Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
04.04.2017
Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Предлагаю конспект урока по биологии «Шляпочные грибы». Этот материал будет полезен для учителей биологии при изучении темы «Грибы» в 5 классе ФГОС. Урок открытия новых знаний.Использованы элементы информационно-коммуникативной технологии, технологии проблемного обучения.Основу моего урока определяет системно-деятельностный подход с применением исследовательского метода. В связи с этим, построение урока направлено на развитие у учащихся УУД и определяет результаты по трем составляющим: личностным, метапредметным и предметным. При подготовке к уроку использовались разные источники: методическая и научно-популярная литература, электронные ресурсы.
Урок Грибы 5 кл.ФГОС.doc
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ Тема урока «Шляпочные грибы»   Цель урока:   обеспечить   осмысление   и   первичное   закрепление   знаний   о   строении,   разнообразие     и   жизнедеятельности   шляпочных   грибов,   о искусственном способе выращивания грибов. Задачи урока 1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения Сформировать знания   о строении шляпочных грибов,  об основных процессах жизнедеятельности шляпочных грибов,  о разнообразии шляпочных грибов. Сформировать умения  ­ давать общую характеристику шляпочных грибов, ­ определять и называть виды плодовых тел  ­ отличать съедобные грибы от ядовитых,   2.   Обеспечить   достижение   метапредметных   результатов   обучения:   создать   условия   (учебные   ситуации)   для   развития   коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.  3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:   сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,   сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о шляпочных грибах в живой природе, для человека. Оборудование  ПК;  мультимедийный проектор;  мультимедийная презентация к уроку;  лабораторное оборудование для выполнения лабораторной работы «Строение плодовых тел шляпочных грибов»; Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная. Обучающиеся сидят в группах по 4 человека  (в зависимости от наполняемости класса) Этап урока  Деятельность учителя  Деятельность учащихся Формируемые  УУД 1.  Орг.момент  (2 минут) 1.1. Орг.момент ­ Добрый день, ребята, уважаемые гости.Давайте посмотрим друг на  друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас  хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и  активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. ­ Итак ,для организации урока, давайте вспомним какими качествами   «Я – ученик» должен обладать ,чтобы достичь цель урока. Сейчас  каждый напишет в листе самооценки (они  лежат у вас на столах)  личностную цель. На уроке мы не только будем получать знания по  предмету, но  формировать личностные качества.   ­ (ответ уч­ся) . Не забывает этапы урока оценивать  в листе самооценке. ­Давайте вспомним, какое царство мы начали изучать на прошлом уроке? ­ Грибы. 1.2 Актуализация знаний   На слайде 1  даны  утверждения по  теме «Общая характеристика  грибов»   Если вы согласны, ставите «+»,если не согласны «­«  Утверждения:   Грибы–сапротрофы   питаются   мёртвыми   органическими 1. Грибы поглощают пищу путём всасывания + 2. веществами+ 3. Хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+ 4.Грибы относят к царству растения­       5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни  человека­       6. Грибы  относят у царству животных – Приветствует,  проверяет  готовность к  уроку, желает   успеха.  Включение  в   деловой  ритм. Ученики встали,  настроились на  работу, проверили на столах наличие  учебника, тетради,  рабочей тетради,  дневника,  письменных  принадлежностей. Организует  проверку знаний. Выполняют   работу   Личностные: умение соблюдать  дисциплину на уроке,  уважительно относиться к  учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД:  умение организовать  выполнение заданий учителя. Цель – создание  доброжелательной  атмосферы, мотивация на  учёбу, создание ситуации  успеха, создание проблемной ситуации. Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы  учителя, работают в парах. Выдвигает  проблему,  сообщает  тему урока Определяют  проблему,  выдвигают  предположения о  теме урока. Вспоминают то, что  знают. ­ Сделаем взаимопроверку, и оценим работу товарища. Обменяйтесь  карточками .Оценивают по критериям «5» – 0  ошибок «4» – 1 – 2 ошибки «3» ­  3 –  ошибки «2» ­ 4  ошибки   ПРОБЛЕМА урока : французский ученый ботаник Вайян,  Слайд №2   выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией,  охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее  общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом  только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых  талантливых ботаников.   Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание  назвать так грибы? Прав ли ученый, назвав так грибы?   На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока. Слайд №3. Многообразие грибов.(Съедобных, ядовитых) .   Мы  наполнили корзину грибов, по какому признаку?  Какую же группу грибов мы будем сегодня изучать? Верно. Шляпочные грибы.    Достаточно ли у вас знаний о шляпочных грибах,   Что вы знаете о шляпочных грибах, где вы с ними встречались? Растут в лесу. Есть съедобные и несъедобные. (Какие вы знаете грибы? Подберёзовик, подосиновик, мухомор.) 1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели ­ Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Слайд 4)  ­   Что сегодня предстоит нам выяснить?  ­Ответы детей  обсуждение  затруднений  (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).   строение шляпочных грибов,  узнать   об   основных   процессах   жизнедеятельности   шляпочных грибов,       _   о разнообразии шляпочных грибов   ­ Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать  грибы,  знать особенности их строения и жизнедеятельности,  уметь  различать съедобные и ядовитые для человека грибы, уметь оказывать  первую помощь при отравлении.    2. Открытие новых знаний   РегулятивныеУУД:  самостоятельное  формулирование цели и  задач, планирование,  прогнозирование ЦЕЛЬ ­ спрогнозировать  предстоящую деятельность. Запись учащимися  числа, темы урока. Презентация проекта о многообразии  грибов, выполненная опережающей  формой обучения. Учащиеся  конкретизируют  цели урока,  предлагают пути их  достижения. 2.1.    Сегодня мы продолжим знакомство с грибами.  Работать будем  в группах, в парах  индивидуально. Каждый этап  не забываем  оценивать в листе самооценке.  На столах у вас лежат  конверты  с  заданиями и дополнит. информация.  Каждое задание связано с  преодолением определенных трудностей. Чтобы их преодолеть, вы  должны уметь  организовать выполнение заданий учителя,  делать   Учитель  организует  проведение   групповой  работы,  контролирует  Работа с  учебником, доп.материалом    подписывают  основные части   шляпочных грибов,  отвечают на  Личностные: Умение  соблюдать дисциплину на  уроке, уважительно  относиться к учителю и  одноклассникам. Регулятивные УУД: выводы по результатам работы,   уметь  воспринимать информацию на  слух,  уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное    1 группа: изучает строение шляпочных грибов.(Задания озвучить  классу) Задание 1. Найти в тексте параграфа  п.14 нужную  информацию,  использовать  иллюстрации учебника, дополнительную литературу.   Задание 2. Зарисовать на отдельном листе А4 строение шляпочного  гриба, отобразив все   его части: (шляпка, ножка, грибница, плодовое  тело). ход выполнения,  корректирует  работу учащихся. вопросы,  систематизируют  знания, обобщают и  делают выводы. Умение организовать  выполнение заданий учителя, делать выводы по  результатам работы Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы  учителя. Познавательные УУД:   умение структурировать  учебный материал, выделять  в нем главное.   Задание 3. Выделите признаки, по которым грибы делятся на  пластинчатые и трубчатые.  Время на выполнение 7­9 минут.  Подведём итоги: 1. Какое строение имеют шляпочные грибы? 2. На какие группы по строению шляпки они делятся? 3. Справились ли  вы со своей задачей? Да. Учитель  формулирует  проблемную  ситуацию и  организует поиск решения. Решают проблемную  ситуацию, находят  ответы на вопросы с  помощью учебника,  обобщают, делают  выводы и результаты оформляют на листе  А4 Личностные: Умение  соблюдать дисциплину на  уроке, уважительно  относиться к учителю и  одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать  выполнение заданий учителя, делать выводы по  результатам работы Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы  учителя. Познавательные УУД:   умение структурировать  учебный материал, выделять  в нем главное.  2 группа: Изучает симбиоз грибов и растений. Задание 1. Ответьте на вопрос. Почему грибы  имеют названия: подберёзовик, подосиновик ?  Найти в тексте параграфа  нужную информацию, изучить, рассмотреть  рисунки, использовать дополнительную литературу. Задание 2. Составьте схему «Симбиоз грибов и деревьев» на листе А4. Задание 3. Выписать новые слова и объяснить их. (Симбиоз, Микориза) Задание 4.  Подготовить рассказ о взаимовыгодном сожительстве грибов  и деревьев.      Учитель: Часто на   лугах встречаются луговые опята, образующие круги  – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на  грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе”, называли их  "ведьмины кольца”. Ведь в середине круга даже трава не растет как бы  вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали  также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных  кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии. (Сообщение  учащегося) Возможный ответ. От споры грибница чаще всего разрастается по  радиусам, потому что ее нити в почве равномерно расходятся во все  стороны. Через определенное время на радиальных нитях появляются плодовые тела. Грибница, разрастаясь, истощает почву, и на ней не  может расти трава.  Подведём итоги: 1. Что такое симбиоз ? 2. Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев? 3.Справились ли  вы со своей задачей? 3 группа:  Изучает съедобные и ядовитые грибы, приемы оказание  первой помощи при отравлении грибами: Задание 1. Найти в тексте параграфа  п.14, нужную информацию, изучить, рассмотреть иллюстрации, дополнительную литературу.   Задание 2. Составьте кластер «Съедобные и ядовитые грибы» на листе А4  «Грибы двойники»   1. Группе предлагается информация о грибах двойниках: ядовитых грибах, похожих на съедобные . Работая в парах, найдите и обсудите  отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами; 2. Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.  Учитель  организует  проведение   групповой  работы,  контролирует  ход выполнения,  корректирует  работу учащихся. Учащиеся  выполняют  задания   используя текст  учебника стр. 73­76  и материал  энциклопедии,    готовят обобщение  материала, делают  выводы о  проделанной работе.  Гриб Белый  гриб   Шляпка снизу Белая или  желтоватая Желчный  гриб  розовая Опенок    Ложный  опенок   Желтовато­ белая с  темными  пятнышками Темная,  пластинки  зеленоватые Ножка Рисунок в  виде белой  сеточки Рисунок в  виде черной  сеточки Пленочное  кольцо,  воротничок Пленочного  кольца нет Мякоть на срезе белая      Съедобность Съедобный Розовеет Несъедобный,  горький Съедобный Белая с  приятным  запахом Ядовитый Желтоватая  с  неприятным  Личностные: Умение  соблюдать дисциплину на  уроке, уважительно  относиться к учителю и  одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать  выполнение заданий учителя, делать выводы по  результатам работы Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы  учителя. Познавательные УУД:   умение структурировать  учебный материал, выделять  в нем главное. шампиньон  Пластинки  розовые или  фиолетовые Нет мешочка у корня     запахом Бледная  поганка    Пластинки  под шляпкой белые С  зеленоватым  оттенком. С  неприятным  запахом. Пленочное  кольцо под  шляпкой,  «воротничок». Клубневидное  утолщение с  мешочком. Съедобный Смертельно  ядовитый  Итог:    4 группа:  Задание 1. Найти в тексте параграфа  нужную информацию,  изучить, рассмотреть иллюстрации, дополнительную литературу.   Задание  2.У вас в конвертах   слова   известной вам поговорки, но слова все  перепутались, чтобы понять, о чем пойдет речь дальше, вы должны составить  поговорку.  Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»   При сборе грибов нужно соблюдать определённые правила, сейчас у вас будет задача, работая в группах, составить «Памятку грибника» на листе А4.  Итог:   Физкульминутка (перед выступлением уч­ся)( на снятие усталости  глаз, на дыхание) Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните  вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега,   тепло солнечных  лучей. А сейчас я предлагаю  провести мини­ исследование  .       На столах лежат грибы. Какие?  Ответы детей ­ шампиньоны, вешенки. Ребята, где вы их видели? В  магазине.   Рассмотрите их. К какой груцпе их можно отнести ?  Пластинчатые или трубчатые?    Эти грибы  выращивают искусственно. Давайте посмотрим  видеофрагмент, как их выращивают.  Может в будущем из вас ,кто­то  захочет заняться весьма  прибыльным делом. Главное верно подойти к делу и соблюдать все  технологические  нормы. 3.  Первичное закрепление знаний Вернемся к целям урока (записаны на слайде). Все ли цели достигнуты теперь?  Это результаты нашей совместной работы.  Плодотворной  была работа на уроке? ­ Почему? (открывали новое!!!!), получали знания  Теперь необходимо оценить качество достижения результатов. Проверочная работа.   Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной  деятельности «Итоговое тестовое задание» 1.Оболочка клеток большинства грибов содержит: А) хитин Б) целлюлозу В) муреин  Создает учебную ситуацию, обеспечивающ ую   анализ обучающимис я   результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.    Создает учебную ситуацию, обеспечивающ ую рефлексию содержания результатов, действий   по достижению результатов, эмоционально го состояния.  Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний   и  Проводят   анализ достигнутых результатов путем   сравнения с эталоном (целями урока)    Проводят   оценку качества усвоения   путем выполнения проверочной работы  Осуществляют рефлексию учебной деятельности Регулятивные:  оценка   достижения планируемых результатов  коррекция   планов   и способов   действий   в соответствии с оценкой  волевая саморегуляция Познавательные:  рефлексия   способов   и условий действий  контроль   и   оценка способов   и   результатов действий Коммуникативные:  сотрудничество с учителем и сверстниками  участие   в   коллективном   обсуждении проблем,  умение   слушать вступать в диалог,    и  умение   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами коммуникации,  владение монологической и диалогической речью 2.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется А) мицелий Б) плодовое тело  В) микориза 3.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при  котором: А) выгодно одному из организмов Б) не выгодно обоим В) выгодно обоим 4.Выбрать съедобные грибы: А) мухомор Б) маслёнок В) бледная поганка 5.К пластинчатым грибам относится А) лисичка Б) подосиновик В) маслёнок умений   для выращивания культурных растений   (в рамках выполнения домашнего задания   и   его обсуждения) 1 5 №  Ответ А В В Б А 4 2 3 Критерии оценивания:  «5» – 0  ошибок «4» – 1 – 2 ошибки «3» ­  3 –ошибки «2» ­  4­ ошибки 1 2 3 4 5 Лист самооценки Оценочный лист ученика 5___класса_________________________________________ по теме   «Шляпочные грибы» Личностная цель:  _________________________________________________________ № 1 2 3 4 Вид работы  Утверждения  по теме «Общая характеристика грибов»   Работа  в группе  Тест  «Проверь себя»     Рефлексия  Моя активность на уроке (А)  Насколько мне  было интересно (И)  Насколько мне удалось выполнить цели, поставленные в начале урока вместе с классом (Ц)  Мое настроение (Н) оценка     1 2 3 4 5 Итоговая оценка за урок                                                                                                             (Учитель)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)

Конспект урока по биологии на тему" Шляпочные грибы"( 5 класс,ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017