Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
14.12.2018
конспект урока в 7 классе по теме: Класс Рыбы", в нем описаны цели и задачи урока, выявлены особенности внешнего и внутреннего строения рыб, дана общая характеристика, многообразие рыб, приведена сравнительная характеристика с другими классами типа Хордовых. Подойдет разработка и на открытый урок.
урок Надкласс Рыбы..doc
Разработка: урок по биологии, 7 класс «Надкласс Рыбы. Общая характеристика.
Внешнее строение рыб».
План разработки:
1. Урок, цели и план урока.
2. Конспект урока
3. Приложение № 1
4. Приложение № 2
5. Приложение № 3
6. Приложение № 4
Класс 7
Урок 1/33 Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб.
Цель урока: рассмотрение общих черт рыб, раскрытие особенностей строения
представителей надкласса рыб (самого распространенного среди
позвоночных) в связи с обитанием в водной среде,
продолжить формирование понятия о приспособленности организмов
к среде обитания;
продолжить формирование навыков работы с текстом и рисунками
учебника, с тетрадью и навыков заполнения таблиц,
формирование эстетического вкуса, аккуратности при выполнении
заданий,
развитие познавательного интереса у учся к биологии,
развитие умений анализировать, обобщать и делать выводы.
Задачи урока: изучить внешнее строение рыб и особенности, связанные с обитанием
в водной среде, заполнить таблицу, выполнить лабораторную работу,
тестовое задание и подвести итоги урока.
Оборудование: учебные таблицы «Многообразие Хрящевых и Костных рыб»,
«Внешнее строение рыб», лабораторное оборудование (микроскоп,
лупы, засушенная рыба, чешуя рыб), шаблоны таблиц «Характерные
особенности во внешнем строении рыб в связи с обитанием в водной
среде», тестовое задание, вопросы викторины.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности учся к уроку.
Постановка цели, задач урока. План урока.
II. Переход к изучению нового материала.( Беседа)
III. Изучение нового материала.
1. Характеристика Надкласса Рыбы.( Объяснение)
2. Внешнее строение рыб.( Рассказ с элементами беседы и практическим заданием)
3. Особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в водной среды.
( Объяснение и заполнение таблицы).
IV. Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторной работы. V. Обобщение и систематизация знаний.
VI. Контроль и самопроверка знаний учся.
Тестирование.
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VIII. Рефлексия.
IX. Задание на дом.
Конспект урока:
I . Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку.
Темой сегодняшнего урока будет: Общая характеристика Надкласса рыб.
Внешнее строение рыб.
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с представителями самого
распространенного среди позвоночных животных – Надклассом рыб,
мы выясним, откуда пошло такое выражение – «чувствует себя как рыба в
воде», а также ответим на вопросы:
1) Почему рыба скользкая?
2) Зачем рыбе чешуя?
3) Есть ли у рыбы паспорт?
4) Существует ли вещество страха?
Для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, мы рассмотрим
внешнее строение рыб и познакомимся с его особенностями, связанными
с водной средой обитания.
В качестве закрепления вы выполните лабораторную работу, а в конце
урока вас ждет небольшой тест, который поможет узнать насколько хорошо вы
усвоили новую тему.
II . Переход к изучению нового материала.
Для того чтобы перейти к изучению новой темы, давайте вспомним
Вопросы: 1) Какой тип и подтипы животных вы изучили на прошлом уроке?
2) Почему тип Хордовые животные так назван?
3) Какие животные называются позвоночными?
4) Какие классы животных относятся к подтипу позвоночные?
III
1. Характеристика Надкласса Рыбы.
Из перечисленных вами классов животных мы рассмотрим – Надкласс
Рыбы, который включает более 20 тыс. современных видов. Надкласс Рыбы
подразделяется на два класса: класс Хрящевые рыбы и класс Костные рыбы
по основному критерию – веществу, из которого состоит внутренний скелет –
или хрящ, или кость. Хрящевые рыбы – это обитатели морских просторов и
океанских глубин – акулы и скаты. А вот с представителями класса Костных
рыб вы хорошо знакомы и можете их назвать, т. к. они обитают не только в
соленых, но и в пресных водоемах.
Ученики: вобла, сазан, щука, окунь, сом, карась, лещ.
. Изучение нового материала Тело большинства рыб покрыто чешуей, которая представляет собой
Рыбы заселили все водоемы на Земле: моря и океаны, реки, озера и пруды.
Их можно встретить и на глубине больше 10 тыс. м в океане и на высоте 6тыс.
метров в горных и подземных озерах. Каждый вид рыб имеет свое место
обитания, например ( рис. 116) треска и тунец обитают в толще воды, в
поверхностном слое живет летучая рыба, а на дне – камбала.
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб, их биоло
гические особенности, поэтому рыбы имеют разнообразные формы тела и
множество приспособлений как во внешнем строении, так и в строении
внутренних органов.
2. Внешнее строение рыб.
Давайте рассмотрим внешнее строение рыб на примере костной рыбы.
Тело рыб имеет обтекаемую форму и состоит из трех отделов.
Найдите на рисунке 117(Б) эти отделы и назовите их.
Ученики: Голова, туловище и хвост.
Учитель:
тонкие костные пластинки. налегающие друг на друга как черепица на крыше
домов. Один край чешуйки погружен в кожу, в которой она образуется.
Давайте возьмем чешую и с помощью лупы рассмотрим её.
Что вы видите на ней?
Ученики: На чешуе видны годовые кольца.
Учитель: По этим кольцам можно определить возраст рыбы, а еще вид рыб и её
состояние – здорова ли она. А теперь ответьте мне, есть ли паспорт у рыб?
Ученик: Чешую рыб можно назвать своеобразным «паспортом».
Учитель: В коже рыб находится много желез, из которых выделяется слизь, покрываю
щая все тело рыбы. Поэтому рыбы такая скользкая. Но слизь выполняет мно
жество функций: защита от бактерий, от хищников ( ядовитая слизь). А также
в слизи содержится вещество, служащее сигналом в случае нападения хищника
на стаю рыб.
На теле рыб хорошо заметны несколько плавников.
Задание: На рис. 117(Б) найдите плавники и перечислите их. В тексте учебника найдите
ответ на вопрос: какие функции выполняют плавники у рыб?
Учитель: Позади брюшных плавников находятся три отверстия: анальное, половое и
мочевое, через них во внешнюю среду выделяются продукты жизнедеятельности.
Могут ли рыбы видеть без глаз?
По бокам тела в чешуе видна боковая линия – своеобразный орган
чувств у рыб. Он представляет собой канал, лежащий в коже и имеющий мно
жество рецепторов, воспринимающих давление и силу течения воды, электро
магнитные поля живых организмов, а также неподвижные предметы за счет волн
отходящих от них. Поэтому в мутной воде и даже в полной темноте рыбы прекра
сно ориентируются и не натыкаются на подводные объекты.
Кроме органа боковой линии у рыб имеются органы чувств, расположен
ные на голове. В передней части головы находится рот, которым рыба захваты
вает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены
ноздри – орган обоняния, с помощью которого рыба воспринимает запахи
веществ, растворенных в воде. По бокам головы находятся глаза, довольно боль
шие с плоской поверхностью – роговицей. За ней скрыт хрусталик. Рыбы видят на близком расстоянии и хорошо различают цвета.
На поверхности головы рыбы не видно ушей, но это не значит, что
рыбы не слышат. У них есть внутреннее ухо в черепе, что позволяет им слышать
звуки. Рядом расположен орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает
положение своего тела и не переворачивается.
Учитель: 3. Рассмотрев внешнее строение рыбы нам необходимо отметить особенности,
являющиеся приспособлением к обитанию в водной среде.
Задание: Для этого мы вместе заполним таблицу. Шаблоны таблиц лежат у вас на столах и
в ней указаны некоторые факторы водной среды. Ваша задача заполнить остав
шуюся часть таблицы и сделать вывод о приспособленности рыб.
Первый фактор, указанный в таблице – это высокая плотность воды, она пре
вышает плотность воздуха в 800 раз. Такая плотность среды оказывает высокое
сопротивление движущемуся телу и снижает его скорость. Наиболее важным
приспособлением является обтекаемая форма тела, треугольная форма головы
и неподвижное соединение головы и туловища. ( Запишите данные в таблицу )
В третью колонку вы записываете функциональную роль этих приспособлений.
Такое свойство воды как прозрачность определяет наличие у рыб своеобразной
окраски тела, которая помогает ей спрятаться в водорослях, кораллах, на дне в
песке или в камнях. Серебристость чешуи, за счет её способности преломлять и
отражать солнечные лучи, также имеет маскировочное значение для её облада
телей. Прозрачность
Благодаря тому, что вода способна растворять различные вещества, рыба
прекрасно ощущает запахи в воде и различает вкус пищи с помощью органов
обоняния и вкуса, а также имеется жаберное дыхание.
Для выживания в своей среде рыбе необходимо хорошо ориентироваться
и реагировать на других обитателей рядом с собой. Поэтому у них имеется орган
боковой линии.
Таблица:
IV
Учитель: Для закрепления изученного материала на уроке вы выполните
лаб. работу № 7 на стр. 156. Прочитайте название и цель работы, познакомь
тесь с заданиями и выполните их в тетради. Вы можете использовать данные
таблицы в своей работе. В конце работы сделайте вывод. На работу вам
отводиться 57 минут.
V. Какой вывод вы сделали?
Обобщение и систематизация знаний.
Рыбы имеют множество приспособлений во внешнем строении,
они позволяют им выжить в водной среде, дает преимущества и
позволяет процветать им как самой многочисленной группе позвоночных
животных.
Молодцы, большинство из вас быстро справились с работой и сделали
правильный вывод.
Поэтому вам не составит никого труда ответить на вопросы теста.
VII
. Контроль и самопроверка знаний.
В своих тетрадях запишите номера вопросов, а рядом ответ в виде
. Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторной работы. . Подведение итогов урока. Выставление оценок.
большой буквы. Во всех вопросах кроме 2го и 4го один ответ. Затем мы
вместе с вами проверим правильность ответов. На тест вам дается три
минуты. Можете приступать к работе.
VIII
Давайте подведем итоги урока и вспомним основные моменты урока.
Вопросы: 1) Какие классы животных мы сегодня изучали?
2) Что вы узнали о рыбах?
Учитель: Таким образом, рыбы настолько хорошо приспособлены к среде обитания,
что человек использовал их в выражении «чувствует себя как рыба в воде»,
чтобы подчеркнуть, что человек находиться в своей стихии и чувствует себя
очень хорошо.
IX
Спасибо вам за урок.
X . Задание на дом.
параграф 31, выполнить задания в зеленой тетради на стр. 68,
подготовить сообщение и кроссворд по теме «Многообразие рыб».
. Рефлексия. Вы сегодня хорошо поработали и выполнили все задачи на уроке.
Приложение № 1
Задание: заполнить таблицу и сделать вывод о приспособленности рыб
Характерные особенности во внешнем строении рыб в связи с водной
средой обитания
№ Свойства водной
Функциональная роль
Приспособление рыб
во внешнем строении
среды
1 Большая плотность
( в 800 раз выше
плотности воздуха)
2 Прозрачность
3 Способность
растворять
различные вещества 4 Текучесть воды
Приложение № 2
Задание: заполнить таблицу
среды
1 Большая плотность
( в 800 раз выше
плотности воздуха)
2 Прозрачность
3 Способность
растворять
различные вещества
4 Текучесть воды
Характерные особенности во внешнем строении рыб в связи с водной
средой обитания
№ Свойства водной
Функциональная роль
Приспособление рыб
во внешнем строении
Обтекаемая форма тела,
треугольная форма
головы, неподвижное
соединение головы и
туловища, наличие
чешуи и ее черепитча
тое расположение,
наличие слизи,
плавников и хвоста
Окраска тела, серебрис
тая чешуя, наличие
органов зрения
наличие органов
обоняния и вкуса,
жабры
наличие органа боковой
линии
Обеспечение движения с
определенной скоростью,
уменьшение затрат энер
гии для движения,
уменьшение трения о воду,
сохранение равновесия и
движение тела вперед
маскировка, отражение и
преломление световых
лучей, ориентация в воде
ощущение запахов в воде,
вкусовые ощущения,
жаберное дыхание
ощущение направление тока
воды, ощущение
находящихся рядом
предметов ( камни, скалы, живые объекты), глубину
погружения и силу течения
Приложение № 3
Тест по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб». (7 класс)
Выберите правильные ответы:
1. Рыбы – это животные, которых относят к:
А – одному классу
Б – двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы
В – трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы
Г – четырем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы, Костные
рыбы, Костистые рыбы.
2. Рыбы приспособлены к среде обитания:
А – дышат жабрами
Б – имеют хорду
В – имеют головной и спинной мозг
Г –парные конечности имеют форму плавников
3. Из каких отделов состоит тело рыб:
А – головогрудь, брюшко, хвост
Б – голова, грудь, брюшко
В – голова, туловище, хвост
Г – голова, туловище, плавники
4. Каковы особенности строения кожи рыб?
А – не имеют желез
Б – покрыта чешуей
В – имеет много слизистых желез
Г – не имеет покровных образований 5. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу
течения воды:
А – органом обоняния
Б – органом вкуса
В – боковой линии
Г – органом слуха
6. Органы боковой линии у рыб выполняют функции:
А – обоняния
Б – осязания
В – только ощущения глубины погружения
Г – ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды
7. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:
А – способе размножения
Б – наличии у них скелета
В – приспособленности к среде и месту обитания
Г – наличии у них покровительственной окраски
8. Рыбы относятся к типу:
А – хордовых
Б – полухордовых
В – бесчерепных
Г – позвоночных
Приложение № 4
Ответы к тесту по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение»
1. Б
2. А, Г
3. В
4. Б, В
5. А
6. Г
7. В
8. А
Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.