Конспект урока по биологии на тему "Голосеменные растения" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по биологии на тему "Голосеменные растения" предназначен для учащихся пятого класса . При конструировании урока использовались элементы технологии развития критического мышления. В соответствии с этой технологией учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, заполняют таблицу маршрутного листа "Верю-не верю" на основе имеющихся знаний, а в конце урока корректируют информацию таблицы с помощью новых знаний (опровергают или подтверждают). На уроке предусмотрены различные формы организации познавательной деятельности учащихся. Это и просмотр сюжета о Голосеменных растениях, и выявление с его помощью особенностей строения, и возможность сделать вывод об усложнении Голосеменных и преимуществах семенного размножения над споровым. Учащиеся преобразуют текстовую информацию в табличную, знакомясь с многообразием Хвойных, как наиболее многочисленной группой Голосеменных растений, слушают сообщение на тему "Лиственница - национальный символ России", отвечают на познавательные вопросы, выполняют дифференцированное домашнее задание.
Иконка файла материала конспект урока голосеменные растения.doc
I. Актуализация знаний. Определение потребностей и мотивов Учитель: Сегодня у нас праздник. В гостях у нас учителя, для которых лучшим подарком будет ваша успешная работа на уроке. Напомните, какие группы растений мы изучили. Ученики: Водоросли. Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны. Учитель: Как вы думаете, что объединяет эти организмы между собой. Ученики:  Свойства   живого,   клеточное   строение,   признаки   растений   (неподвижность, поглощение веществ всасыванием, неограниченный рост, фотосинтез) Учитель:  Есть   ли   еще   какие­то   группы   растений,   которые   нам   предстоит   изучить   в ближайшее время? Возможно вы назовете их. Ученики: Голосеменные растения. II. Принятие учебных целей и условий их достижения Учитель: Сегодня мы будем знакомиться с растениями, большая часть которых образуют Сибирскую   тайгу.   У   вас   на   столах   лежит   Маршрутный   лист.   Запишите   в   него   свою фамилию, а ниже тему урока «Голосеменные растения». Попробуйте сформулировать цели урока.  Ученики:  1. Узнать, какие растения относят к Голосеменным растениям? 2. Познакомиться со строением Голосеменных растений. 3. Выяснить, почему их так назвали. 4. Какое значение этих растений в природе и для человека. Учитель:  Первые  голосеменные  появились  около  300 млн лет назад, сменив  семенные папоротники.   Причиной   стало   изменение   климата,   который   стал   суше   и   холоднее.   К Голосеменным растениям относятся:     саговниковые гнетовые гинкговые хвойные Всего около 700 видов, большая часть которых относятся к хвойным. Обратите внимание на свой Маршрутный лист, задание №1. Заполните таблицу «Верю – не верю» по теме «Голосеменные растения» Верите ли вы, что … Верю Не верю 1. Большинство голосеменных растений – вечнозеленые  2. Размножение семенами выгоднее, чем спорами 3. Голосеменные растения появились недавно4. Голосеменные могут жить свыше 500 лет и достигать  несколько метров в диаметре  5. Лиственница – национальное дерево России В   конце   урока   мы   вернемся   к   этой   таблице,   подтвердим   или   опровергнем   наши предположения. Где мы будем искать информацию о Голосеменных растениях?  Ученики:     в учебнике спрошу учителя посмотрю кинофильм в интернете III. Изучение нового (Проверка гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов) Учитель:  Вашему   вниманию   предлагается   кинофрагмент   «Голосеменные   растения». Вспомните   цели,   которые   мы   ставили   перед   собой   (какие   растения   относят,   почему назвали, строение). 1. Идеи фильма ­  Какие   растения   относят   к   Голосеменным   растениям?   (Голосеменные   –   вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники, лианы). ­ Какие органы характерны Голосеменным растениям (Корень, стебель, лист, семя, но нет цветка и плода). ­ Особенности корней (Могут быть поверхностными у ели, довольно длинными у сосны, на боковых корнях есть микориза).  ­   Что   называется   микоризой,   ее   роль   (грибокорень,   проникновение   грибницы   в   корни высших растений, способствует обогащению дерева водой и неорганическими веществами). ­ Особенности стебля (довольно мощный, в диаметре может быть свыше 10 м, высотой 100 м у секвои, в стволе много смоляных ходов, смола защищает растения от повреждений , микроорганизмов, насекомых). ­   Особенности   листьев   (мелкие,   чешуйчатые,   игловидные,   называются   хвоей,   снаружи покрыты особым веществом, уменьшающие испарение). ­   Особенности   семян   (в   семени   есть   зародыш   будущего   растения,   запас   питательных веществ,   семенная   кожура   снаружи   для   защиты,   может   быть   крыловидный   вырост,   у сибирской сосны семена известны под названием «кедровые орешки», семена находятся в шишках и лежат открыто или голо, отсюда и название голосеменные растения). ­ Какое размножение выгоднее: семенами или спорами (семенами)­ Какие растения относятся к Голосеменным растениям, в частности к хвойным (ель, сосна, лиственница, можжевельник, кедр, кипарис, туя) 2. Работа с учебником Более подробно нам предстоит познакомиться с четырьмя представителями с помощью учебника. Задание посмотрите в Маршрутном листе (1 ряд читает о сосне, 2 ряд о ели, 3 ряд о лиственнице и можжевельнике). Информацию о своем растении занесите в таблицу. Признаки сравнения 1.Почва 2.Свет 3.Продолжительность жизни хвоинок 4.Количество хвоинок в пучке  5.Распространение семян Сосна нетребовательна светолюбива 2­3 года Ель требовательна теневынослива 5­7 лет Лиственница нетребовательна светолюбива с весны до осени 2 ветром 1 ветром много ветром Сообщение: «Лиственница – национальный символ России». Можжевельник: кустарник, живет до 2000 лет, семена – сочная «шишкоягода», созревает 2 года. Редкий и охраняемый. Каково значение Голосеменных растений? (кислород, пища, бумага, лекарства, фитонциды, строительство) Необходимость охраны. Отчего больше всего страдают голосеменные растения? (вырубка законная и незаконная, лесные пожары, встреча Нового года) IV. Первичное закрепление знаний Учитель: Мы учимся, чтобы жить и все знания нам когда­нибудь пригодятся в будущем, а решать биологические задачи мы начнем прямо сейчас. 1.Биологические задачи  Почему сильный ветер выкорчевывает ели с корнем, а сосны ломает пополам?  Почему хвоя не боится мороза, а листья боятся (хвоя жесткая, в ней мало воды, клетки   не   разрушаются   кристалликами   льда,   к   зиме   накапливается   глицерин, природный антифриз).  Как называется картина и кто ее автор? (Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу». На самом деле у этой картины есть еще один автор Константин Савицкий, который нарисовал медведей).  Определите название дерева по его силуэту. 2.Работа с таблицей «Верю ­ не верю» (№1,2,4,5 верно, №3 не верно)3.Сравните   Голосеменные   растения   с   папоротниками.   Кто   сложнее.   Почему?   Какие преимущества есть у Голосеменных растений. (Голосеменные растения сложнее, впервые появляется семя, живут в более суровых условиях) V. Рефлексия Учитель:Какие   цели   были   поставлены   в   начале   урока?   Были   они   реализованы   в   ходе урока?   О   каких   растениях     вы   бы   хотели   узнать   более   подробно   после   сегодняшнего урока? VI. Самооценка Поставьте себе оценку за урок по критериям: 5 ­ у меня не было затруднений, я активно работал(а) на уроке 4 ­  было интересно, но я недостаточно активно работал(а) на уроке  3 ­ у меня были затруднения, я не проявлял(а) активности на уроке VII. Домашнее задание Параграф   22   до   слов   «Строение   шишек   и   хвои   голосеменных»,   сообщения   о   редких   или необычных Голосеменных растениях.Маршрутный лист Фамилия, имя: _____________________________________________________________________ Тема урока: _______________________________________________________________________ Цели: _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 1.Заполните таблицу «Верю – не верю» по изучаемой теме: Верите ли вы, что … Верю Не верю 1. Большинство голосеменных растений – вечнозеленые  2. Размножение семенами выгоднее, чем спорами 3. Голосеменные растения появились недавно  4. Голосеменные могут жить свыше 500 лет и достигать  несколько метров в диаметре  5. Лиственница – национальное дерево России 2.С помощью учебника заполните таблицу «Многообразие голосеменных растений»: Сосна Ель Лиственница Признаки сравнения 1.Почва 2.Свет 3.Продолжительность жизни хвоинок 4.Количество хвоинок в пучке  5.Распространение семян 3.Вопросы для обсуждения:     Почему сильный ветер выкорчевывает ели с корнем, а сосны ломает пополам? Почему хвоя не боится мороза, а листья боятся (хвоя жесткая, в ней мало воды, клетки не разрушаются кристалликами льда, к зиме накапливается глицерин, природный антифриз). Как называется картина и кто ее автор (Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»). Определите название дерева по его силуэту.4.Оцени свою работу на уроке по критериям: 5 ­ у меня не было затруднений, я активно работал(а) на уроке 4 ­  было интересно, но я недостаточно активно работал(а) на уроке  3 ­ у меня были затруднения, я не проявлял(а) активности на уроке 5.Домашнее задание: параграф 22 до слов «Строение хвои и шишек Голосеменных», сообщения о редких или необычных Голосеменных растениях. МБОУ «Средняя школа №34» города Смоленска Моя оценка за урок _____________ Урок биологии на тему: «Голосеменные растения» 5 класс Учитель биологии Гусарова С.В.2016­2017