Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
04.04.2017
Предлагаю конспект урока по биологии «Шляпочные грибы». Этот материал будет полезен для учителей биологии при изучении темы «Грибы» в 5 классе ФГОС. Урок открытия новых знаний.Использованы элементы информационно-коммуникативной технологии, технологии проблемного обучения.Основу моего урока определяет системно-деятельностный подход с применением исследовательского метода. В связи с этим, построение урока направлено на развитие у учащихся УУД и определяет результаты по трем составляющим: личностным, метапредметным и предметным.
При подготовке к уроку использовались разные источники: методическая и научно-популярная литература, электронные ресурсы.
Урок Грибы 5 кл.ФГОС.doc
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
Тема урока «Шляпочные грибы»
Цель урока: обеспечить осмысление и первичное закрепление знаний о строении, разнообразие и жизнедеятельности шляпочных грибов, о
искусственном способе выращивания грибов.
Задачи урока
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
Сформировать знания
о строении шляпочных грибов,
об основных процессах жизнедеятельности шляпочных грибов,
о разнообразии шляпочных грибов.
Сформировать умения
давать общую характеристику шляпочных грибов,
определять и называть виды плодовых тел
отличать съедобные грибы от ядовитых,
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных,
регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,
сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о шляпочных грибах в живой природе, для человека.
Оборудование
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
лабораторное оборудование для выполнения лабораторной работы «Строение плодовых тел шляпочных грибов»; Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная. Обучающиеся сидят в группах по 4 человека (в зависимости от наполняемости
класса) Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1. Орг.момент (2 минут)
1.1. Орг.момент
Добрый день, ребята, уважаемые гости.Давайте посмотрим друг на
друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас
хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и
активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Итак ,для организации урока, давайте вспомним какими качествами
«Я – ученик» должен обладать ,чтобы достичь цель урока. Сейчас
каждый напишет в листе самооценки (они лежат у вас на столах)
личностную цель. На уроке мы не только будем получать знания по
предмету, но формировать личностные качества.
(ответ учся) . Не забывает этапы урока оценивать в листе самооценке.
Давайте вспомним, какое царство мы начали изучать на прошлом уроке?
Грибы.
1.2 Актуализация знаний
На слайде 1 даны утверждения по теме «Общая характеристика
грибов» Если вы согласны, ставите «+»,если не согласны ««
Утверждения:
Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими
1. Грибы поглощают пищу путём всасывания +
2.
веществами+
3. Хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+
4.Грибы относят к царству растения
5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни
человека
6. Грибы относят у царству животных –
Приветствует,
проверяет
готовность к
уроку, желает
успеха.
Включение в
деловой ритм.
Ученики встали,
настроились на
работу, проверили на
столах наличие
учебника, тетради,
рабочей тетради,
дневника,
письменных
принадлежностей.
Организует
проверку знаний.
Выполняют работу
Личностные:
умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться к
учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
умение организовать
выполнение заданий учителя.
Цель – создание
доброжелательной
атмосферы, мотивация на
учёбу, создание ситуации
успеха, создание проблемной
ситуации.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя, работают в парах. Выдвигает
проблему,
сообщает
тему урока
Определяют
проблему,
выдвигают
предположения о
теме урока.
Вспоминают то, что
знают.
Сделаем взаимопроверку, и оценим работу товарища. Обменяйтесь
карточками .Оценивают по критериям
«5» – 0 ошибок
«4» – 1 – 2 ошибки
«3» 3 – ошибки
«2» 4 ошибки
ПРОБЛЕМА урока : французский ученый ботаник Вайян,
Слайд №2
выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией,
охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее
общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом
только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых
талантливых ботаников.
Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание
назвать так грибы? Прав ли ученый, назвав так грибы?
На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока.
Слайд №3. Многообразие грибов.(Съедобных, ядовитых) . Мы
наполнили корзину грибов, по какому признаку?
Какую же группу грибов мы будем сегодня изучать?
Верно. Шляпочные грибы.
Достаточно ли у вас знаний о шляпочных грибах,
Что вы знаете о шляпочных грибах, где вы с ними встречались? Растут в лесу. Есть съедобные и несъедобные.
(Какие вы знаете грибы?
Подберёзовик, подосиновик, мухомор.)
1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели
Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Слайд 4)
Что сегодня предстоит нам выяснить?
Ответы детей
обсуждение
затруднений
(почему возникли
затруднения, чего
мы ещё не знаем).
строение шляпочных грибов,
узнать об основных процессах жизнедеятельности шляпочных
грибов,
_ о разнообразии шляпочных грибов
Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать
грибы, знать особенности их строения и жизнедеятельности, уметь
различать съедобные и ядовитые для человека грибы, уметь оказывать
первую помощь при отравлении.
2. Открытие новых знаний
РегулятивныеУУД:
самостоятельное
формулирование цели и
задач, планирование,
прогнозирование
ЦЕЛЬ спрогнозировать
предстоящую деятельность.
Запись учащимися
числа, темы урока.
Презентация проекта
о многообразии
грибов, выполненная
опережающей
формой обучения.
Учащиеся
конкретизируют
цели урока,
предлагают пути их
достижения.
2.1. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Работать будем
в группах, в парах индивидуально. Каждый этап не забываем
оценивать в листе самооценке. На столах у вас лежат конверты с
заданиями и дополнит. информация. Каждое задание связано с
преодолением определенных трудностей. Чтобы их преодолеть, вы
должны уметь организовать выполнение заданий учителя, делать
Учитель
организует
проведение
групповой
работы,
контролирует
Работа с учебником,
доп.материалом
подписывают
основные части
шляпочных грибов,
отвечают на
Личностные: Умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД: выводы по результатам работы, уметь воспринимать информацию на
слух, уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное
1 группа: изучает строение шляпочных грибов.(Задания озвучить
классу)
Задание 1. Найти в тексте параграфа п.14 нужную информацию,
использовать иллюстрации учебника, дополнительную литературу.
Задание 2. Зарисовать на отдельном листе А4 строение шляпочного
гриба, отобразив все его части: (шляпка, ножка, грибница, плодовое
тело).
ход выполнения,
корректирует
работу учащихся.
вопросы,
систематизируют
знания, обобщают и
делают выводы.
Умение организовать
выполнение заданий учителя,
делать выводы по
результатам работы
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя.
Познавательные УУД:
умение структурировать
учебный материал, выделять
в нем главное.
Задание 3. Выделите признаки, по которым грибы делятся на
пластинчатые и трубчатые.
Время на выполнение 79 минут.
Подведём итоги:
1. Какое строение имеют шляпочные грибы?
2. На какие группы по строению шляпки они делятся?
3. Справились ли вы со своей задачей?
Да. Учитель
формулирует
проблемную
ситуацию и
организует поиск
решения.
Решают проблемную
ситуацию, находят
ответы на вопросы с
помощью учебника,
обобщают, делают
выводы и результаты
оформляют на листе
А4
Личностные: Умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать
выполнение заданий учителя,
делать выводы по
результатам работы
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя.
Познавательные УУД:
умение структурировать
учебный материал, выделять
в нем главное.
2 группа: Изучает симбиоз грибов и растений.
Задание 1. Ответьте на вопрос. Почему грибы имеют названия: подберёзовик,
подосиновик ?
Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть
рисунки, использовать дополнительную литературу.
Задание 2. Составьте схему «Симбиоз грибов и деревьев» на листе А4.
Задание 3. Выписать новые слова и объяснить их. (Симбиоз, Микориза)
Задание 4. Подготовить рассказ о взаимовыгодном сожительстве грибов
и деревьев.
Учитель: Часто на лугах встречаются луговые опята, образующие круги
– как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на
грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе”, называли их
"ведьмины кольца”. Ведь в середине круга даже трава не растет как бы
вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали
также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных
кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии. (Сообщение
учащегося)
Возможный ответ. От споры грибница чаще всего разрастается по
радиусам, потому что ее нити в почве равномерно расходятся во все
стороны. Через определенное время на радиальных нитях появляются
плодовые тела. Грибница, разрастаясь, истощает почву, и на ней не
может расти трава.
Подведём итоги:
1. Что такое симбиоз ?
2. Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев?
3.Справились ли вы со своей задачей? 3 группа: Изучает съедобные и ядовитые грибы, приемы оказание
первой помощи при отравлении грибами:
Задание 1. Найти в тексте параграфа п.14, нужную информацию, изучить,
рассмотреть иллюстрации, дополнительную литературу.
Задание 2. Составьте кластер «Съедобные и ядовитые грибы» на листе А4
«Грибы двойники»
1. Группе предлагается информация о грибах двойниках: ядовитых грибах,
похожих на съедобные . Работая в парах, найдите и обсудите
отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами;
2. Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.
Учитель
организует
проведение
групповой
работы,
контролирует
ход выполнения,
корректирует
работу учащихся.
Учащиеся
выполняют задания
используя текст
учебника стр. 7376
и материал
энциклопедии,
готовят обобщение
материала, делают
выводы о
проделанной работе.
Гриб
Белый
гриб
Шляпка
снизу
Белая или
желтоватая
Желчный
гриб
розовая
Опенок
Ложный
опенок
Желтовато
белая с
темными
пятнышками
Темная,
пластинки
зеленоватые
Ножка
Рисунок в
виде белой
сеточки
Рисунок в
виде черной
сеточки
Пленочное
кольцо,
воротничок
Пленочного
кольца нет
Мякоть на
срезе
белая
Съедобность
Съедобный
Розовеет
Несъедобный,
горький
Съедобный
Белая с
приятным
запахом
Ядовитый
Желтоватая
с
неприятным
Личностные: Умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать
выполнение заданий учителя,
делать выводы по
результатам работы
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя.
Познавательные УУД:
умение структурировать
учебный материал, выделять
в нем главное. шампиньон Пластинки
розовые или
фиолетовые
Нет мешочка у
корня
запахом
Бледная
поганка
Пластинки
под шляпкой
белые
С
зеленоватым
оттенком. С
неприятным
запахом.
Пленочное
кольцо под
шляпкой,
«воротничок».
Клубневидное
утолщение с
мешочком.
Съедобный
Смертельно
ядовитый
Итог:
4 группа: Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию,
изучить, рассмотреть иллюстрации, дополнительную литературу.
Задание 2.У вас в конвертах слова известной вам поговорки, но слова все
перепутались, чтобы понять, о чем пойдет речь дальше, вы должны составить
поговорку.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»
При сборе грибов нужно соблюдать определённые правила, сейчас у вас
будет задача, работая в группах, составить «Памятку грибника» на листе
А4.
Итог:
Физкульминутка (перед выступлением учся)( на снятие усталости
глаз, на дыхание) Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните
вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных
лучей.
А сейчас я предлагаю провести мини исследование .
На столах лежат грибы. Какие?
Ответы детей шампиньоны, вешенки. Ребята, где вы их видели? В
магазине. Рассмотрите их. К какой груцпе их можно отнести ?
Пластинчатые или трубчатые?
Эти грибы выращивают искусственно. Давайте посмотрим
видеофрагмент, как их выращивают.
Может в будущем из вас ,ктото захочет заняться весьма
прибыльным делом. Главное верно подойти к делу и соблюдать все
технологические нормы.
3. Первичное закрепление знаний Вернемся к целям урока (записаны на слайде). Все ли цели достигнуты теперь?
Это результаты нашей совместной работы.
Плодотворной была работа на уроке?
Почему? (открывали новое!!!!), получали знания
Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.
Проверочная работа.
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной
деятельности
«Итоговое тестовое задание»
1.Оболочка клеток большинства грибов содержит:
А) хитин
Б) целлюлозу
В) муреин
Создает
учебную
ситуацию,
обеспечивающ
ую
анализ
обучающимис
я результатов
своей
деятельности
и
оценку
качества
усвоения.
Создает
учебную
ситуацию,
обеспечивающ
ую рефлексию
содержания
результатов,
действий по
достижению
результатов,
эмоционально
го состояния.
Обеспечивает
понимание
практический
значимости
полученных
знаний
и
Проводят анализ
достигнутых
результатов
путем сравнения
с
эталоном
(целями урока)
Проводят оценку
качества
усвоения путем
выполнения
проверочной
работы
Осуществляют
рефлексию
учебной
деятельности
Регулятивные:
оценка
достижения
планируемых результатов
коррекция планов и
способов действий в
соответствии с оценкой
волевая саморегуляция
Познавательные:
рефлексия способов и
условий действий
контроль и оценка
способов и результатов
действий
Коммуникативные:
сотрудничество
с
учителем и сверстниками
участие в коллективном
обсуждении проблем,
умение слушать
вступать в диалог,
и
умение выражать свои
мысли в соответствии с
задачами коммуникации,
владение монологической
и диалогической речью 2.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется
А) мицелий
Б) плодовое тело
В) микориза
3.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при
котором:
А) выгодно одному из организмов
Б) не выгодно обоим
В) выгодно обоим
4.Выбрать съедобные грибы:
А) мухомор
Б) маслёнок
В) бледная поганка
5.К пластинчатым грибам относится
А) лисичка
Б) подосиновик
В) маслёнок
умений для
выращивания
культурных
растений (в
рамках
выполнения
домашнего
задания и его
обсуждения)
1
5
№
Ответ А В В Б А
4
2
3
Критерии оценивания:
«5» – 0 ошибок
«4» – 1 – 2 ошибки
«3» 3 –ошибки
«2» 4 ошибки
1
2
3
4
5 Лист самооценки
Оценочный лист ученика 5___класса_________________________________________
по теме «Шляпочные грибы»
Личностная цель: _________________________________________________________
№
1
2
3
4
Вид работы
Утверждения по теме «Общая характеристика грибов»
Работа в группе
Тест «Проверь себя»
Рефлексия
Моя активность на уроке (А)
Насколько мне было интересно (И)
Насколько мне удалось выполнить цели, поставленные в начале урока вместе с классом (Ц)
Мое настроение (Н)
оценка
1
2
3
4
5
Итоговая оценка за урок (Учитель)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.