Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"
Оценка 4.6

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
21.01.2018
Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"
Тема урока: Хрящевые рыбы Класс: 8 Цели: изучить класс Хрящевые рыбы, их многообразие, среду обитания, поведение, образ жизни. Задачи урока Образовательные: расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам; Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и переноса знаний в новую ситуацию. Воспитательные: воспитание творческой активности, навыкам взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к обучению, воспитание положительной Я – концепции. Оборудование: Электронное приложение «Дрофа», презентация.
Конспект.doc
Тема урока: Хрящевые рыбы Класс: 8  Цели: изучить класс Хрящевые  рыбы, их многообразие, среду обитания, поведение, образ жизни. Задачи урока Образовательные:  расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить   с   их   разнообразием   и   особенностями   отрядов   хрящевых   рыб;   научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам;   Развивающие:  развитие   приемов   логико­синтетической   деятельности:   обобщения, сравнения,   классификации,   выделения   главного   и   переноса   знаний   в   новую   ситуацию. Воспитательные:  воспитание   творческой   активности,   навыкам   взаимоконтроля   и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к обучению, воспитание положительной Я – концепции. Оборудование: Электронное приложение «Дрофа», презентация. Планируемые результаты: особенности внешнего и внутреннего строения хрящевых рыб; учащиеся должны знать: ­ ­ приспособленность хрящевых рыб к условиям среды; ­ роль хрящевых рыб в природе и их значение в жизни человека; учащиеся должны уметь: ­ узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты, Химерообазные.                         Х о д   у р о к а .   1 . О р г а н и з а ц и о н н ы й   м о м е н т . Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих. 2.Проверка знаний Письменный опрос Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.   Рыбы – животные , относящиеся к Типу …….. и освоившие …. среду обитания. Тело    рыбы имеет …….. форму тела и делится на отделы: …, ……., ……. Снаружи кожа рыб  покрыта …..  Движение обеспечивают…….Парные плавники …. и … ,  непарные …………, …………, ………… Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз  осуществляют……………….. Органы дыхания рыб……..Кровеносная система рыб …...  Сердце рыб состоит из …. камер: …и…. Через сердце рыбы течет ……………  Дыхательная система рыб представлена…………Органы выделения рыб….,располагаются  под позвоночником. Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки:  0 ошибок – «5» 90 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3».        3. Изучение нового материала.  Формулировка темы урока и постановка учебной проблемы. Холодная, "немая" рыба ­ существо из мира, нам чуждого! Житель не сухопутья, а водной стихии, где все иначе, все не так, как у нас ­ людей. Если бы древние, давшие имя нашей планете,   знали,   что   71%   её   поверхности   покрыт   водой,   они   назвали   её   Океаном,   а   не Землей.   С   многообразием   водных   обитателей,   а   конкретно   рыб   мы   сегодня   и познакомимся. 1.Кто такие рыбы и где они обитают? 2. Какую форму тела они имеют? 3.Чем покрыто их тело? Для чего рыбе плавники, какие? 4.Как размножаются рыбы? 5.Для чего им плавательный пузырь? Учитель: я вам сейчас загадаю загадку, попробуйте отгадать о ком идет речь.  Этот страшный белый хищник В океане пищу ищет.  Ноздри чуткие на рыле:  Кровь почует и за милю.  Возле жертвы рядом кружит,  А круги все уже, уже.  Задирает нос … О боже!  Челюсть на капкан похожа!  Зубы острые сомкнула.  Так охотится … Ученики: Акула. Итак, тема урока: Хрящевые рыбы. (Слайд 1) Учитель: Давайте сформулируем  цели нашего урока: 1.     познакомиться с отрядами хрящевых рыб, 2.     узнать особенности строения хрящевых рыб 3.     научиться распознавать  по внешнему виду хрящевых рыб: 4.     узнать о многообразии видов хрящевых рыб. (ученики пытаются с помощью учитель сформулировать цель урока) Учитель: В процессе работы заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб». (слайд 2) Отряды Хрящевых рыб Признаки отряда. Места обитания. Представители  отряда. Название  отряда, число  видов. 1.Акулы (250) 2.Скаты (350) 91 3.  Химерообразные (30) (Слайд 3)  Хрящевые   рыбы    относятся   к   наиболее   древним   среди   рыб.   Первые   рыбы, напоминающие   акул,   жили   в   девонских   морях   410   млн.   лет   до   н.э.   В   процессе эволюции скаты стали плоскими, их боковые плавники превратились в своеобразные крылья,   и   они   спустились   в   придонные   слои   мирового   океана.   Эти   морские животные   стали   активными   хищниками   и   колонизовали   все   области   океана   за исключением   больших   глубин.   За   небольшим   исключением   все   хрящевые   рыбы обитают в соленой воде. (слайд 4, 5) Класс хрящевые рыбы включает в себя 3 отряда: 1. Отряд Акулы (250 видов) 2. Отряд Скаты (350 видов) 3. Отряд Химерообразные (30 видов) 1.Отряд Акулы.  Характеристика отряда Акулы (эл. Приложение «Дрофа») Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 6­19) Многообразие акул.  Общая характеристика акул всасывающую поверхность.   Дыхательная система начинается с 5–7 пар жаберных щелей.   В   кишечнике   по   всей   его   длине   тянется   спиральный   клапан,   увеличивающий  Артериальный   конус   двухкамерного   сердца   способен   к   самостоятельному  Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания (боковая линия)  Оплодотворение почти у всех хрящевых рыб внутреннее.  У многих из них есть клоака.   Хрящевые рыбы живородящи или откладывают яйца. сокращению и даёт дополнительный импульс крови.  2.Отряд Скаты. (эл. Приложение «Дрофа») Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 20­31) Посмотрите на снимок. Какие черты приспособленности к среде обитания вы увидели? Общая характеристика скатов.  Жаберные щели расположены на брюшной стороне   Тело сильно уплощенное.  Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник  Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.  Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул.  Большинство видов являются обитателями морского дна, из­за чего их спина имеет тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует.  покровительственную окраску под цвет грунта.  92  Скаты   размножаются   откладывая   на   дно   заключенные   в   капсулу   яйца   или живорождением.   3.Отряд Химерообразные. Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 32­35) Общая характеристика химерообразных.  Челюсти полностью слиты с черепом.   Жаберные щели прикрыты кожной складкой.   Клоаки нет, анальное и мочеполовое отверстия обособлены друг от друга.   Голое тело длиной до 1,5 м, постепенно утончаясь, переходит в длинный хвост.  Живут от шельфа до больших глубин Мирового океана.   Химеры питаются морскими беспозвоночными и рыбами.   Промыслового значения практически не имеют. Учитель: Давайте проверим, как вы заполнили таблицу. (ученики зачитывают таблицу) НАЗВАНИЕ ОТРЯДА, ЧИСЛО ВИДОВ. 1. Акулы (250) 2.Скаты (350) 3.  Химерообразные (30) ПРИЗНАКИ ОТРЯДА. МЕСТА ОБИТАНИЯ. ПРЕДСТАВИТЕЛ И ОТРЯДА. Моря и океаны. Тигровая акула,  акула­молот, белая  акула. Моря и океаны. Манта, хвостокол,  орляк пятнистый. Моря и океаны. Химера европейская, носатая химера. Тело удлиненное,  торпедообразное, кожа шероховатая,5­7  жаберных щелей,  плавательного пузыря  нет, зрение слабое,  ведут активный образ  жизни. Тело сплющенное,  ромбовидное, грудные  плавники сросшиеся,  хвостовой плавник в  виде хлыста, жабр нет,  плавательный пузырь  отсутствует. Развит передний отдел  тела, хвостовой отдел  заканчивается  нитевидным  придатком, кожа  гладкая, жабр нет,  плавательного пузыря  нет. 93 4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Конкурс “Верю, не верю” Акула – костная рыба  Хвостовой плавник – непарный плавник  Большинство костных рыб имеют жаберные крышки   . Скат – обитатель толщи воды  Все хрящевые рыбы метят икру Рыбы теплокровные животные Белая акула способна почувствовать запах крови. Конкурс “Найди ошибку” “Белая акула”. Белая акула – представитель отряда скатов (акулы), живет в наших водоемах, является типичным травоядным (хищник). Как и все рыбы, акула дышит легочными мешками (жабры). Кровеносная система белой акулы незамкнутая (замкнутая), сердце трех камерное (двухкамерное), по кровеносным сосудам циркулирует артериальная и венозная кровь (венозная). Температура тела постоянная (непостоянная) и не зависит от температуры окружающей среды (зависит). Белая акула, как и все рыбы, относится к теплокровным животным (холоднокровные). Тело акулы покрыто плакоидной (циклоидная) чешуей. Нерест у акулы начинается (яйцеживородящая), оплодотворение внешнее (внутренне). 6.Рефлексия. 7.Домашнее задание. 1. читать стр. 121­122 Мой вопрос: Может ли акула утонуть, если перестанет двигаться? (вопрос на дом) Большинству акул (большая белая, синяя, рыба-молот) приходиться постоянно плавать. Это происходит потому, что у них нет плавательного пузыря, помогающего рыбам держаться на воде. Поэтому если акула остановится, она утонет. Кроме того, чтобы получить кислород из воды, акулы должны постоянно заглатывать воду и пропускать ее через жабры 94

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Конспект урока по биологии на тему "Хрящевые рыбы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018