Тема урока: Значение опорнодвигательного аппарата, его состав, строение.
Предмет: Биология.
Класс: 8
Учебник: Биология. Человек, 8 класс, Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.М.:Дрофа, 2014,
416с.:ил.
Раздел: Опорно – двигательный аппарат, первый урок в данном разделе
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый (эвристический),
практический.
Средства обучения: визуальные (учебник, презентация, таблицы).
Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.
Дидактическая цель: формирование понятий: «опорнодвигательный аппарат», «опорно
двигательная система», «компактное вещество», «губчатое вещество», «остеон», «остеоцит»;
предметных умений: понимать функции опорно двигательного аппарата, состав кости, строение
кости; способов действий: находить на рисунках и микрофотографиях костей компактное и губчатое
вещества.
Образовательная цель: сформировать представление о химических элементах костей, о значении
органических и неорганических веществ для функционирования опорно двигательного аппарата .
Развивающая цель: формирование умений устанавливать причинно – следственные связи при
проведении эксперимента, выделять составные части опорно – двигательно аппарата, обобщать и
делать выводы, развитие внимания, сосредоточенности, умения объективно оценивать свою работу.
Воспитательная цель: формирование представлений о влиянии опорнодвигательного аппарата на
здоровье человека.
Перечень используемых на данном уроке ЭОР:
Форма
предъявления
информации
(иллюстрация,
презентация,
видеофрагмент
ы, тест, модель
и т.д.)
Демонстрация
иллюстрации
№ Название
ресурса
Тип, вид ресурса
иллюстрация
1
Картина
Рембрандт
а " Урок
анатомии
"
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/9a5023c17e5b
45b7986f10821dff3bb9/%5BBIO8_02
06%5D_%5BPD_04%5D.jpg2
Химическ
ий состав
кости
Мультимедиа
Демонстрация
значения
органических и
неорганических
веществ кости
Ход урока:
. school
http
:// files
acba
. ru / dlrstore
collection
263
/878
. edu
d 7 c 106/%5
44 b 2 ad 4792
d 097
BBIO
D . swf
BMA
_01%5
06%5
D _%5
c 3
8_02
1
№ Этап
урока
Организационный
момент
Актуализация
2
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствует учащихся
Настраиваются на урок
В начале учебного года вы
познакомились с учеными, которые
внесли свой вклад в становление и
развитие наук о человеке. Этот
профессор медицины, работавший в 16 в.
в Италии, является основоположником
анатомии. Он впервые подробно описал
строение скелета человека.
О каком ученом идет речь?
Строение человеческого организма
вызывало интерес не только у анатомов,
медиков, но и у художников. Например,
известная картина Рембрандта «Урок
анатомии доктора Тюльпа».
Знакомство с анатомией человека
начнется для вас с изучения аппарата
органов, который впервые был описан А.
Везалийем и изображенным на картинах.
О каком аппарате органов пойдет
речь?
3. Изучение нового
материала:
Что вы узнаете о опорно
двигательном аппарате на
сегодняшнем уроке?
Какие ассоциации возникают у вас
при словах опорно – двигательная
система?
Из каких частей состоит опорно –
двигательная система?
Называют ученого,
основоположника анатомии.
Изучают картины,
формулируют тему урока.
Формулируют цели урока,
записывают тему урока в
тетрадь.
Выстраивают ассоциативный
ряд с использованием понятий
«опора», «движение».
В процессе диалога выделяют
составные части опорно –
двигательной системы.
Работая с учебникомИспользуя учебник, с.64, сформулируйте
определение понятия «Опорно –
двигательная система»
формулируют определение
понятия, записывают его в
тетрадь.
Акцентирует внимание на теме урока
«Значение опорно двигательного
аппарата, его состав, строение» и на
слайд, где записано определение опорно
– двигательной системы.
Можно ли употреблять данные
понятия как синонимы?
Предлагает поработать с учебником
(с.39) и терминами «система органов» и
«аппарат органов» и ответить на данный
вопрос.
Экспериментально доказано, что
большая берцовая кость в вертикальном
положении может выдержать груз до
1500 кг, хотя её масса варьирует от 200
500 гр.
Как это можно объяснить?
Вы правы, объясняется это составом и
строением кости.
Предлагает провести эксперимент для
выяснения значения органических и
неорганических веществ, содержащихся
в костях.
1. Прокаливание кости над
пламенем спиртовки.
2. Помещение кости в 5% раствор
HCl.
Перед вами периодическая система
химических элементов.
Назовите химические элементы,
которые, по вашему мнению, могут
входить в состав костей?
Предлагает посмотреть какие
химические элементы входят в состав
костей и сравнить с названными.
Все перечисленные элементы в костях
находятся в виде солей.
Сравнивают понятия,
обобщают, делают выводы:
данные понятия можно
использовать как
биологические синонимы.
Анализируют задачу,
выдвигают гипотезы.
Работают по маршрутному
листу, устанавливают
причинно – следственные
связи, обобщают и делают
выводы о значении веществ,
содержащихся в костях,
делают соответствующие
записи в тетради
Называют хим.элементы, один
из учащихся записывает на
доске.
Записывают химические
элементы в тетрадь.
3.1 Создание
проблемной
ситуации
3.2 Проведение
эксперимента
3.34
Закрепление нового
материала
Для закрепления нового материала
предлагает выполнить задания:
5
Домашнее задание
1. На соответствие (соотнести
определения понятия с термином)
2. Отметить на рисунки части кости
§ 10, работа с терминами, составить
схему «Типы костей»;
* Какое влияние оказывает химический
состав костей на здоровье человека?
(творческое задание).
Закрепляют и обобщают новый
материал при выполнении
заданий.
записывают домашнее задание.