человеческого труда – дома, столбы, обои, запасы  продуктов и одежду. Эти грибы относятся к почвенным сапротрофам. Это очень большая  группа грибов. Из микроскопических – это грибы рода мукор. Известно, что продукты, на  которых появляется плесень либо выбрасывают, либо подвергают обработке. Очень часто  плесень появляется на хлебе. Чтобы задержать развитие плесени в хлеб добавляют  пропионат кальция. Цель: определить сорт хлеба, наиболее устойчивый к плесневым грибам. В ходе нашего исследования мы проверили два сорта хлеба: высший и ржаной. Положили  кусочки хлеба в чашечку и закрыли их. Проверяли хлеб в течении недели, следя за тем,  чтобы фильтровальная бумага всегда была влажной. В ходе наблюдения мы увидели, что  быстрее всего плесень появляется на хлебе ржаного сорта, а также в теплом, влажном  месте. Приложение 2 антибиотики гормоны роста       растений ферментированная              пища        сыроварение       промышленные            ферменты    полезные   матаболиты активные  ферменты биомасса    аллергические            реакции микозы животных          и человека биологический       контроль  нематоды ГРИБЫ лесоводство  микориза пищевые дрожжи съедобные грибы насекомые                                                       КРОССВОРД                         Приложение 3 а с т и н ч а еыт а т ы е п б ш л я п о ч н ы е ы ж и т р м у х о м о р м и к о л о г и я ВОПРОСЫ: 1. грибы, у которых плодовое тело состоит из шляпки и пенька. 2. грибы, у которых нижний слой плодовых тел состоит из пластинок. 3. ядовитый гриб. 4. грибы, у которых нижний слой плодовых тел состоит из трубочек. 5. наука о грибах. 6. съедобный гриб.

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".

Конспект урока по биологии "Грибы в биосфере и жизни человека".