Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"
Оценка 4.9

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
17.11.2017
Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"
Конспект предназначен для объяснения ученикам процесса происхождения первых растений и их приспособления к наземному образу жизни. Как происходил процесс усложнения каждой группы растений, появления органов и тканей. Подробное описание водорослей, мхов, споровых, голосеменных и покрытосемянных (цветковых ) растений. Урок разработан с учетом требований ФГОС.Конспект урока по биологии
происхождение наземных растений.docx
Тема:        «Происхождение и развитие наземных растений» Тип урока: комбинированный  Цель урока: сформировать представление о происхождении и развитии  наземных растений. Задачи:    обучающие: формирование представлений о риниофитах, как первых растениях, вышедших на сушу;     представлений   о   предпосылках   развития   наземных   растений   и   механизмах   их усложнения; развивающие:  развитие   у учащихся умения планировать свою деятельность, действовать по образцу,   ставить   вопросы   и   выдвигать   гипотезы,   объяснять   различные   явления, структурировать материал, делать выводы и защищать свои идеи. воспитывающие:  формирование   у   учащихся   мотивации   к   обучению   и   познавательной деятельности. Использование компонентов УУД: свою   успешность   при   изучении   выполнить,     Эстетическое   восприятие   природы.   взаимопроверку   и   корректировку   учебного   задания. Личностные   УУД:   потребность   в   справедливом   оценивании   своей   работы   и   работы одноклассников.   Формируется   познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться   их   темы. Регулятивные УУД:  самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с   целью;   самопроверку,   Коммуникативные   УУД:   формулировать   собственные   высказывания   в   рамках   учебного диалога,   используя   термины;   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе. Познавательные   УУД:  умение   выделять   главное   в   тексте,   структурировать   учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать   ее   из   одной   формы   в   другую,   готовить   сообщения   и   презентации, представлять   Предметные УУД: знать – особенности строения риниофитов ­ первых сухопутных растений; этапы развития растений;  условия, позволившие растениям выйти на сушу.  уметь – объяснять причины возникновения тканей и органов у растений, перешедших к назем­ ному существованию. результаты     работы   классу. 1.Организационный этап (1­2 мин)    Приветствие, проверка подготовленности к уроку.    Проверка домашнего задания: тестирование по теме «Водоросли.  Общая характеристика и  многообразие»  Личностные:   умение   соблюдать   дисциплину   на   уроке,   уважительно   относиться   к   учителю   и одноклассникам.  Предметные:  определять   строение   водорослей,   разделение   на   отделы,   роль водорослей; объяснять роль одноклеточных и многоклеточных водорослей. 2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5­7 мин)    Мы не раз говорили, что жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало огромное количество видов растений и животных. Но с глубокой   древности   лучшие   умы   человечества   интересовали   вопросы:   какие   растения   возникли первыми?  Всегда ли растения были такими, как сейчас?.... — А вас эти вопросы волнуют? — Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы на них…     На доске рисунок (без названия) происхождение и развитие растений. Ребята высказывают мнения какую информацию несет данный рисунок.    Учитель предлагает после высказываний расставить слова (на доске) в правильном порядке для формулирования темы урока: растений, развитие, происхождения, наземных. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам  работы в кабинете. Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.    Предложение учащимся самостоятельно сформулировать цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей. 3. Этап целеполагания (1­2 мин) Общие цели ( с учениками)  Определить основные этапы развития растений;  Выявить усложнения растений в процессе исторического развития;  Назвать причины  эволюции растений;  Убедиться в многообразии растительного мира. Личностные УУД:  умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать деятельность 4. Этап актуализации и пробного учебного действия       Актуализация опорных знаний и способов действий.           Вопросы учащимся: «Чем отличается наземно­воздушная среда от водной?»  Воспроизведение  имеющихся знаний об особенностях водной и наземно­воздушной сред обитания, для понимания  процесса усложнения и развития растений. Условия жизни в водной среде: 1. Свет (недостаточно) 2. Кислород (недостаточно) 3. Температура (постоянная) 4. Давление (высокое) 5. Влажность (повышенная) Условия наземно – воздушной среды: 1.Свет (Достаточно ) 2.Кислород ( Достаточно)  3.Изменения температуры Значительные от полюсов к экватору 4.Давление (Уменьшается с высотой) 5.Влажность (Не всегда достаточно) Условия наземного существования не только резко отличны от условий жизни в воде, они гораздо  изменчивей и разнообразней. Воспроизведение знаний об особенностях внешнего облика и строения водорослей и растений суши.  Отличие водорослей от растений 1. В количестве видов: водорослей меньше, чем растений. 2. В уровне организации: водоросли самые примитивные представители царства Растений. 3. Тело водорослей не дифференцировано на ткани и органы, в отличие от большинства растений  (водоросли ­ таллом и ризоиды , наземные – корни, стебли, листья, цветки) «Как могли измениться растения в связи с выходом на сушу?». Разбираем с детьми.              Всё дальнейшее развитие органического мира пошло по пути приспособления к этой новой и гораздо более сложной среде. Действительно, в воде растение поглощало пищу всей поверхностью своего тела, на суше же необходимо иметь специальные органы для поглощения воды и минеральных веществ   из   почвы,   с   одной   стороны,   и   газообразных   веществ   —   углекислоты   и   кислорода   —   из атмосферы, с другой. В воде растение не нуждалось в тканях: механических, придающих прочность и устойчивость телу растения, защищающих тело растения с поверхности, в так называемых покровных и   в  проводящих  воду.   На   суше   же   необходимость   придать   телу   прочность,   укрепить   его   в вертикальном положении и обеспечить проведение значительных количеств воды с растворёнными в ней минеральными солями могла быть разрешена лишь путём построения соответственных систем тканей в теле растения. В воде растению не угрожало высыхание, на суше же борьба с этой угрозой встала как первейшая жизненная необходимость; у растения должна была выработаться специальная покровная ткань, защищающая от высыхания все органы растения и особенно его нежные органы размножения. Одним словом, всё, что было приобретено растениями в течение длительной жизни в водной среде, должно было резко измениться в процессе приспособления к жизни на суше, в новых, резко изменённых условиях.       Записываем – у наземных растений появляются органы и ткани. Познавательные УУД: умение приводить доказательства фактов. Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. 5.Физминутка Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть. Включение учащихся в целенаправленную деятельность Изучение нового материала с учителем.  6.Этап первичного усвоения новых знаний  ­ Итак, повернем стрелки часов назад… Начало зарождения Земли и жизни на Земле.     3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, ­ из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни. Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами   молний.   И   в   этом   “теплом   разбавленном   бульоне”   уже   встречаются   первые   живые организмы (коацерваты) ­3 млрд. л.н. . Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы – предки современных бактерий. Пищей им служили органические и минеральные вещества, которые находились в водоемах. Постепенно запасы веществ в водах первичного океана стали сокращаться и между клетками началась борьба за пищу.        Спустя 1 млрд.л. возникли одноклеточные представители растительного мира с хлорофиллом – смогли   создавать   органические   вещества.   Это   были   одноклеточные   водоросли.   Какие   мы   знаем одноклеточные водоросли?         С   течением   времени   на   основе   изменчивости   и   под   действием   естественного   отбора   из одноклеточных   водорослей   возникают   и   развиваются   многоклеточные.   Примеры?   Какие   отделы сформировались?     (красные,   зеленые   и   бурые).   У   них   появляется   примитивное   прикрепление.   С помощью чего?     Климат становится суше и чсть этих водорослей расселялась в прибрежных слоях воды на морских отмелях. Выживали в условиях отливов и приливов только те у которых были плотные талломы и крепкие ризоиды. Предки наземных растений оказывались то в воде, то на поверхности. Растения стали завоевывать новую среду обитания – сухопутную.        Раз часть растений вышла на сушу – 350­400млн.л.н. в воздухе стал накапливаться кислород, а следовательно начал образовываться озоновый слой. Он сохранял растения от губительной солнечной радиации.        Примерно 400 млн. лет назад на влажных берегах существовали первые сухопутные (наземные) представители царства растений. На данный момент они вымерли, но ученные восстановили картину изучая отпечатки и следы таких растений. Их назвали риниофитами.      Ранние виды риниофитов были невысокими, до 25 см и у них не было настоящих листьев. К почве прикреплялись   корнеподобными   отростками.     В   стеблях   были   механические   ткани,   благодаря которым первые сухопутные растения могли занимать вертикальное положение.     В клетках примитивных стеблей содержались хлоропласты. Растения приобрели зеленый цвет.     Покровная ткань  стала защищать от высыхания. Появились устьица – газообмен. На верхушках еще слабых стеблей формировались особые органы – спорангии, в которых развивались и созревали споры. Что такое спора?? Из спор стали возникать новые растительные завоеватели суши.           Через  100   млн   лет   примитивные   первые   наземные   растения   вымерли,   но  от   них  уже   стали развиваться   представители   других   наземных  споровых   растений.   Одно   из   подразделений палеонтологии — палеоботаника — изучает ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений. Доказано, что на протяжении веков видовой состав растительных сообществ   менялся.   Многие   виды   растений   вымирали,   другие   приходили   им   на   смену.   Иногда растения попадали в такие условия (в болото, под пласт обвалившейся породы), что без доступа кислорода   они   не   перегнивали,   а   пропитывались   минеральными   веществами.   Происходило окаменение.   Окаменевшие   деревья   нередко   находят   в   угольных   шахтах.   Они   настолько   хорошо сохранились,   что   можно   изучать   их   внутреннее   строение.   Иногда   на   твёрдых   породах   остаются отпечатки, по которым можно судить о внешнем виде древних ископаемых организмов (рис. 84). Многое могут рассказать учёным споры и пыльца, встречающиеся в осадочных породах. Используя специальные методы, молено определить возраст ископаемых растений, их видовой состав.       Споровые растения хоть и жили на суше, но были связаны с водой. Оплодотворение у них могло осуществляться только в ее присутствии.       Когда климат стал сухим и холодным, возникли и распространились голосеменные растения – 200 млн.л.н.. Они получили преимущество в борьбе за выживание, т.к. процесс оплодотворения у них не связан с водой. Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные   семенные   покровы   защищают   зародыш   от   неблагоприятных   факторов   среды.   Эти эволюционные   приобретения   и   независимость   оплодотворения   от   наличия   воды   (в   отличии   от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.     Покрытосеменные появились на Земле около 120 млн. л.назад и они быстро расселились и заняли все возможные среды обитания. Только эти растения имеют цветки, а их семена защищены плодом. Благодаря развитию всех тканей и органов цветковые растения занимают господствующее положение в растительном мире.    Вывод: Эволюция и усложнение растений в зависимости от приспособлений к окружающей среде     Итоговая таблица “Развитие растительного мира на Земле”. (заполняется совместно в ходе  изучения нового материала) Ступени развития растений Среда обитания Время возникновения Возникновение и господство водорослей Водная  2 млрд. лет назад. Выход растений на сушу (риниофиты) Наземно­водная 350­400 млн. лет назад. Возникновение и господство споровых  (папоротникообразных) Наземная влажная 250­300 млн. лет назад Возникновение и господство голосеменных Сухопутная Свыше 200 млн. лет назад Возникновение и господство покрытосеменных Сухопутная Около 120 млн. лет назад Основные термины: Риниофиты Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; работа по алгоритму Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы 7.Этап закрепления новых знаний Проверяем совместно.  Работа в парах – подписать этапы развития растений.  Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать,  сравнивать. Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме и в виде схем, при задавании вопросов; умение работы  в группе (общение). 8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке      Обсуждение решения поставленных целей. Что понятно, что не до конца понятно, что вызвало  затруднение. Обсуждение с учащимися выставленных оценок, вопросы учителю. Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия  успешной учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы. Регулятивные УУД:умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки. Информация о домашнем задании (1­2 мин) Домашнее задание учащимся: Д/з: §36, в тетради сравнить риниофитов и многоклеточные  водоросли (найти сходства и различия). Запись в дневник домашнего задания. Тест: проверка домашнего задания по теме «Водоросли, общая характеристика и многообразие» Вариант 1.       1. К низшим растениям относятся растения, которые: 1) имеют побег; 2) имеют корни; 3) имеют тело – слоевище; 4) имеют всё, что перечислено ранее.      2.Для водорослей характерны следующие признаки:  1) имеют листья и стебли; 2) обитают в воде и цветут; 3) размножаются семенами; 4) имеют слоевище и  ризоиды. 3.Каких водорослей не существует: 1) красные; 2) зелёные; 3) бурые; 4) синие. 4.К одноклеточным зелёным водорослям относится: 1) спирогира; 2) хламидомонада; 3) порфира. 5.По способу питания водоросли являются: 1) автотрофами; 2) гетеротрофами 3) не подходит ни один из этих способов.       6.  Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью: 1) корней; 2) корневища; 3) ризоидов; 4) слоевища.      7.Какую водоросль называют «морской капустой»: 1) ламинарию; 2) порфиру; 3) хлареллу.       8. Водоросль поглощает воду и минеральные вещества: 1) ризоидами; 2) листьями; 3) корнями; 4) всем телом.       9.У зелёных водорослей хлорофилл находится:  1) в хлоропластах; 2) в вакуолях; 3) в хроматофоре; 4) в цитоплазме.       10. Из названных растений водорослью является: 1) ряска;  2) морская капуста; 3) кувшинка. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Тест: проверка домашнего задания по теме «Водоросли, общая характеристика и многообразие» Вариант 2. 1. Наука о растениях называется: 1) зоология; 2) микология; 3) ботаника; 4) анатомия. 2. Водоросли относятся: 1) к низшим растениям; 2) к высшим растениям; 3) могут относиться к обеим этим группам; 4) вообще не  относятся к растениям.        3.К зелёным водорослям относится: 1) ламинария; 2) порфира; 3) хлорелла;          4.Органоид, который помогает хламидомонаде двигаться к свету, называется: 1.красный глазок; 2) ядро; 3) хроматофор; 4) вакуоли.       5. Тело многоклеточных водорослей состоит: 1) корня и побега; 2) слоевища и ризоидов; 3) стебля и листьев; 4) мицелия.       6.  Какие водоросли способны жить на глубине 200м: 1) бурые; 2) зелёные; 3) красные; 4) все группы водорослей.       7.Какую водоросль называют «морской капустой»: 1) ламинарию; 2) порфиру; 3) хлареллу.       8. Какое растение относят к водорослям: 1) хламидомонаду; 2) кувшинку 3)  лотос.       9. Какое вещество, добываемое из водорослей, обладает дезинфицирующим действием: 1) агар­агар; 2) калийные соли; 3) йод; 4) целлюлоза.      10. Водоросль поглощает воду и минеральные вещества:  1)листьями   2) корнями   3) всей поверхностью   5 (1 ошибка) 4 (2 ошибки) 3 (3­4 ошибки) Тема «Водоросли» Вариант 3. (слабые ученики) 1. Наука о растениях называется: 1) зоология; 2) микология; 3) ботаника; 4) анатомия.    2.      Водоросли относятся:        1) к низшим растениям; 2) к высшим растениям; 3) вообще не относятся к растениям. 3.      Для водорослей характерны следующие признаки:      1) имеют листья и стебли; 2) обитают в воде и цветут; 3) размножаются семенами; 4) имеют  слоевище и ризоиды. 4.    Водоросль поглощает воду и минеральные вещества:        1) листьями   2) корнями   3) всей поверхностью    5.    Какую водоросль называют «морской капустой»: 1) ламинарию; 2) порфиру; 3) хлареллу. ё Подписать этапы появления и развития растений: 1- 2- 3- 4- 5- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------- Подписать этапы появления и развития растений: 1- 2- 3- 4- 5-

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"

Конспект урока по биологии на тему "Происхождение наземных растений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2017