Конспект урока по биологии "Макроэволюция"
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии "Макроэволюция"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
10 кл—11 кл
07.01.2017
Конспект урока по биологии "Макроэволюция"
Цель: Познакомить учащихся с понятием макроэволюция Задачи: 1) Образовательные: сформировать основные понятия сравнительно-анатомических доказательств: гомологичные и аналогичные органы, атавизмы и рудименты, живые переходные формы. Конкретизировать и обобщить знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса. 2) Развивающие: умение сравнивать, логически мыслить, приводить примеры, делать выводы. Развитие умения правильно определять различные направления и пути эволюции, продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции. 3) Воспитательные: формирование у учащихся научного мировоззрения.
конспект урока по биологии.doc

Конспект урока по биологии по теме: «Эволюционное учение»

Урок 8. Макроэволюция

 

Цель: Познакомить учащихся с понятием макроэволюция

Задачи:

1)      Образовательные: сформировать основные понятия сравнительно-анатомических доказательств: гомологичные и аналогичные органы, атавизмы и рудименты, живые переходные формы. Конкретизировать и обобщить знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.

2)      Развивающие: умение сравнивать, логически мыслить, приводить примеры, делать выводы. Развитие умения правильно определять различные направления и пути эволюции, продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции.

3)      Воспитательные: формирование у учащихся научного мировоззрения. 

Оборудование: таблицы по общей биологии, учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, изд. №Дрофа», карточки с ключевыми понятиями по теме ”Макроэволюция” размещены на доске по блокам.

Биологический прогресс.
Биологический регресс

Ароморфоз
Идиоадаптация
Дегенерация

Дивергенция
Конвергенция

Гомологичные,
аналогичные органы

Тип урока: комбинированный, фронтальная беседа.

План урока

1. Изучение нового материала

2. Диктант

3. Закрепление

4. Домашнее задание.

Смысловые блоки

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здоровается

Приветствуют учителя стоя

Изучение нового материала

На этом уроке мы отработаем и закрепим основные понятия по теме ”Макроэволюция”, закрепим умения работать с таблицей. Полученные на уроке знания  помогут лучше усвоить раздел ”Основы экологии”.

В конце урока вы выполните биологический диктант.

На доске размещены понятия о которых пойдет речь на уроке, так-же нам предстоит работа с учебником.

Ученики слушают

Открываем тетрадь, записываем тему урока ”Макроэволюция”.

Открывают тетрадь, записывают.

Фронтальная беседа с классом

Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?

1.“Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию».

2.Характеристика биологического прогресса?

Общий вывод: Биологический прогресс – это результат успеха в борьбе за существование.

3. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах?

4. Характеристика биологического регресса?

Вывод: Биологический регресс – отсутствие необходимого уровня приспособленности.

5. Чем опасен биологический регресс?

6. Биологический регресс чреват опасностью вымирания и в некоторых случаях человек способствует этому.

Какой вы можете привести пример?

Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаются Красная книга, заповедники, заказники, национальные парки.

7. Почему “необратимый”?

 

Ответ учеников

 

 

1.Биологический прогресс

2.Высокая численность, широкий ареал, большое количество подчиненных систематических групп.

 

 

 

 

3. Биологический регресс.

 

 

4. Уменьшение численности, сокращение ареала, снижения числа систематических групп более низкого ранга.

 

 

 

 

5. Вымиранием.

6. Вследствие усиленного отстрела сократилась численность, и сузился ареал распространения соболя, на грани вымирания уссурийский тигр.

 

7. Приспособление к среде, в который обитали предки, осуществляется на иной генетической основе.

 

Мы с вами  повторили направления эволюции.

Какими же путями они осуществляются? Обратите внимание на доску.

 

 

Ароморфоз
Идиоадаптация
Дегенерация

 

Найти данные термины в учебнике, дать определение и привести примеры.

 

 

 

 

Примеры записать в тетрадь

1.У растений: развитие тканей, появление вегетативных органов, появление цветков, плодов, семян, появление фотосинтеза.

2. У животных: двусторонняя симметрия тела, развитие мышц, сегментация тела, появление хорды, челюстей, выкармливание детенышей молоком.

 

Примеры записать в тетрадь

У растений: Приспособление к опылению цветков ветром, насекомыми, видоизменение листьев.

У животных: Различная окраска, форма тела у водных животных, различные конечности у насекомых и животных.

 

 

 

 

 

 

Примеры записать в тетрадь

Утрата органов чувств и пищеварительной системы у ленточных червей, редукция корней и хлорофилла у паразитических растений.

 

Ароморфоз – усложнения строения функций организмов, ведущие к общему повышению организации и жизнеспособности в новых условиях обитания. Не имеет прямого приспособительного характера, повышает интенсивность жизнедеятельности особей, обуславливая их относительную независимость от условий среды.

Записывают:

Идиоадаптация - мелкие приспособления к специфическим условиям среды, полезные в борьбе за существование, но существенно не меняющей уровня организации. Приводят к узкой специализации группы, что при быстром изменении условий может привести к вымиранию. В результате идиоадаптации возникают мелкие систематические группы (род, семейство, отряд).

Записывают

Дегенерация – упрощение организации образа жизни в результате приспособления к более простым условиям существования связанным с прикрепленным или паразитическим образом жизни. Обычно сопровождается исчезновением ряда органов.

Записывают

 

В основе всего эволюционного процесса лежит дивергенция.

Дать определение и привести примеры.

 

Пример: Все конечности млекопитающих независимо от внешнего вида имеют одинаковое строение.

 

Дивергенция – расхождение признаков в процессе эволюции, приводящее к образованию новых форм от общего предка. На основе дивергенции одни органы тела преобразуются в другие в связи с выполнением ими новых функций. Образуются гомологичные органы, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции.

 

А что такое конвергенция?

 

 

 

 

Пример

Крылья птиц и насекомых.

 

Независимое возникновение сходных признаков у организмов, не родственных друг другу или у органов имеющих в эмбриональном развитии различное происхождение, но выполняющие сходные функции. Возникает при заселении разными видами сходных типов местообитаний. Органы выполняющие сходные функции, но имеющие разное происхождение называются аналогичными.

 

 Обратите внимание на термины вывешенные на доске, по каким группам они распределены?

 

1.     Направление эволюции.

2.     Пути эволюции.

3.     Закономерность эволюции.

4.      Результат закономерности.

Повторение

Выполним диктант.

Я буду озвучивать явление, а вы пишите, как оно называется, указывая при этом номер.

1. Появление челюстей у позвоночных.

2.Покровительственная окраска у животных.

3.Отсутствие ног у змей.

4.Уменьшение ареала белых лебедей.

5.Корневище ландыша, клубни картофеля представляют собой подземные побеги.

6.Сходные структуры в строении глаз осьминога и человека.

 

Отвечают письменно

 

 

1.     Ароморфоз

2.     Идиоадаптация

3.     Дегенерация

4.     Регресс

5.     Дивергенция

6.     Конвергенция

 

Сдают работы

 

Из чего складывается весь процесс эволюции. (Из макро и микроэволюции).

Направление, скорость, ход развития живой природы задается и осуществляется естественным отбором.

Запишем в тетрадь.

Нет принципиальных различий между процессами образования новых видов (микроэволюцией) и процессами формирования более высоких таксонометрических групп (макроэволюцией).

В макроэволюции действуют те же процессы: возникновение фенотипических изменений, борьба за существование, естественный отбор.

Эти 2 процесса едины.

 

 

 

Пишут в тетради

Итоги урока

Эволюция на уровне систематических единиц выше вида, протекающая миллионы лет, недоступная непосредственному изучению и являющуюся обобщение микроэволюционных явлений называется макроэволюцией.

Молодцы.

За ответы и работу на уроке получили оценки…

1.     Макроэволюция.

2.     Надвидовая, таксонометрическая.

3.     Обобщает, существует, приспосабливается.

4.     Возникают крупные систематические группы.

5.     Явление.

Домашнее задание:

Повторить все понятия этой темы, они вам помогут лучше усвоить раздел “Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии”.

Записывают

 

 

 

 

 

 

Дополнительная литература к уроку:

1.     А.Г. Лебедев. Справочник школьника. Биология. М.: “Астрель”, 2004.

2.     С.Г. Мамонотов и др. Учебник биология. Общие закономерности 9-й класс. М.: “Дрофа” 2008.


3.    

Конспект урока по биологии по теме: «Эволюционное учение»

Конспект урока по биологии по теме: «Эволюционное учение»

Смысловые блокиДеятельность учителяДеятельность учеников

Смысловые блокиДеятельность учителяДеятельность учеников

Биологический регресс чреват опасностью вымирания и в некоторых случаях человек способствует этому

Биологический регресс чреват опасностью вымирания и в некоторых случаях человек способствует этому

Примеры записать в тетрадь Утрата органов чувств и пищеварительной системы у ленточных червей, редукция корней и хлорофилла у паразитических растений

Примеры записать в тетрадь Утрата органов чувств и пищеварительной системы у ленточных червей, редукция корней и хлорофилла у паразитических растений

Крылья птиц и насекомых. Независимое возникновение сходных признаков у организмов, не родственных друг другу или у органов имеющих в эмбриональном развитии различное происхождение, но выполняющие…

Крылья птиц и насекомых. Независимое возникновение сходных признаков у организмов, не родственных друг другу или у органов имеющих в эмбриональном развитии различное происхождение, но выполняющие…

Из чего складывается весь процесс эволюции

Из чего складывается весь процесс эволюции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017