Конспект урока по биологии "Нефть"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Нефть. Тип урока: изучение новой темы урока. Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа, использование видеофильма). Методы: словесные, наглядные, практические. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Цель урока: формирование знаний о нефти как о ценном полезном ископаемом. Задачи урока: 1. Образовательная: изучить внешний вид, свойства нефти, сформировать знания о способах добычи нефти и продуктах ее переработки; познакомить с новыми понятиями и использовать их в речи. 2. Развивающая: развивать наблюдательность, умения сравнивать, выделять закономерности и обобщать полученные результаты работы. 3. Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, интерес к изучению предмета.
Иконка файла материала Конспект урока по теме Нефть..doc
Тема урока: Нефть.  Тип урока: изучение новой темы урока. Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа, использование видеофильма). Методы: словесные, наглядные, практические. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Цель урока: формирование знаний о нефти как о ценном полезном ископаемом. Задачи урока:  1. Образовательная: изучить внешний вид, свойства нефти, сформировать знания о способах добычи нефти и продуктах ее переработки; познакомить с новыми понятиями и  использовать их в речи.  2. Развивающая: развивать наблюдательность, умения сравнивать, выделять закономерности и обобщать полученные результаты работы. 3. Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность,  интерес к изучению предмета. Содержание этапа (заполняется педагогом) Цель: создание  доброжелательной,  положительно  эмоциональной  обстановки,  психологического  настроя на работу  для хорошей  работоспособности в течение урока. Этапы работы 1. I.  Организац ионный  момент. Конспект урока Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! * Проверка готовности к уроку. * Приветствие учеников. ­ А теперь тихо сели, соблюдая правильную осанку. * Психологический настрой. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. ­ Соберитесь, улыбнитесь, будьте уверенны в себе и все у всех  получится! ­Ребята, у вас на партах находится лабораторное оборудование.  Вспомните правила техники безопасности с ним. ­Молодцы! Правильно! К работе с лабораторным оборудованием  можно приступать только по инструкции учителя и внимательно,  слушая, его указания к работе.2 II.  Проверка  домашнег о задания. 3 III.  Изучение  нового  учебного  материала. ­ В каком разделе работали на прошлом уроке? ­ Что такое полезные ископаемые? ­ На какие группы делятся полезные ископаемые? ­ Какое домашнее задание выполняли дома?  ­ К какой группе относится каменный уголь?  ­ Почему? ­ У некоторых учащихся на партах карточки. Они выполняют  задание самостоятельно. Остальные работают со мной. ­ Какие свойства имеет уголь? ­ Какие способы добычи угля вы знаете? ­ Как люди используют уголь? ­ Молодцы, ребята! Хорошо подготовили домашнее задание! А  теперь проверим работу по карточкам, а все учащиеся следят за  правильностью ответа и в случае ошибки, исправляют товарища: Карточка 1.  Определить из предложенных образцов каменный уголь. Карточка 2. Как на карте обозначается каменный уголь? Карточка 3. Назовите виды угля. ­Молодцы! С заданием справились хорошо!  Выставляются оценки с пояснением. Вывод: вы хорошо усвоили тему прошлого урока и ваши знания   будут помогать при изучении новой темы. 1. Сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися. ­ Чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать ребус.  Прочитайте слова: Глина – 4 Песок – 2 Торф – 4 Гранит – 6 Уголь – 5 ­ К какой группе можно объединить эти слова?  ­ Правильно! Это полезные ископаемые. Задание: Необходимо из слов выбрать букву, которая по счету  соответствует указанной цифре, и составить из выбранных букв  слово. ­ Итак, какое слово получилось? (Спросить нескольких  учащихся.) ­ Правильно! Тема урока: Нефть. Словарная работа. ­Чтение слова с четким проговариванием, обращая внимание на  написание слова. ­ Откройте тетради и запишите число и тему урока. ­ Учитывая свой опыт прошлых уроков, как вы думаете, какие  задачи урока по данной теме мы будем сегодня выполнять? (Дети  называют задачи: * познакомиться с внешним видом нефти и ее свойствами; * узнать, где и как добывают нефть; Метод: словесный. Форма: фронтальная, индивидуальная. Цель: повторение  ранее изученного  материала для  определения уровня  усвоения материала  предыдущего урока,  подготовка к  усвоению нового  материала. Методы: Словесный: беседа,  объяснение. Наглядный:  использование  карточек­опор,  иллюстрации, фильм, текст учебника. Практические:  исследование –  наблюдение за  веществом и  выделение  отличительных  признаков от других  полезных  ископаемых. Работа  с моделью  предложения по  результатам своего  исследования. Формулирование  выводов  (познавательные):  Создание* польза нефти в жизни человека.) ­ Итак, цель урока ознакомление  с внешним видом нефти и ее  свойствами, условиями ее добычи и продуктами ее переработки. ­А поможет ее выполнить план работы  (на доску вывешивается  план работы: 1. Внешний вид полезного ископаемого. 2. Свойства полезного ископаемого. 3. Добыча полезного ископаемого. 4. Польза полезного ископаемого для человека.) ­ Какие задачи вы поставите для себя, чтобы достичь общую цель  урока?  ­ Молодцы! А теперь перед началом достижения намеченной нами цели  необходимо отдохнуть. 2. Физминутка. 3. Практическая работа. ­У вас на партах лабораторное оборудование. Как вы думаете, что находится в пробирке? ­Какие правила работы с веществами вы знаете? (Дети  перечисляют.) ­Молодцы, ребята. Правила вы знаете хорошо, их необходимо  обязательно выполнять, чтобы не навредить своему здоровью. ­Что еще находится на разносе? (карточка) ­Помогать в практической работе будет карточка, в которую вы  будете вносить свои наблюдения. У слабых учащихся записаны варианты ответов, из которых нужно будет выбрать верный. ­Прочитайте вопросы в карточке.  Вопросы Ответы 1. Какое тело природы? 2. Какой имеет цвет? 3. Какой имеет запах? 4. Тонет ли в воде? 5. Растворяется ли в  воде? 6. К какой группе  полезных ископаемых  относится? ­Как будете выполнять задание? ­Какие тела природы вы знаете? ­К какому телу природы оно относится? (Твердое, жидкое,  сыпучее). Почему? ­Правильно, нефть – жидкое вещество. Запишите в карточку. ­Посмотрите на вещество в пробирке.  ­Какого оно цвета? Запишите в карточку. ­Как определить запах?  ­Как правильно нюхать вещества? ­Какой имеет запах? Запишите в карточку. ­ Какой опыт следует проделать, чтобы определить тонет ли  нефть в воде? ­Итак, почему же нефть не тонет? проблемной  ситуации, после  решения которой  делаются выводы,  которые озвучивают  различные учащиеся  и после короткого  обсуждения делается дополнение.  Формы:  фронтальная,  групповая,  индивидуальная Цель (для разных  видов деятельности): организация  деятельности  учащихся по  формированию  знаний по данной  теме, расширение  словарного запаса и  использование его в  речи;  совершенствование в умении работать  самостоятельно с  лабораторным  оборудованием,  наблюдать, выделять основные признаки  вещества и делать  выводы, сравнивая  их с текстом  учебника;  самостоятельное  добывание знаний из  текста учебника;  развитие навыков в  умении правильно  строить  предложения;  работать с картой.­Что это значит? ­Какой вывод можно сделать?  Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 3 абзац.  Прочитайте. ­Итак, правильно ли мы ответили на 4 вопрос? ­Запишите свои наблюдения в карточку. ­Как проверить растворимость вещества в воде? ­Чем будете размешивать смешанные вещества? ­Проделайте опыт.  ­Что вы заметили? ­Почему нефть не растворяется? Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 2 абзац.  Прочитайте. ­Итак, правильно ли мы ответили на 5 вопрос? ­Запишите наблюдения в карточку. ­ Как вы думаете, к какой группе полезных ископаемых относится нефть? ­Как это можно проверить? ­Я продемонстрирую этот опыт. ­Если поджечь нефть, что вы наблюдаете? ­Запишите наблюдения в карточку. Вывод: ­А теперь еще раз прочитайте свойства нефти (карточка на доске.  Сильный учащийся читает вслух. Хоровое повторение после  прочтения.): Нефть – это черная, густая, маслянистая, горючая жидкость,  которая не тонет, не растворяется в воде и имеет запах бензина. ­Подумайте и скажите, чем нефть отличается от каменного угля? ­Что общего у них? ­Как обозначается каменный уголь на карте? Игра «Составь условный знак» ­Чтобы узнать, как изображается нефть на карте, вам необходимо  составить картинку из частей. У вас у каждого часть картинки,  необходимо подойти к моему столу и составить картинку. ­Итак, каким геометрическим знаком обозначают на карте нефть? Знак вывешивается на доску. ­Зарисуйте его в тетради. ­Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Прочитайте  следующий пункт плана. ­Чтобы узнать, как добывают нефть, мы посмотрим видеофильм. ­Итак, на какой вопрос нужно будет ответить после просмотра  фильма? Просмотр видеофильма. ­Как добывают нефть? Нефть добывают на большой глубине в земле или под морским  дном. (Повторяют несколько учащихся.) ­Молодцы, ребята! Все были внимательны при просмотре фильма. ­Посмотрите на карту ЕАО. Где в области имеются залежи нефти? ­Прочитайте название поселка по слогам: Бирофельд. ­Какие буквы нужно запомнить, чтобы при письме не сделатьошибку? ­Составьте предложение из слов: месторождения, В, находится,  поселка, ЕАО, нефти, Бирофельд, возле. ­Прочитайте составленное предложение. На какие орфограммы  следует обратить внимание, чтобы при письме не сделать ошибку? (Подчеркиваются учителем названные детьми орфограммы.) ­Прочитайте еще раз предложение. Запишите его в тетрадь. ­Проверьте правильность написанного предложения. ­Молодцы, ребята! С заданием справились хорошо! Прочитайте следующий пункт плана. ­Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту учебника стр. 113  абзац первый снизу. Словарная работа Мазут Керосин Смазочные материалы Пластмассовые изделия Вазелин ­Прочитайте отрывок из текста и ответьте на вопрос: Какие  продукты получают из нефти? Дети самостоятельно читают отрывок. ­Итак, какие продукты получают из нефти? (Учащиеся называют  продукты переработки нефти.) ­Ребята, как вы думаете, почему нефть называют «черное  золото»? Нефть – очень ценное и дорогое полезное ископаемое. Страны, в  которых имеются большие запасы нефти очень богаты. ­Рассмотрите рисунок на стр. 113. ­Назовите, где используют нефть? ­Молодцы, ребята! Хорошо справились с самостоятельной  работой! Игра «Горячо­холодно». ­Я буду называть слова, а вы должны поднять сигнальную карточку,  если это слово относится к нефти. Вывод: подвести итог игры. 4 IV.  Закреплени е учебного  материала. 5 V. Итог  урока. ­Как называлась тема урока? ­Какую цель ставили в начале урока? ­Достигли ли намеченной цели урока? Объясните. ­Что нового узнали на уроке? ­Продолжите предложение (карточка на доске): Я научился… Было интересно… Было трудно… Методы: Словесный (игра) Форма: фронтальная Цель: проверка  усвоения учебного  материала через  игровую  деятельность для  мотивации  работоспособности  всех учащихся. Методы: Словесный,  наглядный Форма: фронтальная, индивидуальная Цель: развитие у  учащихся умения  формулироватьЯ понял, что… ­Как справились со своей задачей урока? ­Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке! Выставляются отметки за урок с пояснением. выводы с целью  контроля и  самоконтороля.6 VI.  Домашнее  задание. Стр. 112­114. Прочитать текст и ответить на вопрос №5.  ­Прочитайте вопрос №5. (Почему так опасны аварии морских судов,  которые перевозят нефть? Почему при разливе нефти в водоеме гибнут  его обитатель?) ­Всем ли понятно задание? ­Молодцы ребята!  Спасибо за урок! Метод:  практический  Форма:  индивидуальная Цель: активизация  познавательной  деятельности.