Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
25.04.2017
Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс
Разработка урока подготовлена к уроку биологии 7 класса по учебнику В.Б.Захарова Биология. Многообразие живых организмов. На уроке используется кейс - технология. Организована групповая работа с проблемными заданиями и поиском ответов на них. Формируются навыки групповой работы. Учащиеся учатся добывать новые знания при работе с источниками информации.
конспект по биологии 7 класс открытый урок.docx
1. Конспект урока с применением кейс­технологии Тема: «Класс  Земноводные (Амфибии)» Тип урока: формирование новых знаний. Форма урока: Урок­исследование Методы: репродуктивный, частично­поисковый  Оборудование: таблица « Класс Земноводные», «Строение лягушки», схема строения сердца. Цель урока: Создать условия для формирования знаний о строении лягушки, систематике земноводных.  Планируемые образовательные результаты Предметные: Учащиеся должны уметь характеризовать и сравнивать признаки земноводных   .   Уметь   распознавать   земноводных.   Называть   примеры земноводных   различных   отрядов   по   рисункам   учебника.   Использовать полученные знания для решения жизненных ситуаций. Метапредметные:  коммуникативные   УУД   ­   работать   в   группе,   выполнять различные   роли   в   группе,   умение   договариваться,   действовать   сообща. Слушать   других,   принимать   другую   точку   зрения;   регулятивные   УУД   ­ развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;     познавательные   УУД   ­   заполнять   таблицу,   изучать многообразие животных, относящихся к классу Земноводные. Личностные:  Проявлять интерес к изучению темы. Позитивное отношение к результатам   обучения   при   изучении   темы.   Оценивать   роль   человека   в сохранении местных видов на Земле. Ход урока.  1.   Побудительная   мотивация:  Эпиграфом   нашего   сегодняшнего   урока послужат следующие слова: У природы живые краски, Миллионы лучистых соцветий 2 Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретить. Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних животных, не жалуем и боимся   других,   равнодушны   к   третьим.   Характер   и   облик   наших   давних соседей на Земле мы давно уже знаем. В пословицах, поговорках, эпитетах мы часто вспоминаем животных. ­красивая как лебедушка ­хитрая как лиса ­глухой как тетерев ­задиристый как петух А какие высказывания связаны с лягушками? (выслушать ответы учащихся) ­Царевна – лягушка, плавать по – лягушачьи Ведь   точно   известно,  что   многие   не   видевшие,  а   главное   не   слышавшие   о жабах   дурные   истории,   берут   их   в   руки   без   содрогания   .Предрассудки, суеверия, сколько их еще! И далеко не всегда они безвредны. Многим жабам, например,   стоило   жизни   поверье,   будто   от   контакта   с   ними   на   коже появляются   бородавки.   Причина   предосудительного   отношения   к   этим животным кроется в незнании их образа жизни. Попробуем сегодня взглянуть на жизнь лягушек, жаб, тритонов и саламандр, по – новому, с  уважением. Поверьте, они этого заслуживают. 2. Актуализация: Давайте заглянем в наш саквояж и посмотрим, какие знания там хранятся. 1. Что   изучает   наука   систематика?   Систематика   –   отрасль   биологии, занимающаяся распределением живых организмов по группам на основе сходства и родства, т.е. классификацией.  2. Что такое вид? Вид – группа особей, имеющих сходное происхождение, строение и жизнедеятельность 3 3. Каковы признаки   класса Земноводные? 4. По каким признакам объединяются животные в отряды?  5. Как   связаны   между   собой   особенности   строения   и   образ   жизни   у земноводных?  Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить новую тему.  Тема нашего урока: Класс Земноводные или Амфибии  Изучение новой темы.  Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?   ­Изучить признаки земноводных ­Установить взаимосвязь между строением и образом жизни у лягушек  Проблема и гипотезы. Почему столь разные животные  объединены в один класс?  Почему класс называется Земноводные или Амфибии В   чем   заключается   их   родство?   (предположения:   возможно   у   них…). Записать   на   доске   проблему   и   гипотезы.   Гипотезы   выдвигаются   самими учащимися Мы   выдвинули   ряд   предположений,   это   –   гипотеза.   Но   любая   гипотеза требует   подтверждения.   Как   мы   можем   найти   подтверждение?   Нужно провести исследование. Сегодня у нас урок ­ исследование. Что значит исследовать? Это значит самостоятельно узнавать новое. Мы должны решить проблему: Почему столь разные животные  объединены в один класс? Почему класс называется Земноводные или Амфибии Если проблема ясна, подхватываем ваш багаж знаний и в путь! Сегодня мы работаем в группах.  4 У нас 4 группы, у каждой группы свое задание. Все члены группы должны принимать  участие   при  выполнении  задания. В  каждой  группе   есть  лидер. Лидера назначаю я.  Я   надеюсь,   что   каждый   из   вас   внесет   собственный   вклад   в   общее   дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнеров, четко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе У нас на уроке кроме дидактических задач будет решаться ещё одна задача – социальная. Что это значит?  Я буду наблюдать за тем, как вы слушаете друг друга, помогаете друг другу, вместе   решаете   возникшую   проблему,   добиваетесь   согласия   при   решении спорных вопросов. И вы все сегодня получите по 2 оценки: первая оценка – за биологические знания, а вторая – за социальные умения – как вы, не нарушая дисциплину,   будете   работать   в   группах,   помогать   друг   другу,   будете внимательно слушать друг друга и работать совместно. Итак, у вас на партах лежат пакеты с заданиями (Приложения № 1,2,3,4) У каждой группы по 3 задания.   1­е  задание 1­я, 2­я и 3­я группы составляют систематическое положение лягушки, жабы и саламандры. 4­я   группа   готовит   информацию   о   представителях   отрядов,   отмечая   их размеры и массу тела. Заполняют таблицу по систематике. Подведем  итог:  К  какому царству  относят  этих животных.  В  чем главное отличие животных от растений и грибов? ( они подвижные) 2­е задание Первой группе: Саламандра, тритон – эмоций не много, лягушка – еще ничего,но жаба. Слово –   то   какое.   Карл   Линней   –   шведский   ученый,   составляя   классификацию 5 животных, отнес их к классу Гады.  На каком основании он сделал этот выбор (изучить   кровеносную   систему   лягушки   и   определить   температуру   тела. Отнести лягушку или к теплокровным животным или к холоднокровным).  Второй группе: Вам   поступило   письмо   со   следующим   содержанием.   Некоторые   хозяйки летом сажают живую лягушку в бидон с молоком – дольше не прокиснет. Обоснуйте этот факт, изучив раздел ­ покровы тела лягушки Третьей группе: Мальчик Петя увидел на дороге лягушку. Она   не прыгала, была вялой. Он решил ее спасти. Какие действия предпринял мальчик, чтобы спасти бедное животное.  (изучите особенности дыхания лягушки) Четвертой группе: Нелегкое дело выполнить приказ «Поймать!»  поручено у земноводных языку – мясистому, с глубокой выемкой посередине. Прикреплен он у лягушек и других   амфибий   шиворот   –   навыворот:   к   нижней   челюсти   недалеко   от подбородка. Получив приказ, язык молниеносно, с силой, выбрасывается изо рта. Он может настичь добычу, ползущую или даже летящую на расстоянии около 5 см. Оглушив и приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Земноводные не утруждают себя жеванием, причина проста – зубов почти нет, но пища во рту не задерживается, дальше по назначению ее отправляет не язык,   а   глаза!   Они   вдвигаются   внутрь   и   помогаю   протолкнуть   добычу   к желудку. Каких насекомых ловят земноводные? Живых или мертвых? Третье задание. Первой группе. Дети, подойдя к водоему весной увидели там необычных существ. Это были черные хвостатые «животные». Как можно определить – кто это был?  6 Лягушка проходит свое развитие через метаморфоз – изменения во внешнем виде. Объясните этот факт. Почему в детстве – лягушки – растительноядные, а во взрослом состоянии – хищники. Второй и третьей группе. Ученые, проводя эксперимент по  изучению особенностей питания лягушек решили поставить опыт. Для опыта были использованные лягушки, банки и насекомые.   Попробуйте     проанализировать   ход   опыта,   сделайте   вывод   об особенностях питания лягушек. Четвертой группе. Благодаря   исследованиям   зрения   лягушки   удалось   создать   уникальный аппарат – «глаз лягушки».Этот аппарат предупреждает аварии самолетов. На чем основано действие этого аппарата и механизм его действия. (если самолеты идут своим курсом «глаз лягушки» их не видит. Если они приблизились   настолько,   что   может   произойти   катастрофа   –   аппарат поднимает тревогу.   Кроме того, у вас в пакетах лежат карточки самооценки работы на уроке. Эта карточка заполняется вами, теоретические знания оцениваются лидером группы. В конце урока вы сдадите карточку мне. На   выполнение   каждого     задания   отводится   5   минут.   После   выполнения задания  каждая  группа отчитывается устно.  Итак, вернемся к нашей проблеме:  Почему столь животные объединятся в один класс? В чем заключается их родство?    Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза?  После отчета:  Пополняем   наш   багаж   новыми   знаниями   о   животных   класса Земноводные. 7 1. Что   мы   узнали?   Какие   отряды   входят   в   данный   класс?   (отряд Бесхвостые, отряд Хвостатые, отряд Безногие)  Какие у них общие признаки как класса? (могут жить как на суше так и 2. в воде.) Теперь проводим анализ работы групп. (Дается 5 минут на обсуждение) ­ Что удалось сделать наиболее успешно в работе с заданиями? Почему? ­ Что не удалось? Почему? ­ Кто хорошо справился? ­ Отметьте роль каждого при работе в группе ­ Мешал или способствовал характер общения (работа в группах) вам при  работе? У нас была поставлена ещё одна задача, социальная. Давайте проанализируем её выполнение.  Предоставляется слово лидерам групп. Пусть они проведут анализ работы своих групп и скажут, кто как работал. Итог подводит учитель. Домашнее задание ­ написать сказку ­ сочинение о полюбившихся животных класса Земноводные. 1. Заключение «Включение» участников работы с кейсом в реальные жизненные ситуации обеспечивает   связь   обучения   с   жизнью   и   трудом,   показывая   важность изучаемого   материала.   Активная   работа   обучающихся   с   кейсом   на   всех технологических   этапах,   предполагающих   разный   характер   деятельности, способствует   развитию   их   кругозора,   формированию   предметных   и общеучебных   компетенций.   Высокая   доля   самостоятельной   работы обучающихся   в   этой   технологии   позволяет   успешно   формировать   их познавательную самостоятельность, что является важным условием развития интереса  в учебной деятельности. Дискуссионный  характер кейс­задания и 8 обсуждение   кейса   включает   в   учебный   процесс   элемент   соревнования   и определяет   личную   заинтересованность   обучающегося,   формирует   такие важные для реализации личных интересов умения, как работать в команде, находить общее в разных взглядах на проблему, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. «Свободный» характер педагогического взаимодействия (по   сравнению   с   традиционным   обучением)   является   гораздо   более привлекательным для обучающихся подросткового возраста – именно в тот период, когда психологи отмечают резкое снижение интереса к учёбе. При наличии   хорошей   базы   кейсов   данную   технологию   можно   использовать   на различных   этапах   обучения,   поддерживая   и   развивая   познавательные интересы обучающихся.                                             Список литературы 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пос. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 2. Сидоров С.В., Басаргина О.О. «Кейс­технологии как средство развития  познавательных интересов обучающихся»: статья, Шадринский  государственный педагогический институт, г. Шадринск, Курганская  область, Россия. 9 Приложение № 1 Задания первой группе. 1­е  задание  Составить систематическое положение лягушки.   2­е задание Первой группе: Саламандра, тритон – эмоций не много, лягушка – еще ничего,но жаба. Слово –   то   какое.   Карл   Линней   –   шведский   ученый,   составляя   классификацию животных, отнес их к классу Гады.  На каком основании он сделал этот выбор (изучить   кровеносную   систему   лягушки   и   определить   температуру   тела. Отнести лягушку или к теплокровным животным или к холоднокровным).    10 Третье задание. Первой группе. Дети, подойдя к водоему весной увидели там необычных существ. Это были черные хвостатые «животные». Как можно определить – кто это был?  Лягушка проходит свое развитие через метаморфоз – изменения во внешнем виде. Объясните этот факт. Почему в детстве – лягушки – растительноядные, а во взрослом состоянии – хищники.                                                                                                 Приложение № 2 Задания 2 группе                                                                                        1­е  задание  Составить систематическое положение   жабы.    2­е задание   Вам   поступило   письмо   со   следующим   содержанием.   Некоторые   хозяйки летом сажают живую лягушку в бидон с молоком – дольше не прокиснет. Обоснуйте этот факт, изучив раздел ­ покровы тела лягушки  Третье задание.   11 Ученые, проводя эксперимент по изучению особенностей питания лягушек решили поставить опыт. Для опыта были использованные лягушки, банки и насекомые.   Попробуйте     проанализировать   ход   опыта,   сделайте   вывод   об особенностях питания лягушек.                                                                                   Приложение № 3 Задания третьей группе. 1­е  задание  Составить  систематическое положение   саламандры.   2­е задание    Мальчик Петя увидел на дороге лягушку. Она   не прыгала, была вялой. Он решил ее спасти. Какие действия предпринял мальчик, чтобы спасти бедное животное.  (изучите особенности дыхания лягушки)   12 Третье задание.   Ученые, проводя эксперимент по  изучению особенностей питания лягушек решили поставить опыт. Для опыта были использованные лягушки, банки и насекомые.   Попробуйте     проанализировать   ход   опыта,   сделайте   вывод   об особенностях питания лягушек.                                                                                          Приложение № 4. Задания 4 группе 1­е  задание  4­я   группа   готовит   информацию   о   представителях   отрядов,   отмечая   их размеры и массу тела.   2­е задание   Нелегкое дело выполнить приказ «Поймать!»  поручено у земноводных языку – мясистому, с глубокой выемкой посередине. Прикреплен он у лягушек и других   амфибий   шиворот   –   навыворот:   к   нижней   челюсти   недалеко   от 13 подбородка. Получив приказ, язык молниеносно, с силой, выбрасывается изо рта. Он может настичь добычу, ползущую или даже летящую на расстоянии около 5 см. Оглушив и приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Земноводные не утруждают себя жеванием, причина проста – зубов почти нет, но пища во рту не задерживается, дальше по назначению ее отправляет не язык,   а   глаза!   Они   вдвигаются   внутрь   и   помогаю   протолкнуть   добычу   к желудку. Каких насекомых ловят земноводные? Живых или мертвых? Третье задание.     Благодаря   исследованиям   зрения   лягушки   удалось   создать   уникальный аппарат – «глаз лягушки».Этот аппарат предупреждает аварии самолетов. На чем основано действие этого аппарата и механизм его действия.   14

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс

Конспект урока по биологии на тему "Класс Земноводные" 7 класс