Конспект урока по биологии "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
15.02.2017
Конспект урока предназначен для учителей биологии и обучающихся, изучающих биологию в 8 классе. Материал может быть использован во внеклассной работе и на уроках ОБЖ. Обучающиеся учатся распознавать виды кровотечений, знакомятся с приёмами оказания первой помощи при кровотечениях. У них формируется ценностное отношение к своему здоровью.
Урок Кровотечения.docx
Урок биологии в 8 классе
Тема: Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях.
Цель: Систематизировать и расширить знания обучающихся о системе
кровообращения, познакомить с приёмами оказания первой помощи при
кровотечениях, сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные:
научить обучающихся распознавать виды кровотечений;
оказывать первую помощь при повреждении сосудов;
формировать навыки работы с раздаточным материалом.
Развивающие:
развивать умение логически мыслить: анализировать, сравнивать, выделять
главное, обобщать, делать выводы;
оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
работать с текстом;
слушать и делать краткие записи в тетради.
Воспитательные:
воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни;
чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье
окружающих;
воспитывать чувство ответственности, сопереживания и доброты.
Оборудование: таблица «Кровотечения и их виды», компьютер, мультимедийный
проектор, видеофильмы, презентация, бинты, жгуты.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: с применением средств мультимедиа.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа,
самостоятельная работа.
По характеру познавательной деятельности: частично – поисковый.
По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический,
классификационный.
Основные понятия: кровотечения внешние и внутренние; виды кровотечений:
капиллярное, венозное, артериальное; давящая повязка, жгут.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся распознавать виды кровотечений;
Овладеют навыками оказания первой доврачебной помощи;
Закрепят навыки исследовательской работы;
Научатся находить, анализировать, применять полученную информацию и
делать выводы;
Закрепят навыки работы с компьютером и Интернет – ресурсами.
Технологии: Проблемного обучения;
Проектно – исследовательской работы
Здоровьесберегающие;
Личностно – ориентированного обучения;
ИКТ.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебного процесса.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление полученных знаний.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
Ход урока
I.
Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.
Мотивация учебного процесса.
II.
Ребята, вначале я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент из видеоролика.
http://www.youtube.com/watch?v=A7DJsX9oOHg
Как вы думаете, почему я показала вам этот фрагмент?
Я хотела заострить ваше внимание, что сегодня на нашем уроке пойдёт серьёзный
разговор о том, как помочь человеку, попавшему в беду, пострадавшему в
результате, какого – то несчастного случая.
Да, к сожалению, в нашей жизни бывают несчастные случаи. И очень часто с
пострадавшими оказываются люди, не имеющие медицинского образования. От того
как они себя поведут, какую помощь окажут пострадавшему, нередко будет зависеть
его здоровье, а иногда и жизнь. В научной литературе есть такие данные: 15%
смертей при несчастных случаях происходя из – за того, что травмы несовместимы с
жизнью; 15% несвоевременное прибытие скорой и 70% безучастность и
безграмотность очевидцев. Каждый из вас должен задать себе вопрос: «СУМЕЮ ли Я
это сделать, спасти человека, помочь в трудную минуту, оказавшись рядом?»
Но для того, чтобы суметь надо….. продолжите мою мысль. Надо знать и уметь.
Я СУМЕЮ = ЗНАТЬ и УМЕТЬ
Изучение нового материала.
III.
Тема нашего урока: Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях. Цель нашего
урока: научиться распознавать кровотечения и научиться оказывать первую
доврачебную помощь пострадавшему, т.е. действовать скорее «СКОРОЙ».
Вначале, я думаю, нам надо выделить основным понятиям темы.
Какие это понятия? Как вы думаете?
Кровотечение – это выход крови из кровеносных сосудов.
Рана – это механическое повреждение органов, сопровождающееся нарушением их
целостности и кровотечением. Первая помощь – это совокупность мероприятий, направленных на спасение жизни
человека, получившего травму.
Как вы думаете, что является основными причинами кровотечений, т.е.
повреждений кровеносных сосудов?
Повреждение кожи и других органов острым предметом;
Удар, падение;
Авария на каком – то виде транспорта;
Нарушение техники безопасности;
Несоблюдение правил обращения с инструментами, приборами,
механизмами;
Укус животных;
Огнестрельное ранение и др.
Посмотрите в текст §25 и скажите, какими могут быть кровотечения?
Кровотечения
Внешние Внутренние
Чем внешние кровотечения отличаются от внутренних?
Внешние – когда кровь из раны изливается наружу.
Внутренние – когда целостность кожных покровов не нарушена и кровь изливается
в органы или в межтканевые промежутки.
Внутренние кровотечения мы подробно рассматривали, когда изучали повреждения
опорно – двигательной системы. Сегодня подробнее остановимся на внешних
кровотечениях.
Какие вы знаете кровеносные сосуды?
В зависимости от повреждения того или иного кровеносного сосуда, предположите
какими могут быть внешние кровотечения?
Внешние кровотечения
Капиллярные Венозные Артериальные
Прочитайте в тексте §25 характеристику капиллярного кровотечения, которое чаще
всего встречается в жизни, и выделите признаки, по которым можно определить
данный вид кровотечения.
Капиллярное:
1) Рана небольшая и неглубокая;
2) Кровь медленно сочится из раны.
Какую помощь пострадавшему или себе вы окажете при капиллярном
кровотечении?
1) Для остановки кровотечения промыть рану пероксидом водорода;
2) Продезинфицировать йодом или зелёнкой;
3) Наложить стерильную повязку.
Посмотрите видеофильм, где показано наложение повязки при капиллярном
кровотечении.
Из всех видов внешних кровотечений наименее опасно капиллярное. Почему? Капилляры маленькие сосуды и при их повреждении крови вытекает мало. Наиболее
опасны венозное и особенно артериальное кровотечения. Решите биологическую
задачу: потеря 1/3 крови угрожает жизни человека. Подсчитайте, потеря
скольки литров крови опасна?(1,7 л.)
Сейчас прочитайте в §25 о венозном кровотечении и выделите признаки этого
кровотечения.
Венозное:
1) Кровь вытекает сильной струёй, без толчков;
2) Она тёмно – вишнёвого цвета.
Какую помощь пострадавшему вы сможете оказать при венозном кровотечении?
1) Продезинфицировать кожу вокруг раны;
2) Наложить стерильную давящую повязку;
3) Дать обезболивающее;
4) Доставить в больницу.
Предлагаю посмотреть фильм об оказании первой помощи при венозном
кровотечении. http://www.youtube.com/watch?v=1cCFWzNILEA
Наиболее опасны артериальные кровотечения. Почему?
В артериях кровь течёт с наибольшей скоростью и под большим давлением, поэтому
крови вытекает значительно больше.
Решите биологическую задачу: потеря 1/3 крови угрожает жизни человека.
Подсчитайте, сколько это будет литров?(1,7 л.)
Прочитайте в §25 об артериальном кровотечении. По каким признакам его можно
определить?
Артериальное:
1) Кровь ярко – алого цвета;
2) Вытекает пульсирующей струёй или даже фонтаном.
Какую немедленную и быструю помощь нужно оказать пострадавшему человеку?
1) Пальцем прижать артерию в местах, где прощупывается пульс;
2) Наложить жгут или закрутку выше раны;
3) Продезинфицировать кожу вокруг раны;
4) Наложить стерильную повязку;
5) Дать обезболивающее.
6) Доставить в больницу.
Ребята, вы хорошо поработали, получили много полезной информации, я думаю, нам
надо передохнуть. Давайте проведём физкультминутку.
http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E&list=PLg4R3dySWoyoW-
gY4KGkvQ-Ee3OgQX_4y
Самое главное из этих правил при артериальном кровотечении – правильно наложить
жгут. Как это делается, посмотрите по видеоролику.
http://www.youtube.com/watch?v=ZniUtVPU-Qc
Ещё раз обратим внимание, что максимальное время наложения жгута летом – 2 часа,
зимой – 1,5 часа для взрослых и 60, 40 минут для детей. Если жгут держать дольше,
может наступить омертвение тканей. Если по истечении указанного срока
пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять на 35 минут, чтобы восстановить кровообращение в конечности. Затем
жгут накладывают снова чуть выше предыдущего места.
А сейчас выполним лабораторную работу. Ознакомьтесь с инструкцией проведения
лабораторной работы. Работайте в парах.
Лабораторная работа «Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях»
Цель: научиться оказывать первую помощь при различных видах кровотечений:
капиллярном, венозном, артериальном.
1.
2.
3.
4.
Наложите марлевую повязку на указательный палец при капиллярном
Ход работы:
кровотечении.
Наложите давящую повязку при венозном кровотечении.
Сделайте закрутку на руку при артериальном кровотечении.
Запишите вывод по работе. (В ходе лабораторной работы мы научились
оказывать доврачебную помощь при различных видах кровотечений: капиллярном,
венозном, артериальном.)
IV.
1.
2.
Домашнее задание.
§25
Заполните таблицу.
Вид кровотечения
Характеристика
кровотечения
Первая помощь
3.
V.
Творческое задание: приготовить небольшие сообщения на тему «Зачем
человеку нужен нос?»
Закрепление материала.
Прочитайте в §25 пункт «Носовые кровотечения». Посмотрите фильм
http://www.youtube.com/watch?v=vi1mJip1RWw
и ответьте на вопрос, какие ошибки допускали родители Везунчика, пытаясь оказать
ему помощь при носовом кровотечении.
VI.
Рефлексия.
Закончите предложения:
Мне было (интересно, неинтересно) на уроке____________
Я доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________
Я понял(ла), не понял(ла))______________ учебный материал на уроке.
Я выполнил(ла)), не выполнил(ла))_____________ цели и задачи,
поставленные мною в начале урока.
1. http://www.youtube.com/watch?v=A7DJsX9oOHg
Источники: 2. http://www.youtube.com/watch?v=1cCFWzNILEA
3.http://www.youtube.com/watch?v=SAWrKZhD0E&list=PLg4R3dySWoyoW
gY4KGkvQEe3OgQX_4y
4.http://www.youtube.com/watch?v=ZniUtVPUQc
5. http://www.youtube.com/watch?v=vi1mJip1RWw
6. http://school.xvatit.com/index.php?title
7. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/06/13/urokvidykrovotecheniya
8. http://www.ayzdorov.ru/lechenie_krovotechenie_chto.php
Конспект урока по биологии "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Конспект урока по биологии "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Конспект урока по биологии "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Конспект урока по биологии "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Конспект урока по биологии "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Конспект урока по биологии "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.