Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
14.12.2018
Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
конспект урока в 7 классе по теме: Класс Рыбы", в нем описаны цели и задачи урока, выявлены особенности внешнего и внутреннего строения рыб, дана общая характеристика, многообразие рыб, приведена сравнительная характеристика с другими классами типа Хордовых. Подойдет разработка и на открытый урок.
урок Надкласс Рыбы..doc
Разработка: урок  по биологии, 7 класс «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб».                План разработки: 1. Урок, цели и план урока. 2. Конспект урока 3. Приложение № 1 4. Приложение № 2 5. Приложение № 3 6. Приложение № 4  Класс 7                                          Урок 1/33         Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб. Цель урока:     рассмотрение общих черт рыб, раскрытие особенностей строения                             представителей надкласса рыб (самого распространенного среди                             позвоночных) в связи с обитанием в водной среде,                            продолжить формирование понятия о приспособленности организмов                            к среде обитания;                            продолжить формирование навыков работы с текстом и рисунками                             учебника, с тетрадью и навыков заполнения таблиц,                            формирование эстетического вкуса, аккуратности при выполнении                            заданий,                            развитие познавательного интереса у уч­ся к биологии,                            развитие умений анализировать, обобщать и  делать выводы. Задачи урока:  изучить внешнее строение рыб и особенности, связанные с обитанием                               в водной  среде, заполнить таблицу, выполнить лабораторную работу,                            тестовое задание и подвести итоги  урока. Оборудование: учебные таблицы «Многообразие Хрящевых и Костных рыб»,                              «Внешнее строение рыб»,  лабораторное оборудование (микроскоп,                             лупы, засушенная рыба, чешуя рыб), шаблоны таблиц «Характерные                             особенности во внешнем строении рыб в связи с обитанием в водной                             среде», тестовое задание, вопросы викторины. Тип урока:        изучение нового материала                                                                                          Ход урока.   I. Организационный момент. Проверка готовности уч­ся к уроку.      Постановка цели, задач урока. План урока.  II. Переход к изучению нового материала.( Беседа) III. Изучение нового материала.       1. Характеристика Надкласса Рыбы.( Объяснение)       2. Внешнее строение рыб.( Рассказ с элементами беседы и практическим заданием)       3. Особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в водной среды.           ( Объяснение и заполнение таблицы).   IV. Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторной работы. V. Обобщение  и систематизация знаний.   VI. Контроль и самопроверка знаний уч­ся.          Тестирование.  VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. VIII. Рефлексия.    IX. Задание на дом. Конспект урока:  I  . Организационный  момент.     Учитель:                                  Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку.                     Темой сегодняшнего урока будет: Общая характеристика Надкласса рыб.                    Внешнее строение рыб.                    На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с представителями самого                    распространенного среди позвоночных животных  – Надклассом рыб,                    мы выясним, откуда пошло такое выражение – «чувствует себя как рыба в                    воде», а также ответим на вопросы:                    1) Почему рыба скользкая?                     2) Зачем рыбе чешуя?                    3) Есть ли у рыбы паспорт?                    4) Существует ли вещество страха?                          Для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, мы рассмотрим                      внешнее строение рыб и познакомимся с его особенностями, связанными                    с водной средой обитания.                           В качестве закрепления вы выполните лабораторную работу, а в конце                     урока вас ждет небольшой тест, который поможет узнать насколько хорошо вы                       усвоили новую тему.              II   .     Переход к изучению нового материала.                         Для того чтобы перейти к изучению новой темы,  давайте вспомним  Вопросы: 1) Какой тип и подтипы  животных вы изучили на прошлом уроке?                   2) Почему тип Хордовые животные так назван?                   3) Какие животные называются позвоночными?                   4) Какие классы животных относятся к подтипу позвоночные?              III                   1. Характеристика Надкласса Рыбы.                                    Из перечисленных вами классов животных мы рассмотрим  –  Надкласс                           Рыбы, который включает более 20 тыс. современных видов. Надкласс Рыбы                   подразделяется на два класса: класс Хрящевые рыбы и класс Костные рыбы                    по основному критерию – веществу, из которого состоит внутренний скелет –                   или хрящ, или кость.  Хрящевые рыбы – это обитатели морских просторов и                    океанских глубин – акулы и скаты. А вот с представителями  класса Костных                   рыб вы хорошо знакомы и можете их назвать, т. к. они обитают не только в                      соленых,  но и в пресных водоемах. Ученики: вобла, сазан, щука, окунь, сом, карась, лещ.  . Изучение нового материала Тело большинства рыб покрыто чешуей, которая представляет собой                                        Рыбы заселили все водоемы на Земле: моря и океаны, реки, озера и пруды.                   Их можно встретить и на глубине больше 10 тыс. м в океане и на высоте 6тыс.                   метров в горных и подземных озерах. Каждый вид рыб имеет свое место                    обитания, например ( рис. 116) треска и тунец обитают в толще воды, в                    поверхностном слое живет летучая рыба, а на дне – камбала.                              Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб, их биоло­                        гические особенности,  поэтому рыбы имеют разнообразные формы тела и                    множество приспособлений как во внешнем строении, так и в строении                    внутренних органов.              2.  Внешнее строение рыб.                                       Давайте рассмотрим внешнее строение рыб на примере костной  рыбы.                        Тело рыб имеет обтекаемую форму и состоит из трех отделов.                  Найдите на рисунке 117(Б) эти отделы и назовите их. Ученики: Голова, туловище и хвост. Учитель:                     тонкие костные пластинки. налегающие друг на друга как черепица на крыше                   домов. Один край чешуйки погружен в кожу, в которой она образуется.                             Давайте возьмем чешую и с помощью лупы рассмотрим её.                  Что вы видите на ней?   Ученики:  На чешуе видны годовые кольца.    Учитель: По этим кольцам можно определить возраст рыбы, а еще вид рыб и её                        состояние – здорова ли она. А теперь ответьте мне,  есть ли паспорт у рыб? Ученик:  Чешую рыб  можно назвать своеобразным «паспортом». Учитель: В коже рыб находится много желез, из которых выделяется слизь, покрываю                   щая все тело рыбы. Поэтому рыбы такая скользкая. Но слизь выполняет мно­                  жество функций: защита от бактерий, от хищников ( ядовитая слизь). А также                   в слизи  содержится вещество, служащее сигналом в случае нападения хищника                      на стаю рыб.                            На теле рыб хорошо заметны несколько плавников.  Задание:  На рис. 117(Б) найдите плавники и перечислите их. В тексте учебника найдите                    ответ на вопрос: какие функции выполняют плавники у рыб?  Учитель: Позади брюшных плавников находятся три отверстия: анальное, половое и                  мочевое, через них во внешнюю среду выделяются продукты жизнедеятельности.                                       Могут ли рыбы видеть без глаз?                                         По бокам тела в чешуе видна боковая линия – своеобразный  орган                    чувств у рыб. Он представляет собой канал, лежащий в коже и имеющий  мно­                 жество рецепторов, воспринимающих давление и силу течения воды, электро­                  магнитные поля живых организмов, а также неподвижные предметы за счет волн                 отходящих от них. Поэтому в мутной воде и даже в полной темноте рыбы прекра­                 сно ориентируются и не натыкаются на подводные объекты.                                Кроме органа боковой линии у рыб имеются органы чувств, расположен­                ные на голове. В передней части головы находится рот, которым рыба  захваты­                      вает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены                ноздри – орган обоняния, с помощью которого рыба воспринимает запахи                 веществ, растворенных в воде. По бокам головы находятся глаза, довольно боль­                шие с плоской поверхностью – роговицей. За ней скрыт хрусталик. Рыбы видят на близком расстоянии и хорошо различают цвета.                                            На поверхности головы рыбы не видно ушей, но это не значит, что                рыбы не слышат. У них есть внутреннее ухо в черепе, что позволяет им слышать                 звуки. Рядом расположен орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает                 положение своего тела и не переворачивается.  Учитель: 3.  Рассмотрев внешнее строение рыбы нам необходимо отметить особенности,                   являющиеся приспособлением к обитанию в водной среде. Задание: Для этого мы вместе заполним таблицу. Шаблоны таблиц лежат у вас на столах и                   в ней указаны некоторые факторы водной среды. Ваша задача заполнить остав­                  шуюся часть таблицы и сделать вывод о приспособленности рыб.                           Первый фактор, указанный в таблице – это высокая плотность воды, она пре­                  вышает плотность воздуха в 800 раз. Такая плотность среды оказывает высокое                  сопротивление движущемуся телу и снижает его скорость. Наиболее важным                 приспособлением является обтекаемая форма тела, треугольная форма головы                 и неподвижное соединение головы и туловища. ( Запишите данные в таблицу )                 В третью колонку вы записываете функциональную роль этих приспособлений.                 Такое свойство воды как прозрачность определяет наличие у рыб своеобразной                 окраски тела, которая помогает ей спрятаться в водорослях, кораллах, на дне в                 песке или в камнях. Серебристость чешуи, за счет её способности преломлять и                 отражать солнечные лучи,  также имеет маскировочное значение для её облада­                    телей. Прозрачность                             Благодаря тому,  что вода способна растворять различные вещества, рыба                    прекрасно ощущает запахи в воде и различает вкус пищи с помощью органов                  обоняния и вкуса, а также имеется жаберное дыхание.                               Для выживания в своей среде рыбе необходимо хорошо ориентироваться                 и реагировать на других обитателей рядом с собой. Поэтому у них имеется орган                  боковой линии.                 Таблица:                        IV   Учитель:             Для закрепления изученного материала на уроке вы выполните                       лаб. работу № 7 на стр. 156. Прочитайте название и цель работы, познакомь­                          тесь с заданиями и выполните их в тетради. Вы можете использовать данные                       таблицы в своей  работе. В конце работы сделайте вывод. На работу вам                       отводиться  5­7 минут.                 V.   Какой вывод вы сделали?                  Обобщение и систематизация знаний.                                 Рыбы имеют множество приспособлений во внешнем строении,                        они позволяют им выжить в  водной среде, дает преимущества и                        позволяет процветать им как самой многочисленной группе позвоночных                         животных.                                                            Молодцы, большинство из вас быстро справились с работой и сделали                       правильный вывод.                               Поэтому вам не составит никого труда ответить на вопросы теста.                VII  . Контроль и самопроверка знаний.                                  В своих тетрадях запишите номера вопросов, а рядом ответ в виде   . Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторной работы. .  Подведение итогов урока. Выставление оценок.                       большой буквы. Во всех вопросах кроме 2­го и 4­го один ответ. Затем мы                          вместе с вами проверим правильность ответов.  На тест вам  дается три                          минуты. Можете приступать к работе.               VIII                        Давайте подведем итоги урока и вспомним основные моменты урока. Вопросы:    1) Какие классы животных мы сегодня изучали?                      2) Что вы узнали о рыбах?  Учитель:        Таким образом, рыбы настолько хорошо приспособлены к среде обитания,                      что человек использовал их в выражении «чувствует себя как рыба в воде»,                      чтобы подчеркнуть, что человек находиться в своей стихии и чувствует себя                      очень хорошо.                IX                        Спасибо вам за урок.               X   .   Задание на дом.                    параграф 31, выполнить задания в зеленой тетради на стр. 6­8,                    подготовить сообщение  и кроссворд по теме «Многообразие рыб».  .  Рефлексия.  Вы сегодня хорошо поработали и выполнили все задачи на уроке.  Приложение № 1         Задание: заполнить таблицу и сделать вывод о приспособленности рыб        Характерные особенности во внешнем строении рыб в связи с водной                                       средой обитания   № Свойства водной  Функциональная роль Приспособление рыб  во внешнем строении среды 1  Большая плотность  ( в 800 раз выше       плотности воздуха) 2  Прозрачность 3 Способность  растворять  различные вещества 4 Текучесть воды Приложение № 2 Задание: заполнить таблицу среды 1  Большая плотность  ( в 800 раз выше       плотности воздуха) 2  Прозрачность 3 Способность  растворять  различные вещества 4 Текучесть воды        Характерные особенности во внешнем строении рыб в связи с водной                                       средой обитания  № Свойства водной  Функциональная роль Приспособление рыб  во внешнем строении Обтекаемая форма тела, треугольная форма  головы, неподвижное  соединение головы и  туловища, наличие  чешуи и ее черепитча­  тое расположение,  наличие слизи,  плавников и хвоста Окраска тела, серебрис­ тая чешуя, наличие  органов зрения наличие органов  обоняния и вкуса,   жабры наличие органа боковой  линии Обеспечение движения с  определенной скоростью,  уменьшение затрат энер­  гии для движения,  уменьшение трения о воду, сохранение равновесия и  движение тела вперед маскировка, отражение и  преломление световых  лучей, ориентация в воде  ощущение запахов в воде,   вкусовые ощущения, жаберное дыхание ощущение направление тока воды, ощущение  находящихся рядом  предметов ( камни, скалы, живые объекты), глубину  погружения и силу течения Приложение № 3  Тест по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб».  (7 класс)           Выберите правильные ответы: 1. Рыбы – это животные, которых относят к:     А – одному классу     Б  – двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы     В  – трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы     Г  – четырем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы, Костные               рыбы, Костистые рыбы. 2. Рыбы приспособлены к среде обитания:      А – дышат жабрами                                 Б  – имеют хорду      В – имеют головной и спинной мозг      Г –парные конечности имеют форму плавников 3.  Из каких отделов состоит тело рыб:      А – головогрудь, брюшко, хвост      Б – голова, грудь, брюшко      В – голова, туловище, хвост      Г – голова, туловище, плавники 4. Каковы особенности строения кожи рыб?      А – не имеют желез                                   Б – покрыта чешуей      В – имеет много слизистых желез      Г – не имеет покровных образований 5. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу  течения воды:       А – органом обоняния                               Б – органом вкуса       В – боковой линии                                     Г – органом слуха 6. Органы боковой линии у рыб выполняют функции:       А – обоняния                                               Б – осязания        В – только ощущения глубины погружения       Г – ощущения  глубины погружения, направления и силы течения воды 7.  Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:       А – способе размножения                        Б – наличии у них скелета         В – приспособленности к среде и месту обитания                                      Г – наличии у них покровительственной окраски 8. Рыбы относятся к типу:        А – хордовых       Б  – полухордовых        В – бесчерепных       Г – позвоночных        Приложение № 4  Ответы к тесту по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение»     1. Б   2. А, Г   3. В   4. Б, В   5. А   6. Г   7. В   8. А

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Рыбы". ( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018